Урок ботаники

Евгений Расс
                Педагогический  эйдос

            
            Это был невысокого роста тихий хроменький пожилой человек, который всю свою жизнь проработал в школе простым учителем биологии.  Бесконечно влюблённый в класс насекомых, он имел довольно обширную коллекцию бабочек, которую неизвестно как, где и когда собирал на протяжении всей своей жизни, начиная со студенческих лет.  Он знал о каждом своём экспонате практически всё и этим очень гордился, с удовольствием принося на уроки в школу своих аккуратно приколотых булавками к тонким пластинам в изящных, небольших с красивыми рамками в застеклённых коробочках.  Для всех учеников в нашей школе не было тайной о страстной любви его к порхающим мотылькам, и между собой, не осуждая, мы иногда посмеивались над ним, но уважали этого чудаковатого, на наш взгляд необразованных недорослей, оригинального коллекционера.
          
            Щедрой души и настоящего благородства с виду, как и мы обычный подросток был этот учитель биологии очень скромным и предельно выдержанным человеком и, который среди других людей ничем не отличался, кроме своей небольшой хромоты, как мы знали с раннего детства.  Он никогда, не при каких обстоятельствах ни на кого не повышал своего голоса и в первую очередь на нас, школьных шалопаев.  И на всех педсоветах он защищал каждого барогозника, утверждая, что все дети должны быть подвижными, потому что так они и жизнь познают и нарабатывают необходимый опыт.  Но учителя ему отвечали:
            
            - Подвижными, но не хулиганами!
            
            - Я не вижу среди наших учеников отъявленных хулиганов, – парировал он.
            
            За что его многие педагоги немного недолюбливали, а кое-кто даже и побаивались, зная за ним неуступчивый и прямолинейный характер.  Но поборники строгих наказаний, особо отличившихся сорви голов, называя всем известные их фамилии спрашивали:
            
            - А эти кто по-вашему не хулиганы? 
            
            - У меня скорее вызывают некоторое опасение дети, которые не шалят, потому что шалость – это игровая адаптация растущей личности в обществе, а вот ошибки формирует характер и гораздо лучше, чем все скромные школьные успехи в будущем гражданине, – отбивался от учительских нападок наш защитник.
            
            - Чудак, – говорили все учителя вместе с директрисой откровенно. 
            
            При этом этот добродушный чудак мог довольно строго наказать любого ученика, если тот мешал ему на уроке, не обращая никакого внимания на все его замечания.  Тогда он подходил к надоевшему неслуху, брал у него дневник и делал в нём запись, что сегодня он имеет намерение навестить родителей этой назойливой мухи и провести с ними беседу о должном воспитании их ребёнка.  А так как многие из родителей всех шалунов сами ещё когда-то учились в этой же школе, то знали и уважали этого известного им преподавателя.  И можно смело предположить, что за этим посещением ожидало шкодника дома.  Но зато, что наш бабочник, коего мы, шутя, иногда называли между собой, никогда и ни на кого за всю свою педагогическую практику не пожаловался, а проводил с родителями, как он сам говорил, обсуждение будущего их дитяти, не костеря его в хвост и в гриву за поведение в школе, и за это на него ни один шалопай зла не держал.
            
            Вечный холостяк и апологет добра, ко всем и всегда, не взирая на возраст, он тихо и уважительно обращался на «Вы».  Когда он делал какому-нибудь зарвавшемуся ученику замечание, он брал его за руку и говорил.
            
            - Сударь мой, что вы себе позволяете? 
            
            И сударь, устыдившись, ему отвечал.
            
            - Я больше так не буду, учитель.  Извините меня!
            
            Если это была девочка, то он, просто, останавливал её, поворачивал к себе лицом и, с горькой укоризной в голосе добавлял.
         
            - Деточка, вы даже не представляете себе, как вы дурно себя сейчас вели.  И мне за вас, знаете ли, очень стыдно!
            
            На что эта девочка отвечала.
            
            - Простите меня, учитель.  Этого больше не повторится!
            
            Но однажды он остановил старшеклассника, который грубо приставал к девочке из его же класса и предложил ему перед ней извиниться.  Тот с наглой ухмылкой негодяя это сделать отказался, и тогда тщедушный собиратель бабочек ему спокойно сказал.
          
            - Если вы, молодой человек, не решитесь при мне и сейчас поступить по-мужски, то я перестану вас уважать, как гражданина и как человека! 
          
            Но тот злорадно ему ответил.
          
            - Да кому нужно твоё уважение, хромая блоха?
          
            Биолог, не раздумывая, размахнулся, но не влепил наглецу звонкую оплеуху.
          
            - Отныне вы для меня, – назвал он этого грубияна по фамилии, а не по имени, – как личность боле не существуете.  На урок ко мне можете не приходить,  но тройку вам, так и быть, в аттестат я, согласно закона, поставлю!
            
            - Да, пожалуйста! – нагло огрызнулся тот и быстро покинул школу. 
            
            
            Прошли годы.  Страстный обожатель мотыльков состарился и ушёл с почётом на заслуженный отдых.  И вот как-то летом вышел он под вечер на улицу, чтобы совершить там ежедневный свой моцион, пройтись, так сказать, не спеша, и подышать, размышляя во время променажа, свежим воздухом.  Проходя мимо одной из троллейбусных остановок, он вдруг услышал у себя за спиной.
            
            - Здравствуйте, учитель!
            
            Он оглянулся и увидел, что на остановке стоит и пристально смотрит на него вовсе незнакомый ему молодой человек.
            
            - Вы это мне пожелали сейчас здоровья? – поинтересовался старый педагог.
            
            - А вы меня не узнаёте? – грустно улыбнулся мужчина, – я тот, кого вы однажды в школе перестали уважать, – назвал он свою фамилию.
            
            - Чем обязан? – приподнял слегка свою старомодную шляпу вечный интеллигент.
            
            Будущий пассажир троллейбуса подошёл поближе к нему, приложил руку к сердцу и уронил в покаянии повинную голову.
            
            - Извините меня за тот мой дурной поступок, дорогой учитель.  И спасибо Вам за ваш урок!
            
            - Помню, помню!  Как же… – ответил воздержавшийся воспитатель.
            
            - Простите меня, – посмотрел ботанику прямо в глаза бывший ученик.
            
            - Готов взять свои слова обратно, – протянул в ответ руку заслуженный пенсионер.
            
            - А та девочка теперь моя жена, – пожал его пятерню провинившийся, – а вы самый настоящий учитель!  Учитель с большой буквы!  Мне давно вам хотелось об этом сказать, да вот как-то не получалось с вами встретиться!
            
            - Значит, мой урок ботаники прошёл не зря, – уточнил для себя одинокий уличный прохожий.
            
            - А вот и мой троллейбус, – изобразил улыбку на лице его визави.
            
            - Счастливого пути - снова приподнял свой старый головной убор на прощание со значением хроменький преподаватель биологии.
            
            На том и расстались почтенный учитель и повзрослевший его ученик, обретший со временем его утраченное уважение и самого себя.