Русские, белорусы и украинцы. К 100-летию СССР

Андрей Иванович Ляпчев
30 декабря 1922 года на политической карте мира появилось новое государство — Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Первоначально в состав СССР вошли четыре республики, имеющие формальное право выхода из Союза: Россия (РСФСР), Закавказье (ЗСФСР), Украина (УССР) и Белоруссия (БССР, ныне Беларусь).
Разделение России и Закавказья в наше время особых вопросов не вызывает. Закавказье вошло в состав Российской империи сравнительно недавно, в начале XIX века. Русское население Закавказья было довольно малочисленным…
Но Украина и Белоруссия? Разве русские, украинцы и белорусы не были испокон веков единым народом Руси, триединым русским народом?
 
Исчерпывающий однозначный ответ на этот вопрос в небольшой статье дать невозможно.
Я всего лишь попытаюсь показать на примере некоторых «знаковых» личностей и событий почему считаю ошибочной концепцию триединого народа, никоим образом не претендуя на полное раскрытие темы.
 
Что такое «народ»?
У многих фундаментальных понятий нет четких общепринятых определений. Например, физики спорят об определении понятия «время», а биологи не могут догововориться о том, что такое «жизнь». (А ведь биология — это «наука о жизни», существующая уже более двух тысячелетий.) То же самое и с понятием «народ». Материалисты и объективные идеалисты вкладывают в это слово разный смысл и им никогда не договориться.
Да и нужно ли это?  На практике мы обычно достаточно легко понимаем, что означает то или иное многозначное слово в каждом конкретном случае. А если непонятно — можно объяснить или договориться о том, в каком именно значении мы используем в конкретном случае то или иное понятие, а какие значения принципиально отвергаем.
 
Для меня абсолютно неприемлем «биологический подход». Принадлежность к тому или иному народу не имеет никакого отношения к генетике, не наследуется «по матери» или «по отцу».
Русским человеком был учёный Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), потомок русских поморов. Но «не менее русскими людьми» были и литератор Денис Иванович Фонвизин (1745-1792), потомок потомок немецких баронов, и художник Карл Павлович Брюллов (1799-1852), потомок французских гугенотов. Они все трое — русские, но не украинцы, и не белорусы.
 
Философа Григория Саввича Сковороду (1722-1794) и писателя Николая Васильевича Гоголя (1808-1852) можно считать одновременно и русскими, и украинцами, но к белорусам эти достойнейшие люди не имеют никакого отношения. Возможно, они даже не знали о существовании белорусского народа.
 
А теперь, с учётом вышесказанного, попробую дать определение слова «Народ».
 
Народ — это культурно-историческая общность людей, объединённая нематериальными связями, проявляющимися в чувствах и действиях отдельных личностей. Важное значение для национального самосознания, для определения принадлежности конкретного человека к тому или иному народу, имеют понятия «Мы и Они, Свой — чужой».
 
Необходимо сделать ещё одно пояснение.
Словами «русские, украинцы и белорусы» я буду называть предков современных русских, украинцев и белорусов, живших не ранее второй трети XIII века, не принимая во внимание, как они сами себя называли в разные эпохи.
 
*******
 
IX-XIII века. Киевская Русь. Исторический период, о котором можно сказать, что племена восточных славян и их соседей (балты, финно-угры, тюрки) объединялись в единый «древнерусский» народ. Конечно, здесь требуется множество оговорок, уточнений и дополнительных исследований, но есть множество фактов, свидетельствующих об общей истории и общей культуре далёких предков современных русских, украинцев и белорусов: Крещение Руси; общая письменность — «кириллица»; правление князей из одного рода Рюриковичей; «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве»…
Но складывающееся единство было не очень прочным. Уже в XII веке начинается феодальная раздробленность. Батыево нашествие было общей трагедией для предков русских и украинцев, но для предков белорусов — это «чужая беда». Княгиня Ольга (ум.969), князья Владимир Великий (ум. 1015) и Ярослав Мудрый (ум. 1054) в равной степени «свои» и для русских, и для украинцев. Но князь Александр Невский (ум. 1263) «свой» лишь для русских, а князь Даниил Галицкий (ум. 1264) «свой» лишь для украинцев. Начинается формирование отдельных народов...
 
