В начале сотворил Бог небо и землю

Руслан Игнашкин
Бог является Художником, а творение – Его картиной,
в которой мы можем узнать Его «кисть», Его «руку»,
увидеть отблески Его творческого ума,
но Художник не исчез в Своей картине:
Он остался Тем, Кем был и до ее создания.
Митрополит Иларион Алфеев

                Самая величественная, таинственная и удивительная из всех книг – Библия, начинается со строк: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).  Библия – это священная книга, написанная по вдохновению от Святого Духа пророками и апостолами, она – Божественное Откровение, изреченное и запечатленное на человеческом языке, содержащее в себе высшую и вечную мудрость, каждый ее стих – сокровищница знания, каждое ее слово – великая тайна. По слову Блаженного Иеронима, сколько в Библии слов – столько в ней тайн. Святитель Василий Великий сравнивал Библию с храмом, сооруженным из слов, читающий Библию входит в святилище – соприкасается со Словом Божиим, вот почему чтение Священного Писания надо предварять молитвой, а стремящийся постичь духовный и сокровенный смысл ее стихов – хочет войти в Святая Святых, где ум встречает всюду тайну и знамения, неизъяснимые нашим ограниченным умом. Каждый стих Библии – это золотое кольцо, связующее наш человеческий ум с Божественной Премудростью и открывающий нам величайшие тайны мироздания. С древнейших времен величайшие мудрецы занимались исследованием мироздания и человека, они стремились найти Истину и осмыслить свое существование, отыскать первоисток бытия и понять устройство вселенной через миф и поэзию, диалектику и логику, математику и геометрию, музыку и астрономию, аскезу и молитву. Величайшие мыслители Древней Греции – Сократ и Платон,  изучая вселенную и обнаружив в мире целесообразность, диалектическим и логическим путем пришли к идее первопричины бытия – единого Бога и Демиурга, они увидели, что весь видимый мир есть «космос» – явление красоты, порядка и гармонии в противоположность «хаосу» – беспорядку, дисгармонии, но их мысль не могла постичь тайну сотворения Богом мира из ничего. Размышляя об античной философии с ее диалектикой, логикой и умозрениями, Климент Александрийский писал, что хотя эллинская философия не содержит Божественную Истину во всем ее величии и является лишь ее бледной тенью, тем не менее она расчищала путь ко Христу для древних эллинов, пребывающих в язычестве и не верующих в единого Бога. Вопрос о возникновении мира издавна занимал человеческую мысль, но она была бессильна разрешить его – величайшие мудрецы языческого мира не в силах были подняться выше той мысли, что Бог устроил мир, оформив и украсив существовавшую от вечности бесформенную первоматерию, являясь лишь устроителем мира, а не Творцом всего сущего. Великая тайна сотворения мира, которую тщетно стремись постичь мудрецы всех времен и народов, была открыта Богом на первой страницы Библии – в первой строке книге Бытия, которой и начинается библейская история мира и человечества. Ветхозаветный пророк Моисей в первом стихе своего Пятикнижия ясно провозглашает необъятную по своей глубине и высоте истину о том, что все существующее на небе и на земле сотворил всемогущий Господь – все имеет начало и сотворено Богом: «В начале сотворил Бог небо и землю». В своих беседах на Шестоднев, святитель Василий Великий проницательно заметил, что первая строка Библии заключает в себе глубочайшую мудрость: Бог есть Творец всего духовного и материального, причина возникновения мира – свободная воля Всемогущего, Бог вечен, а мир  имеет начало – вселенная есть произведение Божественного искусства.  Сотворение мира – это совершенно свободный акт Божественной воли, Бог возжелал и стал Творцом неба и земли, Он создал совершенно новое бытие –  нечто невиданное и небывалое – о великолепной новизне, оригинальности и самоценности творения возвещает вся Библия – от книги Бытия, книги Иова, Псалтыря и Притч Соломоновых до Апокалипсисе, ибо являясь единым Предвечным, не имея нужды в первоматерии и будучи абсолютно и безгранично всемогущим, Он творит вселенную из ничего Своими глаголами, являющимися действием силы и премудрости Творца – в этом тайна, величие и чудо совершенного Божественного творчества.
