Сергей Малютин. Матрёшка

Геннадий Мартынов
 Вот ведь какая вещь. Художник Малютин Сергей Васильевич не сказать, чтобы он сильно известен сегодня у нас. Он не из первого ряда художников, известных всем. Даже и не из второго ряда. А между тем одно его красочное  творение известно всем. И не только у нас в России, но и во всём мире.

       Зайдите в любую сувенирную лавку в любом месте нашего любезного отчества, и вы непременно увидите это творение.  Сходите на Арбат и посетите любой сувенирный магазин, которых там множество на каждом шагу, и там тоже вы увидите его творение в изобилии всех размеров и красочном оформлении. На все вкусы и цены. 

    Я был в одном русском ресторане в Версале и там тоже увидел его. Да и не только там. Во всем мире творение стало одним из символов России, её лицом. Ну а теперь, я думаю, всем становится понятно, что речь идет о русской Матрёшке. И её создателе – художнике Малютине.
 
     По правде, он был не единственным создателем. Малютину принадлежала главная художественная идея, её художественное воплощение и раскраска. А вот выточена она была из липовой заготовки  на токарном станке мастером Звёздочкиным. Художник, когда он раскрашивал первую Матрёшку,  вряд ли мог мечтать о всемирной славе своего творения.
                *****
   А у Малютина были и другие живописные  создания. Он был известен как хороший портретист. Он был автором многих жанровых картин , исполненных в духе Передвижников. А ещё он был и архитектором. Об этом чуть позже. А вот известен прежде всего, как создатель Матрёшки.

 Семья  его была зажиточной. Отец был фабрикантом.Серёжа  родился в 1859 году. Родился в семье не бедной.  Но не повезло мальчику. Дальше была трагедия. Сначала умерла мама. А через год и отец. И это в три года ребенка. Нашлись добрые родственники. Нашлась тётка в Воронеже, которая и взяла племянника к себе.
 
    А мальчик уже в ранние возрасте любил рисовать. И рисовал со временем всё лучше и лучше. Тётка была далеко от того, чтобы оценить художественный талант Сережи. Приёмные родители решили, что подросток пойдет по торговой части. Ну а рисование, это так, детская забава. Со временем пройдёт.
 
   Мальчика отдали учиться в коммерческое училище. А затем его отдали ещё и на бухгалтерские курсы. А Сережа продолжал рисовать. Он перерисовывал картинки из журнала «Нева».

    Нормально. Всё. как правило. с этого и начинается. Срисовать то, что нарисовали другие. Я и сам в детстве делал тоже самое цветными карандашами. Срисовывал понравившиеся картинки. Правда художник из меня не получился. А из Серёжи Малютина получился.
 
   Когда ему исполнилось 15 лет, его направили к одному им известному купцу. Направили на работу. На этом опекунство тетки закончилось. Далее будущий художник на жизнь зарабатывал сам. Но увлечение свое не бросил. Он отдавал ему всё свободное время. 

   И вот однажды в его жизни произошло важное событие. Очень важное. В их город приехала очередная Передвижная выставка самых лучших художников в России того времени. Подросток ходил по залам, разинув рот от восхищения. Он находился под сильнейшим впечатлением. Жадными глазами он впитывал в сознание увиденные живописные картины. Они потрясали его воображение. И он уже про себя решал, что вот оно самое главное дело в жизни. И никакое другое дело ему уже больше не нужно. Только это. Живопись. Отныне судьба его решена.

   Ему  21 год. Он бросает все и уезжает в Москву, никому ничего не сказав. И потом сообщает, что оставляет службу и остается в Москве, чтобы учиться рисованию.

    Да ведь Москва бьет с мыска и слезам не верит. Надо жить и зарабатывать самому. И вот тут ему помог опыт работы конторщиком. Поступает на службу чертежником в управление Брестской железной дороги. Но и продолжает  учиться писать красками.
 
