Туалетные кошмары школа

Ирина Тихомирова Исетская
До сих пор мне снятся туалеты в восьмилетней школе. Может это и не самая удобная тема для обсуждения, но когда мне приходится бывать в туалетных комнатах современных образовательных учреждений всех уровней с оборудованными отдельными кабинками и с туалетной бумагой в наличии, я вспоминаю наши девчачьи мучения (о мальчиках не могу судить!) от школы до университетской общаги. Ну и кошмары снятся по сей день, как я уже написала выше.
Что такого посетить туалет? Минутное дело! Но после домашнего уюта с защёлкой на двери для советского школьника и студента это было большое испытание. Во-первых, в начальной школе было проблемой туда попасть в принципе, так как отлучку во время урока учителя, как правило, не приветствовали, а на пятиминутной переменке можно было и не успеть сделать все свои дела. Во-вторых, сама процедура отпрашивания в туалет на уроке была всё же стыдной в присутствии мальчиков. В детском саду поход в туалет ещё не проблематизируется по полу, а в школе уже возникает чувство стеснения в отношении способов разрешения этой проблемы. В-третьих, само оборудование туалетов, когда все у всех на виду – это, я скажу вам, детская травма с продолжением на всю жизнь, а для девочек из-за их физиологии - особая. Ни в психологии, ни в педагогике с их изысканиями по поводу стрессов у школьников я не встречала исследований на эту тему. В советское время это было нормой!
В нашей восьмилетке туалеты были только на первом этаже: справа для девочек, и слева под лестницей для мальчиков. Ещё было деревянное сооружение на задах школы на улице. Туалетные комнаты в школьном здании почему-то не отапливались, и там было холодно даже летом. Чтобы попасть в девчачий туалет, надо было преодолеть несколько ступенек вниз, а потом открыть дверь в неизвестность, так как предвидеть наличие очереди в небольшом тамбуре было невозможно (а в женских туалетах очередь есть всегда!). Кроме того, чтобы увидеть наличие свободных «дырок», надо было открыть ещё одну дверь направо. Для удобства обзора, когда на переменке толпится очередь, её и не прикрывали – чтобы особо никто не засиживался, видимо. Ну и ещё девочки могли толпиться и не в тесном тамбуре, а прямо перед этими туалетными дырками, болтая, поправляя что-то в одежде или делая ещё какие-то девчачьи дела. Кроме неприятной процедуры всегда присутствовал специфический запах, густо смешанный с порошковой хлоркой, от которого буквально слезились глаза.
Проявили заботу и про учителей. В пред туалетном тамбуре для них была выделена одна тесная кабинка, закрывающаяся изнутри. Естественно, что старшеклассницы всегда старались попасть именно туда, а малявок вытесняли на общие дырки. Жаль только, что в этой учительской кабинке почему-то часто подтекала вода и ступить было буквально некуда. А ещё там всё время перегорала лампочка при отсутствии света из окна, ну и постоянно ломалась дверная задвижка. Остаётся только пожалеть учителей! И как они, бедные, решали эту проблему, будучи ещё и занятыми на всех переменах? Но тогда мы, конечно, о них не думали, самим бы как-то с этим справиться.
В тамбуре присутствовала и раковина с краном для мытья рук, но вода шла только холодная, и, конечно же, мыла и бумажных полотенец для вытирания рук, не говоря уже об электрических сушилках, не было и в помине, как и носовых платков у нас в карманах (почему?). Руки вытирались о чёрный школьный фартук, который знавал и не такое.
Когда мы перешли учиться в десятилетнюю школу, там уже были кабинки, но без дверей, хотя и это было огромное достижение на тот период