Снегурочка из Нового Оскола 2. 0

Виктор Каменев
Ещё раз обращусь к этюду из «Снегурочки» А.Н. Островского актёров Киры Талановой и Александра Барышева, в Белгородской театральной лаборатории «Учуд», поскольку большое видится на некотором расстоянии. Для меня это нечто «большое», потому что такая «Снегурочка» поставила меня сначала в тупик: что происходит на сцене, сколько можно говорить вокруг да около, когда же начнётся «Снегурочка»? Потом она меня удивила, я понял что спектакль уже идёт, и завоевала, ведь «удивить» - это и «завоевать», говорил А.В.Суворов.

Ёлочка — лестница-стремянка, мандарины на полу-снегу, Дед Мороз в джинсах, Весна-Красна в чёрном платье, а Снегурочки вообще нет. И разговор идёт то о делах житейских, то о белгородских «громких» деньках в стиле стенд-ап, потом актёры преображаются, Дед Мороз рассуждает, что Солнце-Ярило погубит Снегурочку своими лучами: неземная красота ему претит; Весна возражает, уже по Островскому. Потом опять начинается импровизация на темы сегодняшнего прифронтового Белгорода, а заканчивается действо вообще актуально — песней старого солдата о войне....

Получился мини-спектакль, его хочется пересмотреть, чтобы понять, вдуматься в какие-то его смыслы, которые, может быть, неожиданно для самих актёров, открылись вдруг на сцене. Такие «художественные» явления бывают.

Я прочитал это так: Дед Мороз и Весна Красна— это сегодняшние «берендеи», из «царства» Нового Оскола, они играют «Снегурочку», чтобы рассказать о своём «царстве», чем живут сегодня «берендеи», какими они стали.... И что для них сегодня Снегурочка, Дед Мороз и Весна-Красна из театра А.Н. Островского.

Можно заметить, что эта «Снегурочка» - сплошная импровизация и стенд-ап, «с колёс», актёры читают текст Островского - это не спектакль в обычном понимании, но, может быть, рождается новый театр? Театр-импровизация на заданную тему?

Иван Бунин в своих дневниках размышлял, что будущее - «за рассказом», за «малыми формами»: большие романы уйдут на второй план, потому что «убыстряется» время. Действительно, «романов» пишется все меньше, они становятся всё «тоньше», или набираются крупным шрифтом. Этот «дух времени» захватывает всё искусство, и театр тоже.

Девиз театральной лаборатории «Учуд»: «Так рождаются спектакли» - именно этот интереснейший процесс мы и увидели, но, может быть, и рождение нового театрального жанра?

Виктор Каменев

02.12.2023