Как всё это понимать?

Анатолий Апостолов
               
                КАК ВСЁ   ЭТО ПОНИМАТЬ? 

       Как  сегодня  понимать историю России после разрушительной Смуты 90-х и безыдейно-бездуховных  «нулевых годов» нового тысячелетия?  Как череду социальных катастроф и перманентную войну властей  с собственным народом?  Или как патетическую хронику  героических побед и легендарных исторических свершений? Или как Книгу Памяти и  Памятку о том, как жить категорически  нельзя,  и о том, что такой  страшной жизнью  своих предков  нам  дальше  жить   не следует? 
       Как сегодня  понимать и оценивать Русский Абсолютизм с его имперским духом? А так и понимать, с точки зрения здравого смысла, без очередных иллюзий, социальной фантастики  и утопий.
      Российскую империю надо понимать с позиций человечности, как понимал её историк Василий Ключевский, который неустанно повторял: «Народное благо  — цель государства. Плохо, когда  государство  становится сильным, пухнет, расширяется,  прирастает землями, а народ хиреет и пухнет  с голоду, изобретает для себя  «голодный хлеб» — хлеб из лебеды». 
       Как сегодня понимать и оценивать СССР, бывшую могучую большевистскую (советскую) империю? По делам и по внутренней политике,   по преступлениям её вождей против человечности, по числу невинных жертв — женщин, детей и стариков, по расходу живого человеческого материала — рабского  и «пушечного мяса».
      Как понимал и называл  советскую (ленинско-сталинскую)  Россию  в своё время  писатель Александр Куприн — «вонючей ночлежкой, где играют на человеческую жизнь  мечеными картами — убийцы, воры и сутенёры». 
     Как правильно понимать и оценивать  наше постсоветское житие-бытие в сегодняшней советско-буржуазной, авторитарно-олигархической России? 
       А так и понимать — с позиции всего пережитого,  трагически утраченного и  утерянного, изъятого и отобранного. С точки зрения лично увиденного и лично услышанного, в контексте своей гражданской  совести и трезвого ума. Россию надо понимать, как понимали её наши русские историки, писатели и философы — без гнева и пристрастия, без сусальной  позолоты, без мифической героизации и  показного патриотического подобострастия.
        Понимать сегодня свою страну и её столицу  надо так,   как понимали их все  те, кто  стоял в очереди за хлебом во времена волюнтариста Никиты Хрущёва. 
        Надо быть верным своей исторической Памяти  и никогда  не забывать о  том, в России человеческие жертвы приносились во имя кого и чего угодно, но только не ради благополучия и  процветания  народа, и  не ради человечности как таковой.
        Как сегодня понимать стремление правящего режима сделать из им же  ограбленной и разворованной  России великую и могучую державу?      
      Как понимать, что каждые 30 часов в мире рождается новый миллиардер, и в то же время, через  каждые 33 часа  миллион человек падает в пучину крайней бедности.      
      Как  сегодня надо понимать особое положение Москвы как столицы Российской Федерации и как центра Русского мира? 
       Как надо понимать огромную социальную пропасть между москвичами и остальными жителями русских городов и весей?  С точки зрения социальной справедливости и человечности?  Или с позиций модного сейчас зооморализма и  запредельного эгоцентризма? 
       Как понимать сегодня наше тотальное фарисейство, ложь и лицемерие, в которых бесследно  тонут все самые благотворные,  светлые  проекты и помыслы людей? 
      Понимать всё это надо, как и многое другое с этим связанное,  в духе своего незавидного прошлого и кромешного настоящего.      
        Как понимать сегодня рефлексы советской ментальности в условиях современной действительности, с её теорией превосходства и компромиссов? С позиций  педагогической антропологии и учения древних учителей нравственности о пайдейе — о восхождении к доблести.
        Как нам сегодня  понимать  СВО (специальную военную операцию) в Донбассе? Как битву России с Большим Западом за свой суверенитет, или как  ещё  один вооружённый  конфликт из десятка тысяч вооружённых конфликтов в  мировой истории между болезненно тщеславными   политическими животными, страдающими  комплексом Власти и комплексом  Скупого  Рыцаря? Понимать эту «странную операцию» на Украине  надо с учётом печального опыта двух  войн России с  Чечнёй, где боевые действия происходили, исходя  только из  экономических интересов   и  выгод двух воюющих сторон, по принципу: «воюй с умом,  не навреди партнёру». Вполне возможно, что СВО в скором времени  перейдёт в полномасштабную затяжную  войну и войдет в историю как одна из «грязных войн» между славянами, как ещё один  позор  европейской цивилизации. 
        Как надо понимать всё бредовое  нелепое и  несуразное, которое продолжает происходить среди нас и вокруг нас? Как понимать всё это безумие и  этот абсурд  окружающей нас ноосферы, эту тотальную политическую и общественную  шизофрению    нашего времени? А так и понимать, без гнева и пристрастия — с привлечением  учебных  пособий  по психиатрии, сексопатологии и высшей социологии (вырождению),   исходя из  практического опыта палаты №6  доктора, драматурга и писателя  Антона Павловича  Чехова.      Без социальной эйфории, без иллюзий и утопий, без маниловщины и  хлестаковщины, без нынешнего  советско-буржуазного фарисейства.


02.12.2022, День святителя Филарета, митрополита Московского