                В православном Символе Веры сказано, что Бог Вседержитель есть Творец неба и земли, Он создал все существующее. По церковному вероучению Бог есть совершенный и всесильный Творец, в отличие от платоновского Демиурга, устраивающего космос из первичного и бесформенного вещества, Он созидал вселенную из ничего, о чем сказано в Ветхом Завете: «Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего»(2 Мак. 7:28). В Псалтыре провозглашается, что все существующее на небе и на земле обрело бытие по абсолютно свободной воле всемогущего Бога Творца, для Которого нет ничего невозможного и Который по безмерной благости и любви возжелал воззвать мир из небытия: «Он сказал - и сделалось, Он повелел - и явилось» (Пс. 32:9). В сотворении мира участвовали все три совечных и равночестных Лица Святой Троицы, ведь Бог Отец действует через Бога Слово в Святом Духе: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – вся сила их» (Пс. 32:6) По образному выражению святого Иринея Лионского,  Бог Слово и Святой Дух – это «две руки» Отца, у трех Божественных Ипостасей – одна воля и единая Сущность, ибо  единый и предвечный Бог есть Святая Троица. В Евангелии от Иоанна сказано, что весь мир был сотворен через Божественный Логос, создан Отцом через Слово и по высокому замыслу – «все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть» (Ин. 1:3); это означает, что все сотворенное Творцом было целесообразно, осмысленно и гармонично, а дисгармония была внесена в мир Божий грехопадением трети Ангелов и людей. Размышляя о причине сотворения мира, святые отцы Церкви говорят, что, во-первых, акт творения совершенно свободен – ни в чем не нуждающийся и совершенный Бог свободно возжелал и сотворил мир, во-вторых, Бог создал Ангелов, вселенную и всех нас по преизбытку любви и благости, возжелав сделать нас причастниками Своей вечной жизни и  бесконечной небесной любви. В «Точном изложении православной веры» преподобный Иоанн Дамаскин писал: «Как только благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости захотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из небытия в бытие и творит все».
                В первых строках Библии, гласящих – «В начале сотворил Бог небо и землю», указывается на сотворение Творцом двух миров: невидимого, духовного, умопостигаемого мира, и видимого, материального и чувственно воспринимаемого мира. Ветхозаветный пророк Давид писал, что Бог простирает небеса, как шатер (Пс. 103:2). В Священном Писании слово «небо» имеет различные смыслы: 1) первое небо – воздушное пространство, окружающее нашу планету – Землю, голубую жемчужину, затерянную в бескрайнем космосе; второе небо – это необозримые космические просторы, где, как драгоценные камни, сверкают небесные светила – звезды, метафорически нареченные поэтами «лампадами ночи» и алмазными «очами вечности»; третье небо, уда был в Святом Духе вознесен апостол Павел, – это духовная сфера и ангельский мир, где обитают бесплотные духи – Ангелы, блаженные небожители, воспевающие славу Творцу всех миров, грозное воинство и небесные вестники, служители Господни. В двух Заветах Библии возвещается, что главное предназначение Ангелов – служить Богу: в таинственном видении пророка Исайи, вокруг Бога находились высшие Ангелы – Серафимы, поющие трисвятую песнь – «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:1-3), пророк Иезекииль узрел многооких Херувимов, Архангел Гавриил возвестил Марии о рождении от Нее Спасителя мира, Ангелы служили Иисусу Христу в пустыне, Ангел укреплял Сына Человеческого в Гефсиманском саду во время Его моления о чаше, Ангел возвестил женам-мироносицам о воскресении Спасителя, победившего Ад и смерть. В трактате «О небесной иерархии» святой Дионисий Ареопагит, опираясь на Священное