О картине Эдмунда Шклярского Механизм

Татьяна Павловна Цветкова
В картинах Э.Шклярского я часто вижу себя. Точнее, свои эмоции, переживания. Этот механизм одновременно надежно стоит на земле, об этом говорит его хребет, созданный из костей. Кости напоминают о предках, о традициях. Обо всем, что связано с устойчивым положением в обществе. Маленький человечек (дух предков) держит Механизм, и солнце позади него - с нежными ладонями рук, тоже пытается удержать механизм в постоянстве. Грея его душу всеми достоинствами и привилегиями жизни привычной.
Но, в то же время, ненадежна вторая часть Механизма. Та, что жива, живописна.
Голова Механизма в виде магнита. Его влечет все новое, неизведанное. Измученный взгляд его смотрит на другое солнце - солнце познания и бесконечности перемен. Лучи второго солнца совсем не мягкие и нежные, как руки первого. Они доставят Механизму много боли и переживаний. Живописные, живые, но стеклянные ноги Механизма не дают надежды на побег. У Механизма нет рук. Есть только шестеренка, и та принадлежит духам предков, традициям.
В неустойчивой конструкции Механизма такая боль, что он кричит, ломая язык, кричит на разных языках лишь об одном. Что желает измениться, но не может.
Я вижу жажду Механизма перерасти себя. Стать чем-то большим. Механизм, несомненно, существо одушевленное.
Картина трогает душу.