Вавилонская башня

Руслан Игнашкин
Вавилонская башня – это узурпаторский порыв безбожной цивилизации, единство только человеческое в своем чисто земном вожделении завоевать небо.
В.Н. Лосский

                После грехопадения Адама и Евы – вселенской катастрофы, случившейся на заре истории, зло осквернило всю человеческую природу – люди стали страстны, тленны и смертны, а весь мир стал лежать во зле. Если Адам и Ева согрешили гордостью и непослушанием Богу, то уже их сын Каин становится братоубийцей – из зависти он убивает брата своего Авеля. В книге Бытия рассказывается, что потомки Каина забыли Бога и занялись устроением своего земного бытия – они становятся градостроителями и первыми горожанами, изобретателями техники и искусства, сам Каин построил первый город на земле, один из его ближайших потомков – сын Ламеха от Ады, Иавал – «был отцом всех живущих в шатрах со стадами», его брат Иувал «был отцом всех играющих на гуслях и свирели», а третий сын Ламеха от Циллы «был ковачом всех орудий из меди и железа» (Быт. 4:17-22). Если потомки третьего сына Адама и Евы, Сифа – это «сыны Божии», устремленные к вечному, небесному и духовному, призывающие имя Божие и живущие праведной жизнью, а одни из них – Енох, «ходил пред Богом» – на протяжении всей жизни своей служил Творцу и непрестанно молился, и за святость свою был с телом взят Богом в Рай, то потомки Каина – отцы-основатели цивилизации, занимавшиеся градостроительством и скотоводством, создавшие музыкальное искусство и культуру, оторванную от Бога и религиозной жизни, являющуюся лишь суррогатом утраченного райского блаженства. С потомками Каина возникает цивилизация как грандиозная попытка восполнить отсутствие Бога – забыть Творца своего и заменить духовную радость общения с Ним – забыть о Боге в ковке металлов, отдав свою душу в плен земной тяжести суеты мирской и жажды могущества, заменить молитву – таинство Богообщения искусством и найти утешение в музыке от тоски по трансцендентному – по потерянному Раю и разлуки с Богом. В каиновой цивилизации искусство появляется как независимая от Бога и религии область культурной жизни, как ценность культурная, а не культовая, тем самым искусство отрывается от своих священных истоков, не освящается верой и молитвой, а порождаемая таким искусством мимолетная красота замыкается сама в себе и обольщает человека, приковывает его к материальному миру, а не возвышает его дух и не обращает его к Богу, это – искусство в котором нет присутствия Бога и веяния Святого Духа, оно не способно одухотворять и преображать человеческую личность. Со времен грехопадения Адама человеческое естество осквернилось грехом – падший Адам является прототипом и прообразом всех будущих грешников, а грех так глубоко укоренился в нашей природе, что ни один из потомков Адама не имеет первозданной чистоты и несет на себе наследственную причастность греху, а следовательно, нечист в очах Божиих, а о чем горько сокрушался ветхозаветный царь и пророк Давид: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). Высшая цель человека – уподобление Богу и обожение, но после трагедии грехопадения естество всех людей стало осквернено грехом и они не могли войти в Царство Небесное, став беспомощной добычей смерти и Ада, и чтобы каждый человек мог вернуться к Богу и уподобиться Творцу своему, нужно было, чтобы Божественный Искупитель освободил нас от рабства у греха и смерти через совершенную, страшную и священную мироискупительную жертву, принесенную Иисусом Христом на Голгофе. По глубокомысленному суждению богослова Владимира Лосского, «вся история человечества после грехопадения – это история длительного кораблекрушения с ожиданием спасения», «длительное предуготовление к пришествию Спасителя», продолжающееся от дня грехопадения до дня Благовещения. Преподобный Макарий Египетский говорил, что мир стал лежать во зле, ибо после того, как род Сима и род Каина смешались, эпидемии греха охватило все человечество – люди настолько развратились, что дошли до идолопоклонничества и демонолатрии, до откровенного сатанизма и человеческих жертвоприношений:   «Адам создан от Бога чистым на служение Ему, а на служение Адаму дана вся эта тварь, потому что поставлен он господином и царем всей твари. Но когда лукавое слово нашло к нему доступ и побеседовало с ним, Адам сначала принял его внешним слухом, потом проникло оно в сердце его, и объяло все его существо. И, таким образом, после его пленения, пленена уже вместе с ним и вся подчиненная ему тварь, потому что через него воцарилась смерть над всякой душой и вследствие его преслушания так исказила Адамов образ, что люди изменились и дошли до поклонения демонам. Ибо вот, и плоды земные, прекрасно созданные Богом, приносятся демонам: на алтари их возлагают хлеб, вино, елей и животных. Даже сыновей и дочерей своих язычники приносили в жертву демонам».
