Перемена

Надежда Ишутченко
--Как жить? Что делать?- Ирина молча стояла у окна и смотрела в бездну ночи. Она ещё не решила, что скажет детям, когда они поймут, что ей не надо идти на работу. Офис их компании закрывается. До лучших времён. Она еще не решила, когда скажет об этом маме. Мама начнет беспокоиться.

Ветер с такой силой трепал ветки деревьев, растущих около дома с момента его постройки, что они, как смычками, играли на водосточной трубе, издавая самые невероятные звуки: то скрип, то скрежет, то завывание. Кто-то неведомый горстями швырял в окно сорванные с веток листья. Неожиданно в это скрипично-трубное соло ворвался звук барабанной дроби. Это редкие капли забарабанили по стеклу и подоконнику, усиливая тоску и тревогу, поселившуюся в душе Ирины уже давно. С тех самых пор, как она заподозрила что-то неладное с Антоном. С ее любимым Антохой, который был ей и другом, и мужем, и отцом. Да-да, заботливым отцом, которого у неё никогда не было. Он был хорошим отцом и для Ваньки с Аленкой, то балуя их игрушками и играми, то таская с собой на пробежки в соседский парк, то играя с ними в прятки, в снежки.

Ирина задумалась. Слово «был» в отношении Антона ключевое.

— Был, да сплыл, - сказала бы бабушка.
Куда сплыл, когда, в какой момент, она так и не поняла. Это сейчас приходят, как молнии, какие-то догадки. Но его нет дома уже целую неделю. И эта неделя кажется вечностью.

— Да, жив он, жив! Его видели друзья. Но на работу не ходит. Уволили его. Она звонила ему не раз. Не берет трубку. Номер не отключён, но трубку не берет.

— Что делать? Куда бежать?- Ирина в очередной раз погрузилась в свои мысли и догадки. Все это время она говорила детям, что их папа в командировке. Вчера заметила, как Ванька поддакнул ей про командировку:
— Ну, да, в командировке! А его сумка и костюм дома. И вчера я видел его! Это был точно он! Он что-то искал около скамейки соседского дома. Днем, когда я шел со школы. И телефон его в зоне доступа. Когда он в командировке, связи с ним чаще всего нет.

Увидев своё отражение в чёрном от черноты ночи стекле, Ирина испугалась сама себя. Волосы взъерошенные, плечи опущены, руки – как плети. Нет ни сил, ни мыслей.

С Антохой они познакомились еще в институте. На спартакиаде. Они оказались в сборной факультета по легкой атлетике. Он – студент 4 курса, она – второкурсница. Уже через год они сыграли свадьбу, а накануне защиты дипломного проекта Ирина родила Ваньку. Через год появилась Аленка. Слава Богу, жить было где – бабушкина квартира досталась ей, единственной внучке. Мама в город перебираться не захотела. Привыкла она в своем поселке. И домик у нее хороший. Теплый и уютный. И ребятишкам там летом раздолье.
Антоху после института взяли на завод, а Ирина после декрета нашла работу неподалеку от дома. Так и работала здесь уже почти 8 лет. До сегодняшнего дня.

Осторожный стук в дверь заставит Ирину встрепенуться и выйти в коридор.
—  Почему стук, а не звонок? – встревожилась она. - И кто бы это мог быть в столь поздний час?

Включить свет в коридоре она не решилась. Открыть дверь – тоже.
Стук в дверь повторился.

Сердца Ирины стучало так, что этот стук было слышно даже там, за дверью. Так ей казалось сейчас.
— Что ж, раз так, раз я себя обнаружила, придётся открыть! - она повернула защелку замка и распахнула дверь.

Ирина даже не могла предположить, кого встретит в этот час за дверью. Она была готова встретить Антона, кого-то из его друзей, подругу Алену, даже маму. Но то, что за дверью нет никого, она никак не ожидала. Никого. Только на плитке следы от мокрых кроссовок и капли дождя с одежды.
— Кто бы это мог быть? - Ирина сделала шаг вперед, вышла за порог. Еще несколько шагов на лестничную площадку, чтобы посмотреть на лестницу, ведущую вверх и вниз.
—  Хм… никого…
Она поднялась по лестнице вверх до 5 этажа.
—  И здесь никого!

