Контуры рациональности в эпоху цифровизации

Борис Попов Коломенский
АННОТАЦИЯ ДОКЛАДА

Контуры новой рациональности.

(Каков мир, действительность которого сотворяется цифрой? Каково место человека в этом мире?)

Человеческая реальность выражена в системах символов. Из порожденных символов люди выстраивали островки стабильности: мифы, религии, законы, установления, принципы и т.п. Вокруг них, осознанных в качестве реальности, строились и разрушались человеческие судьбы, государства, велись войны, существовал и изменялся человек.

    Со временем была осознана проблема соответствия мира символов и действительности. Возникли понятия субъекта и объекта, возникло разделение реальности на субъективную и объективную. Но до последнего времени люди с трудом, плохо и слабо,  осознавали себя частью действительного (того, что действует) мира, а не мира выдуманных  ими реальностей.

  И только в конце XX века создав технику для сбора, переработки, передачи и хранения информации, люди осознали, что между означающим и означаемым (между реальным и действительным) имеется зазор, что всякая и вся реальность суть порожденная и порождаемая их активностью, то есть виртуальная.

     Мы знаем действительность  лишь постольку,  поскольку она «просачивается» в осознаваемую человеком реальность, , поскольку она выражена в текстах, в слове и образе. А в слове и образе не получается различать субъект и объект.

Размывание границ между субъектом и объектом создает потребность в неклассической рациональности.

 В структуре новой   рациональности вместо термина «мир»          , вмещавшего в себя всю реальность,  возникает тема другого.         Другой (то, что не Я) перестает быть бинарным. Другого уже не  мыслят   в качестве     объекта, и, в то же время, другой - не субъект. Тема другого   воплощается в     идее виртуальной структурированности целого.  Другой здесь и не тот, кто смотрит, и не то,       на что смотрят. Это условие всякого смотрения, возможность того, чтобы что-то кем-то виделось.

      Субъект, обречен на ограниченную односторонность. Сколь угодно большое количество реально усвоенной им информации, осмысленной и пережитой им в качестве целостности своего содержания, оказывается почти ничем рядом с невообразимо большим объемом постоянно наполняемой, не пережитой, и поэтому пустой, новизной.  Субъект, его сознательная часть, вводится в позицию децентрации, смещения от центра таким образом, что онтологическое ядро нашей личности никогда не совпадает с нашим Я. Субъект исчезает, превратившись в подобие стеклянного пузырька или в ограниченную пустоту, наполняемую из СМИ PR- компаниями, а вместе с ним исчезает субъективная реальность. Всякая реальность становится виртуальной, поскольку она соткана из пропущенных через компьютеры и другие технические устройства слов и образов.

   Формирование глобальной виртуальной реальности, разрушающее субъекта, одновременно с осознанием проблематичности субъективной реальности разрушило возможность мыслить какую-то другую реальность.       Все превратилось в деценрированную абсолютной новизной информацию.  Но ещё Ю. М. Лотман говорил, что абсолютная новизна равняется абсолютному разложению.

Происходит разложение целостности общества до уровня отдельных индивидов, которые сосуществуют рядом друг с другом не   взаимодействуя,     по возможности, но подающих соседям сигналы: «Я есть».