Куинджи. Вера. Бессмертен тот, кто

Надежда Зернова
«...Писал  пейзажи наш земляк, красиво, всё родное, душу греет и сегодня» - улыбаясь на камеру,волонтёр не прерывает работу  на чердаке  дома –  музея Куинджи. Натягивая верёвку, по обрешетке каркаса  крыши поднимает  лист кровли на самый  верх.

Спешат строители  укрыть до ненастья стены старинного  особняка в стиле  модерн, в котором более десяти лет  располагался  художественный  музей Архипа  Ивановича  Куинджи (в марте пострадавшего от массированного обстрела дебилами...«любителями высокого  искусства»)

 Дворец ЛЮБВИ в исторической  части  Мариуполя (свадебный подарок председателя Мариупольской земской управы Газадинова, построенный по случаю бракосочетания  дочери Валентины с Геоцинтовым Василием Ивановичем, основателем Мариупольского реального училища),– и сегодня, возрождаясь из пепла, хранит светлую, неземную  ЛЮБОВЬ от зла и зависти .


"Влекут к любви, как дЕвицы, берёзы,
Когда, кудрявясь, заневестятся весной,
Черёмуха пьянит любви хмельной волной,
И о любви благоухают розы.

Внимай любви тончайшим слухом чувства
И равнодушья и безлюбия страшись.
Без искорки любви не возгорится жисть,
Не воспылает зарево искусства.

Кто не любил, тот попирал законы
Природы, бога и земного бытия,
Не наполнял любовью строки жития,
Не целовал святой любви иконы.

Бессмертен тот, кто, мир любя, в любовь влюблён,
Хоть миром и распят за это будет он".



У  НЕГО в жизни  было  ДВЕ   ЛЮБВИ:
Первая — громкая, яркая, неистовая, к ИСКУССТВУ.
Вторая — тихая, нежная, словно бархатная  тень на  ЕГО  полотнах — к своей  ЖЕНЕ,  Вере  Леонтьевне,  ЕДИНСТВЕННОЙ спутнице всей его жизни.


Архип влюбился в 17 лет. Это была любовь с первого  взгляда и  на всю жизнь, как и положено  ВОДОЛЕЮ.

Со своей избранницей, Верой Кетчерджи-Шаповаловой Архип познакомился в доме ее отца. Тот был зажиточным купцом и зятя - босяка  не планировал. Дочь стояла на своем, сказала, как отрезала: «Если не за Архипа, только в монастырь». Зная строптивость наследницы, купец поставил условие: за родительское согласие жених должен принести сто рублей  ЗОЛОТОМ. Влюбленный Архип  согласился, направился в Северную столицу. Огромным усилием 13-и лет, нужная сумма была собрана.

Архип и Вера обвенчались. Написал он карандашом  ЕДИНСТВЕННЫЙ  портрет суженой, любимой, единственной,
(как Гёте свою Кристиану).

Свадебный вояж совершили на остров Валаам. Поездка  чуть не закончилось трагедией. Разразился  шторм, но молодые остались живы.

Посчитали это знамением неба: если Господь оставил им жизни, следует использовать их ВО имя ДОБРА.

Скромный человек,  личную жизнь  хранил за  семью замками, дневников не вел, письма писал редко, о себе  НЕ рассказывал.

...Тот  милый  мальчик - пастух гусей из  Мариуполя, семьи сапожника  греческих кровей, рано  осиротевший,   воспитывался родственниками со стороны отца. Рано начал  осваивать живопись, оставляя  пробу кисти и пера на заборах, стенах домов. В 15 лет пешком ушёл в Феодосию,  учиться у И. К. Айвазовского. Влияние знаменитого мариниста на юного Куинджи несомненно…
Пешком ушел в Петербург, представив  творчество на выставке Академии художеств, зарекомендовал себя как мастер пейзажа.


Через год после женитьбы Архип Куинджи написал картину «Украинская ночь». Это был фурор, звёздный  час любящего и любимого  мужчины - ВОДОЛЕЯ!

Публика  ликовала,зачарованно внимая тонким  штрихам скромного пейзажа.