Сторонники концепции триединого народа часто вспоминают об общей православной вере. Но православие исповедут не только русские, украинцы и белорусы. «Православными народами» являются и греки, и грузины, и румыны, однако никто не отрицает, что это разные народы.
 
Религиозное единство имело важное значение в период Киевской Руси, когда Киевская и всея Руси митрополия Константинопольского патриархата объединяла Киев, Новгород и Полоцк; объединяла Нестора Летописца (1056-1114),  Климента Смолятича (ум. после 1164),  Евфросинию Полоцкую (1104-1167) и Кирилла Туровского  (1130-1182)…
 
В 1299 году резиденция митрополита была перенесена из Киева во Владимир-на-Клязьме, а в 1325 году — в Москву. Политическое противостояние между Великим княжеством Литовским и Великим княжеством Московским неминуемо должно было привести к разделению митрополии.
В 1458 году на территории ВКЛ была образована новая митрополия Константинопольского патриархата: Киевская, Галицкая и всея Руси, а фактически независимые от Константинопольского патриархата московские митрополиты с 1451 года стали называться митрополитами Московскими и всея Руси.
 
Судьба двух самостоятельных митрополий «всея Руси» сложилась по-разному.
В 1589 году Московская митрополия была преобразована в Московский патриархат (ныне РПЦ).
В 1596 году Киевская, Галицкая и всея Руси митрополия Константинопольского патриархата была ликвидирована в результате Брестской унии. Христиане, принявшие унию (греко-католики, униаты), признали верховную власть римского папы и католические догматы, но сохранили православные обряды и обычаи.
 
Добиваясь принятия унии разные люди преследовали разные цели. Учёный иезуит Пётр Скарга радел за католическую веру и стремился действовать «к вящей славе Божией». Православные иерархи были недовольны неэффективным управлением со стороны Константинопольского патриархата.  Король Речи Посполитой желал сделать страну более сильной…
В общем, все «хотели как лучше, а получилось как всегда». Скарга и король совершили трагическую для Речи Посполитой ошибку, ибо основная выгода в итоге досталась России...
 
Хотя абсолютное большинство прихожан совершенно не разбиралось в догматических расхождениях, сопротивление унии оказалось неожиданно очень сильным. Взаимная злоба и ненависть иногда доводила до кровопролития…
Я уверен, что главную причину этого взаимного остервенения мы не знаем. Ведь не только в Речи Посполитой творилось подобное. Во Франции десятилетиями убивали друг друга католики и гугеноты, в немецких княжествах — католики и лютеране… Это независимые между собой события?
У меня нет доказательств. Просто не верю рациональным объяснениям и высказываю своё субъективное мнение: религиозные войны и многочисленные раздоры в «христианских странах» XVI-XVII имеют потустороннюю основу и их невозможно полностью объяснить с материалистических позиций...
 
А в Речи Посполитой католикам и униатам пришлось отступать. В 1620 году с разрешения властей для православных создаётся Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Но это не вернуло мир. «Летящую стрелу рукой не остановишь».
На историческую арену вышла новая сила — запорожские казаки.
 
О запорожских казаках русские люди, да, возможно, и многие украинцы, — знают в основном по гениальной повести Гоголя «Тарас Бульба». При всём уважении к Николаю Васильевичу вынужден сказать, что исторической правды там не очень много. Реалистичее всего описана жестокость как запорожских казаков, так и их врагов. (Роман «Огнём и мечом» поляка Генрика Сенкевича больше соответствует историческам фактам.)
Украинцы считают запорожских казаков «своими». Не могу спорить, лишь отмечу, что до того, как стать украинцами, довольно многие из них не были ни славянами, ни православными.
 
В Дикое поле приходили люди из семей украинцев и поляков, молдаван и крымских татар... Причины были разными. Некоторых в родных краях могли повесить или даже живьём посадить на кол... (Суровые были времена.) Чтобы стать запорожскими казаками все «неправославные» должны были принять «православную веру». (О «качестве» такой веры любезные читатели могут догадаться сами...)
 
