Некрополь старой станицы

Еремин
    
  Впервые это место – некрополь зафиксировано на «Схеме плана Шёлкового завода 1757 года…сочинённого Астраханского гарнизона Самарского пехотного полку…инженерной командой». Мной была сделана в 1988 году копия с фотоснимка, хранившегося в фондах Чечено-Ингушского краеведческого музея. Оригинал же имеется в исторических фондах Санкт-Петербурга.  Это весьма ценный документ, который даёт нам представление о левобережном участке казачьей земли от «дач Щедринского городка» до станицы Новогладковской. Она тогда располагалась также на берегу Терека. Между этими станицами были «Паробича прежнее владение» и собственно «Дача Шелкозаводу».
  Само селение было обустроено на манер казачьих городков, окружено вырытым рвом и насыпанным валом, въезд был в северной стороне, а в нескольких сотнях метрах от него на возвышенном месте появилось и место упокоения православных христиан и по соседству с ними хоронили также христиан-армян.
  Позднее уже в XIX веке, когда Шелкозаводская (Шелковая, Шелководская) была причислена в разряд казачьих станиц и вышла за границы первоначального небольшого поселения в ней было отстроена красивая деревянная церковь во имя Святой Варвары на восток от которой было и старинное кладбище на котором производили захоронения вплоть до начала ХХ века, когда уже Шелковская из-за наводнений Терека перешла на более безопасное возвышенное место, где находится ныне.
 Коренные шелковчане не забывали место жительства своих предков, любили приезжать на «старую станицу» и крутой берег Терека, который прозвали «водопой». В середине ХХ века вдоль своенравной реки был возведён новый противопаводковый защитный вал, грунт брали рядом.  Однако кладбище с большим количеством каменных надгробий не было тронуто.
  Известный лермонтовед Ираклий Луарсабович Андронников, побывавший в середине минувшего века в Шелковской, проследовавший по пути поручика Лермонтова «от Кизляра до Тамани» надеялся найти могилу Акима Акимовича Хастатова, двоюродного дяди поэта, но, увы, отметил – «она затерялась!» Дело в том, что «авангардный помещик» умер накануне стихийного бедствия и вынужденного отселения от Терека и так как родственников в Шелковской у него не было, а земельное владение, находившееся как раз в восточной части станицы и приносившие доход виноградники были проданы, то и о могиле Хастатове некому было заботиться. 
  В середине 80- ХХ века автором этих строк была начата работа по созданию мемориала и прокладке туристического лермонтовского маршрута в Шелковском районе на Тереке. Сделано и впоследствии опубликовано в научной статье описание шелковского некрополя.
  Нами в 1990 г. была обследована территория некрополя на «старой станице» Шелковской, где хоронили с ХVIII до начала ХХ века. Обнаружены и зафиксированы 45 каменных с вырезанными   надписями надгробий. В это время на восток от некрополя простирались пахотные земли, а до 1975 были виноградные сады, которые старожилы называли «хастатовскими». В северной части лесные заросли, за которыми сохранилась канава –татаул для полива садов, в западной части - возвышение, где стояла церковь и вокруг в южном до Терека направлении и на запад на протяжение около полутора километров холмы с деревьями акации – места казачьих домов и усадеб. В середине 80-х годов минувшего века кладбище было частично разрушено при строительстве бетонной дороги.  По текстам, сохранившимся на части надгробных плит, зафиксированы захоронения 1804, 1829, 1870, 1880, 1881, 1891 г.г.
Приведем примеры надписей: «Здесь покоится  прах Марии Ефстафьевны Борисовой. Умерла 19 апреля 1891 года», «Здесь покоится Василий Григорьевич Дубников. Имеет от роду 45 лет», «Здесь покоится вдова Анна Николаевна Дубникова. Имеет от роду 90 лет».
 Часть надписей была вырезана на каменных надгробиях на староармянском языке. По нашему приглашению из Еревана приезжал доктор исторических наук (Ереванский педагогический институт имени Хачатура Абовяна) Григор Месропович Григорян, который помог дешифровать надписи на могильных плитах.  Вот эти тексты: «Сия гробница владыки Исая, внука Махитара 1804 год», «Сия гробница жителя Астрахани сына Бали Сарапьяна», «Под камнем сим находятся кости моздокского Абрама  Акоповича Черкизьянца. Родился 13 июня 1829 года. Скончался 12 февраля 1882», «Эта гробница Ионеса Мкртыновича Гарабьянц. Рождения 1849. Скончался 1880».
Плиты с именем А.А. Хастатова не обнаружено. Причина может заключаться в том, что во времена забвения  исторических корней, некоторые предприимчивые дельцы, из местных новопоселенцев  середины ХХ века, вывозили каменные надгробия для закладки фундамента при строительстве частных домов. Такие многочисленные факты были нами выявлены даже в конце 80-х годов ХХ века.  Так с территории ограды бывшей  Свято-Варваринской церкви вывезли гранитный памятник знатного станичника генерал-майора Г.А. Борисова, умершего в 1914 году.
 Вот такая же  участь могла постичь и надгробие «авангардного помещика» А.А.Хастатова, ставшего прототипом героев лермонтовских произведений.

   В наши дни атаман шелковских казаков Чекмосов Иван Фёдорович прилагает немало усилий, чтобы памятным знаком отметить это историческое место.  Дай Господи ему сил и усердия в столь благородном деле!
 На снимке: Зиновик Александр, профессор Григорян Григор.Месропович.,учащийся Сорокин В., Ерёмин Н.М. и Ганихин Г. на «старой станице», которую современники называли «Земной рай»!