Под сенью Креста

Руслан Игнашкин
Крест – воскресение мертвых.
Крест – упование христиан.
Крест – жезл хромым.
Крест – утешение бедных.
Крест – узда для богатых, низложение горделивых.
Крест – памятник победы над демонами…
Крест – отец сирот, советник правдивых.
Крест – утешение скорбящих, хранитель младенцев,
слава мужей, венец старцев.
 Крест – свет сидящим во тьме…
Крест – свобода рабов, мудрость невежд.
Крест – проповедь пророков, сопутник апостолов, похвала мучеников.
Крест – целомудрие дев, радость иереев.
Крест – основание Церкви, утверждение вселенной.
Крест – разорение идольских храмов, соблазн для иудеев.
Крест – сила немощных, врач недужных.
 Крест – очищение прокаженных…
Преподобный Ефрем Сирин

                Христианство – это религия правды и любви, в центре всей нашей веры – евангельский образ распятого и воскресшего Христа Богочеловека, принесшего Себя в жертву ради нашего спасения, все мы – христиане, носим Крест у сердца своего – образ распятого Сына Божиего – нашего Спасителя, а вся наша жизнь от крещения и до смертного часа разворачивается и протекает под сенью Креста. Крест осеняет всю жизнь христианина – с крестным знамением он вступает в Церковь через таинство крещения, на протяжении всей жизни носит Крест на груди своей как знак верности Христу и великое орудие в борьбе с темными силами Ада, а после смерти Крест воздвигается над могилой христианина и благословляет ее. Христиане осеняют себя крестным знамением, складывая руки таким образом, что три пальца знаменуют тайну единосущной и нераздельной Святой Троицы, а два других пальца, соединенные вместе, являются символом двух естеств во Христе Богочеловеке – Божественного и человеческого в их неслиянном, нераздельно, неразлучном и неизменном единстве, два пальца прижаты к ладони в память о том, что Господь сошел с небес на землю – предвечный и всемогущий Сын Божий воплотился и вочеловечился ради искупления грехов рода человеческого и нашего спасения. В богословском и символическом аспекте сложение пальцев в крестном знамении есть краткое выражение православного Символа Веры, а когда мы совершаем крестное знамение, то исповедуем веру в Святую Троицу и Христа Богочеловека, вспоминаем о Его крестных страданиях на Голгофе и воскресении из мертвых, о Его победе над дьяволом, смертью и Адом. Когда мы дотрагиваемся перстами до лба, то молим о том, чтобы Господь просветил наш ум и даровал нам духовную мудрость и познание Божественной Истины, затем – мы проводим руку вдоль груди, чтобы Господь очистил наше сердце от низменных страстей и даровал нам силы любить Его, наших ближних и даже врагов, а после – мы дотрагиваемся рукой до правого и левого плеча, чтобы наша вера была не мертвой и бесплодной верой, но выражалась в добрых делах и праведной жизни, и чтобы всемогущий, премудрый и благой Бог укрепил нашу волю на духовную жизнь и исполнение евангельских заповедей. По свидетельству святителя Василия Великого, с апостольских времен в Церкви существует обычай совершения крестного знамения за богослужением, во время молитвы и перед началом всякого дела. Все священнодействия Церкви – преложение хлеба и вина в пречистое Тело и святую Кровь Христа Спасителя, освящение воды в таинстве крещения – все это совершается с крестным знамением, а почитание Креста пронизывает литургическую жизнь Новозаветной Церкви – мистического Тела Христова, столпа и утверждения Истины. В своих посланиях апостол Павел называл проповедь о Христе Спасителе – «словом о Кресте», ибо через Крест спасается род человеческий – Сын Божий «пригвоздил ко Кресту рукописание грехов человеческих» (Ко.2:14), Он примирил небо и землю, человека с Богом страшной и совершенной голгофской жертвой Своей – «претерпел Крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную Престола Божия» (Ев.12:2). По слову апостола Павла проповедь о распятом и воскресшем Христе для иудеев соблазн, а для эллинов – безумие, для погибающих – юродство, а для всех спасаемых – сила Божия, христиане гонимы за Крест Христов, враги Креста Христова – богоотступники, «их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:19). С апостольским вдохновением богомудрый Павел – благовестник язычникам, говорил, что все мирские блага – тщета в сравнении с благодать Святого Духа и радостью исповедовать Христа Богочеловека и возвещать, что через Крест Его совершено великое, таинственное, неизъяснимое и священное дело спасения вселенной и искупления грехов рода человеческого: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6:14). Священномученик Игнатий Богоносец говорил, что Христос призывает нас к Себе Крестом Своим – знаком Божественной Любви к нам, ибо как писал апостол Павел: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). В послании к христианам Ефеса священномученик Игнатий Богоносец