В досоветской истории русского и украинского народов есть много общего, в том числе и общие оценки некоторых неоднозначных исторических деятелей. В первую очередь это касается гетмана Богдана-Зиновия Хмельницкого (1595-1657). Согласно данным всех социологических опросов, проводившихся в независимой Украине, Хмельницкий «входит в первую пятёрку» самых великих украинцев всех времён. И для русских он является очень уважаемым историческим деятелем. (Откровенно говоря, у русских даже больше оснований высоко оценивать результаты деятельности «славного гетмана»...)
А евреи называют Хмельницкого «украинским Гитлером XVII века». И у евреев есть достаточно много аргументов, подтверждающих их точку зрения. С евреями согласятся ещё два народа: поляки и белорусы. И все по-своему правы...
 
В 1648 году запорожские казаки под руководством Хмельницкого в союзе с крымскими татарами начинают длительную войну против Речи Посполитой — Хмэльныччыну. И украинские, и русские историки утверждают, что это была «национально-освободительная война». Если это правда, то крымские татары не знали подлинной цели войны. Крымскотатарская конница хорошо воевала против Речи Посполитой, а в награду брала ясырь — пленных, которых потом отпускали за выкуп или продавали в качестве рабов на рынках Крымского ханства и Османской империи. В ясырь попадали и украинские крестьяне, так что «борьба за национальное освобождение» выглядит довольно странно…
Но запорожцев тоже можно понять: собственных сил для борьбы против Речи Посполитой им не хватало, а за помощь нужно платить. Что же касается украинских крестьян — чтобы не стать ясырем они могли податься в войско запорожцев...
 
Хмэльныччына изматывала Речь Посполитую, но гибли и запорожцы, и крымские татары. Казаки грабили и убивали, но к государственному строительству были не очень способны. Богдан Хмельницкий был умным человеком и понимал, что самостоятельно, без сильного покровителя ему не удержаться у власти. В итоге ему удалось договориться с Москвой…
 
Знаменитая Переяславская рада 1654 года имеет лишь символическое значение. Фактически это был небольшой эпизод Хмэльныччыны, сам по себе мало что решавший. Среди запорожских казаков были и очень достойные люди, верные данной клятве, но для большинства казачей старшины любая присяга ничего не значила. Война продолжалась. После смерти Хмельницкого в 1657 году достойного преемника не нашлось. Хмэльныччына сменилась Руиной — гражданской войной между казаками, искавшими покровительства и в Москве, и в Варшаве, и в Стамбуле…
Лишь в 1676 году, — через 28 лет после начала Хмэльныччыны, — на украинской земле наступил относительный мир…
 
Во многом благодаря деятельности Хмельницкого и запорожских казаков Левобережная Украина и Киев вошли в состав России, а Речь Посполитая потеряла свое значение, опасного геополитического противника России. В конце XVIII века Российская империя почти не встречая сопротивления присоединила бОльшую часть украинских земель, принадлежавшей Речи Посполитой. Но полного духовного и культурного объединения не произошло.
 
Создаётся национальная украинская литература. Иван Котляревский (1769-1838), Тарас Шевченко (1814-1861), Иван Франко (1856-1916), Михаил Коцюбинский (1864-1913), Леся Украинка (1871-1913) — это украинские писатели, представители отдельного украинского народа, независимо от того, какими словами они называли украинцев. (К примеру, в поэме Котляревского «Энеида» украинцы называются «хохлами».)
 
...Некоторые русские люди очень категорически отзываются об украинских поэтах и писателях по принципу: «Пастернака не читал, но осуждаю». Я подобной глупостью не страдаю. Я слишком плохо знаю украинский язык, чтобы критиковать художественные достоинства украинской литературы. А вот авторский замысел или бессознательные проявления авторского мировосприятия иногда легче понять «постороннему человеку», чем сородичам. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». (С.А. Есенин) Поэтому я рискну поделиться с читателями своими мыслями о творчестве двух самых знаменитых украинских поэтов: Тараса Шевченко и Леси Украинки.
 
