8. Зарисовки соцработника. Непутёвая дочь

Алевтина Крепинская
Бабушка Оля и её непутёвая дочь

С бабушкой Олей Лия работала не больше года.
- Нравится мне быть твоей подопечной, Лия, но придётся нам расставаться, - сказала  бабушка Оля  социальному работнику Лие.
- А почему? – удивилась Лия.
- Уезжаю я. Я же в деревне живу, а как совсем тяжко стало, племянница забрала меня к себе, вот и живу у неё уже год. Хорошо тут, а домой надо. Дочь у меня там. Как она  без меня живёт и представить не могу, одно знаю, плохо.
 
Лия и не знала, что бабушка у племянницы живёт, думала, что Дина дочь ей. Приходила Лия в то время, когда Дина на работе была, но забота чувствовалась и в её отсутствие.

- Мне хорошо у Дины, но нет покоя, всё думаю и думаю, как там моя Оля, моя дочка? Что делает?
- Оля? Дочка тоже Оля? А сколько ей лет? – поинтересовалась Лия, - почему так волнуетесь о ней?
- Тридцать два уже ей.  Олей не я её назвала… Неродная она мне, удочерила. Не было у меня детей. Страдала от этого. В детстве я в лёд провалилась на речке, еле выбралась, видно застудилась.  Ждали мы с мужем, ждали, а я никак не беременела, стали на очередь на усыновление. Я уже не такая и молодая была, когда Оленьку из Детдома взяли. А ей 6 лет было. Помню, какая же она хорошенькая была!  Помню, как повисла она  на моей шее и благодарила, что её выбрала.
Мы в селе жили, я шила хорошо, в Доме быта работала швеёй, одевала свою дочечку, она была самой красивой в нашем селе. В школе учителя хвалили её, говорили, что  надо ей после школы поступать  в институт. Да какой там институт? Сразу родила, ещё в школе забеременела. Родить родила и загуляла. Год не прошёл, как  другого  родила.  Какой уж тут институт?

А гулять продолжала, приезжали за ней, увозили дня на два-три. А я с внуками. А было уже трудно мне, здоровье стало плохое, а мужа уже в живых не было.
Ругала её, говорила, что мать она плохая. А она не только детьми не занималась, но и по дому ничего не делала. Ничего! Я уж не говорю об огороде и саде, там она никогда ничего не делала, лаже урожай собрать отказывалась.

Вот и начались у нас ссоры. Она считала, что счастья я её лишила удочерив.  Если бы она в детдоме осталась, то квартиру бы получила и жала бы в городе, а не в этой гадкой деревне.  Особенно она начала показывать своё недовольство, когда её брат нашёл по интернету. Его оказывается в Англию усыновили и он живёт там, как король. Нигде не работает, живёт в социальном доме на всём готовом. Узнала об этом Оля и совсем покой потеряла. Ругала меня постоянно, и зачем я её удочерила, и откуда я вообще взялась?
 
Нигде не работала Оля, моя пенсия вот и весь бюджет семьи. Потом детские пособия пошли да материнский капитал получила на второго.  Думаешь сохранила? Ничего подобного! Какой-то аферист ей помог за 50% наличные получить. Вот и ждём мою пенсию с нетерпением. Да к тому же ещё и курит, да и выпить любит. Такая…

Спасибо Дине, приезжает и много чего привозит. Иначе и на лекарства не хватало бы.
 
А Оля звонит. Говорит, что хватит по людям скитаться, надо возвращаться. Конечно, трудно ей без моей пенсии. Пособий на детей не хватает.
 
Как-то приехали из школы три учительницы. Замечание сделали, дети грязные в школу приходят. Стыдно мне было, а ей хоть бы что. Приехали и увидели, что не только дети грязные, но и в доме и во дворе грязь. Я не могла уже наводить порядок, но  пыталась что-то делать.
 
Стыдоба-то какая. У меня никогда не было так грязно. Дине рассказала, так она со своими двумя сыновьями приехала, субботник устроила.  Начала Олю стыдить, так та и вообще куда-то ушла.

Но что поделать, плохо воспитала. Правда Дина считает, что это гены. Её же родителей  родительских прав лишили, значит было за что. А гены, это серьёзное дело, воспитанием можно лишь немного подправить, но не исправить.
Не знаю, так ли это? Может Дина так говорит, чтобы я себя не винила в неумении воспитывать. Не знаю.

Предлагала Дина  бабушке Оле остаться у неё навсегда, но она не соглашалась. Считает, что должна поддерживать свою непутёвую дочь. Ну и что, что не родная?  А всё равно своя. И любит её бабушка Оля.

Три года Лия ничего о бабушке Оле не знала, а потом случайно встретила Дину. Бабушка Оля  уехала к себе домой, но прожила  недолго.  Единственная наследница -приёмная дочь Оля дом бабушкин продала и уехала из тех мест, определив детей в интернат. Иногда Дина навещает их там, но не часто, они радуются лишь подаркам, а не Дине.  Оля же сыновей не навещает и Дина не знает, где она сейчас.