Как мой знакомый подбил иностранный вертолет

Дмитрий Савостин
Этот рассказ можно было бы назвать "Как мой знакомый чуть не развязал войну".

Я много раз просил его записать и опубликовать воспоминания о службе на границе. Сначала он обещал подумать. Потом дал понять, что ему не хочется, но он не против, если это сделаю я. Потом наши дороги разошлись. По прошествии многих лет я решил этим заняться, ибо оно того стоит.

Это было во времена, когда в атмосфере горбачевской "Перестройки" и "Гласности" советским народом все глубже овладевал лозунг "Мир! Дружба! Жвачка!". И уже (это важно для развития сюжета) западногерманский паренек Матиас Руст совершил феерический с точки зрения беспомощности советской противовоздушной обороны перелет из Хельсинки в Москву, посадив свой самолетик около Красной площади.

Мой знакомый (далее для краткости я буду называть его МЗ) служил тогда заместителем начальника пограничной заставы на южных рубежах нашей Родины.

Он рассказывал, как однажды вез на заставу молодое пополнение. Смеркалось. В придорожных саксаулах зашевелились тени. Бывалые пограничники на это никак не отреагировали. А потрясенный боец из пополнения закричал:

— Товарищ лейтенант, копны движутся!

Бывалые пограничники засмеялись.

— Это, военный, не копны, а дикобразы... — просветил молодого бойца МЗ.

Почтовая марка Казахстана с изображением дикобраза.
Кроме дикобразов там водились черепахи. Бойцы их ловили, готовили и употребляли в пищу. Насколько я понял, это было вызвано потребностями в калориях, которых их молодым организмам не хватало из-за начавшихся в связи с "Перестройкой" перебоев с доставкой на заставу продуктов.

К чести советских офицеров, которые также зависели от завоза продуктов, они запрещали бойцам есть беззащитных черепах. Но бойцы продолжали делать это тайком.

МЗ также рассказывал, что в ручьях, стекающих с расположенных в некотором удалении гор, водилась форель.

Однажды МЗ, путешествуя по служебной необходимости по окрестностях вместе с несколькими бойцами, оказался около такого ручья. Им очень захотелось форели. И они ее наловили. Чем бы вы думали? Штанами с завязанными штанинами, потому что других орудий лова у них с собой не оказалось.

Кроме вышеупомянутой экзотики, в местах, где служил МЗ, попадались и исторические артефакты.

О боевых действиях с басмачами напоминали россыпи поржавевших гильз недалеко от заставы.

Однажды МЗ остался на заставе за командира.

Стоит он перед нарядом, готовясь отдать бойцам приказ о выступлении на охрану государственной границы. Вдруг в небе шум — с сопредельной территории иностранный вертолет курсом прямо на заставу.

Может, и не такой брутальный, как на фото в начале моего рассказа. Но точно иностранный, и точно — нарушитель границы.

МЗ выхватывает у ближайшего бойца автомат. И выпускает в нарушителя весь магазин, все 25 патронов. Нарушитель, слегка задымив, разворачивается и со снижением улетает туда, откуда прилетел.

Когда он об рассказывал, то всегда с ноткой ностальгии добавлял — если бы в магазине было все 30 патронов, то я бы его обязательно завалил.

Я его понимаю. Это был его звездный час.

Золотая звезда Героя Советского Союза
МЗ сразу же доложил начальнику погранотряда.

Начальник погранотряда доложил в округ.

Через некоторое время на заставу позвонили из округа.

— Сынок, — услышал МЗ в трубке взволнованный голос генерала, — спасибо тебе! Не допустил второго Руста! Я тебя за это к Герою (Советского Союза) представлю!

А еще через некоторое время раздался звонок из Москвы. И МЗ услышал:

— Вы что творите! Чем вы думаете! Вы войну развязать хотите?! Да я вас под суд отдам!!!

Переживал, конечно.

В итоге МЗ не наградили, но и не наказали.

А войны не случилось. Реакционная военщина сопредельного государства, столкнувших с решительным отпором своим агрессивным проискам со стороны советских пограничников (в лице МЗ), не решилась на дальнейшую эскалацию конфликта.

Я иногда задаюсь вопросом — может, зря МЗ не дали Героя?

Если бы дали, другим советским пограничникам (и не только), его решительные действия ставили бы в пример. И, может быть, тогда наша история пошла бы в другом, более благоприятном для нас, направлении.