                По замечанию архимандрита Рафаила Карелина в допотопные времена « зло, как духовный потоп, еще до всемирного потопа покрыло всю землю. Как бы маленьким островком в этом океане оставалось семейство Ноя, но и оно не было свободно от ига зла и греха». В Библии говорится, что люди настолько развратились и с таким цинизмом попрали все заповеди Божии, что уподобились демонам и Господь восскорбел в сердце Своем: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт 6:5–7). По толкованию святого Ефрема Сирина, «Бог раскаивается не как не предвидевший, что люди дойдут до такого развращения, но Он хочет последующим родам показать этим великое нечестие рода человеческого, дошедшего до такой степени невоздержания, что Бога, Который ни в чем никогда не раскаивается, как бы доводит до раскаяния… Бог о раскаянии Своем сказал по любви к грешникам, а вовсе не потому, что Он не имел предведения». Господь  повелел Своему праведному и непорочному избраннику – Ною строить огромный корабль – ковчег спасения. На протяжении ста лет, данных Богом людям на покаяние, праведник Ной строил корабль посреди суши и на глазах людей, у которых не было представлений о стихийных бедствиях. Для допотопного человечества строительство невиданного ковчега Ноя было тем же, что и вера в распятого и воскресшего Иисуса Христа для иудеев и эллинов – соблазном и безумием. По безмерной любви Вседержителя Ной строил ковчег сто лет, но видя созидание невиданного корабля и слыша каждый день проповедь о том, что грядет всемирный потоп, никто не захотел соучаствовать в его строительстве, а Ной стал бескровным мучеником, терпевшим насмешки беспечных людей. Сто лет – это образ долготерпения и милосердия Божиего, ибо Вседержитель хочет всех спасти, но спасение невозможно без покаяния – нравственного очищения и духовного преображения личности, возвращения человека к Богу и изменения его образа мыслей и образа жизни. Современники Ноя увидели невероятное зрелище – к ковчегу приходили звери и слетались птицы, и после того, как все животные вошли в ковчег, Бог ждал семь дней и семь ночей, дабы  в открытые двери ковчега пришли все раскаявшиеся люди, откликнувшиеся на слово Божие, но современники Ноя не захотели оставить нечестивые дела свои и остались вне ковчега, обрекая себя на погибель.  Богослов Владимир Лосский полагал, что страшное нравственное и духовное падение допотопных людей проистекало из их общения с падшими Ангелами – демонами, было связано с принятием люциферианской философии и участием в оккультных мистериях и демонических культах, из которых «люди-исполины», о которых возвещает Библия, черпали свою необычайную силу и власть, в то время как  праведник Ной стал ветхозаветным прообразом Иисуса Христа и спасителем человечества и всего земного творения от губительных вод всемирного потопа. После всемирного потопа Бог заключает с человечеством в лице Ноя союз – Завет, знамением которого становится радуга – прекрасный семицветный мост, соединяющий небо и землю.