писал о то, что мы должны испытывать священный трепет и молитвенное благоговение перед Честным и Животворящим Крестом, через который совершилось таинство нашего спасения: «Вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, посредством верви Святого Духа; вера ваша влечет вас на высоту, а любовь служит путем, возводящим к Богу». «Мой дух – в прахе перед Крестом, который для неверующих – соблазн, а для нас – спасение и вечная жизнь». Спустя почти два тысячелетия, на эти возвышенные слова сященномученика Игнатия Богоносца о Кресте, откликнется митрополит Трифон Туркестанов в поэтических строках своего дивного акафиста «Слава Богу за все»: «Через ледяную цепь веков я чувствую тепло Твоего Божественного дыхания. Ты уже близок, я вижу Твой Крест – он ради меня. Мой дух в прахе пред Крестом: здесь тожество любви и спасения, здесь не умолкает во веки хвала: Аллилуиа!».
                Крест – это хоругвь Христова и знамя всех христиан, евангельский образ распятого за наши грехи Иисуса Христа. который напечатлен и хранится в сердцах всех верующих с момента их крещения и до последнего вздоха – до окончания земного странствия, ибо христианин – живет и умирает под сенью Креста. Святитель Кирилл Иерусалимский писал о том, что Крест собирает всех верующих в Иисуса Христа в единую Церковь, а Божья сила крестного знамения сопровождает христианина на всем его жизненном пути: «не будем стыдиться исповедовать Распятого; с дерзновением будем изображать рукой знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; будем изображать Его при входах, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Ибо это благодать Божия; знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством Креста победил Он их, властно подвергнув их позору. Когда увидят они Крест, то вспоминают Распятого. Они боятся сокрушившего главы дракона. Не пренебрегай этим знамением по ой причине, что оно даром дано тебе, но за это тем более почитай Благодетеля… Победное и спасительное знамение Креста Иисусова, Крест собрал всех верующих со всех концов вселенной… Оно доныне исцеляет болезни; оно доныне прогоняет злых духов и рассеивает обольщения чародеев и колдунов». Святитель Игнатий Брянчанинов писал о том, что святость – высшее нравственное и духовное совершенство обретается через Крест Христов – исповедание небесного учения Сына Божиего и исполнение заповедей Евангелия, через принятие праведного и премудрого Промысла Божиего и святой воли Царя веков и Вседержителя, через подражание Иисусу Христу страданиями за правду, ибо «Крест есть истинное и единственное училище, хранилище и престол истинного богословия. Вне Креста нет живого познания Христа… Крест – сила и слава всех от века святых. Крест – целитель страстей и губитель демонов». С херувимской проницательностью святитель Иоанн Златоуст писал о том, что Крест – орудие казни и символ осуждения, знак отвержения и проклятья, стал орудием спасения и символом нашего примирения с Богом, знаком освобождения для сидящих во мраке – во тьме и сени смертной. Для всех православных христиан Крест – это великое знамение и символ вселенской победы Христа Спасителя над дьяволом, смерть и Адом, дарованной всем верующим Сыном Божиим без каких-либо заслуг с нашей стороны – в знак бескорыстной, возвышенной, вечной и жертвенной любви Господней: «Мы не обагряли оружия кровью, не стояли в строю, не получали ран и не видели сражения, а победу получили; подвиг – Владыки, а венец – наш… Вот что совершил для нас Крест; Крест – трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзи змия; Крест – изволение Отца, слава Единородного, веселие Духа, украшение Ангелов, утверждение Церкви, похвала Павла, твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объято мраком, воздрузив Крест, словно некий светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды… Крест – уничтожение вражды, он – охрана мира, он стал для нас сокровищем бесчисленных благ. Благодаря Кресту мы уже не блуждаем в пустынях, потому что познали истинный путь, уже не обитаем вне Царства Божиего, потому что нашли дверь спасения, не боимся огненных стел дьявола, потому что увидели источник спасения... Благодаря Кресту мы не трепещем пред тираном, потому что находимся около Небесного Царя». В древнем мире Крест – символ проклятия и отвержения, поэтому иудеи относились к Кресту с ужасом и содроганием, а язычники – с надменным отвращением и гордым презрением, они не могли постичь священную тайну Креста – тайну жертвенной любви всемогущего Бога и Владыки всех Небесных Сил, воплотившего и вочеловечившегося, уничижившего Себя до наших немощей и жертвующего Собой ради Своего возлюбленного творения, принимающего на Себя отвержение и поругание, страдание и смерть, добровольно умирающего на Голгофе самой страшной и невообразимо мучительной смертью.
