Как всё это понимать?
КАК ВСЁ ЭТО ПОНИМАТЬ?
Как сегодня понимать историю России после разрушительной Смуты 90-х и безыдейно-бездуховных «нулевых годов» нового тысячелетия? Как череду социальных катастроф и перманентную войну властей с собственным народом? Или как патетическую хронику героических побед и легендарных исторических свершений? Или как Книгу Памяти и Памятку о том, как жить категорически нельзя, и о том, что такой страшной жизнью своих предков нам дальше жить не следует?
Как сегодня понимать и оценивать Русский Абсолютизм с его имперским духом? А так и понимать, с точки зрения здравого смысла, без очередных иллюзий, социальной фантастики и утопий.
Российскую империю надо понимать с позиций человечности, как понимал её историк Василий Ключевский, который неустанно повторял: «Народное благо — цель государства. Плохо, когда государство становится сильным, пухнет, расширяется, прирастает землями, а народ хиреет и пухнет с голоду, изобретает для себя «голодный хлеб» — хлеб из лебеды».
Как сегодня понимать и оценивать СССР, бывшую могучую большевистскую (советскую) империю? По делам и по внутренней политике, по преступлениям её вождей против человечности, по числу невинных жертв — женщин, детей и стариков, по расходу живого человеческого материала — рабского и «пушечного мяса».
Как понимал и называл советскую (ленинско-сталинскую) Россию в своё время писатель Александр Куприн — «вонючей ночлежкой, где играют на человеческую жизнь мечеными картами — убийцы, воры и сутенёры».
Как правильно понимать и оценивать наше постсоветское житие-бытие в сегодняшней советско-буржуазной, авторитарно-олигархической России?
А так и понимать — с позиции всего пережитого, трагически утраченного и утерянного, изъятого и отобранного. С точки зрения лично увиденного и лично услышанного, в контексте своей гражданской совести и трезвого ума. Россию надо понимать, как понимали её наши русские историки, писатели и философы — без гнева и пристрастия, без сусальной позолоты, без мифической героизации и показного патриотического подобострастия.
Понимать сегодня свою страну и её столицу надо так, как понимали их все те, кто стоял в очереди за хлебом во времена волюнтариста Никиты Хрущёва.
Надо быть верным своей исторической Памяти и никогда не забывать о том, в России человеческие жертвы приносились во имя кого и чего угодно, но только не ради благополучия и процветания народа, и не ради человечности как таковой.
Как сегодня понимать стремление правящего режима сделать из им же ограбленной и разворованной России великую и могучую державу?
Как понимать, что каждые 30 часов в мире рождается новый миллиардер, и в то же время, через каждые 33 часа миллион человек падает в пучину крайней бедности.
Как сегодня надо понимать особое положение Москвы как столицы Российской Федерации и как центра Русского мира?
Как надо понимать огромную социальную пропасть между москвичами и остальными жителями русских городов и весей? С точки зрения социальной справедливости и человечности? Или с позиций модного сейчас зооморализма и запредельного эгоцентризма?
Как понимать сегодня наше тотальное фарисейство, ложь и лицемерие, в которых бесследно тонут все самые благотворные, светлые проекты и помыслы людей?
Понимать всё это надо, как и многое другое с этим связанное, в духе своего незавидного прошлого и кромешного настоящего.
Как понимать сегодня рефлексы советской ментальности в условиях современной действительности, с её теорией превосходства и компромиссов? С позиций педагогической антропологии и учения древних учителей нравственности о пайдейе — о восхождении к доблести.
Как нам сегодня понимать СВО (специальную военную операцию) в Донбассе? Как битву России с Большим Западом за свой суверенитет, или как ещё один вооружённый конфликт из десятка тысяч вооружённых конфликтов в мировой истории между болезненно тщеславными политическими животными, страдающими комплексом Власти и комплексом Скупого Рыцаря? Понимать эту «странную операцию» на Украине надо с учётом печального опыта двух войн России с Чечнёй, где боевые действия происходили, исходя только из экономических интересов и выгод двух воюющих сторон, по принципу: «воюй с умом, не навреди партнёру». Вполне возможно, что СВО в скором времени перейдёт в полномасштабную затяжную войну и войдет в историю как одна из «грязных войн» между славянами, как ещё один позор европейской цивилизации.
Как надо понимать всё бредовое нелепое и несуразное, которое продолжает происходить среди нас и вокруг нас? Как понимать всё это безумие и этот абсурд окружающей нас ноосферы, эту тотальную политическую и общественную шизофрению нашего времени? А так и понимать, без гнева и пристрастия — с привлечением учебных пособий по психиатрии, сексопатологии и высшей социологии (вырождению), исходя из практического опыта палаты №6 доктора, драматурга и писателя Антона Павловича Чехова. Без социальной эйфории, без иллюзий и утопий, без маниловщины и хлестаковщины, без нынешнего советско-буржуазного фарисейства.
02.12.2022, День святителя Филарета, митрополита Московского