    Через пару лет он решает, что умение его вполне достаточное, чтобы попытаться поступить в знаменитое Училище живописи, ваяния и зодчество на Масницкой улице. Почти все художники, картины которых он видел на выставке в Воронеже, тоже постигали искусство живописи в этом Училище. Но для начала он пришел и показал свои работы в канцелярии Училища. Представьте волнение молодого человека. И его работы оценили. А потом чтобы проверить основательно его умение,  ему предложили на месте нарисовать в фигурном классе статую Венеры Милосской. Не больше – не меньше. Он нарисовал со всем старанием. Профессор посмотрел и написал на рисунке «Принять». Его приняли вольным слушателем в фигурный класс. Да, приняли, но за обучение надо было платить.

   На первых порах, Сергей Малютин учился на собственные средства. Учился он хорошо, прилежно и с 1884 года стал полноправным учеником Училища, полностью освобождённым от платы за обучения.
                *****

     Малютин окончил Училище в 1886 году со званием свободного художника. А что значит  свободный художник? А это значит , что диплом у тебя есть и это всё. Дальше по жизни иди сам, зарабатывай себе только сам. Кем хочешь и как хочешь. Всё зависит от твоих способностей, твоего упорства, от удачи и от связей тоже. Всё, как всегда и тогда,  и сейчас. Никто пристраивать тебя никуда не будет.
 
    И Сергей Малютин нашёл место. Лучше не придумаешь. Он стал преподавать рисунок в Московском Елизаветинском институте для благородных девиц. Могу себе представить состояние молодого учителя в окружении благородных девиц. И так три года. Как у него это получалось, я ничего на этот счёт не нашёл.
 
  Но связи-то остались, ещё со времени своей учебы в Училище. А ему преподавали живопись известные художники. Например Владимир Маковский. Он был очень хорошо знаком и с Василием Поленовым. Его позвали для  создания декораций для спектаклей частной оперы Саввы Мамонтова. И он стал автоматически вхож в кружок самых известных художников того времени в имении Мамонтова в Абрамцево. Он конечно делал декорации не один. С ним трудились, к примеру, художники К. А. Коровин, В.А. Серов, М.А. Врубель  Известность его увеличилась, когда он выполнил иллюстрации к произведениям Пушкина.
 
     Вот к этому времени относится история создания им  чудесной деревянной игрушки, прозванной Матрёшкой. Но об этом несколько позже.

                *****
   Нельзя не упомянуть ещё одно произведение Малютина. Нет, это не картина и не кукла деревянная. Это дом. И дом хорошо известный в Москве. Его знают, как дом Перцовой. Он находится почти в центре Москвы, на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Находится не так далеко от  известного Дома на набережной  на том берегу реки.
 
   А с другой стороны над домом-сказкой  нависают тяжёлые купала Храма Христа Спасителя. Я  не так давно водил экскурсии в этот храм. Экскурсии для иностранцев-французов. Я начинал с того, что у массивной двери в храм я начинал с того, что говорил:

  «Сегодня , сейчас мы посетим храм -  святое место. Главный храм России. А вы знаете, что мы обязаны появлением этого храма в Москве императору Наполеону.»
 
На лицах недоумение. Если шутка, то как бы неуместная. Сейчас непременно скажет нам гид  какую-нибудь гадость про императора.
 
    Да нет же, правда. Наполеону.  Когда он дошёл до Москву и даже вошёл в Кремль, то наш император Александр первый дал обет. Уйдёт Бонапарт из Москвы – построю храм и закажу благодарственный молебен во славу  спасения нашего  отечества. Наполеон ушёл - Александр сдержал слово.  Вот и всё. А для начала предлагаю вам подняться наверх, на смотровую площадку. Высоко. Но есть лифты. Там есть на что посмотреть. Приготовьте ваши фотоаппараты.

