о прозе Смолиной декабрь 202

Галина Щекина
О  Смолиной  декабрь2022

Земегые  волосы
Алла Смолина  большой  спкцивлист по распутываниюнепонятных мест в  тексте, большой спейцалист подсказать, научить и  сравнить текст  с тем как это джолжно быть, как правильно. Я  до  сих пор помню, как она  делиась технологией написания  текста, как она рисовала схемы  связей  между персонажами  как писалпа карточки,чтоб не  забыть  деймтввующих лиц  по  мере  развития  с.жета. Иллюстрацией к тому  служит ее собственная проза.ее  без  схем не понять, нно вряд ли она сама применялп схемы к сасмой  себе.
На первый  взляд история изложенная в  рассказе  «Зеленые  волосы» это  какой-то несвязный бред.. на  самом  деле главный  герой попадает в поотал, открывающий двери в паоаллельное время, Получается что глпвный  гиргерой покинув  Даголов  и  даже не тоскующий о нем, видит  прошлое  Дпголова и немного   будущеего, а обшем  девочка из пршлого уже перед  ним спустя  35  лет и та, что  юная тоже. Бедный  лимргерой. Удачный  образ  раздвоившееся  времени -  это раздвлившийся  свол  деревца.  Перечесение  улиц  Мира и Гнрцена на водит на дом гдк сейчас Макси м  рядом стоящий мазин с  джинсами  скоро  тожк  будет литературным памятником , там  работала нынешняя  знамениость  Аксана  Халвицкая  а  со двора в  тои  доимее  жил  Леднев, и  это фамилия  подошла бы  лучше.  Потому  что Пересторонин  это ректор  вятского журнала  Ротонда и   это может воспринят  это как  намек.
Лиргерой рассказа  очумел и забыл на улице  свлои свежекупденные  джинсы. Поэтому он растеряха еще тот и вызвал мое горсчтное сочуствие. Жить на стыке прошлого и   напстгщего ему  тяжело. Таким примем   Апллп Смолина заствила читателя  вздоргнуть. любойна месте героя очумел бы. Сложная психологичская ситация – намек читателю, чьтотот всегшда стался жить честно. А то вот так  оживет твое прошлое игорько  тебе  будет…. но несмлтря на печальные намеки рассказ имеет  джоврольно светлую тональность. Только  свеженткие  джинсы уже не вернешь.Слог  автор в этом  рассказе тяжеловат.
« Она может жить и в Даголове и не в Даголове. Неважно. Вопрос снят. И в Даголове она будет жить так же, как не в Даголове». Разве  это не пример  изящества стиля? Вот еще -  « пока  бычара не перехватит взгляд.» я же понимаю. Что  бычара – это  мужчина, и другие  читателиэто поняли.Автор  могла бы  выразиться  еще  более  жестко, но не стала, и то  хорошо. Вообще  днеталдей очень  много.
Мне  понравилоась  что у днвочки  спереди  волосы  соломенные а  вздт розовые и филетовые.. Здесь одним  штрихом нарисован  портрет солодого поколения. Не очень четко нарисован  сам Персторонин, но  это  уже неважно,  вопрос  закрыт.Главное, надо запомнить, что зеленые волосы  были у тети от луковой  шелузи. Наложение   прошлого и настоящего создает состояник  раздвоенности. Будто герой  паьян. Потому что  Смлина  перешла от реализма к фентези, и сама не  заметила.
Второй  рссказ Смолиной  «Гликерия»совесм  другой . он не  содержит никаких  издишних премудростей, как первый. Это  рассказ о простых людях и для простых людей, которые  олбходятся минимумом слов. И все равно им  все  понятно. Основная проблматика  рассказа  лежит в области социальных благ,  то есть закроют  бангю или нет.Тут надо  четко понимать кому и когда потереь  спину. И хваткая  умная Глиукерия  это знает. Благодаря ее чуиткому  рукдлству  баню не  закрывают. В раскаже выведены  аркие  типажи из  народа:это дед  Семёйнков,  бабка  Лимониха,Бака Лукьянова, Тутатаринова -  Семйнкова  дока, учительша, мать и доч Ьасковы. Правда  типажи  не описаны  внкшне, но это неважно.Все  они понимают как и кому надор тереть спины. Пещерное и существование, вдимо , живут  без длинных мочалок….Думается  не каждый  интеллигентный  человек  попавший  в  такую баню в женский день, сориентировался бы. На это насть нардная  мудрость.и  всек, вопрос   запкрыт
Текст третий это  пьеса  вернее  фрагмент пьесы без названия, но под условным названием «На дне  сегодня»! современная версия  Горьковской пьесы. Разница лишь в  том  что  это дно  социальное. Жители   дна  на вид нормальные  люди, но приглядевшись  легко увидеть – это полностью декоассрованные  элементы, потому что  живут не вылезая  из обмана и  жульничества. Живкут  за счет  друших. Расения-паразиты.Их  речь наполнена  сленгом как  представителей любой  субкультуры.Интересы  герпоев крутятся вокруг материального, они разные по занятиям но все чеи-то похожи. Данная  пьеса отражает картину  современного социума и так  же как пьеса  Горького, носит  обличительный  характко. Мн кажется  это удачная  фома художествнного высказывания.
«Макабр», пляска  смерти, можно обозначить как пародии на ужастики  такие популярные в лтературе и кино.Всерьез  воспринимать танец со скелетами я не в силах. Мы  с вами  взрослые читатели, не подростки. Для серьезной  интонации в рассказе обилие скелетов но нет главной  идеи. Шутка  да и только.Приняв  этот момент  за основу, читатель  насчет хохотать и в этом его  спасение.