Начальник компрессорного цеха

Иван Цуприков
Когда знакомишься с героем будущей своей зарисовки или очерка, всегда хочешь услышать от него душещипательную историю. Вот и сейчас, разговаривая со Светланой Ефимовной Истоминой, начальником КС-2 Пелымского ЛПУМГ, в предвкушении этого, задаешь ей множество вопросов подталкивающих к таким воспоминаниям. Например, были ли аварии на КС, остановы агрегатов и как она в этот момент себя повела. Но, она спокойно говорила,  нет. И я снова находил в ее рассказе, какую-то близкую к «взрыву» зацепочку, и... Но ей не хотелось придумывать того, чего не было.

С чего начиналась трудовая биография

…Хотя было. Она не призналась родителям, какой выбрала факультет, поступив в Тюменский индустриальный институт. Сказала им, что в экономический. А на самом деле поступила на факультет трубопроводного транспорта, по специальности проектирование и эксплуатация газонефтепроводов, газохранилищ и нефтебаз.
«Самым удивительным было то, что в «мужском» факультете было всего пять юношей, - вспоминает Светлана, - а на выпуске их осталось двое».

В 1985 году, получив диплом, по распределению попала в «Тюментрансгаз».
«В отделе кадров я попросилась в Пелымское ЛПУ, - говорит Истомина. - В 1984 году я уже была в нем на практике в должности машиниста. В то время здесь эксплуатировались цеха с агрегатами ГТК-10-4, и строились два цеха с новыми ГПА, КЦ-6 с ГТК-25И  - импортными машинами, и КЦ-7 с отечественными ГТН-16. А все новое всегда притягивает, - улыбается Светлана Ефимовна. 

- Первоначально я работала машинистом 5 разряда на КЦ-3, - продолжает рассказывать она. - ГТК-10-4 мы изучали в вузе, а здесь я уже набиралась опыта по их эксплуатации. Моими учителями были старшекурсники, пришедшие в Пелымское ЛПУ на год-два раньше меня, и поэтому я здесь чувствовала себя, как на студенческой практике. Моим первым наставником был сменный инженер Юрий Владимирович Артемьев, тоже выпускник ТИИ. Опытных машинистов не было, как и инженеров. С кадрами в Пелымском ЛПУ была проблема.

- И из-за этого инженерам приходилось выполнять роль машиниста технологических компрессоров, слесаря?

- Да, так и было. Через полгода я стала сменным инженером, а летом в цехе нас осталось всего три человека, другие ушли на пуско-наладку новой станции. Я заступала в смену одна и работала и за машиниста, и за сменного инженера. И масло убирала, и чистила и мыла оборудование, и за приборами следила, и передавала всю необходимую информацию диспетчерам, и когда нужно было, бежала на краны и закрывала, открывала их. Все на мне лежало.

- А что же вас в таком случае удерживало в Пелыме? Квартира?

- Нет, - улыбается Светлана. - Сначала мы с подружкой жили в старом деревянном доме по ул. Строителей, где сейчас стоит пятиэтажный дом. Потом нам дали комнату в общежитии в финском городке. Его только построили. Да мы тогда не думали о царских хоромах, о работе в белых перчатках. Я из простой семьи: папа – шофер, мама – бухгалтер. ЛПУ только строилось, и мы понимал, что все эти трудности временные. А с чего-то нужно начинать.

Сменный диспетчер

В 1986 году, Истомину перевели в компрессорный цех №6-7, которым руководил Александр Алексеевич Шинкаренко, закончивший в 1984 году Севастопольский приборостроительный институт. Ныне он начальник Ново-Уренгойского ЛПУМГ.

- Машины ГТН-16 были сырыми, - вспоминает Шинкаренко. – Они только начинали проходить экспериментальную апробацию в Пелымском ЛПУ на КЦ №7  и в Краснотурьинском ЛПУ. Их слабым звеном были подшипники нагнетателей, они часто выходили из строя и мы, снимая их, вертолетом отправляли в Краснотурьинское ПТП на доработку. Сменный инженер Щергина Светлана (девичья фамилия Истоминой), никогда не паниковала в такие моменты, контролировала останов агрегата и запускала резервную машину. Все ее действия были грамотными, нареканий не вызывали.

В 1987 году Светлану Ефимовну перевели на должность сменного диспетчера, в которой она проработала до 1998 года.

