Комментарий к статье Сквозь призму Корана

Сергей Николаевич Сазонов
Коран — это книга, которая восхваляет или освящает действия, а не нации"
Альпер Бильгили*

В 2013 г., бизнесмен из Хайфы Владимир Леви, на старости лет (как многие) подавшийся в Интернет-сочинители, опубликовал статью "Сквозь призму Корана". Леви откопировал её на полдюжины сайтов так что где только её нет. Ну, например -

http://litbesedka.0pk.me/viewtopic.php?id=1420

или

http://www.proza.ru/2013/04/23/1468

. Статья посвящена арабо-еврейским отношениям, показалась мне интересной и я написал на неё тогда комментарий, который, увы, не смог вовремя опубликовать. Делаю это сейчас, слегка дополнив, поскольку, мне кажется, ни текст коммерсанта-блоггера (возможно, сейчас, в 2022, его уже нет с нами), ни мой тогдашний комментарий не устарели
[Дальнейший текст в основном - 2013 года.]

В числе прочего, автор пишет:

"Коран подчёркивает тезис о надгосударственности Израиля. Оказывается мы (евреи) – важнее и нужнее всех, ибо Творец, опять же многократно, утверждает, что «Я превознес вас над всеми народами… дал Писание, мудрость, пророчество» [15]!»

Прежде всего, возникает вопрос, тождественно ли понятие превознесенности из Корана словам Леви "евреи – важнее ... всех"?
"НЕТ!" - уверенно, словно бы отвечая Владимиру Леви, говорит в интервью 2005 года ([1]) публицист Татьяна Миронова:
"Народ Израиля был избран Богом на служение себе потому, что он один тогда среди народов, погрязших в многобожии идолослужения, мог пойти за Богом. Избранничество обязывает смиряться, а не возноситься, служить, а не повелевать и далеко не каждый священник выдерживает это испытание. Вот и народ Израиля понял свою избранность не как духовное служение, а как родовую привилегию и расовое превосходство."
Но права ли Миронова - автор, не являющийся ни профессиональным историком, ни религиоведом (д-р филологических наук)?

Для ответа рассмотрим аяты, на которые ссылается публицист из Израиля, поподробнее.
Ссылка [15], данная автором, представляет собой набор номеров следующих аятов Корана:
2:44, 2:116, 5:23, 6:165, 44:31, 45:15.
Из них, восхвалению евреев без комментариев, посвящены -

44:31 - "Мы спасли сынов Исра;йла от Фир"ауна и их избрали по знанию над мирами." и
5:23 - "Аллах ... сделал вас царями и даровал то, чего не даровал никому ..."

Казалось бы, мнение автора рассматриваемого текста о превознесенности евреев над народами подтверждается (аят 2:116 к процитированному ничего нового не добавляет), но не всё так однозначно. Аллах, действительно, многое дал древним евреям - но НЕ просто так! Открываем следующие страницы
и читаем:

45:15 - "Мы дали сынам Исра;йла книгу, мудрость и пророчества и даровали им блага и превознесли их над мирами и мы даровали им ясные знамения о деле; но они разошлись после того, как пришло к ним знание, из злобы между собой".

Начало цитаты подтверждает заявленное Владимиром Леви, но - С РАЗВИТИЕМ ВО ВРЕМЕНИ, которое он совершенно не учитывает. Знамения, данные Всевышним - ясные, но кто-то из иудеев их, стало быть, начал искажать и устраивать в древнееврейском социуме смуты. Но, допустим, быть скандалистами - ещё не самый большой грех. Поэтому идём дальше.

6:165 - "Он - тот, который сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил."

Таким образом, все блага, перечисленные Леви, даны были евреям с целью испытания. Выдержали ли они его? Откроем не 2:44 (думаю, похвал в адрес евреев уже достаточно), а чуть дальше -

5:69 - "Сказали иудеи: "Рука Аллаха привязана!" У них руки связаны и прокляты они за то, что говорили ...
У многих из них низведённое тебе от твоего Господа только увеличивает заблуждение и неверие. Мы бросили между ними вражду и ненависть до дня воскресения. И стремятся они по земле с нечестием."

Из этого текста непохоже, чтобы Аллах благоволил к когда-то избранным. Совершенно прозаический подход к причинам пересказываемой Пророком в своем Откровении якобы неприязни Аллаха к иудеям находим, например, в [2] на стр. 15:

"Иудеи Медины [после Хиджры - С_С_Н] стали открыто издеваться над пророческими претензиями Мухаммада. Они объявили его невеждой. В Коране усилился анти-иудейский настрой, всё сильнее стало подчеркиваться, что последователи Моисея исказили его учение."

В частности (там же, стр. 107),
"Для истории Моисея [пересказываемой в Коране - С_С_Н] особенно характерен мотив осуждения иудеев, древних и современных Мухаммаду за то, что они оказались недостойны своего пророка. Не следовали его заветам после того, как он умер".

От марксистского комментатора Священной Книги перейдем к комментатору-мусульманину:

http://islamnews.ru/islam-ob-iudeyah

"всякий раз, когда Коран порицает иудеев, то исключительно за деяния, которые признаются противоречащими их же собственной религии. В то же время в нем обращается особое внимание на то, что иудеи долгое время являлись единственными носителями монотеизма в мире, который закоснел в язычестве и идолопоклонничестве. Эту заслугу Коран полностью признает, но с появлением христианства и позднее ислама претензии иудеев на то, чтобы обладать исключительным правом на монотеизм, теряют основание, а вместе с ними и представление об избранной расе, которого они придерживаются до сегодняшнего дня. По крайней мере, так полагают христиане и мусульмане. Ислам не разделяет концепцию избранной расы в принципе. Бог говорит в Коране:

49:13 - "О люди! воистину Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный."

Люди могут стать лучше или хуже только на основе праведности, а не принадлежности к определенной родовой линии. Это отчетливо выражено в коранической версии Божьего обетования Аврааму:

2:124 - "Вот испытал Господь Ибрахима повелениями, и тот выполнил их. Он сказал: «Я сделаю тебя предводителем людей». Ибрахим сказал: «И из моего потомства». Аллах сказал: «Мой завет не коснется беззаконников».""

Резюмируем: желание публициста из Хайфы увещевать ту часть арабов, которая озлоблена на государство Израиль, вполне понятно и оправдано. Есть только один нюанс: увещевания должны быть аргументированными, а не представлять из себя, на мой взгляд, набор красиво подобранных цитат, иллюстрирующих основные идеи статьи, которые автор выразил, в том числе, следующей фразой:
"т.к. иудеи возвышены над народами указаниями Творца, то арабы должны как в духовном, так и в организационном плане исполнять их рекомендации."

* - http://medium.com/@dralperbilgili/

[1] ж-л "Молодая Гвардия", 2005, N4, стр. 105
[2] М. Б. Пиотровский: "Коранические сказания", М., "Наука", 1991.