На родине Василия Белова

Олег Ларионов
                КОЛЫБЕЛЬ РУССКОГО ХАРАКТЕРА       

         Народный проект по возрождению малой родины крестьянского писателя Василия Белова в деревне Тимонихе начал свое движение на Вологодчине еще в первые годы нового века. Началось всё со встречи зачинателя проекта вологжанина Петра Каминного с другом писателя, знаменитым кинооператором-постановщиком, заслуженным деятелем искусств РСФСР Анатолием  Заболоцким – тем самым кинооператором, который  дал жизнь  известным кинолентам  «Калина красная» и «Печки-лавочки».
        Василий Белов горячо приветствовал инициативу. На родину писателя стали приезжать студенческие отряды из высших и средних учебных заведений, особенно студенты из Вологодской государственной молочнохозяйственной академии имени Н.В. Верещагина. Изучали традиционный уклад деревенской жизни, защищали дипломные работы по развитию сельских территорий. В 2010 году в Вологде прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная этой теме. Ее можно считать отправной вехой,  когда инициативу снизу подхватило правительство области и выделило для ее реализации бюджетные средства. Сельскому поселению Азлецкое, ныне Шапшинское, в составе Харовского района Вологодской области (где находится деревня Тимониха) был придан статус пилотной территории с целью ее дальнейшего развития. Радости Василия Белова не было предела. В район потянулись люди с разных концов России…
         К сожалению, через два года бюджетная поддержка была прекращена. Но представители общественности, предприниматели, харовское землячество на голом энтузиазме продолжили начатое дело, обрабатывали землю, занимаясь садоводством и огородничеством, высаживали деревья. Так было зарегистрировано некоммерческое партнерство возрождения Тимонихи, одним из учредителей которого стал сам Василий Иванович Белов.
        В нынешнем году – а это год 90-летия со дня рождения выдающегося писателя - проектом заинтересовался ведущий пчеловод Вологодской области Сергей Дышлюк, у которого более трехсот учеников по всей России. Он сразу предложил выставить в поселении пасеку. Места для пчеловодства  здесь идеальные, природа нетронутая, цветение трав из-за холмистой местности проходит в разное время, что позволяет пчеле, что называется, оставаться при работе максимально возможный период.
        - Пчел становится все меньше по всему миру, это угроза цивилизации. Придет пчела, - заверил Сергей Петрович, - и территория оживет. Тогда впоследствии можно будет браться и за более сложные начинания.
К инициативе ведущего пчеловода присоединились вологодские коммунисты, которые на собственные средства выставили на пасеке первые три улья – руководитель вологодского регионального отделения КПРФ Александр Морозов, Николай Жаравин и Иван Коряковкий. К проекту подключился и Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов, который выделил средства на приобретение еще 19 пчелосемей. Так была создана общественная пасека, состоящая из двух точков, один из которых расположен в деревне Тимониха на подворье дома, в котором жил Василий Белов, а другой неподалеку в деревне Крутец - в хозяйстве знакомой писателя Капитолины Павловны Смирновой. В общей сложности здесь находится около пятидесяти ульев. Как пояснил мне Сергей Дышлюк, на два точка пасека разбита для более эффективной работы пчелы. И это одна из двух пасек в Вологодской области, которые состоят именно в общественной собственности.

