Утешение и откровение

Вячеслав Абрамов
Как заметил Иоанн Богослов, сие открыто было вначале Давиду, а затем и нам: «В Боге успокаивается душа моя ... будет же милость Его утешением моим».
Для Давида благо от Господа – это «просвещение моё», которое даёт утешение: «кого убоюсь»?

Но разве существует душа? Какая такая душа в эпоху господства науки и техники, борьбы рынков, среди криков и воплей голосов, которые себя рекламируют?

Но нечто тихо так и ненавязчиво, почти не слышно, но твёрдо и однозначно изнутри свидетельствует: есть! И в ней, душе, есть уверенность и знание, что над нами всеми – Бог, и мы – Его непослушные и упрямые дети, мозги которых выдавлены растущим эгоизмом, как у подростков растущими гормонами…

Тема утешения проходит через всё Священное Писание и особо выделяется в Евангелии. Слово «Утешение» – из праславянского *tesiti, от него произошли: древне-русск. тъшити, тъшу, старо-слав. оутъшити.

Утешиться – как хорошо и отрадно становится даже от самого только звучания этого слова …

«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс 36:4), «…чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его» (Ис 66:11).

Христианская духовная традиция выделяет ДУХОВНОЕ БЛАГОДАТНОЕ утешение – воздействие Божественной благодати Святого Духа, отчего является неизреченный мир и радость в душе.

По слову апостолов и святых отцов, возрастание благодатного утешения связано с возрастанием в вере. Человек в вере становится верен – и не в силу ограждения себя от искушений и помыслов, не из-за успокоения по причине рассудительности и поведения, а в силу действия услаждающей и насыщающей его душу благодати. Сладость благодати Святого Духа даёт ощутимо познать Божественную любовь. Становясь сопричастником Божественной любви, человек получает силы для исполнения евангельских заповедей любви к Богу и ближнему.

Святой Дух назван Самим Христом «Утешителем».

«Утешитель» – первоначально это слово обозначало призванного на помощь, защитника, но не в смысле адвоката, а в смысле друга, который упрашивает судью, ходатайствует.
А уже относительно недавно, по мере роста нашей склонности ко всяческому комфорту и успокоению, оно стало обозначать утешителя – советника, указывающего находящемуся в затруднительном положении правильное восприятие и лучший выход – не о спасении теперь речь, а о выходе из стресса или депрессии...

Но Спаситель учил не о том. Утешителем – Ходатаем является Он Сам, но способностью сразу напрямую проникать в людские души обладает только Дух.

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин 14:16), «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Ин 14:26), «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин 15:26), «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин 16:7).

Когда Господь хочет воздействовать, Он посылает не ангела. Ангел делает, не проникая в человека. Дух проникает. Когда Господь хочет воздействия, Он посылает Духа. Дух – это то, что действует на нас невидимо и неощутимо, и действие это осознаётся только по результатам, и только у тех, кто «включен» и осознаёт.

Ты не можешь ощутить дух, ты только можешь ощутить действие его в своей душе. А для этого надо научиться ощущать свою душу.
И потом, чтобы стать действительно СО-знательным, тебе ещё потребуется развить душу – так, чтобы она могла напрямую считывать действие духа. Это называется жизнь в духе, хождение в духе. Но это уже не о нас…

Утешаться – это НЕ потешаться и отдаваться похотениям. Утешение предполагает предшествующие скорби со страданиями, и «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4), «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2Кор 1:3-4).

Утешение – это НЕ убаюкивание, не тупой релакс, не какая-то приятность или расслабленность.
Утешение – это спокойная уверенность и внутренняя сила.
Утешение – это действие веры, это прямое внутреннее знание – практически ощущение того, что Бог благ и Он действует тебе во благо.

Дух как Утешитель таким образом пробуждает веру и делает её выше всего мирского, в том числе мирского разумения и знания.
Это первый этап утешения – утешение в вере: «…утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим 1:12), «…утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве — постоянны» (Рим 12:12)

После осознания значения и предназначения мира сего с царящим в нём злом, по мере стяжания духа, по мере возрастания в духе с соответствующим исправлением своих ущербных свойств, приходит более высокое утешение – утешение в откровении Божием.

Но вот если читать последнее Евангельское Откровение – Апокаклипсис Иоанна, то какое ж там утешение?! Для грешных – Страшный суд, отступникам – погибель… Только для праведных, гонимых этим миром и за веру претерпевших даётся утешение и надежда! Но много ли таких? Стать праведным и гонимым, или за веру претерпеть – к этому мы не готовы … да даже крест свой взять – и то стрёмно …
А этот мир надежды не даёт – любая надежда мира есть пыль, гонимая ветром…

Восприятие содержания Откровения в буквальном его прочтении и понимании недоступно. Духовные смыслы глубоко скрыты, кто внимательно и даже вдумчиво читал Откровение, тот что-то понял, но не смог ни с чем в себе самом сопоставить. Мифические образы с ускользающим от логики ума смыслом…

Но при этом чётко называется значение Откровения: «Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нём; ибо время близко» (1:3). Близко к читающим и слушающим, а ныне МЫ читаем и слушаем, и значит – близко к НАМ. Здесь «читающий» – это не читающий сам по себе, а читающий публично. Блажен и слушающий эти слова, а слушать и СЛЫШАТЬ слово Божие – это уже привилегия духовного рождения.

Преподобный, то есть в лике святого, Варсонофий Оптинский утверждал и значит знал: «Тот, кто будет читать Апокалипсис перед концом мира, будет поистине блажен, ибо будет понимать то, что свершается…».
А нам-то надлежит стать СОБЛЮДАЮЩИМИ, чтобы удостоиться раскрытия духовных смыслов!

Но мы пока ещё даже не «слушающие» – мы пусть и слушающие, но НЕ слышащие! А «читающего», то есть раскрывающего – так и нет!         

А нераскрытое откровение – это, собственно, и не откровение. Откровение даётся – значит, раскрывается пониманию!

Кому даётся откровение? Да тому, для кого откровение – утешение!

Через Иоанна показанное как кино Откровение стоит вне времени, благодаря чему оно – духовный источник для тех, кто ощущает присутствие Христа и ищет водительства Его в каждый день своей жизни. Поэтому есть надежда: не всё так плохо. Вера призывает и вызывает на себя действие Духа. А Дух даст – кому утешение, а кому – раскрытие откровений. И то, и другое – действие Духа.

По научению преподобного Гавриила Самтаврийского, человек создан как «серединное звено» между видимым и невидимым мирами. И он ДОЛЖЕН ЗАСЛУЖИТЬ допущение к духовному ощущению «претерпеванием сильных потерь, невзгод и испытаний, гонений, несправедливости и насмешек» ... Тогда «безвестное и тайное» открывается человеку. И ему становится мало этих знаний, он их желает всё больше и больше ... И тогда приоткрывается ЛЮБОВЬ Господа. Любовь означает постижение Божьих вещей и самого Господа. Уже после слёз, очищения, покаяния, горечи, претерпевания, злострадания, намеренных трудов служения, и наконец – откровения ...

Человек перестаёт судить о всех и вся. Он становится глубинно спокойным.
Надеждой его становится не он сам, но Всемогущий Бог, и потому, не зная почти ничего, но только веруя, что Бог ВСЕГДА и ВСЁ делает правильно и что без Бога вообще ничего нигде и никогда не происходит. Он остаётся мирным, блаженным и спокойным при любом раскладе и при любом повороте своих мыслей, и при различных других событиях.
Это – утешение уже как нам доступное со-стояние, и как духовное, в смысле богатства состояние.