Писание – библейскую ангелологию, писал, что существует девять ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. По разъяснению преподобного Исаака Сирина: «Серафимы – согревающие и огненные, Херувимы – обильные знанием и мудростью, Престолы – Божья опора и Божий покой, Господства –  имеющие власть над всяким царством, Начала – устрояющие небо, Власти –  властвующие над народами и над каждым человеком, Силы – крепкие силою и страшные видением своим, Архангелы –  бодрые стражи, Ангелы – посылаемые» на заступничество людям. По великолепному выражению священномученика Серафима Звездинского: «Чины и степени ангельские – это как бы различные тона одной и той же гармонии, различные краски единой картины великого Художника – Творца. Различие Ангелов – это различие звезд на небе голубом, различие цветов благоуханных на лугах зеленых; различие Ангелов – это различие голосов в хоре стройном, – различие, создающее гармонию, величие, красоту».  В книге прока Даниила сказано, что Ангелов «тысячи тысяч» и «мириады мириад» (Дан. 7:10), их не меньше, чем звезд на небе. В книге Иова Ангелы сравниваются со звездами, а их мир – с небесами, это означает, что ангельский мир необъятен, а число Ангелов – для нас тайна, оно ведомо премудрому Богу, для Которого нет ничего сокровенного и неизъяснимого, но мы исчислить их не в силах. Подобно тому, как можно любоваться звездами и прославлять Творца за великолепие мироздания, но нельзя их счесть, так и Ангелам можно молиться, но их нельзя сосчитать. Размышляя о числе Ангелов и необъятности ангельского мира, святой Кирилл Иерусалимский писал: «Представь, как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их. Но оно еще мало в сравнении с Ангелами, которых более! Их – девяносто девять овец, а род человеческий есть одна только овца. По обширности места должно судить и о многочисленности обитателей. Населяемая нами земля есть как бы некоторая точка, находящаяся в средоточии неба, поэтому окружающее ее небо столь же большее имеет число обитателей, сколько больше пространство; небеса небес содержат их необъятное число. Если написано, что «тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним», то это только потому, что большего числа пророк выразить не мог».
                В Своей Нагорной проповеди и притчах Христос рассказывал о том, что Царство Его не от мира сего, это – Царство Небесное, наша занебесная отчизна и цель христианской жизни – духовного восхождения к Богу, воцаряющемуся в сердцах верующих в Него и соблюдающих Его заповеди. По святоотеческому богословию сотворение Ангелов предшествовало сотворению видимого мира. Святитель Василий Великий акцентировал внимание на то, что в библейском  стихе – «в начале сотворил Бог небо и землю», небо предшествует земле, а это означает, что Бог сотворил ангельский мир прежде нашей вселенной: «Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным Силам, превысшее времени, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение». В книге Иова рассказывается, что когда Господь возжигал первые звезды не небесах, то Ангелы уже существовали, восклицали от радости и громко хвалили Творца вселенной. В Библии много сказано об Ангелах, но нигде не рассказывается об их сотворении – на этом основании преподобный Исаак Сирин высказал мысль, что Ангелы были сотворены в молчании – в тайне вечности, которая прежде слов и времени. Многие святые отцы Церкви полагали, что слова Библии о сотворении Богом неба – это символический рассказ о создании Ангелов и духовного мира, а Августин Блаженный и Василий Великий высказали мысль, что слова Бога – «да будет свет» – ознаменовали тайну сотворения Ангелов, ибо в Священном Писании сказано, что Бог есть Свет и обитает в свете неприступном, а Ангелы – светозарные духи, отражающие