Тарас Григорьевич Шевченко написал на русском языке несколько прозаических повестей. Есть в его «Кобзаре» и русскоязычные стихотворения.
У Леси Украинки есть одно стихотворение на русском языке: «Когда цветёт никотиана...» Можно ли назвать Шевченко и Лесю Украинку не только украинскими, но и русскими литераторами? Я считаю, что нет.
Русскоязычная проза Шевченко довольно среднего уровня, как и русскоязычные стихи. Не будь украинских стихотворений, о Шевченко уже давно бы все забыли. «Никотиана» — хорошее стихотворение, но не более того. В число лучших произведений Леси Украинки оно не входит. И это нормально и естественно. Наш Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) в совершенстве знал французский язык. Но ни одного шедевра на французском языке он не создал. Конечно, есть писатели и поэты, одинаково хорошо творившие на двух языках. Но это всё-таки «исключения из правил», а творчество Шевченко и Леси Украинки «соответствует  правилам».
 
Для русских читателей важным является вопрос о русофобии.
 
Шевченко был русофобом. В его стихах вообще много злобы и нигилизма, а некоторые «поэтические фантазии» заставляют полагать, что Шевченко был либо психически больным, либо бесноватым человеком. Тарас Григорьевич был гением, а гениальность и психические расстройства совмещаются довольно часто. Как говорил один мой знакомый психиатр: «Абсолютно здоровыми людьми могут быть только посредственности». Но я в этих вопросах не специалист и «ставить окончательный диагноз» Тарасу Шевченко не могу. (Не думаю, что на русофобию в сегодняшней Украине как-то влияют стихи Шевченко, поэтому от посмертных упрёков в адрес Великого Кобзаря стараюсь воздерживаться.)
 
Леся Украинка (Лариса Петровна Косач-Квитка) ни русофобией, ни другими духовными болезнями не страдала. Социальные проблемы волновали её намного сильнее, чем национальные. Леся Украинка любила украинский язык, любила Украину, но при этом ей были абсолютно чужды национальная спесь или национальная замкнутость.
Леся Украинка — автор более двадцати драм. Сюжеты она брала, преимущественно, из античной, библейской и зарубежной средневековой истории. Об украинцах рассказывается лишь в двух драмах.
В сказочной драме-феерии «Лiсова пiсня» («Лесная песня», 1911) украинцы — «люди, как люди». Есть хорошие (дядя Лев), есть и плохие…
В драматической поэме «Боярыня» (1910) противопоставляется свободная жизнь в семье украинской казацкой старшины  и антидемократические нравы в среде московских бояр во второй половине XVII века…
Разве это не русофобия?
Нет, не русофобия.
Идеализация украинского казачества и негативное отношение к Московской Руси были распространёнными явлениями и среди русских людей, в том числе среди русских патриотов. Лично я считаю такие взгляды ошибочными, но не русофобскими. В начале ХХ века большинство образованных людей Российской Империи, — среди них и Леся Украинка, — отрицательно относились к монархии, что и отразилось в «Боярыне».
Конечно, я читал далеко не все произведения Леси Украинки. (Её полное академическое собрание сочинений насчитывает 14 томов.) Но среди тех, кто её критикует, есть люди, которые вообще не прочитали ни одной книги на украинском языке.
 
Что доказывает творчество Ивана Котляревского, Михаила Коцюбинского и Леси Украинки?
Для меня их творчество является доказательством того, что ещё до Первой мировой войны существовали самостоятельная украинская литература, а значит и украинский народ. Украинский язык не был выдуман поляками или сотрудниками австрийского генштаба, он органически развивался в Российской империи…
 
*******
 
О русских и украинцах сказано уже достаточно много. Пора рассказать о белорусах.
 
История белорусского народа неразрывно связана с историей Великого княжества Литовского (ВКЛ). До Люблинской унии 1569 года, — когда Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в одно государство, Речь Посполитую, — в состав ВКЛ входили и многие украинские земли. Здесь можно говорить об общем историческом пути украинцев и белорусов…
Но что сами белорусы и украинцы думают об этом? Что осталось в исторической памяти народов?
 