   И вот мы наверху. И какие чудные виды на все четыре стороны. Москва – лучший город Земли. Невольно подумаешь так. С одной стороны – бывшая замечательна фабрика всяких шоколадных вкусняшек «Красный Октябрь». Понятно, почему Октябрь,  да ещё красный. Фабрика была национализирована после Революции, а потом названию придали революционное звучание. Но сначала это была фирма « Эйнем». Сегодня в этих корпусах нет ни «Эйнама», ни «Красного Октября». Сегодня вместо шоколадных  вкусняшек, внутри какие-то офисы, магазины, рестораны и что-то ещё. А жаль.
 
    Далее на островке мы видим высоченный памятник императору Петру. Памятник выше «Родина мать зовёт» Вучетича в Сталинграде. Церетели превзошёл по высоте своим творением самый известный советский памятник. У нас много памятников Петру. Самых разных. Больших и маленьких. Очень разных по мастерству и исполнению. От отвратительного изваяния Шемякина в Петропавловской крепости до реалистических вдохновенных воплощений. Церетели вписался в этот ряд и создал Петра больше похожего на голландского мореплавателя. Впрочем, о вкусах не спорят. Вот иностранцам нравится. В их глазах памятник вполне соразмерен исторической личности Петра и масштабам страны.

     А вот внизу прекрасно виден дом Перцова. Вид сверху позволяет его рассмотреть. Даже еще лучше. Дом-сказка, который сразу выделяется своей необычностью среди прочих строений вокруг. Как восхитительный каменный  цветок среди полевых ромашек и одуванчиков.  А это сразу же замечают и иностранцы тоже. И вопросы мне задают. А я им отвечаю, что к созданию этой сказки  руку приложил тот, кто создал один из символов России, который вы увидите повсюду у нас. Да и у вас тоже. 

                *****
    Этот дом мыслился как доходный дом  для жильцов-художников и студиям для них. Сам владелец Перцов был инженером путей сообщения. А ещё он был большим любителем искусств. Перцов устроил закрытый конкурс на лучший проект дома.
      
   По его замыслу, дом  должен был отображать дух русского зодчества и традиций, но в то же время быть современным. То есть, хотел на мой взгляд соединить несоединимое. Совместить национальный стиль со стилем Модерн, модным  в то время. Многие художники и архитекторы приняли участие в конкурсе. Победил Васнецов, что не удивительно. Малютин был вторым. Но по воле устроителя реализован был проект Малютина. Нестандартный проект.

    Дом был построен необычайно быстро. Менее двух лет. Сооружён из красного кирпича, в фасаде которого просматриваются мотивы древнеславянского терема. Поражают взгляд асимметрично расположенные окна, балконы, необычные башнеобразные выступы кровли. Балконы, декорированные скульптурами драконов, золоченая решетка со львами, установленная на коньке крыши. А над зеленой башней, на крыше возвышается золоченый петух. Фасад богато украшен майоликовыми панно с изображением солнца, быка, рыб, медведей и прочих животных в причудливом виде. Если вы будете смотреть на все это богатство, советую взять с собой бинокль. Без него трудно все рассмотреть.

   А посмотреть есть на что.  Сам дом – это давно объект культурного наследия федерального значения. Как было уже сказано, конструкция и декор дома – это эстетика модерна искусно соединенная с традиционными русскими мотивами.  Заслуга художника Малютина. Это воплощение его художественной мысли.

    Фасад декорирован майоликовой мозаикой на сказочно-былинную тематику. Узоры сплетаются в волшебный сад с причудливыми цветами и растениями, изображениями животных (драконы, медведи, совы) и мифических птиц (гамаюн, феникс, сирин). Панно, украсившее фасад со стороны набережной, демонстрирует изображения солнечного славянского божества Ярилы, наблюдающего за битвой Быка и Медведя – символических животных божеств Перуна и Велеса.

И интерьеры дома тоже отделаны в том же стиле. Деревянные панели, резные лестницы, мозаика, витражи, изразцовые печи, спальни с нишами и курительные комнаты в восточном стиле.