в себе, как алмазные зеркала, предвечный Божественны Свет – красоту и великолепие благодати Святой Троицы, они – «вторые света». Святитель Василий Великий писал, что «ангельские чины, все Небесные Воинства, вообще какие только есть именуемые и не именуемые умные природы и служебные духи – Ангелы, жили не во тьме, а во свете…». Суммируя святоотеческую мудрость, преподобный Иоанн Дамаскин пояснял, что Ангелы – служебные духи, бесплотные, обладающие умом и свободной волей, они проницательны и мудры, грозны, могущественны и прекрасны, не ведают наших земных печалей и болезней, тления и смерти, дышат молитвой, устремлены к Богу и являются «вторыми светами, имеющими свет от первого безначального Света». Преподобный Симеон Новый Богослов пояснял, что слова Бога Творца – «да будет свет» говорят не о свете солнца, луны и звезд, ибо их тогда не существовало, это – действие Божественного Света и его отражение в первенцах творения – в Ангелах, созданных до сотворения видимого мира: «Прежде, чем сотворено небо, прежде, чем произведена земля, был Бог Творец, один уединенный, Свет безначальный, Свет несозданный, Свет совершенно неизреченный... Не было ни воздуха, как ныне, ни тьмы не было вовсе, ни света, ни воды, ни эфира, ни чего-либо другого, но был один Бог – Дух совершенно световидный и вместе всемогущий и невещественный. Он сотворил Ангелов, Начала и Власти, Херувимов и Серафимов, Господства, Престолы и неименуемые чины, служащие Ему и предстоящие со страхом и трепетом. После же того Он произвел небо, как свод, материальное и видимое... и вместе землю, воды и все бездны... Итак, небо сотворено было материальным, и, отличаясь по природе от нематериального Света, оставалось как бы большим домом без света; но Владыка Вселенной зажег солнце и луну, дабы для чувственных созданий они и светили чувственным образом... Сам же Он далек от всякого материального света, и, будучи светлее света и блистательнее сияния, нестерпим для всякой твари. Ибо, как при свете солнца не видно звезд, так и если Владыка твари захочет воссиять, никто живой не стерпит Его восхода».
В Библии рассказывается, что Бог увидел свет и сказал, что он хорош – Творец создал духовный мир и Ангелов и признал красоту и великолепие Своего творения, указав на то, что все создано Им премудро и искусно, достойно хвалы, изумления и восхищения. Много красот, тайн и чудес существует в земном мире с его желтеющими нивами полей и изумрудными лугами, испещренными благоухающими цветами, дремучими лесами и садами, где звучит нежная трель соловьев, с заснеженными горами и безбрежными морями, но все это – лишь тень и отблеск вечной красоты горнего мира, где обитают Ангелы. В книге Бытия сказано, что Бог отделил свет от тьмы – этот стих намекает на тайну грехопадения трети Ангелов, ставших «тьмой» – демонами, низвергнутыми с небес за свое богоборчество и восстание на Бога. В Апокалипсисе рассказывается о небесном прологе всемирной истории – о войне на небесах Ангелов Господних с падшими Ангелами, обольщенными Люцифером, а затем низверженными в преисподнюю: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и Ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и Ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7–9). Великая война между Ангелами, сохранившими верность Богу, и отпавшими от Него произошла на небе – в духовном мире. Таинственная война на небесах произошла, когда Люцифер возжелал вознестись выше Бога и увлек за собой треть Ангелов с небес – это первая мировая трагедия и страшная катастрофа, потрясшая духовный мир. Люцифер имел печать совершенства, полноту мудрости и могущества, венец красоты во всех намерениях, помыслах и действиях своих до грехопадения, он был высшим Ангелом, наиболее близким к Богу и подобным Богу, но из-за