                Христос Богочеловек – единственный Спаситель мира, Он – истинный Бог и истинный человек, Он – Небесный Архиерей и пречистый Агнец Божий, принесший Себя в жертву на Голгофе ради нашего спасения, Он – воплотившийся предвечный Бог Слово и наш Искупитель, Голгофа – вселенский жертвенник, а Крест – меч, рассекший узы греха и сокрушивший врата адские, поразивший дьявола – апокалиптического красного дракона и древнего змея, обольстившего всю вселенную. Преподобный Симеон Новый Богослов писал, что на Голгофе «Крест соделался как бы жертвенником сей страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение  людей, справедливо Крест и чтится, и поклоняем бывает, и изображается как знамение общего всех людей спасения, чтобы поклоняющиеся Древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получили благословение и благодать Божию на делание всякой добродетели. Для христиан Крест – величание, слава и сила ибо вся наша сила в силе распявшегося Христа, вся наша грешность умерщвляется смертью Христа на Кресте, и все возвеличивание наше и вся слава наша в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил умереть даже между злодеями и разбойниками. По сей-то причине христиане, верующие во Христа, знаменуют себя знамением креста не просто, не как попало, не с небрежением, но со всем вниманием, со страхом  стрепетом, и с крайним благоговением». В наше время все более распространяется воззрение гласящее, что можно спастись своими добрыми делами, следуя голосу совести, а Иисус Христов является для христиан только назидательным примером, нравственным идеалом и образцом  духовного совершенства, а не действительным Божественным Искупителем грехов мира. Современные модернисты пытаются внедрить в сознание верующих мысль о том, что человек спасает себя сам – своими добрыми делами,  а Христос – не единственный Спаситель мира и Искупитель, а учитель нравственности и мудрец, стоящий в одном ряду с Буддой, Зороастром, Магометом, Конфуцием и Пифагором, но в Священном Писании и  в Священном Предании возвещается, что никто не мог спастись и унаследовать Царство Небесное до искупительной жертвы Иисуса Христа – никто из ветхозаветных праведников, этих истинных христиан до Христа, не мог спастись и обрести вечную жизнь до тех пор, пока Сын Божий не искупил грехи мира на Голгофе и не сокрушил врата Ада, освободив томящихся там узников, и не отверз дверь в Царство Небесное. Если бы можно было спастись без искупительной жертвы Агнца Божиего, то не нужно было бы Христу восходить на Крест и умирать на Голгофе, принимая в сердце Свое всю скорбь мира. С апостольских времен Церковь исповедовала, что единственная основа нашего спасения – это искупительная жертва, принесенная Иисусом Христом на Голгофе, а для нашего личного спасения – необходима вера во Христа, действующая любовью, участие в таинствах Церкви и борьба со страстями, догматическая верность Божественной Истине и соблюдение евангельских заповедей. В православном понимании спасение – это не возвращение потерянного Эдема, где цветут и благоухают небесные цветы, где нет скорбей, старости и смерти, а нечто гораздо более грандиозное – то, что превышает все подвиги и труды и что нельзя заслужить никакими добрыми делами, ибо спасение – это обожение, которое осуществляется только через действие благодати Святого Духа, это – тайна будущего века и вечное созерцание Божественного Света, это – становлением храмом Божиим, ибо Господь вручает Самого Себя любящим Его и делает их богами по благодати, это – неоценимый и великий дар Божий, который превышает все понятия и измерения, не имеет сравнений и подобий, который нельзя заслужить и купить никакой нашей мудростью и никакими нашими добрыми делами. Размышляя о тайне спасения, архимандрит Рафаил Карелин писал: «Без искупления и освящения спасение невозможно. Те, кто говорят о спасении только через добрые дела, тем самым проводят некий знак равенства между ними и дарами Божьими. Добрые дела – это условие