Снова и снова возвращаюсь к удивительной живописи палеолита в башкирской пещере Шульган-таш, дошедшей до наших дней.
Начну с конца, с визуальной культуры этой цивилизации, в которой мне приходиться жить.
Простите меня, современные художники и художники прошлого, но изображение низа картины - "жёванное".
Почему так работает плоскость в работах прошлого и настоящего?
Почему так мыслил и мыслит художник?
Ответ на этот вопрос дают трапеции, явленные древними живописцами в башкирской пещере Шульган-таш.
"Перевёрнутая" трапеция - это обращение моего земляка к небесам - целое, неразделённое на верх и низ. Низ плоскости, здесь, не дребезжит. Да, это другой мир, мир до рождения границ между небом и землей, мир до ветхих заветов - явленных законов двоичной системы.
Но этот благостный мир, когда человек был в целом, в Боге, в мире до веры, доверия, был потерян.
В какой то момент времени трапеция перевернулась, стала обыкновенной, привязанной к низу. Она стала тяжёлой, устойчивой. Человек стал смотреть на небеса с низу вверх, упираясь ногами в землю.
Вот и всё. Остальное - проза.
Произошло включение времени в изображение, чтобы как то успокоить плоскость, после этого события на сцену истории вышли первые знаки, руны, иероглифы, буквы...