    А кто жил в этом доме? Многие, чьи имена известны и сегодня. В основном художники, но не только. Например, жили здесь  трое известных мастеров-модернистов из группы «Бубновый валет»: Роберт Фальк, Александр Куприн, Василий Рождественский.

   Кончилась Гражданская война. Создатель Красной Армии Троцкий  устал мотаться по фронтам. Он захотел пожить в Москве в квартире , соответствующей его статусу в государстве. Словом, он выбрал не хилую квартиру в доме-сказке вблизи от Кремля. В доме Перцова.  Он не был другом Сталина и его тяжба с товарищем Кобой кончилась для него очень плохо. Его арестовали. Но не в этом доме. В другом элитном доме. Этот дом в те времена называли  5-й Дом Советов.  Современный адрес: Романов переулок, д. 3.  В разные годы в этом доме жили Хрущев, Жуков, Буденный, Ворошилов, Молотов и Косыгин. И многие другие известные личности. Дом совсем близко от Кремля. И сегодня его фасад усеян мемориальными досками. Да ещё и место для всех не хватило.
 
   Вот в нем и арестовали Троцкого. А он этого очень не хотел. И активно сопротивлялся. Приехал целый взвод чекистов. Сначала мирно уговаривали. Не получилось. Троцкий вцепился в ручки кресла, заявив, что никуда он с этого места не сдвинется. Не проблема. Крепкие ребята подхватив кресло на руки и таким образом вынесли товарища прямо в воронок. А потом его выслали очень далеко в Алма-Ату. А потом…  Ну вы сами знаете, что было потом.

   У Троцкого был близкий соратник  Эфраим Склянский. Он был в Реввоенсовете его  правой рукой.  Сталин ненавидел его еще больше, чем своего соперника по партии. Понятно, какая участь ждала Склянского.  Но погиб  не поэтому. В 1925 году он поехал по работе в США, решил покататься на лодке по озеру и утонул. Судьбу не обманешь.
                *****
  И сам Перцов тоже  жил в доме-сказке.  Чего ж удивительного. Его частная собственность. Он прожил в нём 15 лет. Но вот в 1922 году случилось ожидаемое. Его арестовали и посадили в тюрьму. Потом судили. Прокурор требовал расстрела. Но дали 5 лет. За что же? За контрреволюцию. Серьёзное обвинение.
 
      Дело в том, что Перцов   был связан с близстоящим  храмом Христа Спасителя. Он  отвечал за хранение тех самых ценностей. А их было не мало в храме. И был тот самый суд, получивший название "процесс церковников". Судили, посадили,  приговорили к 5 годам. но через год амнистировали. Дёшево отделался. Но понятно, что когда он освободился, жилплощадь у него уже отобрали.
 
      Освободиться помогла супруга, обратившаяся к Троцкому за помощью. Троцкий помог. Тогда он был ещё в силе.
 
     Да и сам  художник Малютин снял квартиру в доме, который он создавал. И мастерская его находилась в том здании , но внизу, в полуподвальном этаже. И это очень плохо. Почему.

   Совсем рядом протекает Москва-река. И вот в 1908 году случилось страшное наводнение. Невиданное. Река вышла из берегов. Приблизительное такое, которое однажды Пушкин описал в «Медном всаднике». В реку погрузилась пятая часть города.
 
    А дом Перцова стоял на берегу. Вода затопила подвал. А там мастерская художника со всеми картинами, которые Сергей Васильевич так долго писал. В том числе «Куликово поле», над которым он работал чуть ли не десять лет.

    Малютин дома не было. Стихия  не подпускала его к дому. Его  жена, Елена Константиновна, пыталась вынести картины из мастерской наверх. Вода была холодной. Она сильно простудилась. Настолько сильно, что  в конце концов заболела и умерла, оставив живописца с четырьмя детьми. После этого Малютин не смог дальше жить в этом доме. В доме, который он создал, и который стал местом гибели его жены. Он покинул навсегда свое детище.