                После истории всемирного потопа в книге Бытия рассказывается о строительстве Вавилонской башни, ознаменовавшей новый этап в грехопадении человечества. В Библии сказано, что сыновья Ноя стали прародителями нового человечества – в те времена люди имели один язык, они понимали друг друга и могли действовать заодно, чтобы создать нечто великое и славное, но возжелали не творить во славу Божию, а «сделать себе имя» – прославить свои имена и запечатлеть их в истории: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт.11,;1–4). Если до грехопадения Бог был духовным центром всей жизни первозданного человека и величайшей Святыней его сердца, то после грехопадения человек потерял благодать Святого Духа и стал полон взвинченных страстей – миросозерцание людей стало не теоцентричным, а эгоцентричным, с этим и связана жажда личной славы и эгоистическое утверждение собственного «я». Преподобный Ефрем Сирин особенно акцентировал внимание на то, что возвести грандиозную Вавилонскую башню людей побудили их гордость и высокомерие. Прежде чем разойтись по лицу земли, люди вознамерились построить величайший город – Вавилон, и воздвигнуть башню высотой до неба, в которой бы воплотилась их мечта о славе и жажда могущества. В Священном Писании Вавилон – великий город с громадными храмами-зиккуратами, предназначенный стать столицей человечества и центром вселенной, черной жемчужиной царства Нимрода, символ всех антихристианской цивилизации и средоточие всех мировых сил, враждебных Богу, это – центр идолопоклонничества, мировой торговли и мирового владычества. В переводе с аккадского языка название города «Вавилон» означает «врата богов», это – оккультное значение города как места контакта с падшими Ангелами – демонами, которых язычники стали почитать как богов, а в переводе с еврейского языка «Вавилон» означает «смешение», это – название, полученное из-за смешения языков. В пророческих книгах Библии содержится много пророчеств о судьбе Вавилоне, свидетельствующих, что Библия – это не просто литературный памятник древнего мира, а Слово Вечного Бога: «Сойди и сядь на прах, девица, дочь Вавилона; сиди на земле: престола нет, дочь Халдеев, и впредь не будут называть тебя нежною и роскошною… Откроется нагота твоя, и даже будет виден стыд твой» (Ис.47:1,3), «Так говорит Господь: вот, Я подниму на Вавилон и живущих среди него противников Моих. И пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его; ибо в день бедствия нападут на него со всех сторон… Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшею всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали. Внезапно пал Вавилон и разбился; рыдайте о нем…» (Иер.51:-2, 7-8). У всемогущего и всеведущего Бога не останется бессильным ни одно слово и библейские пророчества о Вавилоне исполнились – к началу нашей эры Вавилон пришел в полное запустение, а вскоре люди забыли о нем  до археологических раскопок XIX века, когда никто уже не знал, где находился этот великий город. На страницах Нового Завета образ нового Вавилона и великой блудницы, восседающей на звере багряном, появляется в пророческих стихах самой последней и таинственной из книг Библии – в Апокалипсисе апостола и тайнозрителя Иоанна Богослова: «И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее. И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр.17:1-6).