Для образованных белорусов 1500-1570-е годы — это «Золотой век белорусской истории». Это время рассвета белорусской культуры, когда жили и трудились восточнославянский и белорусский первопечатник Францыск Скарына (1470-1551) и белорусский поэт эпохи Возрождения Николай Гусовский (1570-1533). В этот период был построен Мирский замок, ставший архитектурным символом Беларуси; приняты Первый (1529) и Второй (1566) Статуты Великого княжества Литовского — своды государственных законов на «старабеларускай мове»…
 
А для украинцев эта историческая эпоха просто неинтересна.
В 2007-2008 годах в Украине был реализован телевизионный проект «Великие украинцы». Каждый житель Украины имел возможность высказаться о том, кого он считает самыми великими украинцами в прошлом и настоящем. Можно рассматривать этот проект, как самый массовый социологический опрос, касающийся исторической памяти украинцев. По итогам опроса был составлен список «Ста великих украинцев», в котором не оказалось ни одного имени, связанного с историей ВКЛ. (Конечно, в голосовании участвовали не только украинцы, но в конкретном случае это не принципиально.)
 
Украинцы могут спорить о Хмельницком и Хмэльныччыне. Для белорусов причин для разногласий нет.
В 1654 году на территорию современной Беларуси вторгся 20-тысячный казачий корпус наказного гетмана Ивана Золотаренко, шурина Богдана Хмельницкого. О жестокости казаков пишут и белорусские, и русские историки. Ничего хорошего белорусскому народу Хмэльныччына не принесла. (Сам Золотаренко был убит в 1655 году во время осады одного из белорусских городов.)
 
Недобрую память о себе в истории белорусского народа того времени оставили и русские. Это связано с Тринадцатилетней войной 1654-1667 годов между Россией и Речью Посполитой…
 
Российские и польские историки обычно называют эту войну «русско-польской» («польско-российской»), связывают с восстанием Богдана Хмельницкого и вхождением Украины в состав России, а белорусов «почти не замечают». При этом Речь Посполитая отождествляется с Польшей, что в конкретном случае в принципе неправильно.  (Речь Посполитая была федеративным государством. Может быть даже правильнее назвать её конфедерацией.) Белорусские историки исправляют эту ошибку, но некоторые из них опускаются до русофобских выдумок. (Среди белорусов немного русофобов, но они есть.) Я попытаюсь очень кратко рассказать об этой войне, как о странице истории русско-белорусских отношений.
 
С момента своего образования в 1569 году Речь Посполитая являлась стратегическим противником России. Но во время правления Владислава IV Вазы (король польский и великий князь литовский в 1633-1648 годах) отношения между двумя странами в целом были неплохими.
Владислав IV покровительствовал православным и хотел воевать с Османской империей и Крымским ханством, расчитывая в этом случае на помощь Московского царства. В Москве хотели воевать со Швецией за выход к Балтийскому морю и в этом случае можно было надеяться на поддержку Речи Посполитой… Все подобные планы разрушила Хмэльныччына. Посланцам Богдана Хмельницкого удалось убедить русского царя Алексея Михайловича (1629-1676, царь с 1645 г.) и его окружение в том, что идёт борьба за православную веру, против окаянной Брестской унии… (В это и до сих пор многие верят.) В то время «борьба за веру» была очень популярна в Европе. Уже более века католики и протестанты в разных странах жертвовали своими жизнями и забирали чужие. Алексей Михайлович был молод, очень набожен и не чужд «европейским веяниям»…
 
В 1654 году русское войско во главе с самим Государем быстро освободило Смоленскую землю (в 1618 году захваченную Речью Посполитой) и вскоре заняло почти все земли современной Беларуси. Первоначально православное население с энтузиазмом встречало русские войска. Многие католики и униаты были изгнаны или убиты. Люди охотно присягали Алексею Михайловичу…
Эйфория прошла довольно быстро.
 