    А дом-сказку едва не снесли в начале 30-х годов прошло века. Начиналось грандиозное строительство небоскреба Дворца Советов. А дом-сказка никак не гармонировал по стилю и по всему с этим дворцом – по сути тоже сказкой , но наполненной совершенно другим содержанием. Но началась война и стало не до дворца. Дом Перцова уцелел. А впоследствии с 1970 года здание принадлежит Главному управлению дипломатическим корпусом МИД РФ.
   
                *****
    И все-таки Малютин известен не только как создатель Матрешки и художественным оформлением дома Перцова. Он был хорошим портретистом. Когда-то у Третьякова появилась идея. Создать коллекцию портретов самых выдающихся людей своего времени. И во многом его идея была реализована. Все эти портреты мы увидим сегодня в Третьяковской галерее. А Малютин как бы продолжил эту традицию. Он написал галерею известных людей уже своего времени.
 
   Портрет – это все-таки не фотография, которая передаёт образ с документальной точностью.  Это рукотворный образ, который передает суть и сущность модели. Посмотрите портреты Толстого и Достоевского сделанные двумя замечательными художниками Крамским и Перовым.

  Вот тоже можно сказать и о портретах Малютина. Их было много этих живописных образов. М.В.Нестеров, В.Я.Брюсов, А.М.Васнецов, В.А.Гиляровский , Н.П.Богданов-Бельский.  К.Ф. Юон.  Малютин прославился именно своими неповторимыми портретами русской интеллигенции предреволюционных лет, а после – деятелей Советского государства. Вот к примеру портрет Д. А. Фурманова. Он его написал в 1922 г.
 
    Фурманов был  комиссаром 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В.С. Чапаев. Впрочем,  мы всё это знаем по известному фильму. Но сначала Фурманов написал о нем книгу. Уже после гибели Чапаева. А потом братья Васильевы сняли фильм, обессмертивший Чапаева и сделали  из него фольклорного персонажа и героя всяких анегдотов. А если бы не книга и фильм, то никто бы и не знал Чапая. Мало ли было комдивов в Красной Армии.

     А вот конфликт между Чапаевым и Фурмановым действительно был. Но не тот , что в фильме. На почве ревности конфликт.  У Чапаева возник роман с женой Фурманова Анной Стешенко. После конфликта комиссара  перевели в Туркестан. Вот и всё. Посмотрите портрет сделанный Малютином. Легко найти в Интернете
               
    А сам Фурманов умер так глупо. Заболел ангиной, пустяковой, на его взгляд, болезнью.  С высокой температурой продолжал выступать на писательских собраниях, требуя выполнения решений ЦК партии по литературе, призывая очистить ряды писателей от двурушников, интриганов и склочников.

    А ангина вызвала заражение крови. Скоро ему  стало совсем плохо. Он был в бреду.  Потом  он скончался. Ему было 35 лет. «Золотой человек умер», — с глубокой болью сказала Анна Ильинична. Напомню, это была сестра Ленина.
                *****
      Вернёмся, однако, к Матрёшке - главному произведению Милютина.  Художник  остался в живописи,   как актер одной роли в кино. Вот как Бабочкин остался в памяти народной, как живой Чапаев, хотя у него были и другие замечательные роли.
 
 Эта деревянная кукла – Матрешка -  появилась в России в конце XIX века. Это была восьмиместная деревянная кукла. Милютин сам разрисовал каждую в народном стиле.  Первая, самая большая,  представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, накрытую цветастым платком, в руках у которой был чёрный петух. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. Выточил все восемь кукол  токарь В. П. Звездочкин.

   Вполне вероятно, что идею он почерпнул из русской народной сказки о Василисе Премудрой. Куклы  не просто выстраивались с убыванием по размеру, но и вкладывались одна в другую! Вспомним, Кощеева смерть была на кончике иглы, а игла в яйце, а яйцо в утке, ну и так далее.