                В книге Бытия и в святоотеческих толкованиях рассказывается о первом царе Вавилона – гордом, жестокосердном и могучем царе Нимроде – прегордом исполине и исповеднике языческого лжеверия, восстановившем тайные знания, полученные допотопными людьми от Люцифера и демонов через оккультные культы, и основавшем первую всемирную империю, простершуюся на землях современных Ирака, Иран и Сирии: «Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом Богом, потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом Богом. Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт.;10:8–10). Священник и богослов Даниил Сысоев охарактеризовал Нимрода как величайшего мятежника против власти Творца после всемирного потопа, он – первый создатель империи, призванной поработить людей и уничтожить в них все, что напоминает о Боге, он возродилт Каиново дело – градостроительство, построил Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар: Вавилон – блистательная столица первой империи, но в то же время – город греха, нечестия и идолопоклонничества, олицетворение гордыни; Эрех – центр ритуального разврата и символ сладострастия, его покровительницей считалась Инанна – великая блудница, обожествленная допотопная Ноэма – изобретательниай проституции; Аккад –  символ властолюбия игород, в котором воцарился Саргон, принявий титул  «царя четырех стран света» и завоевавший не только Шумер, но и Каппадокию, Сирию и Элам; Халне, отождествляемый с Ктезифоном, – четвертый город, построенный в царстве Нимрода. В Библии сказано, что будучт стеснен властью Нимрода Ассур удалился из Вавилона и ушел в верховья реки Тигра, где «построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий» (Быт.10:11–12). По разъяснению о. Даниила Сысоева «власть Нимрода пошатнулась, но, видимо, не сильно, ибо и сами эти города (особенно Ниневия) называются в Писании землей Нимрода (Мих.;5:6). Это говорит о том, что и Ассуру не удалось вырваться из-под власти сына Хуша, и города стали частью империи Нимрода. Ниневия, ставшая бичом для Израиля, – величайший город Востока, обнаруженный археологами, с роскошными дворцами и библиотеками. Но столицей Ниневия стала спустя много веков после гибели башни. Реховоф-ир отождествляют с Ларсой, но, скорее, это город Аррапхе (ныне Керкук) – впоследствии столица Хурритского царства. В буквальном переводе с еврейского название этого города означает «город улиц», что говорит о его обширности. Калах был обнаружен в 1845 г. при раскопках холма Нимруд. В Калахе была обнаружена библиотека и огромные изображения керубов – херувимов, которые украшают сейчас многие музеи. Ресен упоминается в ассирийских надписях, в анналах царя Ассурнасирхабала I (883–859 г. до Р.Х.), и называется там «городом ловца», что вновь подтверждает свидетельство Моисея о Нимроде. Этот город находился недалеко от Ниневии». По слову святителя Димитрия Ростовского, Нимрод – это древний тиран с мрачным лицом и черным сердцем, опирающийся не на волю Бога Вседержителя, а на свою собственную силу, он – искусный зверолов и убийца львов, изобретатель рабовладения: прегордый эфиоп и гигант Ниврод впервые начал в Вавилоне возвышать свою власть над людьми, покоряя и порабощая себе всех окрестных жителей, а не желающих ему повиноваться принуждая мучительством. Он творил насилия и убийства, и трепетала страна та от страха его. Он первым среди людей назвал себя царем и обладал народом не отечески, но мучительски. Те, которые изначала были владыками в человеческих родах, как до Потопа Адам, Сиф и Енос, а после Потопа Ной, те не назывались царями, но отцами, ибо они отечески управляли детьми, внуками и правнуками своими. Ниврод же не был отцом, но мучителем, гонителем, насильником и хищником. Поэтому-то в Святом Писании он и назван ловцом: не потому, что он ловил зверей, но потому, что уловлял в свое подданство и рабство свободных людей и похищал их имения, присваивая себе чужое».  Древний царь Нимрод – тиран с изощренным умом и железной волей к власти, к нему восходит идея о том, что политика не подвластна нравственному закону Бога и у земного властителя есть право делать с подданными все что угодно. Духовный потомки Нимрода и наследники его идеи – все тираны и деспоты истории от египетских фараонов и ассирийских царей до римских кесарей, от Нерона, Калигулы и Домициана до Ивана Грозного, Гитлера, Сталина и всех тиранов будущих веков, а апофеоз тирании – сам Антихрист.