для проявления веры и любви, так как любовь к Богу и людям соединена друг с другом. Человек, надеющийся получить спасение за свои добрые дела, похож на нищего, который собрав несколько медных монеток, соображает, что на них можно купить царский дворец. Для спасения необходимо обожение человека, которое начинается в земной Церкви, переходит и продолжается в небесной и не кончается никогда. Только через крестную жертву Христа и благодать Святого Духа, действующего в Церкви, человек может осуществить свое истинное предназначение – стать богом по благодати в вечности». Для нашего спасения необходимы искупительная жертва Иисуса Христа и благодать святого Духа, ведь священнодействия и таинства Церкви совершаются силой Святого Духа и имеют своим основанием искупительную жертву Христа Спасителя – Его святую кровь, пролитую на Голгофе ради нашего спасения. Если Христос не Божественный Искупитель, а лишь учитель и нравственный пример для подражания, то мы приходим к отрицанию всей церковной христологии, к отрицанию догмата искупления – сердцевины христианского вероучения, к отрицанию сотериологического значения страшной и вселенской крестной жертвы Сына Божиего, заменившего нас Собой на Кресте – оправдавшего саму идею человека пред лицом Божиим, освободившего нас от власти лукавого князя мира сего и открывшего нам тайну жертвенности и величия всемогущего, благого и премудрого Бога, имя Которому – Любовь.
                С молитвенным изумлением и священным трепетом перед тайной Честного и Животворящего Креста митрополит Филарет Московский писал о том, что за завесой Креста скрывается великое таинство – внутреннее святилище страданий Иисусовых и его любви к нам, ибо Небесный Отец из любви к миру отдал Своего Единородного Сына, равно как и Сын добровольно приносит Себя в жертву, Он – вечный наследник и обладатель воли Отца Своего, пребывающий в любви и являющийся Любовью, облачающейся в багряную ризу и увенчивающейся терновым венцом, восходящей на Крест – образ Божественной Любви: «Любовь Божия, непосредственно действующая в Кресте Иисусовом, без сомнения, долженствовала сообщить ему Божественную силу. И как быстро, как обильно, как неизмеримо далеко течет из него сия победоносная сила!.. и начало, и середина, и конец Креста Христова – все одна любовь Божия! Как в чувственном сем мире, куда не прострем взор – к Востоку или Западу, к Югу или Северу, - всюду зрение упадает в неизмеримость неба, так в духовной области тайн по всем измерениям Креста Христова созерцание теряется в беспредельности любви Божией». В христианском сознании Крест – это воспоминание о событии, произошедшем в центре мировой истории, и иконографическое изображение Христа Спасителя, страждущего на Голгофе и искупающего Своей святой кровью грехи рода человеческого. В сотериологическом плане Крест – это образ совершенной, страшной, священной и вселенской жертвы, принесенной Сыном Божиим за все человечество. В онтологическом плане  Крест – это краеугольный камень мироздания и путь к духовному преображению мира, это – основа вселенной, ибо Агнец Божий заклан прежде сотворения мира – от вечности премудрый Господь знал, что Адам может пасть и через грехопадение обречь, себя, своих потомков и весь видимый мир на катастрофу и гибель, а для спасения понадобиться добровольная крестная жертва Сына Божиего, Которого Небесный Отец в совершенном предвидении заклал в сердце Своем прежде, чем были созданы вселенная и люди. Митрополит Филарет Московский подчеркивал, что таинство Креста начинается в вечности – «в неприступном для твари святилище триипостасного Божества», в благоволении Господнем, лежащем в основе домостроительства нашего спасения – «судьбы мира висят на Кресте», ибо там совершилась тайна искупления. В христологическом плане Крест – это образ всей земной жизни Иисуса из Назарета от Вифлеема до Голгофы, Его мессианское служение. В ангелологическом плане Крест – это победа Христа над сатаной, ниспровержение его власти на земле и