С «Украинской ночи» начался романтический период в творчестве Куинджи - художник нашел свой собственный  стиль, свое видение света и тени, свой путь в искусстве.
Свет  никто не умел писать так, как он. И не в составе красок, а в цвете и тенях.
Достигнута  иллюзия естественного освещения,  проявившаяся в картине «Ночь на Днепре»  со сверкающей лунной дорожкой, прорезающей бархатную тьму.
Добился интенсивности и яркости красок, новых цветовых решений, характерных  для многочисленных «солнечных» картин и эскизов. Напряжённый контраст насыщенных тонов, световые эффекты — это было необычным для живописи XIX века явлением.
Непонимание, нет, зависть коллег вынудила Куинджи в момент наивысшего успеха отказаться от участия в выставках, но, ОН  БЫЛ   СЧАСТЛИВ, ведь рядом с ним была его любимая и неповторимая Вера, его Муза и вдохновительница.

Демократическая натура Архипа Ивановича нашла отражение в скромном, домашнем быте: жили супруги вдвоем, без слуг и кухарки. Детей  не было, продукты покупали дворник или швейцар, принося корзины под двери квартиры.
Вера Леонтьевна стояла у плиты и  готовила нехитрые блюда,что  устраивали обоих.

  Занималась счетами мужа, вела корреспонденцию,  отвечала на письма.

Скромность жилья поражала гостей — ни пышных портьер, ни статуэток, ни сувениров, ни многочисленных картин самого художника на стенах.
Его любимая Вера во всем его поддерживала, их нехитрый быт ее нисколько не тяготил. Она украшала квартиру цветами, выращивая на окнах восковой плющ и виноград.

Куинджи обожал музыку, играл на скрипке,Вера Леонтьевна - великолепная пианистка, её инструмент был единственным дорогим предметом обстановки в их  доме.
Супруги  играли дуэтом. Архип Иванович знал и любил итальянских композиторов, боготворил Бетховена. В гостях  отказывался музицировать, делая исключения для семейства Крамского. Посещали театр, предпочитая оперные постановки.

Нужны свежие впечатления, -  летом художник  путешествовал с женой, отправляясь за границу, на Всемирную выставку в Париж, на юг, по Малороссии,  навещали родственников в Мариуполе, ездили в Крым, (который Куинджи любил так сильно, что  приобрел большой участок земли под Кикенеизом, куда, впоследствии вывозил своих студентов).  Участвовал в выставках, поддерживал близкие отношения с Ильей Репиным и Васнецовым, по словам Веры Леонтьевны, были «словно братья родные».


Разрыв с передвижниками случился после скандала с Михаилом Клодтом, который раскритиковал картины Куинджи, представленные на VII выставке Товарищества. Архип Иванович проявил завидную выдержку и находчивость — провел в Париже и Санкт-Петербурге выставку одной картины «Лунная ночь на Днепре»,  использовав направленный луч электрического света. Новаторский шаг добавил картине еще большей притягательности: в Петербурге за две недели на картину пришли посмотреть около 13 тысяч человек. Это был грандиозный успех — и у публики, и у критиков. Картину приобрел великий князь Константин Константинович за названную художником сумму — пять тысяч рублей.

...Куинджи перестал выставляться, посвятив себя другим занятиям — разрабатывал принципы летательных аппаратов, исследовал свойства и формулы красок, завел близкую дружбу с   Дмитрием Ивановичем Менделеевым, стал частым гостем на традиционных менделеевских «средах».

Илья Репин вспоминал: «В большом физическом кабинете на университетском дворе мы, художники-передвижники, собирались в обществе Д. И. Менделеева для изучения под  руководством свойств разных красок.

Прибор-измеритель чувствительности глаза к тонким нюансам тонов - зафиксировал  природную  особенность:
Куинджи побивал РЕКОРД в чувствительности до идеальных тонкостей, а у некоторых товарищей до смеху была груба эта чувствительность».
Вера Куинджи  с Дмитрием Ивановичем в творческом  союзе — делала ПЕРЕВОДЫ  его научных статей НА французский язык.

…Любовь Куинджи к «высоким точкам обзора»  подвигла  на приобретение ТРЁХ жилых домов на 10-й линии Васильевского острова. Понравился один, под номером 43, но купить можно все сразу. Дома находились в залоге, Куинджи, влюбившись в виды с крыши пятиэтажного дома, потратил свои сбережения — 35 тысяч — взвалил на шею бремя.

Живописец Константин Крыжицкий оставил воспоминания самого Архипа Ивановича: «…Эту всю крышу, где сижу, срезать и выровнять, потом это все надо сделать, как площадку… Насыпать земли, посадить деревья, тут птицы будут жить, пчелы, ульи можно поставить, сад будет… Здесь всякие этюды можно писать… это же такая мастерская и такой вид, каких нигде нет».
Пришлось лично принимать участие в ремонтах, разбираться с нерадивыми жильцами (многие из хлопот с ним делила Вера Леонтьевна).
Куинджи переехали на верхний этаж, заняв две квартиры, а на крыше был устроен сад!!