В казне московского царя не было денег для выплаты жалования солдатам, покупки провианта и фуража. Естественно, началось мародёрство и грабёж мирного населения. Для того времени «самоснабжение армии» в зонах боевых действий было «нормой» для Европы, но мирные белорусы этого не понимали. Начинается сопротивление русским войскам, которые воспринимаются уже совсем не как освободители. Крестьяне создают партизанские отряды «шишей». (Шиши воевали не только против русских. В армии Речи Посполитой жалования тоже не платили...) В городах вспыхивают мятежи против русских гарнизонов. Восставшие были людьми, ранее присягавшие русскому царю, поэтому в ответ на восстания русская армия проводит карательные акции уже по царским указам. От «борьбы за веру» ничего не остается…
 
С «борьбой за веру» всё было неоднозначно с самого начала войны. На территории Беларуси жили не только православные, греко-католики и католики. Часть населения была протестантами. Некоторые протестанты принадлежали к знатным и влиятельным родам ВКЛ. До войны православные и протестанты совместно боролись за свои права, вражды между ними не было.
В начале войны борьбу против русских возглавлял гетман Януш Радзивилл (1612-1655). Он был протестантом, кальвинистом. Среди «офицерского состава» русской армии тоже были иноземцы-протестанты…
 
К бедствиям войны добавилась эпидемия чумы 1654-1655 годов. И сейчас белорусские археологи находят останки обгоревших трупов людей, ставших жертвами чумы...
 
Русской армии пришлось покинуть территорию Беларуси, но множеству людей легче от этого не стало. Возвращались ранее бежавшие католики и униаты и они хотели мстить. Подобное желание было и у солдат Речи Посполитой. Начались «поиски изменников», что часто делается по принципу: «Разобраться как следует и наказать кого попало»...
 
Приведу пару примеров, свидетельствующих о нравах того времени.
Винцент Гонсевский (1620-1662) был крупным военачальником и политическим деятелем Речи Посполитой, «гетманом польным литовским». Он воевал против России, в 1658 году попал в плен, через 4 года был обменен на 5 русских воевод и с почётом встречен в родной стране… Когда в войске ВКЛ вспыхнуло восстание, вызванное невыплатой жалования, Гонсевский пытался усмирить мятежников и был убит по обвинению в измене.
Почти одновременно был убит полковник Казимир Жеромский, также до своей гибели воеваший против России. Жеромский в плену не был, не было и оснований для каких-то обвинений против Жеромского. Но он был товарищем Гонсевского…
Жеромского силой вывели из католического костёла во время обедни. Попытавшего вмешаться ксенза, говорившего, что это «оскорбление дома Божьего», солдаты обозвали «изменником», а Жеромского вывезли за город и «иссекли саблями и забили обухами до смерти»… (См. С.М. Соловьёв «История России с древнейших времён»,том одиннадцатый, глава вторая.)
 
При таком положении дел жизнь белорусского простонародья гроша медного не стоила.
Многие белорусы покинули родную землю и переселилсь в Россию, в том числе в Москву. Потомки этих переселенцев — русские люди и мало кто из них помнит о своих белорусских предках.
 
Для русских Тринадцатилетняя война 1654-1667 годов — одна из победоносных войн, сделавших Россию могущественной державой.
Для белорусов — национальная трагедия и больше ничего.
Правы и те и другие. Но это — правда разных народов, а не одного народа.
 
Некоторые белорусские историки утверждают, что за время Тринадцатилетней войны население Беларуси уменьшилось более чем в два раза. «Цифра» вызывает сомнение, но сам факт резкого уменьшения населения бесспорен. Голод, болезни, война, беженцы…
 
Бедствия белорусского народа на этом не закончились.
 
Социальное расслоение общества в Речи Посполитой достигало огромных масштабов. Постепенно польский язык на всей территории Речи Посполитой становился единственным языком шляхтичей. (Хотя на нём разговаривали и польские крестьяне.) В 1696 году Конфедеративный сейм Речи Посполитой принял решение о том, что в ВКЛ все новые государственные документы следует писать не на «старобелорусском», а на польском языке. (При этом продолжал сохранять государственный статус латинский  язык.) Это событие можно назвать «культурной катастрофой» белорусского народа. (Следует отметить, что полонизация культуры ВКЛ не была насильно навязана поляками. Это был добровольный выбор белорусской и литовской «элиты».)
Речь Посполитую в XVIII веке действительно можно называть Польшей, не обращая внимание на формальное Великое княжество Литовское.
 
