Туалетные кошмары общага

Ирина Тихомирова Исетская
Книга А. Иванова «Общага-на-крови» - про новое девятиэтажное общежитие, которое располагалось рядом с нашим старым четырёхэтажным зданием в Свердловске. В новой общаге давали места в блоках комнат только иностранцам (в основном это были монголы), имеющим хронические заболевания и семейным студентам. Остальные универсанты жили в четырёх-пятиэтажках коридорного типа в комнатах по 4-5 человек. На каждом этаже было в разных торцах здания два туалета: для мальчиков и для девочек. То есть примерно 15 комнат с населением более 70 человек относились к одному туалету с пятью кабинками, и к одной умывальной комнате с пятью мойками. Душевой корпус был вынесен в отдельное здание, и туда ходили жильцы всех четырёх общежитий.
Общагу мы называли «чапайка» (расположена на улице Чапаева), а университет называли «школа» («в школу пошли»). В нашем общежитии жили рабфаковцы всего университета, химики, физики, и студенты философского факультета занимали весь верхний четвёртый этаж. Многие девчонки нашего факультета курили, но не в туалетах, а сидя на подоконниках лестничных пролётов. У физиков на этаже висел огромный плакат с надписью: «Целовать курящую женщину – всё равно, что лизать пепельницу!». Не знаю, влияло ли это положительно на динамику распространения этой привычки среди девочек этого факультета? Но в отношении туалетных комнат можно утверждать, что прокуренными они не были, так как курение в здании тогда не запрещалось, и прятаться в туалетах не было нужды.
Однако, благоустройство туалетных комнат было ужасным, так как доставала всех извечная проблема – отсутствие дверей у кабинок. Одна активная студентка с нашего этажа добилась у коменданта корпуса, чтобы выделили ткань, которую можно было бы на верёвочке подвесить к каждой кабинке, что и было осуществлено. Эта мера не исключила всех неудобств, так как стала не очевидна степень загруженности туалетной комнаты. Зайдя туда надо было ведь как-то обнаружить за этими занавесками свободное место. Как? Ну и эти ситцевые куски ткани довольно быстро внешне пришли в негодность, обтрепались. В общем все пять лет жизни в общаге были связаны с морально-физическими переживаниями по этому поводу.
Туалеты время от времени чинили, что-то в них меняли. И, соответственно, случались всякие казусы. Так, например, однажды утром для решения очередной проблемы в мужской туалет пришел сантехник. Он спросил: "Есть кто в туалете?". Находившийся там студент постеснялся ответить (философ!), и сантехник дверь заколотил, так как нужного оборудования для устранения проблемы у него с собой не было. Студенту пришлось, отбросив стеснение, рано утром громким стуком и жалостливыми воплями поднять на ноги всю мужскую половину этажа. Смеялись, конечно!
Много написано книг, автобиографических воспоминаний, снято много фильмов и даже сочинено песен («система коридорная: на 38 комнаток всего одна уборная») про трудности жизнь в коммунальных квартирах. Но сколько поколений молодых людей, и это не только студенты, и не только молодёжь, жили и живут в общежитиях примерно такого же уровня благоустройства!
Конечно, в молодости всё переносится легче и всё в большей степени воспринимается с юмором. На тему туалетов в общежитии существовало много всяких приколов. Например, в отношении отсутствия туалетной бумаги был такой розыгрыш, как правило, у парней: под предлогом показа фокуса попросить кого-то получше помять листок из тетрадки. Ну или в ночь на праздник «8 марта» наши мальчики-философы ничего умнее не придумали, как втащить тяжеленное трюмо с огромным зеркалом в девчачий туалет, где ещё не было искомых занавесочек. Смешно? А девушки даже поднять это трюмо не могли, чтобы удалить обратно в коридор. Чем не туалетный кошмар на женский день?