гордыни он возненавидел Всевышнего и стал олицетворением зла. В книге пророка Исайи сказано, что Денница – сын зари, упал с небес, ибо в сердце своем возжелал вознестись выше всех звезд Божиих – всех Ангелов, и действительно, будучи Херувимом по сотворению, Люцифер вознесся выше всех Херувимов и еще более высших Ангелов – Серафимов, стал самым прекрасным, премудрым, могущественным и совершенным из Ангелов, но этого было мало ему, и он возжелал воссесть на престоле Святой Троицы и стать подобным Всевышнем. Преподобный Иустин Попович говорил, что начало греха – гордость, именно возгордившись, Люцифер переоценил свое совершенство и возжелал сравняться со Всевышним, но отпал от Света и Истины и низвергнулся в мрак и преисподнюю. Грехопадение Люцифера демонстрирует, что гордость – корень всякого греха, она – причина богоборчества,  бунта против Бога и непримиримой ненависти к Нему, дьявольской жажды самообожения и независимости от Творца, и более того – желания истребить Создателя и все Его творение, исказить и поругать замысел Божий. По рассуждению святителя Григория Богослова: «Первый светоносец, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественною славою, возмечтал о царственной чести великого Бога, – погубил свою светозарность, с бесчестием ниспал сюда и, захотев быть богом, весь стал тьмою... Но ниспал не один... а увлек в падение многих». Каждый Ангел создан по образу и подобию Божиему, он наделен свободной волей и правом самоопределения и выбором между добром и злом, без свободы невозможно верить и надеяться, молиться, творить и любить, но свободу можно использовать в злых целях. По великой любви и премудрости Своей Господь создал Ангелов свободными, дабы они были личностями, способными к духовной жизни, уподоблению Богу и восхождению к совершенству, но треть Ангелов во главе с Люцифером избрали путь гордыни – греха и богоборчества. В первых стихах Библии открывается тайна происхождения зла: зло не есть изначальная сущность, равная и совечная Богу, оно не есть вторение, ибо Бог не создан ничего злого, зло – это отпадение от Бога и вражда к Богу, негативное использование свободы, а потому зло ипостазируется – становится реальностью в лице Люцифера и падших Ангелов. Если Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы, Он абсолютно благ, праведен и свят, то падшие Ангелы стали «тьмой» – утратили святость, стали олицетворением зла и носителями греха, а не благодати Святого Духа, а «отделение» тьмы от света – это низвержение падших Ангелов с небес, ибо в Царстве Небесном не может пребывать ничто нечистое и противящееся Богу. По рассуждению преподобного Иоанна Дамаскина, Бог – «Творец и Создатель Ангелов, приведших их в бытие из ничего, создавший их по образу Своему... Из этих ангельских сил тот ангел, который стоял во главе земного чина и которому со стороны Бога была вверена охрана земли, не родившись злым по природе, но быв добрым и произойдя для благой цели... не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец, по самовластному произволению изменился из состояния естественного в противоестественное... и первый, отпав от блага, очутился во зле. Ибо зло и не есть что-либо другое, кроме лишения блага, подобно тому как и тьма – лишение света; ибо благо есть свет духовный, равным образом и зло есть тьма духовная. Восставшие на Бога Ангелы были добры по природе, но использовали свою свободу во зло, они сами расположили сердца свои ко злу и избрали путь греха и богоборчества, погрязли во зле, стали неисправимы и неизменны во зле, а так как падение для Ангелов все равно что смерть для людей, то после падения для них невозможно покаяние – они не желают каяться и Священное Писание указывает на необратимость их падения, возвещая, что им уготована геенна огненная.