 Эта деревянная кукла быстро приобрела невероятную популярность. Сначала в России, а потом и во всем мире. Особенно после всемирной выставки кустарных ремёсел в Париже в 1900 году. Она получила медаль. Кажется золотую.
 
    А потом Сергиев Посад, где была развита резьба по дереву и проживали семьи ремесленников-изготовителей игрушек,  стал основным центром производства матрешек.

     В 1904 году крупный заказ на матрешки поступил из Парижа, в дальнейшем начался их экспорт в другие страны.

                *****
    Я видел, как делают Матрёшку. Сначала в Сергиевом Посаде, а потом в Суздале. Каждый раз в составе групп иностранцев-французов при которых я состоял переводчиком. В Сергиевом Посаде мастер-токарь на наших глазах выточил из липовой заготовки две составные части куклы. За несколько минут. Токарь подарил её девочке из нашей группы. Интересно, подумал я, сколько кукол он выточил за свою жизнь. Я постеснялся его об этом спросить.

     А потом в Суздале мы даже поучаствовали в мастер – классе по раскраске матрёшек.  Длинный стол. Перед каждым местом набор красок, кисточки и набросок будущего изображения. И за работу. Что получилось, можно было унести с собой.

 А рядом работали профессиональные художницы и делали тоже самое. То есть раскрашивали. А это было для меня самое интересное. Это всё были симпатичные девицы, живущие в Суздале. Я не мог удержаться, чтобы с ними не поговорить. Работа сдельная и не сказать, чтобы много зарабатывали.

                *****
     А сделать матрёшку – это дело не простое. Существует отработанная технология. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу , реже ольху  или берёзу.  Дерево  срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
 
    К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая.  Самую маленькую куклу делают первой.

     Когда кукла готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Первой делается нижняя часть. Удаляют древесину изнутри обеих частей так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. И так далее. Количество кукол может быть различным.

    Затем каждую куклу покрывают масляным лаком.   После окончательной сушки и полировки  художник приступает к раскраске. В качестве  красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Чаще предпочитают гуашь.
 
    Но это ремесленная работа. Такие Матрешки мы чаще всего видим в сувенирных магазинах. Но есть матрёшки – истинные произведения искусства. Которые побывали в руках настоящих художников. Потом и цена соответствующая.

   В последнее время в Сергиевом Посаде, да и в других местах тоже можно найти матрешки, не удивляйтесь, китайского производства. Отличить невозможно. Китайцы давно вторглись на наш рынок и выгнать их совершенно невозможно. И продают они эту матрешку не только в Росси, но и во всей Европе.

     Но есть и эксклюзивные матрёшки, подделать которые невозможно. Вот к примеру в 1909 году  к столетию Гоголя  были выточены матрешки, изображавшие героев «Ревизора» и «Тараса Бульбы». Позже были созданы куклы на сюжеты сказок А. С. Пушкина, народных былин и сказаний.

 Специальные матрешки выпускают  на заказ к свадьбам, юбилеям, торжествам. В 1912 году , к столетию Отечественной войны 1812 года появились куклы с изображением Наполеона, Кутузова и маршалов с обеих сторон.

     А если вы придете сегодня на Арбат, то зайдите в любой сувенирный магазин. Увидите матрешки на все вкусы и  все кошельки. Вы увидите матрешки с изображением всех вождей России от Ленина (он самый маленький) до Путина. Раз его выставляют, значит он не обижается. Можете купить матрешку с портретами американских президентов. Или французских президентов. Самая большая  – это господин Макрон.  Для американцев и канадцев портреты с клюшками знаменитых хоккеистов.  Матрёшка жива. Сюжеты только множатся.

    Но и самая первая Матрёшка тоже не затерялась. Матрёшка, которую сделал художник Малютин.  Она хранится, как драгоценный сувенир в замечательном музее Игрушки В Сергиевом Посаде. Он совсем рядом с Лаврой. Посетите его.