Объяснительная

Мстислав Лис
      Много лет я уже на пенсии. Переехал в город. На пенсию не прожить в городе на съёмной квартире.
        Решил поискать подработку. Недалеко от дома оказался лицей где требовалась дневная уборщица. А чего думаю, казарму мыть руки помнят.
       Позвонил. Ответила завхоз. Немного удивившись, что я мужик согласен на женскую работу спросила:
      - А вы по специальности кто?
      - Пенсионер.
      - До пенсии кем работали?
      - Учителем.
      - Какой предмет вели?
      - Труды у мальчишек тридцать с лишним лет. - не нашелся я что ответить кроме правды.
      - Стоп! Кажется у нас учителя технологии нет. Я сейчас разузнаю. Точно нет. Не поработаете?
      - А что у вас мастерская есть?
      - Да, есть.
      - Вы можете подойти, я вас сведу с директором, а там уж сами решите. Уборщицей устроиться никогда не поздно.
       - Да я почти у ваших ворот, сейчас подойду.
       Так через несколько дней, пройдя все пирипетии с трудоустройством я оказался на своей прежней должности в одном из лицеев города.

           Нагрузка оказалась конечно выше ставки в восемнадцать часов, но ненамного. С расписанием пришлось мириться. У девочек технология велась и моё расписание копировало расписание уже работавшей учительницы. Это оказалось и хорошо, и плохо. Хорошо потому что работая давно она имела удобное расписание. Плохо, что когда у неё были ещё уроки, которые я не вёл, у меня оказались свободными. Но это не сильно омрачало. В мастерской, довольно давно бесхозной работа есть всегда.
      И так, я приступил к работе от которой в общем-то уже порядком отвык. Материал уроков не напрягал. При отличной памяти я мог любой урок провести без подготовки хоть разбуди меня среди ночи. Напрягли две вещи. До меня труды (как ни крути название они трудами и остались) вел энтузиаст ... выпиливания лобзиком. На мой вопрос:
     - Чем занимались на уроках? Мальчиши во всех классах ответили одинаково.
     - Выпиливали.
     - С металлом работали?
     - Нет!
     - А на станках?
     - Нет.
     То есть на всех уроках во всех классах дети просто были заняты и подготовка у восьмиклассников и шестиклассников не отличалась. Попросту говоря, дети не умели - ничего. Второй момент напряга оказался в том, что в мастерской имелось много инструментов, но ненужных для работы совершенно.
     Необходимого не оказалось. Довершили картину пара станков в консервате и еще пара станков с ЧПУ практически нераспакованных, но, но стоивших бешеных денег.
      Горшки, как известно, не боги обжигают и я приступил. Проводить уроки оказалось сложнее чем я думал.
      Приобрести или сделать необходимый инструмент дело длительного времени. Тем что есть работать по сути нельзя. Да тут еще завуч мне сказала:
     - Почему вы не придерживаетесь программы?
     - Стоп, о какой программе речь, если дети ничего не умеют?! И почему вы не требовали выполнения программы от предшественника? - вопросы остались без ответов.
     Но главным камнем преткновения оказалось даже не это. Вести одно, а писать в журнале другое для меня не ново. Один раз, один такой трудовик насмешил весь район. По программе металлообработка, а он резьбой по дереву занимался так же как предшественник выпиливанием, со всеми и круглый год. Ну и тут открытые уроки. Мужик пошел в соседнюю школу и выпросил у трудовика нужный инструмент. Мы на методсовещании хохотали над этим в открытую
      Смех-то смехом, но пришлось всюду начинать с элементарного.
      Доконало же то, что кто-то когда-то перебдел и школьники, в нарушение всех правил, были приучены к работе в халатах, перчатках и очках. Оно вроде бы хорошо, да только если средства защиты индивидуальны, а не общие для всех, что и оказалось в мастерской. Халаты есть, но они одни на всех и за день у халата менялось три-четыре хозяина. Это по санитарно-гигиеническим нормам- запрещено! Мало ли чем может болеть ученик?? От педикулёза до спида. То же с очками и перчатками. Да школьник обязан работать в спецодежде, но только в халате и берете, и ТОЛЬКО В СВОИХ!!! Перчатки и очки в средства защиты не входят на коллективных работах. Очки необходимы лишь при работе на станках. Но это лирическое отступление.
      Неприятность случилась буквально на втором занятии. Школьник работая без перчаток натер мозоль. Завуч потребовала с меня объяснительную, хотя никаких оснований для этого не имела. Я даже имя и фамилию школьника не узнал. Если ученик получил травму, обязан был обратиться ко мне, для этого в мастерской обязательна аптечка. Если травма серьёзная, создаётся комиссия для разбора происшествия и оргвыводов. За тридцать пять лет в школе я ни с чем подобным не сталкивался ни разу. Безопасность детей превыше всего.
      Мы крупно поговорили по этому вопросу с завучем.
      А объяснительная?! Конечно я её написал в который раз уже задумавшись, почему мужчины не держатся в школе. Какой дурак за такие деньги согласится терпеть полнейшее бесправие.