Пришел в шинели на журфак мгу старший сержант

Михаил Сафиканов
   10  ноября 1972 года я прилетел из Риги в Москву ,  где служил в 60 километрах в  дивизионе шахтного варианта  Ракетных войск стратегического назначения. Пришел на факультет в шинели и парадной форме с погонами старшего сержанта, иконостасом армейских наград.
   Когда я зашел за железную ограду на территорию факультета, о первых ощущениях  скажу особо. Старинное здание с колоннами завораживало меня. Вспомнился  роман «Война и мир» Льва Толстого. Когда-то  его герои ходили тут.  И все это напротив Кремля, Александровского сада.   Дух захватывает.
   А когда я стал подниматься по парадной лестнице на второй этаж  прямо к портрету Михайлы Ломоносова, сердце мое стучало, казалось, что его слышат и другие. Это был не просто подъём  по ступеням, а какое-то восхождение. Уже наверху я понял, что надо успокоиться, и я свернул к образу основателя МГУ и стал осматриваться  вокруг. Это были студенты, старше и моложе меня.      –
   – Неужели я стану одних из них?- спрашивал я себя. - Какие у меня шансы?      Ясного, четкого ответа не было. И быть не могло. Это же МГУ! Тут учатся самые, самые…   
    –  А с другой стороны, почему бы нет?- соображал  я. - Мой младший брат  уже учится на первом курсе в академии имени Дзержинского (Ракетно-космические войска). Мы закончили с ним одну и ту же школу в городе, учились у одних и тех же преподавателей.  У него хорошо шли точные науки, а у меня – гуманитарные: история, обществоведение, русский язык и литература, английский язык .И вот поворот наших судеб. Он в академии, я в университете. Чем плохо?
   С этими мыслями я пошел в деканат. В дембельском чемодане у меня была папка с заметками и корреспонденциями,  опубликованными в  газете «За Родину» Прибалтийского военного округа и характеристикой, подписанной замполитом  дивизиона майором Васеевым  и парторгом капитаном Артемьевым. Такое, как теперь говорят,  портфолио  я представил в учебную часть, которая набирала слушателей на   подготовительное отделение для поступления в 1972 году.
  Собеседование по приему на факультет со мной проводили инспектор Татьяна Волкова и замдекана Марина Ивановна Алексеева. На некоторые их вопросы я по-армейски отвечал:
  – Так точно!
  Марина Ивановна  просила меня рассказывать о себе и своем желании учиться на факультете, творческих способностях. Вскоре я понял, что  передо мной не отцы-командиры, надо проще и откровеннее говорить, что думаю. Их реакция вселила в меня надежду, что на факультете я буду ко двору.

    ВОСХОДЕНИЕ К  МИХАЙЛЕ ЛОМОНОСОВУ НА ЖУРФАКЕ МГУ

    Эта парадная лестница нашего факультета  не просто ступени, ведущие на второй этаж факультета. Она ведет к основателю нашего Московского университета Михаилу Васильевичу Ломоносову. Для меня это не просто историческая личность, а нечто большее. Многие из нас,  издалека прибывших в Москву, помнили, что несколько веков назад сын морехода проделал большой путь с берегов Белого моря с  рыбацким обозом ради знаний, постижения наук. «Дух, алчущий познаний»  и нас направил в стольный город,  да еще в главный университет страны.
   В первые  дни учебы мы были на первых ступенях восхождения к знаниям и самому Михайле Ломоносову. Он показал, что может творить великое трудолюбие и талант. Меня больше всего в этом человеке поразила универсальность в точных науках, поэзии, литературе.  Поэтому, как бы преподаватели не призывали меня к специализации в журналистике, я выступал против однобокости в в профессии. Ну, буду я знать какую-то тему на уровне специалиста, и что? Значит, обречен буду чаще всего браться за определенную проблематику, которая мне ближе.
   –  Нет, так не годится ,- говорил я,-  на семинарах по теории и практики журналистики,- я стою на принципе:  «Для журналиста не должно быть чужих тем».
   Мои однокашники в основном были на стороне  преподавателя. Чем кончилась такая их позиция? К сожалению, в большинстве своем они не стали ни специалистами в  одной отрасли, ни универсальными журналистами .Ушли из профессии, кто занялся туризмом, кто пошел во власть юристом. Понятно, что к  этому подтолкнул их 1991 год, когда заработок  стал во главе угла. А ведь среди них были и одаренные журналисты. Выходит прав классик: бытие определяет сознание.
   Мой же принцип «Для журналиста не должно быть чужих тем» позволил мне остаться в профессии, написать 24 книги, стать имиджмейкером, политтехнологом на выборах от поселений до Государственной Думы РФ.  Знание проблематики  различных отраслей  производства и социальной политики пришло ко мне не случайно. В самом начале  работы в комитете по телевидению и радиовещанию я сказал председателю комитета:
   – Прошу  не держать меня в одном отделе информации месяцами и годами. Я хочу поработать в отделе народного хозяйства, занимаясь промышленностью и сельским хозяйством, а также в отделе советско-партийной работы, молодежной редакции, культуры.
   –  Зачем это тебе?- спросил меня председатель комитета  Леонид  Александрович Чесноков.
   –  Мне интересно, как и чем люди живут.
   –  Не перегрузишь ли себя знаниями?
   – Михаил Ломоносов  чем только не занимался. Универсалом был. Не перегрузился же?
   – Нашел себя с  кем сравнивать…  Так и быть, но потом  не обижайся, если будет тяжело.
   – Жаловаться не буду.
   Когда сменился председатель,  который ушел редактором областной партийной газеты,  его заменил Виктор Алексеевич Буланов. Я с ним тоже поговорил, что хочу поработать во всех отделах. Он согласился.
   Именно такой подход позволил мне из командировки привозить не 2-3 материала, а 6-7 .  После поездки я раздавал материалы  по редакциям,  потому что у них часто был дефицит. Универсальность помогла потом  заняться литературной деятельностью, написать 24 книги по самым разным направлениям и взяться за книгу «В сердце моем журфак»  о нашем курсе 1978 года выпуска.
   Такое оно восхождение к  Михайле Ломоносову.
Мы прошли все ступени  учебы на факультете и получили дипломы из рук нашего декана Ясена Николаевича Засурского.
   Но  творческое восхождение продолжается. Спасибо журфаку МГУ, который дал заряд на всю жизнь.