Про печенье и не только

Мила Верба
   Мои девочки давно задумали съездить в другую страну, в город где живёт их брат. Нет, они не скучают по нему, так как почти каждый день имеют возможность разговаривать и общаться с ним по телефону. Что тут объяснять, когда в мире за последние годы произошли такие быстрые технологические взлёты, что из самой глухой деревни посредством связи можно говорить и видеть что делается в любой точке земного шара. Тем более он приезжает к родителям, то есть к нам, непременно раза четыре в год.

   Оказалось что это я скучаю по сыну.
   Пишу откровено, хотя до сих пор не признавалась себе в этом, считая что это не так, что я нормальная мама, не курица-наседка. Совершенно спокойно восприняла уход в большую, отдельную жизнь двух дочерей и сына.  Отпускала с души легко, не заморачиваясь и не причитая, потому что знала на что они способны и была уверена в их порядочности и целеустремлённости. И верила - не пропадут!
Так вот нет, выходит стала скучать. Что это значит и какие чувства я начала испытывать? То, что не могу дотронуться до плеча, поцеловать в щёку, пусть теперь шершавую, а не мягкую и гладкую, как когда-то раньше, стряхнуть ниточку с куртки или пальто, пришить пуговицу, позвать на обед, спросить как дела. Конечно, о чём-то мы разговариваем в интернете, но потрогать и обнять, вот это никак.
   И вот девчонки засобирались. За день до вылета я испекла печенье и положила в коробочку, чтобы они съели в аэропорту, потому что с собой, на территорию отправки, вроде бы нельзя брать, есть там какие-то ограничения. Помню, когда-то, находясь в аэропорту в Афинах, при посадке в самолет, у меня забрали бутылочку с водой. Так что есть какие-то правила, не всегда правда понятные.
   Смотрю и слежу за информацией. По времени, девочки должны уже идти на посадку в самолет.
Я не ездила их провожать, только передала коробочку с печеньем для них. Пишут мне ответ, что попробовали, печенье - очень вкусное. А дальше... мама, мы съели по одной, а остальное отвезем ему.
Девочки мои золотые, я, мама, боясь, мало ли что, ничего не передала сыну, думая о вас, а вы...

   В который раз они показали мне, что я делала всё правильно, в жизни, когда они росли и жили дома, и что я своими размышлениями о принципе воспитания троих детей, делала всё, заботясь о том, чтобы когда они вырастут, любили друг друга, и сохранили это чувство и теплоту отношений. Не знаю как для кого, но для меня это было очень важно. Потому что очень часто я сталкивалась с тем, что видела результат совсем другой, когда из большой семьи выходили люди, или равнодушные к своим братьям и сестрам или ненавидящие свое детство, и эта ненависть переходила на своих же родных по крови людей. Почему так? Смотреть на это больно и неприятно.

   Очень часто в многодетных семьях старшим детям приходится сидеть, кормить, гулять, вобщем заботиться о младших братьях и сестрах. Родители буквально навязывают своим детям не их заботы. Они почему-то решили что старшие дети должны и обязаны им помогать растить и воспитывать их детей. Откуда такая убеждённость что это хорошо и что этот метод приучает их к труду,  Потом, когда дети вырастают, вдруг оказывается, что они тихо ненавидят друг друга с детства.

Так вот, я никогда не оставляла и не заставляла старшую дочь сидеть с младшим братом и сестричкой. Неправда, что без этого нельзя обойтись, не верю, проверила сама! Всё можно успеть, если очень захотеть. Мало того, еще и оставалось время и книги почитать и шитьем заняться и конечно погулять. Никогда не было такого, как показывают в фильмах, когда замученная мама падает от усталости, пар на кухне, дети орут, муж ходит злой. Где это такое бывает, я не знаю. Но правда бывает  и так, что кого-то и один, единственный ребенок раздражает, про это не могу ничего сказать. Я росла одна в семье. И не баловали меня, просто росла и всё, самое главное - меня любили.

    Мне кажется что это неправильное отношение вообще к ситуации, кем-то когда-то придуманная, что у детей непременно должны быть обязанности и тогда вырастут умеющими делать всё. Не имею ввиду какие-то безвыходные ситуации, потеря кормильца или другие тяжелые случаи.

   Не хочу углубляться в тему одного ребенка, но, опять на своём примере скажу - меня мама на кухню вообще не допускала, это было ее царство. Она любила сама все приготовить, а отвлекаться и поручить, ну например картошку почистить или нарезать овощи, ей не надо было, она говорила что у неё быстрее получится. И я её теперь понимаю. Я никогда не не могла готовить так,чтобы в мой процесс, что за чем идет, когда перед глазами и в голове чёткий план действий, какой продукт за каким следует, и что с ним делать, вдруг перебивался бы и вся цепочка действий сбивалась кем-то, нет, это ужасно. По этой причине люблю приготовить всё до прихода гостей. Чтобы когда подруги, придя ко мне в гости, начнут предлагать свою помощь, уже в ней не нуждаться. Если одно действие из цепочки выбивается, я теряюсь , надо перескакивать через него и совершать следующее, а схема рушится, та что выстроена у меня в голове.

   Вобщем вышла я замуж и всему научилась сразу. И думаю, что интерес готовить и печь, возник только потому, что я не обязана была делать это пока жила с родителями. Вот обязаловка, думаю, очень многим испортила представление о том, что приготовление пищи это творчество, которое приносит удовольствие.

   Что-то далековато я ушла от темы которую обозначила вначале моего повествования.

   Так вот девочки, дочери мои из любви к брату, совершенно естественно, без моей просьбы, просто от сердечного побуждения решили, что ему будет это приятно, тем более что он и они любят мое печево. Так и объяснили мне, отвечая на мой вопрос, почему не съели сразу, я же вам напекла - ему же будет приятно, что это мама напекла, что из дома. Понимаете? Они оказывается об этом подумали!

   Может быть кому-то будут смешны мои расуждения и этот случай, что это ерунда и мелочи жизни и что это за проявление любви. Я так не считаю. На эту малость можно не обратить внимание и не придавать такое значение, но ведь из малостей складывается большое. И именно эта малость показывает, что у человека отзывчивое сердце, хотя казалось бы , подумаешь, всего-то коробочка печенья, съели и забыли. В этой малости и есть большое проявление человеческой любви к ближнему, родному, кровному, любимому, своему брату. И заложено оно в детстве, совершенно естественно.

   Точно так же, как и у него к ним. Когда сын менял в том городе свою двухкомнатную квартиру на трехкомнатную, знаете что первое он мне сказал, эта фраза меня поразила чем, он не стал рассказывать какая она, как будет обставлять, что покупать, первая фраза - мама, теперь девочки смогут ко мне чаще приезжать. Я тогда тоже была удивлена такой внимательностью с его стороны. Первым делом о том, что девочки смогут приезжать, ни о чем больше, это главный момент получается так, и причина.

   Каждый ребенок, как и любой взрослый человек имеет право на свое пространство и свою жизнь. Не надо заполнять это пространство вашими желаниями и вашими проблемами. Они сами его заполнят каждый на свое усмотрение. Этим вы покажете свою любовь к ним, уважение к нему как к личности, к его интересам, то и он сохранит это в памяти и будет любящим и ценящим так же точно других людей, их интересы и никогда не будет посягать на права и свободу близких ему людей и не близких тоже. Уважение  интересов другого человека, мне кажется, это главное  в сосуществовании людей, а может и всего человечества.

Будьте счастливы, люди!