Живёт, кто жизнь творит!

Валерий Яковлевич Маслов
 
               
   Это личное убеждение знаменитого писателя, русского прозаика, литературоведа, поэта-переводчика Викентия Викентьевича Вересаева стало символом его творческой жизни. Оно во многом созвучно убеждению Льва Толстого, что «Живут лишь те, кто творит добро». И такое совпадение взглядов  двух писателей, связавших значительную часть своей жизни с Тульским краем, лишь подчеркивает и их духовную связь.

   Викентий Вересаев родился в семье известных тульских подвижников. Его отец, врач Викентий Игнатьевич Смидович, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, создателем Общества тульских врачей, одним из первых детских врачей Тулы, общественным деятелем. Не меньшую известность получила его деятельность по изучению и улучшению санитарного состояния города. Мать, Елизавета Павловна, организовала у себя в доме первый в Туле детский сад.
 
   Юный Викентий начал писать ещё в гимназические годы. Его первым  произведением было опубликованное в 1885 году стихотворение «Раздумье». Для этой публикации Вересаев выбрал псевдоним «В. Викентьев», но затем  напечатал очерки «Подземное царство» (1892), посвящённые труду и жизни донецких шахтёров, которые подписал псевдонимом "Вересаев".   
 
  Всероссийская известность к нему пришла после издания в 1901 году  «Записок врача». Это, во многом, была биографическая повесть, описывающая проблематику взаимоотношений врача и общества. Недаром, что она только при жизни автора переиздавалась 14 раз и была переведена на многие иностранные языки, а в 1943 году автор получил за неё  Сталинскую премию.

  Русско-японской войне и событиям 1905 года писатель посвятил цикл рассказов и очерков, составивших сборник «На японской войне». Заметный интерес в России и мире вызвали его разносторонние работы о немецком философе Ницше и величайшем русском поэте под названием  «Пушкин в жизни».

  Кстати, об А.С. Пушкине писатель написал ещё одну интересную книгу под интригующим названием «Пушкин в воспоминаниях современников – друзей, врагов, знакомых…».

  В. Вересаев известен и как талантливый переводчик. Он сделал переводы сборника древнегреческой поэзии «Гомеровские гимны» («Гомеровы гимны») - тридцати трёх гимнов, исполнявшихся в честь отдельных богов, а также знаменитых «Илиады» и «Одиссеи».
 
  Писателя остро интересовали многие нравственно-философские вопросы. Например, в 1910 году вышло его литературоведческое произведение  «Живая жизнь. О Достоевском и Льве Толстом». В ней он приводит интересные факты, в частности, о своей встрече с Львом Толстым:
 
  "В августе 1903 года у меня была в Ясной Поляне беседа с Толстым, и тогда она меня очень поразила. Разговор зашел о трагизме, когда человек сознает, что, скажем, счастье любви есть высшее счастье, но он не способен отдаться ему, нет в нем этой любви, которая единственно дает счастье.
    Толстой в недоумении пожал плечами.
   - Не понимаю вас. Если человек понял, что счастье в любви, то он и будет жить в любви. Если я стою в темной комнате и вижу в соседней комнате свет, и мне нужен свет, - то, как же я не пойду туда, где свет?"

   Этот разговор двух гениев литературы не только даёт представление о понимании смысла величайшего счастья в жизни человечества - любви, но и показывает видение этого важнейшего постулата жизни  человека Вересаевым и Толстым.

   В. Вересаев считал эту книгу самой дорогой в своем творчестве. В то время она вызвала большую полемику в обществе. К примеру, далеко не все литературоведы того времени были согласны с таким мнением автора книги:
   "Трудно себе представить живого человека, у которого могла бы лежать душа одновременно к Достоевскому и Толстому. Всякий, конечно, "отдаст должное" гению обоих. Но кому дорог Толстой, тому чужд будет Достоевский, кому близок Достоевский, тот равнодушен будет к Толстому».

   Викентий Вересаев в своих произведениях дал широкий срез жизни русского общества на рубеже двух столетий, позволил нам узнать интересы и чаяния русского общества в ту переломную эпоху.
   
   Познавательны и интересны его размышления о расслоении интеллигенции в царской России в повести «На повороте». Шедевром художественной литературы является его рассказ "Конец Андрея Ивановича", который высоко оценил Лев Толстой. О жанровой разносторонности писателя говорят написанные им драмы «В священном лесу» и «Последние дни» (в соавторстве с Михаилом Булгаковым).
   
   Для туляков особенно интересны произведения писателя, в которых он оставил описания дома родителей, в котором провёл детство, других мест, связанных с его именем.
   В этом плане, конечно, необходимо напомнить о первых двух частях - «В юные годы» и «В студенческие годы» - его автобиографической книги  «Воспоминания» (М., Гослитиздат, 1946). В третью часть книги вошли «Литературные воспоминания» о деятелях культуры и отдельных фактах и событиях литературной жизни.