в преисподней, радость и изумление Ангелов света, посрамление ужас всех падших Ангелов – демонов. В мистическом плане Крест – это наиболее полное и совершенное откровение о любви Творца, Промыслителя и Спасителя к Его созданиям, священная тайна, которая до распятия Сына Божиего была неведома даже высшим Ангелам. В нравственном аспекте Крест – это новая жизнь во Христе, основанная на жертвенной любви – на ревнующей любви к Богу и милующей любви к людям, на исполнении двух заповедей Евангелия, которые в их единстве образуют Крест и были наречены митрополитом Филаретом Московским «дивным средокрестием». В аскетическом аспекте Крест – это образ самоотречения и самоотверженного служения Богу, всецелой верности Богу и принесения всего в жертву по имя Божие. В эсхатологическом плане Крест – это знак вечной любви Христа к Его святой Церкви, которую не одолеют врата адовы, и любовь ко всем нам – Христос с нами во все дни до скончания веков, а когда в конце времен свершится второе пришествие Христа как Судии живых и мертвых, то оно ознаменуется знамением Креста – Крест возьмет с Собой Христос и на Страшный Суд, как знак того, что Он – истинны Спаситель мира, достойный судить всех нас, имеющий «благословение, и честь, и славу, и державу во веки веков» (Откр.5:13). В космографическом аспекте четыре конца Креста обозначают четыре стороны света и четыре времени года, знаменуя, что голгофская жертва Христа Искупителя, охватывает все пределы пространства и времени, она имеет вселенский характер и всемирное значение. Горизонтальная линия Креста – это Божественная любовь, объемлющая вселенную и простирающаяся на всех людей и все народы. Вертикальная линия Креста, уходящая вверх – это путь восхождения к Богу, единства земной и Небесной Церкви, вознесение Христа и Его прославление на небесах, а уходящая вниз – сошествие Сына Божиего во Ад и сокрушение врат преисподней, поражение дьявола и надежда на спасение и освобождение для всех, томящихся в Аду. По глубокомысленному богословскому разъяснению архимандрита Рафаила Карелина: «Для христианина Крест – символ не смерти, а жизни. Любовь – это полнота жизни, а жертвенность – высшее проявление любви, поэтому распятие Христос назвал Своей славой. Крест – это не поражение, а добровольный акт Божественной любви (Господь сказал Петру, что легионы ангелов могли бы защитить Его). Крест – это иконографическое изображение всего Священного Писания, так как Сам Господь сказал, что в двух заповедях любви к Богу и ближнему содержится весь закон и пророки, а Крест – это солнце любви, озаряющее мир. Крест – это символ покорности воле Божией. Только Христос мог стать жертвой за грехи мира. Если в лице Адама пало все человечество, потенциально существовавшее в нем как в своем начале и истоке, то Сын Божий, в предвечной идее Которого существовал Адам и все человечество, мог принести в Своем лице жертву за весь мир. Сущность жертвы –  добровольная замена виновного невиновным, поэтому Крест – это соединение Божественной правды и Божественной любви». По неизреченной любви и великой благости Своей Господь от вечности возлюбил всех нас – возлюбил прежде нашего сотворения, и исполнил все, что спасти каждого из нас и даровать все полноту Божественных благ – Он хранил вселенную и направлял историю к пришествию Мессии, ниспосылал в мир пророков, принес страшную крестную жертву и победил смерть и Ад, основал в день Пятидесятницы Церковь Свою огненными языками Святого Духа и апостольской проповедью призвал все народы в скинию Господню, Он дал нам заповеди, Слово Божие и таинства, чтобы через духовное делание и церковную жизнь мы духовно возрастали и совершенствовались, становясь нерукотворными храмами и сынами Всевышнего – чтобы в нас отразилась сияющая красота таинственного и прекрасного Лика Христа Богочеловека, чтобы мы спаслись и стали святыми, для которых Христос – Все, Он – и Жизнь, и Смысл жизни, и вечная Радость, и высшая Свобода, и величайшая Святыня, и несравненная Любовь.