Если духовный мир и Ангелы были сотворены Богом в одном мгновение, то о материальном мире было сказано: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1:2). Библейские слова «земля же была безвидна и пуста» означают бесформенность первоматерии, «тьма над бездною» – указывает на отсутствие красоты и гармонии в хаотичной первоматерии, а «вода» – на пластичность материи и ее покорность всемогущему Богу. В книге Бытия сказано, что в начале времен материя была безвидной бездне – жизнь, красота и целесообразность от Бога, первоматерия – это бесформенное вещество, она – темный холст, на котором Бог являет Себя великим и премудрым Художником. Во многих древних космогониях от шумерских мифов до древнегреческой «Теогонии» Гесиода рассказывается о темном хаосе – зияющей бездне, откуда все возникло, а в стихах Библии провозглашается, что Бог есть вечносущий Творец, а космос – произведение Божественного искусства. Сильное библейское выражение – «тьма над бездной», говорит о том, что материя не содержала в себе ни красоты, ни жизни, ни целесообразности, без Творца она не могла бы стать стройным и прекрасным космосом, но Святой Дух Божий витал над бездной, как над бескрайним океаном. Как орел согревает под крыльями своими своих беспомощных птенцов, так благодать Святого Духа оживотворила мир. По толкованию святителя Василия Великого, выражение «в начале» говорит о том, что Бог и Его творческий акт есть Начало всего сущего, через Логос – Премудрость и Силу было сотворено все сущее, ибо Премудрость Господь «имел началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Прит.8:22), но вместе с тем, выражение «в начале» означает возникновение времени – Бог создал время в момент сотворения мира, а «начало» есть момент-грань между вечностью, принадлежащей Богу, и временем – атрибутом тварного бытия, «начало» – это точка возникновения времени, начало времени, но еще не само время, этот миг «начала» есть пророчество о том, настанет час и времени уже не будет – всемирная история завершится, а вселенная не обратится в небытие, она будет существовать, но  преобразится и приобщится к вечности, как сказано в Апокалипсисе – будет новое небо и новая земля. В книге Бытия пророк и тайнозритель Моисей рассказывает о шести днях творения. По замечанию богослова Владимира Лосского, «эти шесть дней – символы дней нашей недели – скорее иерархические, чем хронологические». Святые отцы Церкви по-разному толковали шесть дней творения: Афанасий Великий, Климент Александрийский и Василий Великий говорили, что каждый «день» миротворения – это определенный промежуток времени, но они не указали его продолжительность; преподобный Ефрем Сирин считал, что дни творения надо понимать буквально; святитель Иоанн Златоуст учил, что творение мира было дано в Откровении пророку Моисею – в несколько мгновений человеку открылась тайна сотворения вселенной, а дни являются этапами творения; иные богословы полагали, что слово «день» означало продолжительный промежуток времени, например, сорокалетнее странствование древних евреев между Красным морем и Ханааном царь и пророк Давид символически называет «днем искушения в пустыне» (Пс. 94:8), а в другом Псалме говорит о Боге –  «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89:5), и апостол Петр говорил, что «у Господа один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). По замечанию архимандрита Рафаила Карелина: «библейское творение начинается с вечера. И в древние времена сутки начинались с вечера, и теперь церковное, храмовое богослужение начинается вечерней, как бы в одном ритме с творением мира». Библейские шесть дней творения – это шесть этапов сотворения мира, разворачивающихся перед нашим сознанием как грандиозная картина великого Художника.
                На второй день Бог сотворил «твердь» – оформил межзвездное пространство темной бездны и создал атмосферу Земли, отделил земной космос, ограниченный «небесной твердью», от духовного неба, где обитают Ангелы. На третий день Бог отделил сушу и море – воля Всемогущего положила границы морям и океанам, как сказано в книге Иова, показалась суша и на ней образовались горы, холмы и равнины и по ним потекли реки, которые «восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них (Пс. 103:8). Земля покрылась изумрудным ковром трав, кустарников и деревьев, украсилась яркими красками цветов, а воздух наполнился их благоуханием. По поэтичному рассуждению святителя Луки Крымского: «Вечером на цветущем лугу все множество цветов поворачивается к солнцу, точно воссылая ему вечернюю молитву, а после его заката тихо засыпают, чтобы