Ключевые персоны в истории

Александр Ягольник
«...много званых, но мало избранных» (Лк.14.24)

Если из часового механизма вынуть одну шестерёнку, то стрелки перестанут вращаться, хотя энергия пружины будет расходоваться. Есть люди, которые приводят в движение громадные процессы. Иногда уход этих людей не останавливает движение, иногда процесс движется по инерции, без развития, со временем сходит на нет. Бывает, что у истоков движения стоят многие. Бывает — один лишь человек. И невозможно найти в исторической ретроспективе ему замены.

Такое положение сохраняется и сейчас, несмотря на восемь миллиардов жителей Земли. Простое предположение, что один гений приходится на один миллион жителей, даёт восемь тысяч. Можно предположить, что этих гениев просто не находят среди миллионов жителей беднейших стран. Но есть государства с мощной системой образования, в которой гений не затеряется. Берём «развитые страны», получаем миллиард. Добавим Китай, получаем ещё полтора миллиарда. Получаем 2500 гениев. Или не получаем?

Где громкие имена в физике, политике, философии? Где личности, вокруг которых вертится мир, которые приводят его в движение, направляя в нужную сторону? В последние десятилетия создаётся впечатление, что мир катится сам по себе, чудом проезжая по краю пропасти. У руля и рычагов управления пусто или находятся те, кто управлять может только по инструкции, которая куда-то завалилась.

При этом внутри мира вроде бы всё неплохо. Кто-то готовит , кто-то обедает в ресторане, играет музыка, танцуют пары, мимо проплывает очередной айсберг. Кочегары в поту кидают уголь в топки, дежурные следят за порядком на палубах. Но всё это ничего не стоит, если лайнер плывёт не туда. Нет капитана, нет рулевого.


Причина, полагаю, одна. Даже если гений сформировался, как личность, даже если он осознал свои возможности и роль, он  должен принять волевое решение и взвалить на себя крест гениальности. Стать той самой шестерёнкой, которая крутит мир. Поверхностное ознакомление с биографиями гениев показывает, что жизнь их была очень не проста. Часто они «не принадлежали сами себе». И уж истинный гений понимает перспективы лучше других. Что выбрать: путь служения человечеству или жизнь для себя, без славы, но в покое и довольствии?

И тут мы сталкиваемся с «общественной моралью», преобладающими в обществе настроениями и воззрениями. Как бы гений не был развит, но воспитан он в той самой «общественной морали». И если «в обществе принято» служить человечеству, то и юный гений постесняется жить «для себя» и будет ревностно трудиться на благо всех людей. Если принято доказывать всем и вся своё превосходство, то гений будет лезть вон из кожи, доказывая свою супергениальность. А если принято «не строить из себя героя», «не выделяться», жить в своё удовольствие, «не лезть в чужие проблемы», то гений предпочтёт прожить тихую жизнь «обычного человека».

И когда волны истории начнут захлёстывать верхнюю палубу, некому будет встать у штурвала.

29.11.2022