                В богословской литературе и богослужебных текстах Православной Церкви запечатлено многовековое почитание Честного и Животворящего Креста, через который совершилось дело искупления, а потому Крест – орудие нашего спасения и источник исцеления, изумление Ангелов и изгнание демонов, через Крест действует сила Божия и ниспосылается благословение верующим. Излагая православное «богословие Креста», преподобный Исаак Сирин писал о том, что Крест – это тайна Божьего присутствия и совокупность всех тайн Божьего домостроительства нашего спасения, в Кресте пребывает сила Божия, осенявшая Ковчег Завета, подобно тому, как Ветхий Завет был прообразом Нового Завета, так и Ковчег Завета – прообраз Креста, но если ветхозаветный культ со всеми его чудесами и знамениями не мог освободить нас от греха и смерти, то Крест Христа Спасителя – символ искупления грехов и освобождения от смерти, заслуживающий самого благоговейного почитания: «Не повергались ли Моисей и народ перед ковчегом в великом страхе и трепете? Не лежал ли Иисус сын Навина перед ним с утра до вечера, простершись на лице? Не были ли страшные откровения Божии явлены в нем, вызывавшие почитание его? Ибо шехина Божия жила в нем – та самая, что живет теперь в Кресте: она ушла оттуда и таинственно вселилась в Крест». Крест – это таинственное место присутствия Всевышнего и святилище Господне, океан тайн Божиих и великая святыня Новозаветной Церкви, она почитается нами ради Христа и во имя Христово – почитание Креста неразрывно связано с поклонением распятого на Кресте Христа Спасителя. По возвышенному рассуждению преподобного Григория Паламы, Крест – это «спасительное древо, царский скипетр и божественный трофей над врагами видимыми и невидимыми», это – откровение всех тайн Божьего домостроительства и вселенский символ спасения, а крестное знамение – «божественно и достопокланяемо,  будучи священной и честной печатью освещающей и совершающей данные от Бога человеческому роду вышеестественные и неизреченные блага, отъемлющей проклятие и осуждение, уничтожающей тление и смерть, доставляющей вечную жизнь и благословение». Раскрыв великую тайну спасения – то, что путь в Царство Небесное лежит через восхождение на Голгофу – подвиг жертвенной любви и всепрощения, Христос сказал ученикам Своим: «если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф.16:24). С момента рождения и до часа смерти – от колыбели и до гроба на каждого человека возлагается крест – скорби и страдания земной жизни, труд, подвиги и испытания, сообразные силам каждого, ибо премудрый и благой господь не попускает человеку претерпеть больше его сил, но делая все, чтобы способствовать его спасению. Каждый настоящий христианин – это крестоносец, он – воин Небесного Царя, несущий крест свой – исполненный самоотречения и покорности воле Бога Вседержителя, великодушно и мужественно переносящий скорби и испытания, не впадающий в уныние, но соделавшийся причастником страданий Христовых – «сораспинающийся Христу» и становящийся исповедником Христа и Его небесного учения умом, сердцем, волей  всей жизнью своей – распинающий свою волю – своеволие во имя служения Всевышнему и исполнения заповедей Евангелия. Во имя нашего спасения Господь сошел с небес и вочеловечился, Он был распят на Кресте и умер – тело Его было положено во гроб, а душа сошла во Ад, но они не разлучились с предвечным Божеством Его – пречистая плоть не истлела, а святая душа не стала узницей адской темницы, Он поверг дьявола, искупил грехи мира на Голгофе,  сокрушил державу смерти – преисподнюю, и воскрес из мертвых. По вдохновенному исповеданию архимандрита Рафаила Карелина: «Духовное поклонение Кресту – это постоянное чувство благодарности Богу за крестные страдания, которые избавили нас от вечной погибели, от огня геенны, от бездны ада, от могилы богоотвержения и забвения, в которой должно было исчезнуть все человечество!».