                Высокомерный и самолюбивый царь Нимрод, мечтавший стать богом на земле, действовал не только насилием, но и ложью, он был опытным и тонким ловцом человеческих душ – соблазнял людей своими идеям, пытаясь подменить человеческим учением Божественное Откровение, имперской идеологией – веру и религию, государственными законами – нравственный закон Божий, мечтой о всемирной империи – искание Царства Небесного и правды его, жаждой славы, власти и богатства – жажду спасения. Вдохновленный падшими Ангелами и находясь в их власти, Нимрод  стал главным архитектором грандиозного мирового проекта – строительства Вавилонской башни, мечтая охватить своей властью все человечество и, по сути, призывая к «штурму небес» – к богоборчеству, а вместе с тем, вознамерившись заменить своим проектом стремление к Богу и духовным небесам. В страшные дни царствования Нимрода человечество попало в огромный концлагерь и все силы были брошены на возведение Вавилонской башни – символ достижения «высот цивилизации», отринувшей Бога. Во время правления Нимрода люди отвергли святую волю Бога Вседержителя и посчитали, что они сами – «кузнецы своего счастья», они возжелали обрести свободу и независимость от Бога даже ценой предания себя в рабство тирану Нимроду, они отреклись от первородства духа и своей свободы во имя достижений цивилизации и мечты о всемирной империи. Как писал Иосиф Флавий, «к такому дерзкому ослушанию относительно Господа Бога побудил их Нимврод, внук Хама, сына Ноева, человек отважный и отличавшийся огромною физической силой. Он убедил их не приписывать своего благоденствия Господу Богу, а считать причиной своего благополучия собственную свою доблесть. Спустя немного времени Немврод стал домогаться верховной власти, будучи убежден, что люди только в том случае перестанут боятся Бога и отпадут от Него, если согласятся жить под властной защитой его, Нимврода». Это – трагедия массового безумия не раз повторялась в истории мира, потому что люди не желают учить уроки истории, а причиной всеобщего безумия во дни царствования Нимрода была деятельность злых духов – падших Ангелов, лишающих богоотступников разума, ибо по слову преподобного Иоанна Лествичника, гордыня есть мать греха и безумия. Апостол Павел писал в послании к Римлянам о том, что отвергнув Бога и не желая служить Ему, люди осуетились в умствованиях своих и дошли до идолопоклонничества, предались постыдным страстям и порокам, исполнились грехов и впали в безумие: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1: 21–32). Дни царствования Нимрода – это время торжества первого тоталитарного режима, а его вавилонский проект, в теории суливший Рай на земле, а на практике грозивший обернуться Адом на земле, это – создание мировой идеократической империи – всемирной теократии, где Богу не будет места, это – всемирное царство счастья и благоденствия, которое воздвигалась на крови. Существует древние предание демонстрирующее, что во время правления Нимрода наступил апокалипсис расчеловечивания, и гласящее, что когда на строительстве Вавилонской башни с верхнего яруса падал кирпич, то строители горевали, потому что новый кирпич трудно было поднять на такую высоту, когда срывался и погибал человек, то никто не переживал, ведь новый строитель сам поднимется наверх. Это предание разоблачает бесчеловечный характер не только правления Нимрода, но и всех тоталитарных режимов от древних времен до двадцатого века и будущего царства Антихриста, ведь для венценосцев жаждущих безмерной власти и желающих возвеличить свое имя, все люди лишь расходный материал. Вдохновляемый мятежным Херувимом – Люцифером, ставшем властителем дум и мусагетом Нимрода, первый вавилонский царь вознамерился не только объединить все человечество – стать властителем земли, но и бросить вызов небесам – воздвигнуть башню цивилизации, имеющую семь ступеней – символ семи смертных грехов, ставших нормой жизни для падшего человечества, и  которая достигла бы небес и сделала людей богами. Предание о строительстве великой Вавилонской башни сохранилось в древнем шумерском гимне:

Цветущее капище, Экур, храм лазурный, из праха вознес он,
Как гору высокую, на чистом месте его возвел…
В Абзу могучее капище поставили тебе!
В глуби горы, в темной кумирне чтить тебя.
В Экуре лазурном, храме величья, сиять тебе!
Блеск храма достигает неба!
Тень его пала на все страны!
Зубцы его пронзают небо!