утром, повернувшись на восток, опять встретить его утренней радостной молитвой. Благоухание цветов – это фимиам Богу, а цветы – кадильницы». Это была цветущая весна, ознаменовавшая юность Земли и всего нашего мира. На четвертый день Бог создал солнце, луну и звезды – светила небесной тверди, так началась ритмичная смена дня и ночи. Это – великая тайна премудрости Божьей, ибо по размерам своим планета Земля – это малая песчинка во вселенной, но ради Земли Господь создал весь остальной космос, но она – голубая жемчужина в венце мироздания и духовный центр вселенной, ибо на Земле был создан человек – венец Божьего творчества, на Землю пришел Иисус Христос – воплотился и вочеловечился Сын Божий – Творец и Спаситель мира, совершив искупление грехов мира и сокрушив силу дьявола и мощь Ада и смерти, здесь жила Пресвятая Дева Мария и звучала проповедь пророков и апостолов, здесь совершаются таинства Церкви и Божественная Литургия, здесь возносятся молитвы к Богу и разворачивается драма всемирной истории. Космология Библии геоцентрична, это – не физический, а духовный геоцентризм, Земля – маленький островок в безбрежном океана космоса с его необъятными межзвездными пространствами, но она является центром мироздания – не космографическим, а аксиологическим и духовным центром всей вселенной. По разъяснению богослова Владимира Лосского, это глубокий и таинственный символизм Библии: «Это не остаток какой-то примитивной космологии... не соответствующей нашей послекоперниковской Вселенной. Геоцентризм здесь не физический, а духовный: земля духовно центральна, потому что она - плоть человека, потому что человек... есть существо центральное, то существо, которое объединяет в себе чувственное и сверхчувственное, и потому с большей полнотой, чем ангелы, участвует во всем строе земли и неба. В центре Вселенной бьется сердце человека». Как мало сердце человека, но в нем сосредотачивается вся духовная жизнь, оно может вместить в себя Бога, Которого не вмещают небо и земля. Как ни мала наша планета Земля по сравнению с необъятной вселенной, но духовно и мистически она – центр мироздания и драгоценнее всего видимого мира, на ней разворачивается величественная драма священной истории. По слову архимандрита Рафаила Карелина: «Духовный центр мира – Земля; хотя она в масштабах всего мироздания представляет лишь малую частицу, почти пылинку, но здесь, на Земле, произошли самые великие события в истории Вселенной. Сюда сошел Господь, и на Земле Он принял человеческую плоть, на Земле пролил Он Свою Кровь, поэтому Земля стала духовным сердцем всей Вселенной: так малый алмаз драгоценнее огромных каменных глыб». Как великий и всемогущий Художник и Поэт неба и земли, Бог создал дивную картину – бескрайнее небо, сверкающее миллиарами звезд, похожих на драгоценные алмазы, не небесные лампады, горящие во тьме космической ночи. Бывает, что люди задаются вопросом: Зачем всемогущий и премудрый Господь создал необъятное пространство вселенной с миллиардами сияющих звезд, созвездий и галактик? Бог есть всемогущий Дух, для Него столь же легко сотворить миллиарды галактик и звезд, как один атом, Он – безупречный и сверхгениальный Поэт, Музыкант и Художник, а весь мир – Его великолепная поэма, грандиозная симфония и величественная картина. В Библии сказано, что звездное небо – свидетельство всемогущества, любви и премудрости Создателя вселенной, оно – гимн в честь Его величия и славы, изумляющий мудрецов и вдохновляющий поэтов, побуждающий к творчеству, молитве, Богомыслию и раздумьям о жизни и смерти. В Псалтыре сказано, «небеса проповедуют славу Божию» (Пс. 18:2). Существует предание, что Авраам через созерцание звездного неба и размышление о безграничной силе и величии Творца пришел к вере в единого Бога. В житии святой великомученицы Варвары рассказывается о том, что смотря из окна башни на звезды, она уверовала в единого Бога – Создателя мира. На пятый день Бог сотворил рыб, населяющих морскую стихию, пресмыкающихся и птиц, своим щебетанием и сладкозвучным пением, воспевших Творца всего сущего. Святитель Лука Крымский писал, что жизнь имеют растения, в них есть бессознательная и грезящая душа – некая сила, стремящаяся к питанию и росту. Священное Писание свидетельствует, что душа есть у животных: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных входит ли вниз, в землю» (Еккл.8:21); «Господь образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19). Души животных руководствуются инстинктами, они имеют чувства и волю, обладают зачатками мышления – представлениями, но у них нет духа и они не способны к духовной жизни.
