Искушение Иисуса Христа в пустыне

Руслан Игнашкин
Страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, великий дух говорил с Тобой в пустыне и нам передано в книгах, что он будто бы «искушал» Тебя…
«Легенда о Великом Инквизиторе». Ф.М. Достоевский

Хвала Тебе, Сын Божий, Победитель
Врага Небес, Наследник двух миров.
Твой час настал, и к делу приступай
Великому – спасенью человеков!
«Возвращенный Рай». Джон Мильтон

                В святом Евангелии рассказывается о том, как сразу после Крещения в водах Иордана Иисус Христос был возведен Святым Духом в пустыню, где пребывал в молитве и постился сорок дней, а затем победил три искушения от дьявола. Библейский сюжет о трех искушениях Иисуса Христа в пустыне издавна привлекал внимание не только богословов и философов, но и представителей изящных искусств, поэтов – «Возвращенный Рай» Мильтона, писателей – «Легенда о Великом Инквизиторе» Достоевского, и художников – картина Крамского «Христос в пустыне», но вместе с тем, это новозаветное событие – столь же значительное, как Крещение и Преображение Господне, принадлежит к числу самых таинственных и трудноизъяснимых вопросов экзегетики, содержа в себе глубочайший богословский смысл и мессианское значение. У многих верующих людей, читающих Евангелие, возникает вопрос: зачем Иисус Христос молился и постился в пустыне сорок дней и в чем смысл Его искушения сатаной? Как примирить искушение Христа в пустыне с тем, что Он – воплотившийся предвечный и совершенный Бог Слово, Который по Своему Существу – безгрешен и свят, Он «есть Свет и нет в Нем никакой тьмы»? Евангелие свидетельствует нам, что Христос действительно был искушаем сатаной в пустыне, но там же сказано, что Сын Божий – Единый Безгрешный, а апостол Павел ясно заявляет в Послании к Евреям, что Христос был «искушен во всем, кроме греха» (Евр.4:15). По исповеданию Православной Церкви Иисус Христос – истинный Богочеловек, Он – совершенный Бог Слово, единосущный, совечный и равночестный Богу Отцу и Святому Духу, и совершенный человек – Сын Человеческий по воспринятому Им человеческому естеству от Пресвятой Девы Марии через таинство Боговоплощения. С апостольских времен святая Вселенская Церковь учит, что Христос Спаситель непричастен греху первородному – чудесным и непорочным образом зачатый от Девы Mapии таинственной силою и действием Святого Духа, Он родился совершенно чистым, святым и безгрешным. В таинственный момент сверхъестественного зачатия человеческая природа соединилась с предвечным Божеством в Божественной Личности Иисуса Христа нераздельно, неслитно, неизменно и неразлучно, а значит, человеческое естество Христа было непорочно и освящено святостью Его Божества и Он был чужд скверне греха – «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» (1Пет.2:22). Преподобный Максим Исповедник – один из тончайших и наиболее глубокомысленных богословов Православной Церкви, пояснял, что в единой Божественной Личности Иисуса Христа был два естества и две естественные воли, соединившиеся в Нем нераздельно и неразлучно, ибо Он истинный Бог и истинный человек – Сын Божий и Сын Человеческий, но из истории об искушении Христа в пустыне и Его Гефсиманской молитве видно, что Его человеческая воля всецело покорилась Его Божественной воли и Его всемогущему хотению, поэтому в жизни Своей Он был абсолютно безгрешен и свят не только как Бог, но и как человек. С херувимской проницательностью и рассудительностью преподобный Ефрем Сирин писал о том, что Христос воспринял непорочное человеческое естество и был абсолютно свят и безгрешен – в Нем не было и тени греха, Он – наш Спаситель и высочайший нравственный Идеал, безупречный и всеблагой Бог, непорочный, святой и праведный человек – воплощенное Совершенство и Святыня: «Господу нашему надлежало быть пристанищем всех благ, к которому стекались бы люди, сокровищницей всех таинств, к которой отовсюду бы прибегали, и вместилищем всего сокровенного, чтобы все люди, как бы на крыльях, возносились к Нему и в Нем одном находили успокоение. Отринь мудрствование, что в падении того, кто пал, пал вместе и Тот, Кто собирается его восстановить. Поскольку тело Адама создано было ранее, чем явились в нем расстройства, потому и Христос не принял расстройств, которые позднее получил Адам, так как они были некоторым придатком немощности к здравой природе. Итак, Господь здравой принял ту природу, здравость которой погибла, чтобы человек через здравую природу Господа возвратил себе здравость первобытной своей природы».
                Верная апостольской вере Православная Церковь отвергла и осудила лжеучение Ария о том, что в силу свободы Своей воли Христос одинаково был доступен как для порока, так и для добродетели, и то, что Спаситель боролся в пустыне не только с внешним врагом – дьяволом, но и со внутренними страстями – пожеланиями плоти и жаждой власти и славы. По православному вероучению Христос Спаситель абсолютно свят и непорочен, нечистые чувства и мысли не могли возникнуть в Его душе, Он мог быть искушаем не внутренне, а только извне и был искушаем дьяволом не как Бог, потому что Бог не искушается злом (Иак.1:13), а как человек. Святитель Иоанн Златоуст сказал о святости Иисуса Христа: «Тот, Кто мог истребить грехи всего рода человеческого, Сам уже без сомнения был безгрешен». Христос Богочеловек есть Солнце Правды, Его ум – сокровищница мудрости и знаний, Его воля – непреступная крепость для искушений, Его сердце – безмерная бездна любви, Его уста – исток правды, Его нравственный облик – безупречен и совершенен, Он обладал высшей свободой – свободой не грешить, которой обладают Бог, святые на небесах и Ангелы, устоявшие в верности