На выставке

Александр Август
  "Удел множества людей состоит именно в этом:
   проявлять себя наполовину."
   
   В.Гюго "Отверженные"


  На следующий день,сидя на работе,Сергей раздумывал о том,что произошло накануне.Он думал также
о молодом человеке,с которым ему довелось встретиться:
"Что же я понял?Разобрался хотя бы отчасти в нём?Кто он?Современный молодой человек?Лучший представитель
своего поколения?Нет,не лучший.Лучшие трудятся на молодёжных стройках и занимаются общественной работой.
Имеют не узколичные цели.Для них главное-люди.Он же эгоист.Живёт бесцельно,безразлично.Разочарован в жизни?
Глупости,он её ещё и не видел.Просто она его слишком рано избаловала и развратила.Но он не худший.Это
несомненно.Почти не пьёт,как это ни печально,но в наше время такое является огромным плюсом.Хорошо образован
для своего возраста,умён,имеет незаурядные способности,возможно,даже талантлив.Он сам мне говорил,что
одинаково отрицает,как абсолютную порядочность,так и абсолютную испорченность.Нужна некая гармония во всём.
В правде и лжи,в чувствах и уме,в совести и подлости,в робости и смелости,в зажатости и развязности,
в строгости и пошлости.Он-человек компромисса!Но всегда ли нужен компромисс?Ведь есть такие понятия
как Дружба,Любовь,Родина.Здесь нельзя выбирать.Существует черта,переступив через которую,индивидуум перестаёт
быть личностью.Он становится ничтожеством,предателем.Это происходит не сразу.Всё начинается с компромиссов.
Сделки,которые люди совершают со своей совестью,никогда не исчезают бесследно.Настаёт время,и за них
приходится платить."
  Сергей вздохнул и выпил глоток чая.Он вдруг понял,что сам ничем не лучше Руслана,а,скорее всего,даже хуже.Он такой же
изменник и лжец,и нет ему оправдания.Тем не менее,он продолжил свои размышления:
"Но,может быть,Руслан лицемер,демагог?Вряд ли.Чувствуется,что он искренне верит в то,что говорит.А если,что делает
не так,то просто не задумывается над этим.Фактически,это средний представитель своего поколения.А средних всегда
большинство.Но он не является средним человеком.В этом-то и весь парадокс.Не будучи посредственностью,он сливается
с общей массой и выглядит таким же серым,как и все остальные.Противопоставляя себя среде,он живёт её законами,
условностями,и протеста,как такового,нет.Смеясь над людьми,он смеётся над самим собой."
  После этих событий они долго не встречались.Прошло несколько месяцев.Палитрин даже решил,что его общение с Русланом
больше не возобновится.Но однажды-это было уже зимой-ему позвонил знакомый художник.Сергею нравилось приходить к нему
в мастерскую и смотреть на его новые картины,которые были нарисованы в стиле кубизм.Естественно,они официально не
признавались,и художник,которого звали Феофан(по всей видимости,оно не являлось его настоящим именем),продавал свои
произведения,минуя комиссионные магазины и выставки.Также у него было ещё одно увлечение.Пару раз в год он собирался
и ездил по деревням,в основном,Псковской и Новгородской областей в поисках старинных икон.Самые лучшие он оставлял себе,
другие тоже продавал после значительной реставрации.Сергей не приветствовал данную деятельность,но мирился с ней,так как
ему было интересно рассматривать предметы древнерусского искусства.
-Всё не мог тебе позвонить раньше,-извинился Феофан,-пришлось здорово повозиться с приобретёнными экспонатами.Состояние
их было не важнецкое.Но теперь не стыдно показать,так что приходи,когда будет время.
-А какой они эпохи?-поинтересовался Сергей.
-Да,по-разному,есть восемнадцатый век,семнадцатый,а одна,вообще,пятнадцатого века.Её я продавать не намерен.
-И где ты их нашёл?
-Недалеко от Великого Новгорода.Жалко,погода была "хреновая",а места там изумительные.В общем,жду тебя в гости,Серёга.Не откладывай.
  Сергей уже намеревался закончить разговор,как вдруг у него мелькнула мысль:
-Феофан,не будешь возражать,если я возьму с собой одного парня.Увлекается историей Древней Руси.