                В Библии сказано, что на шестой день Бог создал человека – венец Божественного творчества. Прежде сотворения человека Господь приуготовил вселенную к его пришествию, чтобы как царь, восходящий в свой дворец, человек вошел в райский сад – Эдем, и стал властителем земли. Книге Бытия рассказывается о сотворении человека «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7). По толкованию святителя Григория Богослова, человек – это связующее звено между небом и землей, он имеет физическое тело, созданное из горсти праха земного – материи, и бессмертный дух, в первозданном Адаме было дыхание Божие – благодать, животворящее присутствие Святого Духа, ибо высшая цель человека – быть храмом и иереем Всевышнего. Человек есть не только микрокосм – образ вселенной, о чем знали античные поэты и философы, но и микротеос – образ Божий, по телу он близок животных, а по духу – Ангелам, в нем соединились два мира – земной и небесный, через него должно было произойти преображение и одухотворение всей вселенной, ибо из всех земных созданий только человек был сотворен по образу и подобию Божиему. Бог есть всемогущий и свободный Дух, Он – вечная Любовь, бесконечная Мощь и совершенная Мудрость, Творец неба и земли, Промыслитель и Судия вселенной, и созданный по Его образ человек обладает разумом и свободной волей, бессмертным духом и самосознанием, совестью и творческими талантами и дарованиями, способностью любить и уподобляться Богу – восходить по лестнице духовного совершенства, чтобы стать совершенным как наш Отец Небесный. Человек есть свободная и самоопределяющаяся личность, в свободе заключено величие и достоинство человека, но здесь же таится страшная опасность, великая ответственность и соблазн, ибо человек может распорядиться своей свободой как во имя добра, так и во имя зла, поэтому в свободе заложена как возможность спасения, так и погибели. На седьмой день Бог почил от дел и благословил Свое творение – небо и землю, рыб морских, птиц небесных и зверей полевых, Ангелов и человека, ибо все было создано Им премудро и весь мир был прекрасен, всюду царила гармония и все творение славило Творца вселенной, о чем проникновенно провозглашается в Псалтыре: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес, и вода, которая превыше небес. Да восхвалят имя Господне, ибо Он сказал – и сделалось. Он повелел – и совершилось... Хвалите Господа от земли, змеи и все бездны: огонь, град, снег, лед, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, деревья плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы пернатые, цари земные и все народы... Хвалите Его на тверди силы Его... Все дышащее да хвалит Господа». Весь сотворенный мир – это величественная картина и книга мудрости, каждая станица которой возвещает о величии Творца, Его любви и творческом гении. Однажды к египетскому отшельнику и подвижнику Антонию Великому пришел знаменитый философ из Александрии и спросил его: «Авва, как ты можешь жить здесь, лишенный утешения от чтения книг?». Указав рукой на небо, пустыню и горы, Антоний ответил: «Моя книга, философ, есть природа сотворенных вещей, и когда я хочу, я могу читать в ней дела Божьи». Мир Божий полон тайн, красот и чудес, всякий имеющий очи веры увидит в природе след премудрости и силы Творца вселенной, в истории – таинственное действие Промысла Божиего, а тот, чье чуткое и отзывчивое и сердце умеет молиться и петь, подобно Августину Блаженному сложит чудный молитвенный гимн и песнь в честь Создателя: «Благослови, душа моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием... Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят... Ты послал источники в долины: между горами текут, поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою. При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос. Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота и зелень на пользу человека... Ты простираешь тьму, и бывает ночь: во время ее бродят лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища. Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все сделал Ты премудро: земля полна произведений Твоих».