Обременительная покупка оказалась выгодным вложением капитала, залогом настоящего богатства.

...Куинджи  — художник в звании профессора возглавил пейзажную мастерскую Академии художеств.
Домовладение   тяготило, «подвернулся» покупатель,  продал дома за 385 тысяч рублей.
Эта сумма легла в основу состояния Архипа Ивановича,  стала источником фондов, которые  тратил на благотворительность.

„Ведь вы знаете, что делается? Кругом такая нищета, что не знаешь, кто сыт, кто нет… Идут отовсюду, всем нужно помочь…“ — оправдывал он свою „расточительность“.

Сотнями тысяч жертвовал на премии для начинающих художников и устройство вернисажей.
Куинджи НЕ был тщеславен, ничего не требовал взамен.

Случалось, услышав в разговоре, что кому-то приходится туго, он смущенно передавал деньги через знакомых со словами: „Я с ним незнаком, мне неловко, так вы… Вы это передайте ему“.


…Во время преподавания в Академии, возил своих учеников в музеи Вены, Дрездена, Парижа.
В 1897 году Куинджи покинул стены Академии, так как поддержал своих учеников в их противостоянии с ректором. Однако его уход не означал окончательного разрыва ни с Академией, ни с последователями.

Его учениками были выдающиеся пейзажисты Николай Рерих, Аркадий Рылов, Константин Богаевский, Аркадий Чумаков, будущий основатель Латвийской академии художеств Вильгельм Пурвитис. Вместе с ними Куинджи путешествовал по Крыму, ездил в европейское турне — и оплачивал ВСЕ расходы из собственного кармана.


Один из тех, чьи картины нужно увидеть хоть  раз в жизни - "живьём"... почувствовать идущий СВЕТ  ДУШИ художника, закодированный в его работах.

Куинджи экспериментировал с красками,  как никто  умел создать на  полотне тянущуюся к  сердцу нить,тот «лунный волос  серебристый».



«Лишь только лунный волос серебристый
Лучом коснётся моего перста,
Как унесёт Пегас мой норовистый
Меня строфой крылатого пера

Туда, где ждут твоих очей озёра
И святость обольщенья райских чар,
И страсть в вуали женственного флёра,
И буйных поцелуев адский жар.

Я, погружаясь в омут сновидений,
Свой грешный голод тела утолю
На ложе чувственных твоих видений
И вожделенье в грёзах утоплю.

Мы, обжигаясь поцелуев жаром,
Соприкасаясь языками чувств,
Насытимся божественным Нектаром
Любви фантазий наших тел и уст, -

Лишь только лунный волос серебристый…»

http://stihi.ru/2022/11/28/6739

http://stihi.ru/2022/11/29/6719

Автор  ПОЭЗИИ:Валерий  СТАРОСТИН


К 180 –летию  со ДНЯ  РОЖДЕНИЯ   Архипа  Ивановича   КУИНДЖИ
112 –летию  светлой  ПАМЯТИ   Великого представителя русской  школы ЛЮМИНИЗМА.
102 –летию  светлой  ПАМЯТИ  Музы, Жены, Друга – ВЕРЫ  Леонтьевны  КУИНДЖИ.


ПОСТСКРИПТУМ:

Прекрасное посвящение светлой памяти РУССКОГО ХУДОЖНИКА, мастера пейзажной живописи, представителя русской школы люминизма - Архипа Ивановича Куинджи
(в переводе с урумского фамилия Куинджи означает «золотых дел мастер»)!
Он в совершенстве владел искусством передачи светотени, восходя к божественным высотам. Мне особенно нравится его картина «Христос в Гефсиманском саду». Это единственное полотно, в котором художник выразил свой философский взгляд на библейскую тему. В 1880-м Куинджи становится знаменитостью: успех ему приносит картина "Лунная ночь на Днепре". А уже в 1882-м - и практически до конца жизни - он становится затворником. Всё это время Куинджи занимается бизнесом, благотворительностью, преподаёт, путешествует, пишет этюды и картины, но больше не показывает их на выставках, вообще ничего нового никому не показывает. И вот, в ноябре 1901 года, после почти 20-ти лет творческого молчания, устраивает «смотрины» своих творческих плодов. Сначала он показывает несколько новых работ своим ученикам, а ещё через несколько дней приглашает в мастерскую небольшую группу друзей (среди них был, например, химик Менделеев)и показывает им четыре картины, включая "Христа в Гефсиманском саду". Присутствовавший на этом показе писатель и журналист Иероним Ясинский описывает общий восторг от увиденного в статье "Магический сеанс у А.И. Куинджи": «...мы увидели тёмный густолиственный кедровый и масленичный сад на горе Елеонской с ярко-тёмно-голубой прогалиной посредине, по которой, облитый тёмным лунным светом, шествовал Спаситель мира. Это — не лунный эффект, это — лунный свет по всей своей несказанной силе, золотисто-серебряный, мягкий, сливающийся с зеленью деревьев и травы, и пронизывающий собою белые ткани одежды. Какое-то ослепительное, непостижимое видение…»
Свои большие циклы о жизни Христа в это время пишут Николай Ге и Василий Поленов, но они пытаются показать, прежде всего, человеческую сущность Христа, а не божественную, тогда как с одного взгляда на картину Куинджи понимаешь: это божественный свет.