                Во дни царствования Нимрода над человечеством нависла еще более страшная угроза, чем во времена Ноя – опасность уподобления демонам и вступления в союз с демоническим миром, замены истинного Богопочитая и веры в Бога языческим идолопоклонничеством с его оккультными знаниями и ритуалами, кровавыми жертвоприношениями. По слову святителя Иоанна Златоуста, сущность вавилонской философии – это пристрастие у мирским благам и бунт против Бога, жажда могущества и славы, люциферианское желание самообожествления – желание подняться выше всех звезд небесных. Вавилонская башня – это библейский символ цивилизации без Бога, государственной идеологии и индивидуальной философии жизни, основанной на эгоизме и самовозвышении – на желании увековечить свое имя в истории, дабы потешить свою гордость и тщеславие, это – космополитизм, стирающий все границы между людьми, но соединяющий их во зле – во лжи, богоотступничестве и нечестии. В своих лекциях о Ветхом Завете священник Корепанов писал о том, что строительство Вавилонской башни выражает главный нерв антихристианской цивилизации – желания устроится на земле без Бога и изгнать Его из своей жизни: «Если посмотреть на все, чем жил человек от Адама до сего дня, на все великие творения и то, что мы называем человеческой цивилизацией, мы увидим, что человек живет жаждой прославить сам себя, сделать себе имя. По сути, сделать бога этой земли из себя, без истинного Бога, Который сотворил эти небо и землю. Именно поэтому, из-за стремления человека к самообожению, самопрославлению Священное Писание взяло образ Вавилонской башни для выражения одной из важных и очень сокровенных тайн. В Книге Апокалипсиса есть такой образ: Вавилонская блудница опаивает одурманивающим напитком все народы земли, и все они мало-помалу заражаются идеей самообожествления, идеей построения на земле мира всеобщего процветания, всеобщего счастья. Но не во имя Бога, без призывания имени Его. Мы на примере большевистских времен помним, как шло строительство «нового» мира, где чем меньше и меньше призывалось имя Божие, тем больше и больше говорилось о счастье, которое оказывалось все дальше и дальше от человека. И сегодня в демократических странах, где, казалось бы, мирно существует множество разных конфессий, религиозных и философских систем, имя Бога упоминается все реже. В Европе общественное сознание склоняется к тому, что изображение Христа и даже Библия должны быть изъяты из жизни человека. Люди решают не упоминать имя Христа, не призывать Его. Это и есть антихристианская природа самообожения человека, и потому мы вольно или невольно строим мир Антихриста, хотя никто из простых людей в повседневной жизни и не задумывается об этом. Мы вновь и вновь строим Вавилонскую башню. И сам человеческий мир, сама цивилизация – это и есть, по сути дела, одна большая Вавилонская башня. И неслучайно художник Питер Брейгель в свое время создал целый цикл картин, где он в разных ракурсах рисует Вавилонскую башню. Он пытался показать нам, что мир, в котором сейчас живет человек, по сути и есть Вавилонская башня: мы хотим прославить свои силы, могущество, разум, доказать силу человеческого прогресса, но при этом все дальше и дальше уходим от Бога и реального представления о подлинной духовной природе человека».
                С христианской точки зрения корень греха – это жажда самообожествления и самопрославления, но путь греха и гордыни ведет к разрыву с Богом и раздору между Его созданиями Ангелами на небесах и людьми на земле, обагряет землю кровью и орошает ее слезами. Со времен грехопадения Адама люди ищут независимости – свободы от Бога, они жаждут славы и власти, а их души – полны превозношения гордыни и тщеславия, это – семя зла, посеянное в сердцах человеческих лукавым советом древнего змея нарушить заповедь Божью, вкусить запретный плод и стать могущественными, сильными и прославленными как боги. Затеяв грандиозное строительство Вавилонской башни, люди открыто противопоставили себя Богу, не воззвав к Нему в молитвах и не захотев освятить Его присутствием башню, все их намерения, помышления, дела и устремления были проникнуты враждой к Богу, они вдохновлялись поклонением демонам и возжелали достичь славы и счастья без Бога, воздвигнуть башню до небес и обессмертить свое имя, променяв вечную жизнь и Царство Небесное на мимолетную мирскую славу и земную империю. В Священном Писании сказано о том, что Бог сошел с небес, дабы посмотреть на Вавилонскую башню и смешать языки – вездесущий Бог, Которого не могут вместить небо и земля, не перемещается в пространстве, а являет Свое таинственное присутствие в мире: «И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город и башню. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:5–9).В этих стихах Библии звучит ирония, возвещающая о несоизмеримости Творца и вселенной – чтобы узреть величайшее дело рук человеческих и высочайшее сооружение цивилизации, Господь «нисходит» с небес, наглядно демонстрируя ничтожность всех стремлений гордыни людей и падших Ангелов перед бесконечным величием и всемогуществом Творца. Пронзая Своим Всеведущим Оком глубины сердец людских, Господь видит все их нечестивые намерения – и вновь, как при сотворении человека, происходит таинственный Совет Святой Троицы, и Бог Отец, обращаясь к Богу Сыну и Святому Духу, говорит: «Сойдем и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого».  На страницах Священного Писания Совет Святой Троицы всегда предшествует эпохальным изменениям судеб человечества и мира, а решение смешать языки проистекает из намерения Бога разрушить единство человечества во зле, лжи и идолопоклонничестве. По разъяснению архимандрита Рафаила Карелина: «Господь разрушает это иллюзорное единство зла. Человечество теряет единый язык, внутренний логос перестает действовать, переходит в летальное состояние, и люди больше не понимают друг друга. Но в данном случае то, что называется в Библии рассеянием народов, было великим благом для человечества, оно спасло его от совершенного уподобления демонам и помешало сделать землю адом, где царит единый язык зла. По библейскому преданию, человечество было разделено на 72 народа. Однако нельзя сказать, что образование народов и наций является продолжением грехопадения, то есть злом для человечества. Злом было включение людей в импульс зла, следствием – разделение, а образование наций и народов было не центробежным, а, скорее, центростремительным процессом. На месте затонувшего материка появились островки, но нельзя сказать, что островки – это зло. Таким образом, человечество стало похоже на архипелаг, который в одно и то же время разъединен и соединен».
                Таинственные стихи Библии о том, что Бог сошел с небес, чтобы посмотреть на строительство Вавилонской башни, имеют разные смысловые аспекты, не отменяющие его буквального и исторического значения. В духовном смысле «сошествие» Бога означает, что создав мир, Господь не отстранился от Своего творения, Он – Бог Вседержитель и Царь веков, хранящий вселенную Своей всемогущей десницей, Он таинственно участвует в судьбах мира и в жизни каждого Своего создания. В нравственном смысле Бог есть Вечная Любовь и Высшая Правда, Он с любовью заботится о всех созданиях Своих и желает всем спасения, но Он разрушает козни дьявола и нечестивые замыслы сынов человеческих, вникает в слова и деяния людей и испытывает их сердца, и когда не находит в них правды, то разрушает их дела. В мессианском аспекте «сошествие» Бога с неба прообразует таинство Боговоплощения и пророчествует о пришествии в мир Иисуса Христа – истинного Мессии и Спасителя мира, Который призвал нас искать не мимолетных и суетных земных сокровищ, а Царство Небесное и правду его, и сказал о Себе – «Не мир пришел принести Я на землю, но меч»; это – разделение всего мира на тех, кто стоит за Христа и принял Его благовестие, и на тех, кто отверг Сына Бога Живого и не уверовал в Него. В эсхатологическом аспекте «сошествие» Бога с неба знаменует второе пришествие Иисуса Христа в силе и славе Его предвечного Божества, крушение Вавилонской башни – это пророчество о том, что падет и новый Вавилон – царство Антихриста, который будет выдавать себя за Мессию и искушать мир всемирной теократией и царством мира, благоденствия и процветания, а смешение языков – прообраз разделения людей в благословенный и грозный день Страшного Суда. В буквально-историческом аспекте Господь разрушает вавилонское единство людей во зле и указывает на то, что всякая попытка возведения Вавилонской башни – строительства Рая на земле без Бога, обернется страшной трагедией и утратой взаимопонимания – смутой, ибо невозможно обрести счастье без Бога, имя Которому – Любовь. Все империи мимолетны, они – дом, построенный на песке, а Бог вечен, святая Церковь Его устоит в веках и ее не одолеют и врата адовы, ибо Сам Христос – краеугольный камень, лежащий в основании ее бытия. По толкованию святых отцов Церкви крушение Вавилонской башни – это