Эллипс широкой известности

Игорь Туманов 1
(ОТ БУНИНА ДО НАШИХ ДНЕЙ)


СЧАСТЛИВЫЙ ЭМИГРАНТ

Бунин был счастлив в эмиграции.
Хотя и напускал на себя излишнюю серьезность.
У него было всё.
Большой дом, деньги и авторитет.

А после Нобелевской премии Бунин ощутил себя изгоем.
Ее как бы не признал никто из своих.
Бунин премию прОпил.

Но при этом он дружил с Шаляпиным, например.
Да и с Алехиным - тоже.
И эта дружба давала ему то, что не могла дать литературная среда эмиграции.


НАБОКОВ ДО И ПОСЛЕ "ЛОЛИТЫ"

До "Лолиты" Набоков бедствовал.
Был нищим и отверженным.
Он им действительно был.
Эмиграция его не хотела.
Он был слишком нов для эмиграции.

Да и он к ним особо не лез.
Жил бирюком, как Гайдай в старости.

А вот после "Лолиты" - Набоков воскрес.
Хотя она и не читалась особо.
Ну кто ее читал?
Пыльные профессора академий художеств.

Но атмосфера скандала сделала свое дело.
Набоков разбогател и стал известен.
И всю жизнь потом - наслаждался Западом.
Он не воевал с ним, как то кажется Дмитрию Галковскому.
Он лишь использовал Запад для себя.
И хотел его несколько поправить.
И поправил, между прочим.
Кое-что из набоковских книг - Запад взял на вооружение.
Например, интерклуб Вана Вина из "Ады".
Но не читал его особо никто.
НЕ ХОТЕЛИ читать просто.


ГОНИМЫЙ ПАСТЕРНАК (ИМИДЖ И СУТЬ)

Имидж Пастернака - гонимый поэт.
Его суть - прихлебатель у власти.

Пастернак жил шире Яшки Косого.
У него было всё.
Даже личные водитель, повар и врач.

Знаете, гонимый поэт - совсем иное.
Так иное, что Пастернак заигрался просто.
И спектакль с "Доктором Живаго" - спектакль для Запада.


ШУМНЫЕ "ШЕСТИДЕСЯТНИКИ"

О них много написано уже.
Но кое-что не зацеплено.
А именно: они были каждый сам за себя.
Не за другого, а за себя.
Как пауки в банке.
И правильно Галковский их клеймил.
Только однобоко.
Уж слишком просто всё у него.
А там было сложно.
Никогда в России не было сложней.
Высоцкий - не Вознесенский.
Вознесенский - не Губанов.
Губанов - не Окуджава.
И так далее.


"ЛИМОНОВА ЗНАЮТ ВСЕ"

Да.
Эдик знаменит здесь.
Но эта знаменитость - знаменитось змея подколодного.

Лимонов был тем, кем он был: панком и лжецом.
Хитрым и лукавым.

Но на что такая знаменитость?
Только ад тешить.


ЯЗЫК ПЕЛЕВИНА

Это имитация языка, а не сам язык.
Имитация несложная и куцая.

Читать Пелевина больше двух абзацев - сложно для меня.
Рерих выражался интересней.
Где-то они похожи.
Даже очень.
Оба - имитаторы, а не личности слова.


ПАНК ИЗ МИНУСИНСКА

Роман Сенчин - прирожденный панк.
Его книги - имеют налет образованности.
Но это образованность Летова.
Или - худой выбор из малого.


ПОСЛУШАНИЕ ДМИТРИЯ БЫКОВА

Дмитрий Быков очень востребован, конечно.
Но КЕМ он востребован?
Теми, кто заказывает ему книги.

Он "на послушании" у старших товарищей.
Всё - от имени и по поручению.


ГАРИКИ ГУБЕРМАНА

Он хорош бывает иногда.
По форме даже блестящ.
Но по сути - это ошибки.

Верных гариков у него - 3.
Остальное - ерунда в суть.


"ЛЕГЕНДЫ РУССКОГО РОКА"

Их так много здесь.
Плюнь - попадешь в легенду.
От Градского до Кинчева - легенда на легенде.

Но по правде легенда только одна.
Это Андрей Макаревич.

Да, он сейчас никому не нужен.
И сам в этом виноват.
Испортил себе судьбу.

Но он единственный настоящий рокер здесь.
Башлачев - не рокер.
Башлачев - русский поэт, а не рокер.


НАРОДНЫЙ ПОЭТ СССР

Это Высоцкий, конечно.
Но как он стал им?
Только, по сути, на одном: на умении понять другого человека.


ВРАЧ "СКОРОЙ ПОМОЩИ"

Розенбаум каким был врачом.
Шприца от кипятильника отличить не мог.
Но работал долго.

Он и "бард" такой же.
Схематичный и односторонний.


"РЕЗО ОТВЕЗЕТ ТЕБЯ" (БЛАТНАЯ МОСКОВСКАЯ ГРУЗИЯ)

Блатных грузинов в Москве - очень много.
Лепс, Павлиашвили, Цискаридзе и многие еще.
Они очень бездарны все.
И от этого - злятся и наглеют.


ЛУЧШАЯ РОЛЬ СЕРГЕЯ БЕЗРУКОВА

Сергей Безруков в кино играет себя.
Всегда - только себя.
И от этого - он всем надоел.

Его лучшая роль, где он максимально органичен и честен - реклама Совкомбанка.
Вот там он актер.


ЛИМУЗИН ДЛЯ АЛЛЫ БОРИСОВНЫ

Это Бьюик-Ла-Сабр, например.
Вот бы что подарить Алле Борисовне.
Проехав на нём по Москве однажды, она бы вернулась на сцену.
Потому что это машина-мечта.
Мечта, дарованная Алле Борисовне мною.


ДОМ-3

Это Дом откровенного порно.
Ибо что такое Дом-2?
Холостой трёп при постелях.


ПАМЯТНИК КОБЗОНУ

Кобзон заслужил иного памятника.
Ибо кем он был по сути?
Распределителем материальных благ.

Ну я не спорю: иногда он пел гениально.
В "17-ти мгновениях весны", например.
Да, по сути, только там.

В остальное время Кобзон рулил продуктовыми базами, квартирами, шарфами.
И памятник нужен соответствующий.
Шкаф с утварью, а на нём - Кобзон.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЭТРЫ

Их в провинции - до зела.
Но что они представляют из себя как писатели?
Увы, ничего.

Но рулят здесь многим.
И молодые, видя их, начинают избегать встреч и посиделок.


2022, декабрь