Фольклорный образ

Валерий Протасов
     Фантазируют в кино с сюжетами гоголевских таинственных повестей, в частности, с образом Вия. Одни выводят страшное чудовище из английского, другие из западнославянского фольклора.  Третьи вообще не находят каких-либо отсылок  к нашим отеческим сказкам. Очень интересный взгляд выразила группа наших учёных. Оказывается, Вий – не создание кельтов и германцев, и не готовый образ наших исконных языческих сказаний, а соединённое авторской фантазией собрание отдельных черт  некоторых сказок, в которых появляется страшное существо с длинными до земли веками и ресницами. Цельного прообраза гоголевского Вия в них не  было, но существовали как бы эскизы, наброски. Впечатление такое, что Вий словно пришёл в повесть Николая Васильевича из народных поверий. Но это не совсем так. В памяти писателя-мистика возник сросшийся из деталей цельный образ. Многими он считается заимствованным из народных сказаний, из коллективного языческого подсознания. Принято думать, что фольклор ; область целиком массового творчества. Но где же живые люди, принимавшие участие в  этом процессе? Ведь не сами же собой, не из пустоты рождались слова и образы народных песен и сказок. Были же и те, кто облекал фантазии в слова и образы.
     Оказывается, и у фольклорных образов могут быть авторы. Возможно, и в самом деле, Вий ; не фольклорный образ, а порождение фантазии Гоголя, ставшее частью фольклора. Более того, все мифические образы когда-то были созданиями авторов, индивидуальных и коллективных. Так происходило и происходит во все времена. Авторские песни обрастают импровизированными подробностями коллективного творчества.  Сколько таких песен и историй мы знаем даже в эпоху печатного станка, института редакторства и авторских прав! Что уж говорить о более ранних временах. Анонимность фольклора существует только как условность по причине того, что незаписанное творчество невозможно закрепить за каким-то статичным авторским именем.
     Так же обстоит дело и с гоголевским Вием. Рассыпанными деталями он уходит в почву фольклора, но как цельный образ есть создание автора с именем Гоголь.