СПАСИБО, уважаемая Надежда, за прекрасную публицистическую работу
и включение в неё авторских лирических строк!!
Ваши строки отозвались во мне рождением философского станса:

Неся свой крест, мы верим в чудо
И в то, что Бог смягчит юдоль.
Но и Христа обрёк Иуда
Нести крест плоти через боль.

http://stihi.ru/2022/12/03/5543

С искренней признательностью и теплом созвучной души,
Валерий (Чёрный ВОДОЛЕЙ).

Валерий Старостин   03.12.2022 18:48

PS:

БЛАГОдарю за полифонию рецензии с заключительной Кодой - звучанием септаккорда философского станса, уважаемый ВАЛЕРИЙ!

Архип Куинджи - пейзажист, интеллектуал своего времени, как и положено ВОДОЛЕЮ.
Сказочная магия на его картинах появилась от изучения и осознания реального в природе, «как в жизни» — передать АТМОСФЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ световоздушной среды, со всей серьёзностью научных открытий.

...В университете физик Фёдор Фомич Петрушевский и химик Дмитрий Иванович Менделеев проводили "ликбез"для передвижников.
«Физики и лирики» изучали влияние света на цвет, теорию дополнительных цветов и свойства красок.

Петрушевский изобрёл прибор, считывающий возможности глаза к оттенкам, — Куинджи отличился... Репин вспоминал, что «Куинджи побивал рекорд в чувствительности до идеальных точностей».
 Петрушевский и "компания переждвижников" занимались не только исследованием тональных отношений, но и ЦВЕТНЫХ ТЕНЕЙ.
Знание оптических законов помогло Куинджи показывать свои работы в «выгодном свете».
Его шедевр «Лунная ночь на Днепре» был выставлен в темном зале, освещенный светом электрической лампы.

Лучи света, попадая на светлые участки, отражаются от них, а попадая на тёмные — поглощаются: от плотных участков живописи свет отражался сильнее, поэтому луна и блик на воде были написаны очень густо. Благодаря этим приемам и удалось достигнуть эффекта сияния.

В понимании ОПТИКИ скрывалась РАЗГАДКА «эффекта Куинджи»(родоначальника школы ЛЮМИНИЗМА в ТРИ ДЭ)!!

Куинджи не понимал окружающих зевак - обывателей, завистников по "цеху", пытавшихся понять секрет художника.
Есть изнурительная работа, требовательность к себе, поставленные задачи и муки творчества на тернистом пути судьбы, что выбрал однажды и на ВСЁ ЖИЗНЬ.

Куинджи умирал тяжело - болезнь сердца развивалась быстро,мучительными были приступы удушья последние двое суток, за которыми с состраданием наблюдали его птицы за окном, стучась в стекло...

Крест свой нёс, как ВЕЛИКОМУЧЕНИК, оставляя на холсте удивительный ЛУЧ лунной магии к сердцам благоДАРНЫХ поколений, пробивающий время, эпохи.
Волшебной кистью, что вела ЕЁ величество - ЛЮБОВЬ, да муза, по имени ВЕРА!!


СПАСИбо за соЗВУЧИЕ СОАВТОРА, уважаемый ВАЛЕРИЙ, спасиБО!
Включаю в текст, отправляя в тираж!
Первый экземпляр - в МАРИУПОЛЬ, возрождённый из руин и пепла МУЗЕЙ имени Архипа Ивановича КУИНДЖИ!!

Искренне, с признательностью и теплом сотворческой души.


Текст, Коллаж("Красный  закат"авторская работа из музея Мариуполя,ОН и ОНА - КУИНДЖИ):


Надежда  Зернова