   Писатель в этой книге подробно описывает улицу, на которой находился дом его родителей:
«Тихая Верхне-Дворянская улица (теперь Гоголевская), одноэтажные особнячки и вокруг них сады. Улица почти на краю города, через два квартала уже поле. Туда гоняют пастись обывательских коров, по вечерам они возвращаются в облаке пыли, распространяя вокруг себя запах молока, останавливаются каждая у своих ворот и мычат протяжно.
Внизу, в котловине - город. Вечером он весь в лиловой мгле, и только сверкают под заходящим солнцем кресты колоколен. Там дома друг на друге, пыль, вонь сточных канав, болотные испарения и вечная малярия. У нас наверху - почти полевой воздух, море садов и весною в них - сирень, гулкие раскаты соловьиных трелей и щелканий.   У папы на Верхне-Дворянской улице был свой дом, в нем я и родился».
   
   Сам дом родителей окружал огромный сад, о котором юный Викентий также оставил множество чудесных воспоминаний, связанных с его детством:
   «Сад вначале был, как и все соседние, почти сплошь фруктовый, но папа постепенно засаживал его неплодовыми деревьями, и уже на моей памяти только там и тут стояли яблони, груши и вишни. Всё росли и ширились крепкие клены и ясени, всё больше ввысь возносились березы большой аллеи, всё гуще делались заросли сирени и желтой акации вдоль заборов.
   Каждый кустик в саду, каждое деревцо были нам близко знакомы; знали мы, что в мрачном углу под стеною соседней конюшни Бейера растет кустик канупера, что на кривой дорожке - неклен, а на круглой куртине - конский каштан.
Да не только кусты и деревья и не только в саду. Все закоулки в саду, на дворе и на заднем дворе были близко знакомы, обгляжены до всякой щели в заборе, до всякой трещины в бревне. И были превосходнейшие места для всяких игр; под папиным балконом, например: темное, низкое помещение, где нужно было ходить, нагнувшись, где сложены были садовые лопаты, грабли, носилки, цветочные горшки и где в щели меж досок ярко светило с улицы солнце, прорезывая темноту пыльно-золотыми пластинами. Много в этом подземелье было совершено злодейств, много укрывалось разбойничьих шаек, много мучений пережито пленниками...»

   К чести туляков и городских властей надо отметить, что они бережно сохранили и этот дом, и сад, и в настоящее время это одна из наиболее сохранившихся в Туле городских усадеб.

   Оставил знаменитый писатель и описание дома купцов Конопацких на улице Каминского (бывшей Площадной), куда юный Викентий нередко заходил в гости, увлекшись одной из трёх дочерей инспектора народных училищ, по имени Катя.  Благодаря его воспоминаниям мы теперь можем представить, как выглядели интерьеры этого здания в то далёкое время:
   «Очень большая, темноватая гостиная с полированными восьмигранными деревянными колоннами. Колонны на середине высоты охвачены венками из резных дубовых листьев. Стрельчатые окна, вверху их – разноцветные мелкие стекла, синие, красные, зеленые, желтые».

   Конечно, сейчас многое в этих местах Тулы изменилось. Перестроились помещения старинного особняка на улице Каминского, не всё в бывшей усадьбе родителей писателя выглядит так, как было в те времена. Улицы получили новые  названия. Рядом с мемориальным музеем писателя возник коммерческий новодел в три этажа.
Но всё-таки тульский литературно-мемориальный Дом-музей ВВ.Вересаева стал не только местом памяти великого писателя Викентия Викентьевича Вересаева, но и центром культурной жизни нашего города и России, объединяет важные составляющие русской культуры - наследие, историю, литературу.

   Дом-музей живёт плодотворной творческой жизнью. Здесь работает литературное объединение, проводятся встречи с писателями в рамках проекта Министерства культуры Тульской области «Тульские среды», собираются неравнодушные к литературе туляки.

   И потому память о «насквозь тульском писателе» В.В. Вересаеве остаётся не только в литературно-мемориальном Доме-музее его имени в Туле (1992), в его величественном бронзовом памятнике у входа в Центральный парк имени П.П. Белоусова (1958), а также в названии в его честь одной из улиц города.

   Но и в многочисленных знаках памяти писателю по всей России и за границей. Это - присвоение имени В. Вересаева городской больнице в Москве (2016), выпуске памятной почтовой марки ГП "Почта Донбасса" (ДНР) (2017), увековечивании имени писателя в названии села в Сакском районе Крыма (1948), в названиях улиц в Москве, Пензе, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Феодосии  и в других городах.
   За годы жизни нашего знаменитого туляка, и, в последствие, было опубликовано восемь собраний сочинений писателя, в том числе, наиболее значительное из них - "Вересаев В.В. Полное собрание сочинений: в 16 т. - М.:Недра, 1929—1930.

   Всё это говорит о том важном месте в истории России, в её литературе, которое занимает наш знаменитый земляк – писатель В.В. Вересаев.