-Конечно,бери,можешь даже жену привести.Заодно и с ней познакомлюсь,-Феофан засмеялся.
"Спрашивается,зачем я сказал,что возьму Руслана?Мы с ним месяца три не общались,-подумал Палитрин,положив трубку,-но что-то
 заставило меня так поступить.Он же,действительно,увлекается историей и наверняка согласится.Нет,это отговорки и самообман.
 Сработало подсознание.Зачем?Что ж,следует всего лишь позвонить ему и пригласить.Может,всё пустое?"
  Руслан сразу же согласился,как будто ждал этого звонка.Они договорились,и уже на следующий день направлялись в мастерскую
художника,которая находилась на набережной,выходя окнами на великую русскую реку Волга.Он ждал их с нетерпением.Сначала Феофан
показал свои картины,которые были написаны им совсем недавно.На Руслана они не произвели должного впечатления,хотя Сергею очень
понравились.Он являлся поклонником творчества Филонова и Гончаровой,и специально ездил в Ленинград,в Русский музей,чтобы
полюбоваться их картинами.Также ему нравились произведения Пикассо и Матисса,но он это тщательно скрывал,доказывая всем
на работе,что лучше картин Репина,Васнецова и Ренуара просто быть ничего не может.Затем Феофан провёл их в другую комнату,где
на продавленном старом диване,закрытые грубым полотном,были выставлены отреставрированные древнерусские иконы.Их было не меньше
десяти.Руслан стал с интересом смотреть на них.Казалось,больше его ничто не занимает.
-Какой это век?-неожиданно спросил он.
-Почти все восемнадцатый и семнадцатый,но есть одна пятнадцатого века.Вот эта,-и Феофан указал на самую крайнюю справа икону.
 На ней был изображён древнерусский князь или полководец.Руслан пристально посмотрел на изображение.Вдруг выражение его лица
 резко изменилось.Он побледнел и испуганно посмотрел на Сергея.
"Не надо было ему звонить,-подумал он,-что-то с ним не то происходит.Или это не я его пригласил?"
 Палитрин опять взглянул на икону,потом на Руслана и был крайне изумлён:
"Нет!Не может быть!Это абсурд,нонсенс!"-пронеслось у него в голове.Сергей вытащил сигаретту и закурил.
-Мне надо на свежий воздух,-невнятно пробормотал Руслан и вышел так быстро,что Сергей и Феофан даже не успели что-либо ответить.
-Странный парень,-заметил Феофан,-сбежал вдруг.
-Ты считаешь странный?-Сергей задумался,-не поверишь,мне показалось,что Руслан и человек на иконе очень похожи.Можно сказать,
 одно и то же лицо.
 Феофан удивлённо поднял брови:
-А больше тебе ничего не показалось?Может быть,какое-то необычное свечение?
-Нет,пойми,когда Руслан стоял рядом,я ясно разглядел их сходство.Думаю,это и послужило причиной его побега.Он увидел то же самое.
-Хорошо,давай посмотрим ещё раз на эту особенную икону.Ты меня заинтриговал,-Феофан начал внимательно рассматривать её,-ну,и что?
 Средневековая живопись.Этот человек с таким же успехом похож и на тебя,и на меня.
-Да,но тогда он был похож на Руслана.
-Феномен распознавания лиц.Он очень субъективен.Зависит от многих факторов.Хорошо ли ты спал?Голоден ли?Ругался сегодня с женой?
 Может,с похмелья?Часто индивидуум может увидеть то,чего нет на самом деле.И ему поверят!
-Но почему он сбежал?-повторил Сергей,-он узнал себя!
-Узнал себя?-Феофан покрутил пальцем у виска,-ты что,страшных сказок начитался перед сном?Могу порекомендовать русскую народную
 сказочку "Гуси-лебеди".Жуткая история,хочу тебе сказать.Как такое можно предлагать детям,я не понимаю!
 А вспомни Бермудский треугольник.Сколько было легенд,мифов,самых фантастических теорий про антигравитацию,искривление пространства
 и времени.Но если подойти реально,то любое исчезновение можно объяснить по вполне известным причинам.Просто люди любят окружать
 себя тайнами.Так интересней жить!Ты меня спрашиваешь,почему он сбежал?А я тебе уже ответил.Странный он какой-то.Может,на учёте
 где-нибудь состоит.Кто его знает?Тебе что про него известно?Ничего?Вот,то-то и оно!
  Вечером Сергей позвонил Руслану домой,но безрезультатно.Больше они не виделись.


                октябрь 1985