Нью-Йорк. Чёрный Париж

Лота Кафка
(из литературного дневника)

По-настоящему Нью-Йорк открывается лишь тогда, когда до мелочей исследуешь его злачное
дно: подземелья, трущобы, ''проклятые места'' и мрачные дома, окутанные тайнами. У любого
мегаполиса есть  ''лицо'' с  ''изнанкой''. Так, и мой ''парадный'', ''открыточно-глянцевый'' город
Санкт-Петербург  имеет изрядную долю мрачной ''бесовщины'' и ''достоевщины''…

Несмотря на то, что минувший, двадцатый век, часто характеризуют как век масштабной
индустрии, он поныне полон дремучих отголосков непросвещённого времени. В начале 70-х
годов XX века в американской прессе промелькнуло сообщение о том, что в Нью-Йорке живёт
более пятидесяти тысяч ведьм, колдунов, предсказателей, магов и прочих людей такого рода…

Мрачные до гнусности субъекты – от уродливых ведьм до помешанных алхимиков, – воистину,
продали душу дьяволу. Остаётся чудовищной тайной: откуда они черпали и черпают свои адские
познания. Их колдовские манипуляции сознанием доверчивых людей не поддаются описанию!..
Об этом говорил Вашингтон Ирвинг в своей «Истории Нью-Йорка».

Недаром Гарлем, один из самых невероятных,  одиозных нью-йоркских кварталов, в начале
XX века окрестили «чёрным Парижем», придавая этому прозвищу двойное значение. Гарлем,
переполненный эмигрантами с Юга и Карибского моря, прибывшими в поисках работы, вёл
бурную ночную жизнь, заправляли которой весьма даровитые люди с тёмным цветом кожи.

В 1921 году стала выходить «Музыкальная газета» чернокожих. Такие  белые литераторы, как
Юджин О'Нейл и К. Ван Вехтен, писали о Герлеме как об экзотическом и диком месте, которое,
по их меткой характеристике, представляло собой современные городские джунгли: «неоновые
джунгли», где между собой соревновались пианисты-вириуозы, и звучал регтайм.

Даже сегодняшняя молодёжь знает, кто такой Тарзан. Нет, не известный российский культурист
и муж Наташи Королёвой, которую обожает наша детвора за песню «Маленькая страна»… А тот
самый киношный  мускулистый ''качок'' Тарзан, который с ухмылкой произносил циничную  фразу
«Ты в джунглях, детка!»

Ироническое стихотворение именно с таким заголовком –  «Ты в джунглях, детка» – есть, кстати,
у современного английского поэта Роджера Макгофа. Вернее, это версия авторского названия «It
is a jungle out there»  – в переводе М. Виноградовой. Макгоф родом из Ливерпуля. В 1960-х он
выступал в составе популярной комической музыкальной группы «Подмостки».

Не могу обойти вниманием тот факт из биографии Роджера Макгофа, что он принимал участие
в создании сценария знаменитого мультипликационного фильма «Битлз» с названием «Жёлтая
подводная лодка». Макгоф лауреат различных литературных премий. Вместе с Брайаном
Паттеном и Адрианом Генри он входил в группу «Ливерпульских поэтов».

В Гарлеме 20-х создавались и постепенно становились известнейшими общества и клубы, такие,
как  'Cotton Club' и 'Appollo Theatre', где собирались состоятельные белые меломаны, страстно
увлечённые публичными выступлениями чёрных артистов. В XX веке расцвету музыкальной
культуры нью-йркского «Чёрного Парижа»  способствовали  такие пианисты-импровизаторы,
как  Фэтс Уоллер и Уилли Смит и джазовые композиторы Дж. П. Джонсон и Уильям Грант Стилл.

(использована справочная литература)
________________________________________

30 ноября 2022 года; Санкт-Петербург