Как только она повернулась, чтобы спуститься вниз, кто-то осторожно открыл дверь и вошел в ее квартиру. Ирина успела заметить только мокрую джинсовую куртку и повернутую козырьком назад кепку.
— Кто это? – с ужасом подумала она. – Там же дети! Они спят. Только бы не разбудил и не перепугал их.
Ирина собрала волю в кулак, осторожно, чуть дыша, подошла к двери и вошла в квартиру. У двери в прихожей стоял взрослый худощавый мужчина.
—  Вы кто? - прошептала еле слышно она.
—  Ты не узнаешь меня?
— Нет. Я вижу Вас впервые. Что Вам нужно?
—  Ира, девочка, успокойся! Я не причиню тебе зла. Я давно тебя искал. И вот нашел. Хотел дождаться до утра, но не смог. Ты не открыла дверь сразу, я уже пошел вниз…

В голове женщины пронеслась стая мыслей, она ничего не понимала.
—  Успокойся,– сказала она себе и шепотом пригласила мужчину пройти на кухню. И тут же задала ему вопрос, волнующий ее уже несколько дней:
—  Что с Антоном?

Осторожно закрыв за собой дверь на кухне, Ирина предложила мужчине сесть к столу, включила чайник. Она наблюдала за ним исподволь, пока готовила чай и чашки.

Мужчина, на вид которому было чуть больше 50, чувствовал себя на удивление спокойно и уверенно. Никаких признаков тревоги или нервозности на его лице, в его движениях не было. Что-то неуловимо знакомое мелькнуло в его глазах, когда она спросила, что он будет пить – чай или кофе.

Чай на столе. Ирина осторожно, словно опасаясь нарушить тишину, села за стол напротив нежданного гостя. Теперь она прямо и смело взглянула в его бездонные голубые глаза, заметив высокий лоб, легкую небритость и морщинки на лице.
—  Глаза! Глаза как у Ваньки! И лоб! – подумала она.
Мужчина тем временем размешал сахар в чае, сделал глоток, и, поставив чашку на стол, сказал, а вернее, выдал:
— Ну, здравствуй, дочка!
— Кто? Кто дочка? Какая дочка? - подумала Ирина, и, не успев ничего спросить, услышала:
— Да, да! Ты моя дочь, а я твой отец. Иван Иванович.
— Не может быть! И отчество у меня – Владимировна! Точно такое же, как у моей мамы, - пробормотала она.- Нет у меня отца, и никогда не было.
— Ты не поверишь, у меня до вчерашнего дня тоже не было дочери! Я узнал о твоем существовании только вчера, приехав на Родину. Я здесь не был почти 30 лет! С тех самых пор, как уехал после ссоры с твоей мамой, куда глаза глядят.
— Мама мне о Вас ничего не говорила!
— А что она тебе говорила про твоего отца?
— Ничего! Она говорила, что у меня нет отца. Нет так нет… Я ее и не расспрашивала! Неловко как-то было.

Теперь Ирина увидела ещё больше сходство мужчины с Ванькой: цвет волос, улыбка, манера говорить… Вот почему этот мужчина не вызывало у неё страха, когда она увидела его в своей квартире.
— А почему же Вы узнали обо мне только вчера?
— Так получилось, что мы с твоей мамой после нескольких недель счастливого знакомства поссорились из-за какой-то мелочи, и я уехал… Не писал, не звонил, не приезжал. Тогда ни она, ни я не знали, что у нас будет ребенок. Куда я уехал? Я и сам тогда не знал, куда еду. А уехал я на Сахалин, потом на Камчатку, потом в Архангельск. Вот так я и кочевал, не зная, что у меня есть ты.
— И как же Вы узнали, что есть я?
— Вчера, по пути к очередному месту работы, я решил завернуть в эти края. Просто заехать. К счастью, нашел здесь своего старого товарища. Он-то и рассказал мне, что есть ты.
— Ну,… Может быть, я вовсе не Ваша дочь?!
— Не сомневайся! Я уверен, что ты моя дочь! По-другому не могло и быть. Мама твоя однолюбка! Так сказал мне и мой друг.
— А ведь он прав,- подумала Ирина, мама никогда и ни с кем не встречалась.

— Прости меня, девочка! - сказал мужчина, погладив Ирину по руке. Она не отдернула руку. Ей захотелось к нему прижаться, спрятаться за его спиной, чтобы почувствовать себя защищенной от всех неприятностей, которые свалились на нее за последние несколько дней.

Мужчина встал из-за стола, крепко обнял дочь, поцеловав ее в макушку. Ей стало так спокойно и тепло! Она теперь не одна! У нее есть отец! Правда, она о нем еще ничего не знает, но ей уже стало намного спокойнее.
— Ты спросила у меня про Антона… Кто он?
— Антон – мой муж, отец моих детей, Ваньки и Аленки. Мне кажется, с ним что-то неладное происходит. Его уже неделю нет дома. Его видят коллеги, видел Ванька, а домой он не заходит…
— Ты ему звонила?
— Не берет он трубку…
— Где он может быть сейчас?
— Я не знаю…
— Что ж, будем искать вместе! Мы его обязательно найдем! Вот увидишь!

