Китч и нарциссизм

Сергей Шевалдин
Многотомные издания и переиздания партийных вождей, бюсты и портреты коммунистических кумиров в каждом чиновничьем кабинете - это всего лишь малая толика псевдохудожественного мусора, которым СССР осчастливил Россию. 

До сих пор мы "живем на улице Ленина" и падаем мордой в грязь на проспектах Карла Маркса. Разухабистые статуи неведомых устроителей октябрьского переворота делегируют публику в смузийные и барбершопы. Проторенной идеологической дорожкой уходим мы в даль светлую.

Как это не забавно, но все советское искусство держится на лубке. И это немудрено, поскольку почти сразу же после захвата власти в державе вождь мирового пролетариата указал изготовить сколько-то тысяч своих настольных бюстиков. Лишь для того, чтобы продемонстрировать населению, что тот самый Ленин, которого считают германским агентом, на самом деле существует. И в довесок кино, которое "важнейшее из искусств". 

А так как "эпохальных трудов" Ленина народ никогда не читал и читать не собирался, то пропаганду нужно было внедрять самыми доступными методами - "революционными иконостасами" и через мелькающие на простынях-экранах развлекательные картинки. Китч кипел и ширился. Отказ от употребления китча был чреват суровыми последствиями и обвинениями. Искусство наконец-то стало принадлежать народу. 

За этим бдительно следили союзы композиторов, писателей, журналистов и прочих инженеров человеческих душ". Отчитывались творческие коллективы и выискивались оппортунистические уклоны. Так как Клара Цеткин твердо указала " искусство должно быть понятно массам». Понятно, что пресловутые массы без соответствующих указчиков и надсмотрщиков нефига бы правильно не поняли. Или как-нибудь не так истолковали. Даже подумать об этом страшно...

Но не будем о жутком, вернемся к скорбной реальности. По факту все, что во времена СССР было искусством, создано вопреки и невзирая на идеологические указания. Потому что за всем не уследишь и всех не посадишь. К тому же, и не всех поймешь. Искусство - это странная штука, не до всех доходит. 

В любом случае, СССР - это продукт китча. Принято считать, что китч всего лишь культурно-эстетическая категория, которая включает в себя клишированные произведения искусства серийного производства. Но это для эстетов. В СССР не было места эстетам и гурманам, державе требовалась напористая пропаганда. Она и породила неудержимый стальной поток ленинистского китча, а этот китч в свою очередь и создал имидж СССР. 

Вообще все как бы изображение идеологии совка (именно идеологии) - это сплошной и неистовый китч. Китч повсюду и навсегда. Невероятно масштабный идеологический лубок. Агитки в нем от силы треть, остальное или лубянщина, либо бахвальство нарциссизъма. И блажь художническая, конечно. 

Миф - это единственный реальный продукт человечества. А СССР - всего лишь продукт идеологической штамповки. Масштабной, но оттого и некачественной. В основе этой штамповки заложен пресловутый мавзолей. С тем и живем. Вопреки и невзирая.