                Крест – символ самоотверженной любви Бога к нам – доходящей до страшной жертвы Христа Богочеловека, более сильной, чем смерть и более ревнивой, чем преисподняя, и символ нашей самоотверженной любви к Богу – верности Христу, доходящей до полного самоотречения и мученичества во имя Христово, ибо на христиан во все века истории обрушивались, обрушиваются и будут обрушиваться тяжкие искушения и суровые испытания, внешние невзгоды и внутренние муки – весь мир, лежащий во зле, и весь Ад ополчаются на них, но они не впадают в отчаяние, помня наставление Иисусово: «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33). Христос призывает всех нас взять свой крест – крест дан каждому из нас, чтобы мы распяли на кресте свои страсти, свою волю и самость – от эгоцентризма перешли к теоцентризму, пошли за Христом по пути, указанном в четырех Евангелиях. Отвергнуть себя  и взять крест свой – означает быть верным Христу до конца – не страшиться гонений, скорбей и смерти а веру, и не обольщаться суетными благами земного мира, но искать Царство Небесное и правду его, и идти за Мессией узким путем спасения, указанным Им – путем исполнения евангельских заповедей. Несение своего креста – это покорность Промыслу Божиему и терпение в скорбях и искушениях, безропотное принятие воли Бога с благодарностью и хвалой Всевышнему, это молитвенный гимн святителя Иоанна Златоуста – «слава Богу за все!», это – свет надежды, струящийся из вечности и озаряющий верующих в самые страшные дни скорбей и испытаний, это – Авраамово доверие  Богу и стойкость Иова в искушениях, это – гефсиманское моление Сына Божиего о чаше – моление до кровавого пота, предвосхищающее Его голгофские страдания и увенчавшееся смиренным  принятием воли Вседержителя –  «Да будет воля Твоя, Господи!». Отвергнуть себя и взять крест свой – значит уверовать в Иисуса из Назарета как в истинного Мессию и единственного Спасителя мира, сочетать сердце свое с непрестанной молитвой Иисусовой – «не дышать без молитвы», как говорил преподобный Иустин Попович, сделать себя храмом Божиим, а всю свою жизнь – богослужением, служением Богу.  Несение своего креста – это борьба со своими страстями, со своими похотями и своей гордыней. Отвергнуть себя и взять крест свой – значит помнить, что мы созданы по образу и подобию Божиему, наша душа – причастница духовного мира, ее не могут удовлетворить все блага материального мира, а потому – нам не обрести счастье на земле, оно обретается только в Боге. Несение своего креста – это дела милосердие и сострадание к скорбящим, желание облегчить их муки и утешить их души, взять на себя их труды, немощи и болезни, подобно тому, как Христос на Кресте взял на Себя наши грехи и страдания. Отвергнуть себя и взять крест свой – значит помнить о смерти и Страшном Суде, наша скоротечная земная жизнь есть приуготовление к вечности и нам нельзя терять драгоценного и невозвратимого времени жизни, но нам надлежит наполнять его духовным содержанием – верой, надеждой и молитвой, прощением обид, покаянием и Богопознанием. Несение своего креста – это прощение всех обид и молитва за искренняя врагов своих, ведь Крест Христов – откровение Божественной Любви, и наш подвиг крестонесения – исполнение высших заповедей Евангелия – любви к Богу, ближним и даже врагам. Отвергнуть себя и взять крест свой – значит понимать о том, что со дня грехопадения Адама земля – это юдоль изгнания, все мы – неприкаянные странники, а наша истинная отчизна – на небесах, мы – блудные сыны, призванные вернуться к Богу – нашему Небесному Отцу, зовущему всех нас в Свою неземную обитель. Вся земная жизнь христианина – это крестонесение, подвиг несения своего креста, ибо каждый подлинный христианин – подвижник, борющийся со страстями и демонами, молитвенник, молящийся за весь мир – за всех живых, усопших и еще не рожденных, он – исповедник и мученик, самоотверженный страдалец за правду Божью, ведь в мире, лежащем во зле, верность Христу обретается страшной ценой мученичества, но кто в здешней скоротечной жизни несет свой крест с любовью и хвалой Богу, тот будет стоять в Царстве Небесном вместе с мучениками, отдавшими жизнь за Христа, и будет увенчан сияющим и неувядающим венцом – земные скорби сменятся небесной радостью, мимолетные унижения – вечной славой, а неприкаянные скитания по миру – блаженной и вечной жизнью в горнем Иерусалиме, где нет ни печалей, ни разлук, ни смерти, где торжествуют любовь и свобода, где с нами и в нас вечно будет Бог.