У Ирины потекли слёзы. Это были слёзы радости и надежды.



Утро после вчерашней непогоды выдалось солнечным и радостным. Ирина в каком-то непривычном для неё спокойном состоянии отправила детей в школу и села за столик, чтобы разобрать квитанции, которые надо оплатить в ближайшие дни.
Она никак не могла сосредоточиться ни на чем. В голове опять замелькали обрывки мыслей об Антоне, о работе. Мысль о вчерашней встрече с отцом тут же вытеснила своей невероятностью и сногсшибательностью все остальные. Ирина все ещё не могла поверить, что у неё есть отец.

Ночью, когда он ушёл, она не стала звонить маме, а сейчас ещё не решилась сделать это. Как она спросит у неё об этом человеке? А вдруг это не ее отец?
Ей так не хотелось расставаться с этой важной находкой в жизни! Именно сейчас, когда все так сложно, эта встреча подарила ей надежду.
Сегодня с Иваном Ивановичем они собирались поискать Антона, чтобы наконец-то понять, что же происходит, чтобы поставить все точки над «и» и принять какое-то решение.

То, что беспокоило Ирину, трудно выразить словами. В последнее время Антон стал нервным и даже дерганым, куда-то уходил, возвращался, когда дети уже спали, и у неё не было сил с ним разговоры разговаривать.
Буквально неделю назад Ирина узнала, что один из товарищей Антона - наркоман. Он уже несколько месяцев находится в реабилитационном центре, туда его отправили родители. Жена не знала, что с ним делать, забрала детей и уехала к своим родителям.

—  Видимо, что-то аналогичное происходит и с Антоном, - впервые за все это время призналась себе Ирина.
Неожиданный звонок мамы вывел Ирину из оцепенения.
— Он приходил? - в лоб спросила мама.
— Да, приходил, - ответила Ирина.
— Прости меня, девочка! Прости! Я тебя очень прошу! Я не знала, где он и что с ним, не могла тебе рассказать о нашем романе. Я боялась, что ты меня не поймёшь. Я хотела, чтобы ты…

Больше мама ничего сказать не смогла, она расплакалась.Ирина расплакалась тоже. Она никогда не расспрашивала маму об отце. Да, конечно, ей хотелось знать:  кто он, какой он, где он, что с ним.

Мама молчала, значит, так было надо. Это был её выбор, её решение. Не говорила - значит, ей было больно об этом говорить.

Мамино «прости меня, девочка» так много значило сейчас! Как и папино!
В этом слове «прости» слышалось так много боли и так много силы, что Ирина поняла - жизнь продолжается! Теперь ей предстоит что-то сказать детям или утаить от них. Об их отце.

Ее отец пришел, как и обещал, часов в 10, с букетом цветов, с целым пакетом продуктов.
— Ну что? Ты готова? Начинаем поиски?

—Да, - только и смогла прошептать Ирина, кивнув головой.
— Собирайся! - решительно сказал отец. Пойдём искать твоего Антона.
— А где же мы будем его искать? Я ума не приложу! И надо ли его искать? Он сам все решил!
— Ты хочешь, чтобы твои дети выросли без отца? Как ты?

Ирина взволнованно смотрела на мужчину, с которым познакомилась только вчера.
— Боже! Спасибо тебе! - шептала она про себя, - Что бы я делала сейчас, если б ни он, ни его поддержка и сила духа.
— Давай не будем усложнять ситуацию. Я уверен, мы его найдём, - твердо сказал он. - Кстати, утром я видел Ваньку! Как он похож на меня в детстве! Увидел его и оторопел - у меня было впечатление, что я встретил себя, маленького,- мужчина расчувствовался и присел на стул. - Алёнка - другая. Она похожа на твою маму.

— А куда же мы с Вами пойдём его искать? Я даже не знаю, где он может быть. Я же никогда за ним не следила. Игорь, с которым общался долгое время Антон, уже несколько месяцев в реабилитационном центре.

Ирина говорила, говорила. Отец не перебивал ее, а молча слушал. Когда она замолчала, отец спросил, как они познакомились с Антоном, как жили, что предшествовало тому, что он не пришёл домой.

Отец спросил, не замечала ли она каких-то странностей, не было ли у него отношений с другими женщинами.