- Спокойно работалось? – интересуюсь у Светланы Ефимовны.

- В принципе да. И это не зависело от того, часто происходят на компрессорной станции аварийные остановы агрегатов или нет. Главное в другом: мы всегда были готовы к любой ситуации. Как хирург или кардиолог, они знают, что нужно делать, если происходит у больного то-то. Так и мы.

В мою смену произошел разрыв на газопроводе Уренгой-Центр1, за речкой Оус.
Начало падать давление, на КЦ №7 аварийно остановились машины. Мы тут же произвели все необходимые переключения, и выслали на место аварии бригаду линейно-эксплуатационной службы для определения места аварии, работ, какие нужно произвести по ее ликвидации, и так далее.

Мужская профессия

- Светлана Ефимовна, а вы не завидовали тем, у кого был рост?

- Нет. Понимала, что так должно было быть.

Эту тему Истомина попросила больше не затрагивать. Я согласился, но невольно вспомнилось, как в аппарате управления в конце 90-х годов зашел на эту тему разговор: про себя подумал, что мужчины приревновали женщин к руководящим должностям на КС. По-другому и не скажешь, так как рьяно стали «защищать» женщин от тяжелого труда – сменных инженеров, начальников цехов, служб, не спросив «виновниц», а хотят ли они этого. Вот под чьим-то молчаливым согласием, и начали переводить женщин на более спокойные должности.

Светлана Ефимовна, тоже, наверное, попала под эту «гребенку». В 1998 году ее перевели сменным инженером КЦ №7, а в 2000 году - инженером ЭОГО по надзору за грузоподъемными механизмами и сосудами, работающими под давлением.

В 2005 году снова заметили Светлану Истомину. Начальник ЛПУ Вячеслав Михайлович Югай, предложил ей стать начальником компрессорных цехов №4 и №5, работающих с агрегатами PGT-10.

- Я согласилась. Коллектив меня принял нормально, - говорит Светлана Ефимовна. – Они знали, что во время реконструкции этих цехов я участвовала в пуско-наладочных работах. В компрессорном цехе №6, где я работала сменным инженером, ГПА ГТК-25И фирмы «Дженерал электрик» во многом напоминают PGT -10, а значит, мои знания, опыт по их эксплуатации будут полезными.
10 лет она руководит КС-2.

- А с чего начинали?

- С себя. Нужно было восстановить свои знания, изучить агрегаты, людей, управляющих ими. Важное внимание уделила технической учебе персонала, в том числе и инженеров, культуре производства, и, конечно же, надежности работы газоперекачивающего оборудования. За это время нам удалось многое сделать, и добиться неплохих показателей.

- Вы жесткий руководитель?

- Я сторонник убеждения, - улыбнулась Светлана Ефимовна. – Если что-то нужно обсудить, я не против этого. Моя опора, это инженер по ремонту Бессонов Вячеслав Игоревич, сменные инженеры Перевалов Олег Викторович, Гарипов Ильдар Камильевич, машинисты ТК Шилоносов Сергей Иванович, Секлецов Василий Сергеевич, Сорокин Александр Борисович, Вершинин Александр Владимирович, Мульмин Сергей Викторович, Пятаев Иван Анатольевич. Также хочется доброе слово сказать о своем помощнике регенераторщике  Васькиной Елене Ивановне. Она уполномоченная от профсоюзного комитета по охране труда. О Востровой Тамаре Юрьевне, инженере ЭОГО по надзору за грузоподъемными механизмами и сосудами, работающими под давлением, скажу, что тоже очень ответственный человек.

Пришла в цех молодежь. Она работает под нашим вниманием, помогаем ей набираться опыта, знаний. Привлекаем их к рационализаторской деятельности. Это подталкивает их к тому, что нужно больше знать оборудование, всю технологию транспорта газа. Тем более мы сейчас переходим на замещение некоторых импортных узлов, запчастей на отечественные. Поэтому нужно вести постоянный контроль за ними, чтобы  определить их плюсы или минусы.

- Говорят, дочь пошла по вашим следам?

- Да, закончила учебу на факультете экономики в Тюменском университете нефти и газа, в котором когда-то училась и я. Ее муж работает сварщиком, мой муж – в УТТиСТ. Так что у нас вся семья газовиков, надеюсь и внучка, когда вырастет, пойдет по нашим стопам.