крушение грандиозного проекта строительства безбожного мирового порядка. По древнему Преданию, это событие сопровождалось бурей и ураганом, о чем писал святитель Димитрий Ростовский, рассказывающий о гибели Нимрода: «была отторгнута бурею и ветром и пала на него, и убила его. Так Бог судил, чтобы согрешивший столпотворением от того же столпа и казнь приял. Другие же передают, что он был похищен из среды живых бесами. И первое, и второе сказания можно считать вероятными, ибо за свое богопротивство и за свои бесчисленные злодеяния он имел получить место не иное какое-либо, как только с бесами. Богом он был поражен, а бесами похищен в ад». Священник Даниил Сысоев писал, что в день крушения Вавилонской башни «мрачные тучи окутали гигантскую стройку, и в гуле урагана, сопровождаемого страшной бурей, Нимрод прочитал приговор Творца. Люди, как муравьи, суетились у подножия Башни, лишенные руководства, не понимающие друг друга, бормочущие какие-то непонятные заклинания и разбегающиеся в разные стороны… Нимрод гибнет практически в зените славы из-за вмешательства нечеловеческих сил. Его смерть сопровождается катастрофой, и сам он похищается демонами, позднее его провозглашают богом». Библейское сказание о Вавилонской башне рассказывает о том, что наивысшая ценность – это Сам Бог, а все, что отвращает нас от Бога или становится на место Бога – это лже-ценность, не идеал, а идол – будь то слава или богатство, власть или наслаждения, наука или техника, искусство или культура, ибо мы не можем спастись и жить духовной жизнью без Бога. Как писал в своей «Исповеди» Августин Блаженный, понимавший, что без Бога человеку не обрести счастье: «наши сердца созданы для Тебя, Господи, и они не обретут мир, пока не успокоятся в Тебе». Если Вавилонская башня – это символ единения людей во зле, образ мира сего и его славы, прообраз царства Антихриста – нового Вавилона, противоположного святой Церкви, то единство людей во Христе явилось в день Пятидесятницы – в день рождения Новозаветной Церкви, когда на апостолов в огненных языках сошел Святой Дух и они заговорили на языках всех народов мира. Если в день крушения Вавилонской башни Бог разрушил единство людей в грехе и нечестии, то в день Пятидесятницы Бог образовал Церковь как единство людей во Христе, и через апостольскую проповедь призвал все народы земли в единую, святую и соборную Церковь, где все люди могут обрести дары Святого Духа, жить в любви и спастись. Только в Церкви возможно единение людей через Божественную Литургию, единение всего человечества на основе веры, надежды и любви вокруг Евхаристической Чаше, только в Церкви человек обретает смысл жизни и истинное счастье, а все народы земли становятся братьями, ибо во Христе нет скифа, эллина и иудея. Нация – это социокультурная общность людей, соединенных общими традициями и обычаями, языком, укладом жизни и исторической судьбой, она возникает в истории и является земной категорией, а христианство напоминает нам, что все мы – потомки Адама и Евы, что мы – скитальцы на земле, а наша истинная отчизна – Царство Небесное, что высшая ценность – это Сам Бог. Со времен пришествия Иисуса Христа в мир началась новая эра – новозаветная эра в истории мира, и Господь дал заповедь апостолам Своим: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Церковь есть столп и утверждение Истины, мистическое Тело Христово и Ковчег спасения, она – сверхнациональна, христиане – это единый народ Божий, собрание людей, объединенных Святым Духом. По богословскому рассуждению священника Даниила Сысоева, когда люди задумали устроить с Богом состязание – построить себе город и башню, высотою до небес, то «Господь пресек зло – смешал языки, чтобы люди не понимали друг друга и не смогли продолжить свое бессмысленное занятие. Так появились разные народы. Наоборот, во время сошествия Духа Святого в виде пламенных языков апостолам был дан дар нести Слово Божие на всех языках мира, чтобы евангельское учение распространялось по всем концам вселенной… Это удивительное «антивавилонское» явление, когда люди вместе на всех языках славят Бога; великое единство, в котором исчезают земные культуры ради культуры небесной». В кондаке на день Пятидесятницы радостно поется о том, что Господь, разделивший народы во время строительства Вавилонской башни, соединил их благодатью Святого Духа: «Когда сошел, сливая наречия, разделил народы Всевышний, а когда огненные языки раздал, к соединению всех призвал, и в согласии славим Всесвятого Духа».