Ирина впервые за многие годы говорила, говорила. Она говорила о том, что думает, что видела, что ей подсказывает сердце. Она говорила, а в голове, как вспышки, одна за другой появлялись мысли, и вслед за ними вопросы к самой себе.

Именно сейчас она поняла, что для неё на первом месте были дети. Сначала дети, а потом муж. А как иначе? Ведь это её дети, это она их родила! Она - женщина и ее главное предназначение - быть матерью.

Она понимала, что Антону не хватает ее внимания и тепла, ее поддержки и вдохновения. Но он же взрослый мужчина!

Отец не перебивал ее. Он слушал и слышал, что говорит его ребёнок, выросший без отца. Ему было больно за неё. И страшно. Все своё понимание семьи и ролей в семье она передаёт своим детям.

Когда Ирина наконец выговорилась и замолчала в поисках новых мыслей и новых слов, отец обнял её и сказал:
— Что ж, твои поиски Антона начинаются с поиска себя. Да, да! С поиска самой себя, своих ценностей и точек опоры. Только что ты открыла дверцу своей души. А там…
— Да у меня же все нормально! Я - нормальная заботливая мать!
— Прежде всего, ты - жена! Это ты хранительница семейного очага! Это ты формируешь пространство любви, в котором должны расти твои дети.
— Я же… Мне самой… И что теперь делать?
— Ты уже поняла, что искать, в первую очередь, надо себя. - Отец вздохнул с облегчением и встал. - Ну что? Идём?


День подходил к концу, а Ирина все еще никак не могла до конца осознать, что в ее жизни появился человек, которого ей всегда не хватало. Не хватало поддержки и опоры, не хватало его отцовской любви. Она все еще не верит, что все события со вчерашнего вечера происходят с ней.

Вот уже несколько часов отец с Антоном ведут мужской разговор. О чем они говорят, к чему приведет их беседа, она не знает. Как не знает, а чего же она хочет, в конце концов? Чтобы Антон вернулся домой? Или…
Сейчас, пока она готовит ужин для детей, у нее уже не раз текли слезы. Она сама не понимает, что же будет завтра, чего она хочет и что готова изменить в сложившейся ситуации.

Дети пока ничего не знают о том, что у них появился дедушка. До сих пор у них было только две бабушки. Отца Антона они знали только по фотографиям. Как, впрочем, и сам Антон. Его отец попал в жесткую аварию на трассе и погиб, когда Антону было года два. С тех пор Антон жил с мамой и старшей сестрой.

Сегодня на ужин Ирина готовит макароны по-флотски. То, что любит Ванька и с удовольствием ест Алёнка. Конечно же, приготовить ужин для Антона и папы - выше ее сил.

— Что же любит папа? Хм… Как непривычно произносить это слово – папа! – Ирина задумалась, - конечно же, я обязательно узнаю! Он же будет приезжать к нам! Обязательно будет!
— Антон любит запеченную в духовке курочку! – вспомнила Ирина. А ведь она уже давно готовит то, что любят дети.— Антон поест то, что есть! - решила она. – А, может, он и не придет…

От этой мысли ей стало не по себе. Антоха, которого она любила, которого ждала все эти дни, был очень нужен и ей, и детям.

Антон и Ирин папа пришли, когда дети уже спали. Им завтра в школу. Все это время Ирина прокручивала в голове одну и ту же мысль:
— Что же будет со всеми нами? Что же надо сделать, чтобы семья не распалась?
Она понимала, что решить сегодня все проблемы вряд ли получится. Их накопилось столько…

Первым делом Ирина предложила мужчинам поужинать. Ей хотелось обнять Антона, утонуть в его объятиях. Но она еще не знала, с чем пришли и до чего договорились эти два дорогие ей мужчины.

Краем глаза она заметила, что Антон сегодня с удовольствием уплетает не очень любимое им блюдо.
— Проголодался! – решила Ирина.

Разговор не клеился. Да, собственно, и не было разговора. Отец тоже молчал. Он наблюдал за Ириной и Антоном, за их взглядами друг на друга, а потом тихо сказал:
— Ну что, ребята, а не пора ли вам поставить в этом деле точку? Ведь вы оба, судя по тому, что я узнал за это время и вижу сейчас, готовы начать все сначала. Давайте и начнём! Прямо сейчас! Начнем… с мужчины. Что ты, Антон, хочешь сказать Ирине?

Ирина ожидала услышать все, что угодно. Оправдания, обвинения…
— Прости меня, Ира! – тихо и твердо попросил Антон, - прости, что я не смог создать в нашей семье ни правила, ни традиции. Прости, что я не смог стать позвоночником семьи, на который могла опереться и ты, и наши дети. Я вел себя, как мальчишка, который привык только брать, ничего не давая взамен. Мне было удобно с мамой и сестрой.