        Деревня Крутец стоит на холме, избы здесь большие и просторные, на высоченных подклетах (так называют нижний этаж, используемый в качестве хлева для скота, кладовых, мастерских и тому подобного). И кожей ощущаешь, что это особый, веками продуманный уклад и мир предков, рассчитанный на автономное существование в природе. Да, жителей, к сожалению, осталось только двое. Уже упомянутая мной Капитолина Павловна, которая и в свои 82 «коня на скаку остановит», и 87-летний Федор Иванович. 
         Проехать на легковушке в деревню по хлипкому полусгнившему мостику через речку Уфтюгу мы не рискнули несмотря на присутствие покосившегося знака ограничения массы автомобиля в… сорок тонн (он, как и полагается, установлен с двух сторон). Какой «шутник» поставил его в год постройки деревянного моста – 2006-м – загадка. Не исключено, что кто-то «пилил» бюджетные средства: разница ведь, на что был рассчитан мост - на три тонны или на фантастические сорок. Одно ясно: натовская техника здесь не пройдет никогда, и уже это нас порадовало!
Встретили нас как раз на том самом мосту Капитолина Павловна и ее дочь Надежда Александровна, жительница Мурманска, приехавшая навестить мать.
        -Вообще-то мы ждали представителей из администрации района – поговорить насчет моста, - проинформировала нас Надежда Александровна. - Вы ведь не сообщили о своем визите…
        Суть да дело, за разговорами после долгого пути из Вологды поднялись мы на холм, зашли в деревню, и сразу – на пасеку. Предстоящая зима для пчел – время сильного стресса. Они слабеют, иммунная система дает сбой. Поэтому в этот не очень еще холодный ноябрьский день (стаи комаров еще кружили) мы дружно занялись закладывать в улья специальную подкормку для пчел - занятие для лидера вологодских коммунистов Александра Николаевича Морозова, как и для автора этих строк, совершенно незнакомое. Но под внимательным руководством Сергея Дышлюка мы, кажется, справились на отлично. И радовались тому (наивные непрофессионалы!), что потревоженные насекомые нас не покусали! Ну а затем перенесли улья на зимовку в омшаники, которыми послужили пустующие русские бани.
Пока проводили время за этим занятием, подошла к нам, как мне сначала показалось, какая-то красивая и довольно крупная собака. Принюхалась, с некоторым равнодушием присмотрелась к людям, и спокойно и не торопясь пошла дальше в направлении к дому.
        - У вас собачка есть, Капитолина Павловна? – спросил я, не ожидая встретить здесь кого-то другого из живности.
        -Какая же собачка, милок? Не видишь - лиса?
        И в самом деле, обратив внимание на длиннющий хвост, я понял, наконец, что ошибся.
        -Они у вас что, ручные?
        -Почти. И не только лисы заглядывают. Лоси, волки, медведи. Зайчики ищут, где полакомиться капустой. Несколько лет назад, правда, разорвали волки нашу овчарку…
        Справедливости ради нужно все-таки сказать, что Капитолина Павловна состоит в обществе охотников, и ружье у нее – чуть что - всегда под рукой…
Пока искал я фотоаппарат, лисица ушла. Тут помахал мне Александр Николаевич:
-Беги, она еще тут, крыльцо изучает.
        Снимок я успел сделать, но лиса вдруг стремительно дала стрекача. И не потому, что меня испугалась. Услышала громкие голоса идущих людей. А ими оказались долгожданные представители районной администрации. На мужчинах были сапоги – иначе здесь не пройдешь.
        Познакомились с депутатом от КПРФ Морозовым, и, кажется, пришли к единому мнению, как сообща решить проблему с прогнившим мостом, беря во внимание совершенно нищенский районный бюджет... Дорожные знаки, конечно, решили сразу убрать – тут ведь и прокуратура заинтересуется, не дай бог упади какая машина в речку.
        -С Беловым-то как пересекались по жизни? – спрашиваю Капитолину Павловну.
        -Когда совсем молодыми были. Гуляния были по праздникам, из деревни в деревню шли, с песнями, плясками, под гармошку. Все друг друга знали отлично. Тимониха-то рядом совсем…
        -Вы знаете, - вступает в разговор Надежда Александровна, - хоть народу у нас, мягко говоря, маловато, но мы все наши национальные праздники отмечаем. Вот, - показывает она изображение на смартфоне, - Капитолина Павловна и Федор Иванович с фотографиями отцов, погибших в Великую Отечественную, на свой Бессмертный Полк вышли… И с Красным Флагом!
       Разговорились о деревенском житье-бытье. Оказывается, долгие годы Капитолина Павловна с дочерью вели здесь свое хозяйство, в котором и корова была, и птица, и даже лошадь… Говорили о том, что многие в городах были бы не против окунуться в сельский уклад, да не знают как, с чего начать, и поневоле маются от безделья. Поэтому поддержка таких людей должна прийти от государства. А станет закрепляться народ на селе, наладится жизнь в глубинке, начнется и духовно-культурное возрождение русской деревни. Ведь не зря сказал писатель Белов: «Русская деревня – она не только кормилица наша. В первую очередь – она колыбель русского характера, того самого духа, на котором стояла, стоит и будет стоять земля Русская!»
        За чашкой чая с медком и деревенскими пирогами время шло незаметно, начинало смеркаться. Нужно было уезжать. Простились – до новых и скорых встреч. А они не за горами. Особенно для моего молодого тезки Олега Емельянова. Парень решил без остатка посвятить свою жизнь пчеловодству, поэтому ему со своими старшими коллегами сюда ездить и ездить. А впереди у зачинателей народного проекта создание пасек и в других краях Вологодчины.
        Вот такое скромное начало возрождения традиционной народной жизни на родине писателя Белова в Харовском районе Вологодской области. Именно со пчелы – самого полезного насекомого, опыляющего растения и способствующего продолжению жизни на Земле.

Опубликовано:
http://kprf35.com/2022/11/30604/
НА СНИМКЕ:
Пчеловод Сергей Дышлюк и Олег Ларионов (справа). На заднем плане – дом Василия Белова. Дер. Тимониха, Харовский район Вологодской области. 16 ноября 2022 г.