Ёлка из моего детства

Тамара Гуляева
               
  Деревья, приоделись в хрустальное серебро. Пушистые, искристо - бирюзовые в свете уличных фонарей снежинки, тихо и нежно опускались на ветви деревьев, на шапочки и плечи прохожих и крыши автомобилей. Городские улицы в одночасье преобразились в сказочное волшебство. Витрины магазинов, супер - маркетингов сверкают гирляндами, новогодними игрушками, пестрят подарками. Нетерпеливая ребятня уже жгут бенгальские огни, и рвутся петарды. Приближается всеми любимый праздник Новый год. Вспоминаю своё детство…

 В сороковые, голодные года, обессилевшие сельчане от недоедания и непосильной работы на колхозных полях все для фронта, все для победы не смогли спасти от засухи, урожай на частных подворьях. Сижу за большим дощатым столом, неимоверно хочется, есть, голод завладел всем моим существом. Глаз не свожу от печи, где старшая сестра печет лепешки из мерзлой картошки. Пока готовится это блюдо, по дому распространяется « волшебный запах». Мне казалось, что вкуснее этих лепешек ничего нет на белом свете. Как Сибиряки выжили? А все благодаря нашим родным мамам.

 Несмотря на измождённость от нужды и непосильного труда, горького одиночества, сиротство детей наши мужественные мамы, в то суровое время понимали, что не хлебом единым жив человек. Организовали, скромный праздник встречу Нового года. В школе установили огромную с  густо-зеленой кроной ель и украсили самодельными игрушками. Этот эпизод из моей жизни отложился в памяти, как нечто необыкновенное волшебство.
 Коридор и класс, где находилась лесная гостья, плотно заполнен людьми. Чтобы я смогла познакомиться праздничной елкой, маме, неся меня на руках, пришлось протискиваться между людьми, пока не заняли место в первых рядах. Огромная, величественная ель, торжественно и важно  возвышалась над скопившимися людьми и позволяла наслаждаться лесным ароматом. Отяжелевшие вершинки ветвей от тепла и игрушек, изогнувшись вниз, прикрывали ствол дерева, и излучали веселые, незнакомые, волшебные звуки.
  Постоянно слышан детский вопрос « Где подарок».Женщина,ходившая с малышами в хороводе, улыбаясь сняла меня с рук мамы и поставила в круг.
 Два хоровода двигались на встречу друг другу. Такие маленькие как я, наблюдали в стороне от ёлки с родителями или родственниками.Незнакомая Девушка,весело улыбалась и подбадривала детей, но мне было не до веселия. Тяжелые, нижние ветви ели иногда доставали до моей головы и иголки больно цепляли за волосы. Я почувствовала свою невеселую причастность к проходившему празднику, плотно сжала губы и молчала, считала, что так должно быть. « Других детей наверное колит елка, но они молчат».

 На встречу движения хоровода появился, как мне показалось, злой дед с бородой, угрожая длинной палкой, стуча сильно об пол, и зычно, что то говорил. Испугавшись, истерично закричала, женщина ходившая в хороводе, взяла меня на руки и отошла в сторону от елки и деда. Успокаивая, рассказывала про деда:-Что дед особенный и звать его дед- мороз, что он добр, очень любит детей и потому пришел на детский праздник с подарками. Успокоившись, находясь на высоте и безопасности, внимательно рассматривала деда, елку, которых видела впервые в жизни и мужчину, бесконечно растягивающий и сжимающий руками предмет, который издавал красивые звуки. Затем от мамы узнала, что мужчина сжимал и растягивал музыкальный инструмент « гармошку». Дед вместе с детьми ходил вокруг елки и пел песенки. Затем увидал маленьких детей, подойдя к ним, начал ласково, что то говорить. Дети от него отворачивались и прятались за спины близких родственников. Я тоже не приняла из его рук небольшой, бумажный кулёк, с насыщено, резким запахом от которого закружилась голова. В кулечке было несколько простых конфет и мало пряников. Неприятность от колючей ели и деда - мороза , прочно отложилась в детской голове. Ни под каким предлогом не соглашалась на детские, новогодние утренники, пока не пошла в школу.

 Учитель готовила первоклашек к празднованию Нового года. Разучивали песенку « В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла», коротенькие сценки и стихи. Мне досталась роль зайки под елочкой скакать, а Мишка изображал волка. Нам выдали самодельные маски волка и зайца. Елку наряжали в тайне от детей, то есть елку во всем её величие мы увидели на кануне Нового года. Когда я вошла в класс, где огромная, нарядная новогодняя ель, торжественно стояла в центре класса и как две капли похожа на елку четырех летней давности. Частые, длинные ветви изгибались к низу от густой хвои и самодельных игрушек. Учительница Елена Парамонова собрала нас в кружок и напомнила, кто за кем выступает. Дети в хороводе исполняли песню « В лесу родилась елочка» Миша и я сосредоточились и находились центре круга, рядом с елкой, как только в песни зазвучат слова « трусишка зайка беленький под елочкой скакал, голодный серый волк рысцой пробегал»  мы должны в этот момент исполнить каждый свою роль. Мы приготовились и как только в песни зазвучали слова о зайке, я не знаю, как произошло, но мгновенно завладела маской волка, а у Мишки оказалась маска зайца. Волк под елочкой скакал, а заяц мимо пробегал.

Поднялся шум, гам дети кричали:
 « Неправильно! Неправильно! Волк мимо пробегал», но праздник продолжался. По окончании праздника, дети начали расходиться по домам. Елена Парамонова подсела ко мне и тихонечко спросила: «Почему под елкой скакала в маске волка? «На что ответила:-«В маске волка, елка побоялась меня уколоть.» «А что такое уже было у тебя?» я сказала:- Да. «Хорошо, я поговорю с твоей мамой»- пообещала она. В моей памяти до сих пор остался неизгладимый след от двух новогодних елок, из моего далекого детства и запах от лепёшек из мерзлой картошки. Дай Бог! Чтобы такая участь больше не коснулась детей и мам.