Антон помолчал, а потом добавил:
—  Прости меня, Ира, что я не нашел в себе сил и смелости сказать, что у меня все плохо на работе, что решил найти выход из ситуации в одиночку, не поставив тебя в известность. Я боялся, что ты не поймешь меня…  Я не хочу быть обузой для семьи. Я знаю, ты заботливая мама для детей и делаешь все для их счастья.
Ирина никак не ожидала услышать этого. А он шагнул к ней, обнял крепко-крепко…
— Прости и ты меня, Антон! Видимо, я забыла, свою роль в семье… А, может, я ее и не знала? Я всегда думала, что для женщины самое важное – дети. А оказалось, что без тебя я никто. Нет у меня ни сил, ни энергии…

Отец встал из-за стола, обнял их обоих.
— Ребята, а ведь у вас - уникальная ситуация. И именно она открывает для вас новые возможности. Вы увидели, как вы необходимы друг другу, вы увидели, как и в чем заблуждаетесь. Теперь у вас есть шанс начать все сначала, пересмотреть свои позиции и убеждения.
— Спасибо тебе, папа! - впервые произнесла вслух это слово Ирина, - спасибо, что ты сейчас с нами! Без тебя, без твоей поддержки и помощи я не смогла бы прийти к такому решению.
— Я понимаю тебя, девочка моя! Тебе предстоит ещё многое понять и осознать. Сегодня ты поняла главное - ты поняла, что такое семья, что значит для тебя твой муж.

— Спасибо Вам, Иван Иванович! - словно ворвался в разговор отца и дочери Антон. – Спасибо, что разыскали меня, что привели домой! Я бы один еще долго не решился.
— Все только начинается, - сказал Иван Иванович. – Ну а мне пора! Рано утром мне нужно выезжать к новому месту работу.
— Пап, а как же мы? Ты даже с ребятишками не познакомился!
— Вы уже взрослые, все у вас получится! А с Ванькой и Аленкой я познакомился еще утром! - сказал он, протягивая на прощанье руку Антону и обнимая Ирину.

Новогодняя ёлка сияет огнями, на столе – праздничный ужин. В последние минуты уходящего года Ирина что-то записывает в новенький ежедневник и одновременно укрепляет на платье Аленки еще одну снежинку. Антон с Ванькой укладывают в коробку новенький компьютер, который только что оценили по достоинству.
— А давайте украсим коробку мишурой! – предлагает Аленка, - это же наш общий подарок. Как же здорово, что нам его Дед Мороз принес!
— А давайте украсим! - радостно поддерживает ее Антон. - Может, и снежинок на коробку наклеим? В сугробе же он лежал. Неси, Аленка.
— Вы что, его и вправду в сугробе нашли? – с хитрецой спрашивает девочка.
— Нет, мы нашли эту штуку в магазине,– отвечает ей старший брат. – Вот только хранили мы его до самого Нового года у Деда Мороза в сугробе.

Ирина сегодня сияет от счастья. Давно у нее не было такого приподнятого настроения накануне Нового года. Антона повысили на работе. Он теперь – ведущий инженер. А сама она месяц назад вернулась в свой офис.

Да, было трудно без работы. Антон старался сделать все возможное, чтобы семья не знала проблем. И сама она отдохнула, у нее, как будто, открылось второе дыхание. И все потому, что в этот непростой период, который и длился-то всего несколько месяцев, семья сплотилась. Да, сплотилась.

А как еще можно назвать то, что все вдруг стали заботиться друг о друге? Ведь теперь в их семье не каждый за себя, а все друг за друга стеной.

Как только Президент начал свою праздничную новогоднюю речь, все скорее оставили свои дела и приготовились загадывать желания. Вот- вот начнется бой курантов и надо успеть написать записки.

С последним двенадцатым ударом курантов в глубокой миске, которую держал в руках Антон, вспыхнул огонь. Через мгновение от записок осталась щепотка золы.
— Ребята,- произнес загадочным голосом глава семьи, - в этой щепотке – наши с вами мечты. Что будем с ними делать? Развеем по ветру? Или сохраним до следующего Нового года?
— Сохраним, - в четыре голоса дружно произнесла семья.
Тихий стук в дверь заставил всех прислушаться, замолчать. Стук повторился. Антон с Ириной вдвоем подошли к двери и открыли ее.
На пороге стояли две мамы и папа. Они же – две бабушки и дедушка.