В 1772, 1793 и 1795 годах Речь Посполитая была разделена между соседними государствами. Вся территория нынешней Беларуси вошла в состав Российской империи. Абсолютное большинство белорусов отнеслось к этому, вероятнее всего, безучастно. «Хрен редьки не слаще».
 
Последним славным событием в истории Речи Посполитой было восстание 1794 года под руководством Костюшко.
Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко (1746-1817) — национальный герой Польши, человек отважный, со своим «Кодексом чести», один из достойнейших противников Российской империи.
И для многих белорусов Костюшко — «свой». Но не для всех.
 
Он родился и прожил ранние годы на территории современной Брестской области Беларуси. (Сейчас там открыт Мемориальный музей-усадьба Тадеуша Костюшко.) Основатель рода Константин (Костюшко) Федорович (XV-XVI вв.) был православным. Из православного белорусского рода происходила мать Тадеуша. Но сам он был польским патриотом и католиком. Нет фактов, свидетельствующих о каких-либо проявлениях у Тадеуша Костюшко белорусского самосознания…
Так кто он для белорусов: «свой» или «отрезаный ломоть»?
Этот вопрос касается только белорусов. А для русских и для украинцев Тадеуш Костюшко бесспорно «чужой».
 
В истории любого народа есть деятели, о которых создано множество мифов и почти невозможно понять, где правда, а где — выдумка.
Один из таких людей: Викентий (Винцент) Константин («Кастусь») Калиновский (1838-1864). Он прожил недолгую жизнь, всего 25 лет. Жизнь свою закончил на эшафоте. Калиновский был одним из руководителей Польского восстания 1863-1864 годов.
Точно неизвестно: поляком или белорусом. он был по самосознанию.
Для многих белорусов Калиновский — национальный герой. Но далеко не все согласны с такой высокой оценкой.
Не подлежит сомнению лишь то, что и для поляков, и для белорусов Калиновский — «свой», а для русских и украинцев — «чужой»...
 
В XIX веке появилась современная белорусская литература.  Её родоначальником был Винцент Дунин-Марцинкевич (1808-1884). Крупнейший белорусский поэт XIX века — Францишак-Бенедикт Богушевич (1840-1900). Рассвет белорусской литературы приходится в основном уже на советский период истории...
 
*******
 
Можно приводить ещё множество фактов свидетельствующих о том, что русские, украинцы и белорусы до 1922 года были разными народами.
А можно привести и множество фактов, свидетельствующих об общей судьбе русских белорусов и украинцах. Но эти факты относятся в основном к советским временам, наступившим после 1922 года.
 
Я совсем не идеализирую советский период истории. Было и хорошее, и плохое.
Сейчас довольно много говорят и пишут о многочисленных «перегибах» при проведении «коренизации» в 1920-1930- годы. Не сомневаюсь, что «дров наломали» тогда много. Да и как могло быть иначе в то время при проведении какой угодно национальной политики? На землях Украины и Беларуси с 1914 года шла мировая война, «плавно перешедшая» в гражданскую войну. Это не могло ни отразится на сознании людей, на методах, которыми они привыкли действовать…
 
А если бы большевики вместо СССР создали украинскую и белорусскую национально-культурные автономии в составе России?
Если бы порбедили не большевики, а белогвардейцы, сторонники «Единой и Неделимой России»?
«История не терпит сослагательного наклонения». Я полностью согласен с этим тезисом. Очень сложно, а часто и невозможно выяснить, «что было». А уж «что было БЫ...»

Я могу лишь дать скромный прогноз на будущее. Если мы, русские, будем повторять, что нет никаких украинцев и белорусов, как народов, отдельных от русского народа, ни к чему хорошему это не приведёт. Нужно уважать национальные чувства и русских, и нерусских людей. В том числе нерусских украинцев и нерусских белорусов.