Богу и озаренные славой Божией. По премудрому замыслу Святой Троицы от вечности – в предвидении грехопадения Адама – на Христа Богочеловека была возложена величайшая миссия – спасения мира, в Нем заключена совершенная теодицея и антроподицея, как совершенный Бог, жертвующий Собой ради Своего творения, Он являет небесную, вечную, совершенную, таинственную и святую любовь Свою к нам и оправдывает благость Бога Творца пред человечеством, а как совершенный человек – Новый Адам, Он непорочность, праведность, мудростью, святостью и верностью Божественной воле оправдывает саму идею человека пред лицом Божиим. В Священном Писании возвещается, что Христос – Единый Безгрешный, но там же есть таинственные строки, гласящие: «Бог послал на землю Сына Своего в подобии плоти греховной» (Рим.8:3). Святые отцы Церкви особенно акцентировали внимание на то, что Бог Слово воспринял чистое и непорочное человеческое естество, ибо ничто нечистое не может соединиться с Божеством, а потому Христос всецело свободен от скверны греховной и абсолютно свят, Он – величайшая Божественная Святыня, Он ниспослан лишь в «подобии плоти греховной», то есть, Христос, имея безгрешное естество, добровольно уничижил Себя и воспринял «безупречные страсти» – нашу немощную, бренную и слабую плоть, какую имеют все люди со времен грехопадения Адама – подверженную страданиям и смерти плоть, чтобы через крестную жертву на Голгофе искупить грехи мира. Библейская история об искушении Иисуса Христа в пустыне, повествует о том, как дьявол использовал все силы и все самое изощренное коварство свое, чтобы искусить Иисуса из Назарета как человека – найти в Нем нечто «свое» – обнаружить в Нем греховность, которая есть в каждом из потомков Адама вследствие грехопадения, но Сын Божий воспринял на Себя лишь «подобие плоти греховной» – Он был подобен нам по немощной и слабой плоти, но человеческое естество Его и человеческая воля были чисты от всякого греха и растления, таинственно соединены и освящены предвечным Божеством Его, поэтому Христос и сказал: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин.14:30).
         Библейский рассказ об искушении Иисуса Христа в пустыне неразрывно связан с Его Крещением в водах Иордана, вот почему эти два события изложены в теснейшей взаимосвязи на страницах Евангелия. В возрасте тридцати лет Христос пришел принять Крещение от пророка Иоанна Предтечи, Он – святейший Бог по предвечному Существу Своему и совершенный человек по воспринятому естеству, не имел нужды очищаться, но Он взял на Себя все грехи мира и стал для всех нас источником очищения, освящения и спасения – погружаясь в воды Иордана Он освятил естество вод и установил святое таинство крещения через которое мы становимся членами Его святой Церкви, принимаем благодать Святого Духа и усваиваем плоды искупительного подвига Сына Божиего.Великое чудо совершилось на берегу Иордана в день Крещения Господня – когда Христос вышел из Иорданских вод и взмолился Своему Отцу Небесному, то разверзлись небеса, на главу Его слетел с небес Святой Дух в виде белого голубя и возгремел глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.;3:17). Совершилось предивное тройное чудо: 1) в ветхозаветные времени пророк Исайя молился Богу – «О, если бы Ты отверз небеса…», настал час и исполнилось молитвенное пророчество – «разверзлись небеса» (Мк.1:10), затворенные для нас грехопадением Адама, Христос установил святое таинство крещения, через которое отворяется врата Царства Небесного, Он примирил видимое   невидимое, небесное и земное – Ангелов и  людей, указал путь спасения и высшую цель человеческого бытия – обожение; 2) совершилось сошествие Святого Духа – Бога Освятителя, совершающего все таинства Церкви и просвещающего людей; 3) с небесных высот раздался голос Небесного Отца, возвестивший о том, что Христос – Единородный Сын Божий, имеющий Божественное достоинство, честь и славу, Он – истинный Мессия и Спаситель мира. В день Крещения Господня было явлено всему миру откровение о любви Бога к людям, ради спасения которых отдал Своего Единородного Сына. В Новом Завете сказано, что Христос есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29), Он – Божественный Искупитель и истинный Мессия, пришедший исцелить нас от греха и освободить род человеческий от уз смерти и Ада, ниспровергнуть власть дьявола – лукавого князя мира сего. По разъяснению преподобного Ефрема Сирина, в день Крещения Господня Святой Дух почил на Христе Спасителе и засвидетельствовал всему миру о том, что Он – истинный Пастырь и Мессия, не просто праведник и пророк, а Сын Божий – Сам Бог Слово воплотившийся и ставший человеком, раскрылось не только Его царственное, но и священническое достоинство, ведь Он – Небесный Архиерей и пречистый жертвенный Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира, чтобы спасти всех нас. Акцентируя внимание на том, что искушение последовало после крещения, святой Ефрем Сирин говорил, что дьявол не искушал Христа до тридцатилетнего возраста, ибо не было с неба столь ясного знамения Божиего о мессианском достоинстве Иисуса Христа, а когда услышал слова пророка – «вот грядет Агнец Божий, и Он внемлет грехи мира», то изумился и вознамерился искусить Христа, чтобы узнать – Он ли долгожданный Мессия, найти изъян в Его человеческом естестве и свободной воле, склонить Его ко злу – победить в духовной борьбе. Святые отцы Церкви обращали внимание на то, что сатана приступил к искушению Иисуса Христа тогда, когда Господь «приготовил Себя к борьбе и силой Духа Святого облекся на битву», показав нам, что в таинствах крещения и миропомазания люди, становящиеся христианами, получают от Бога небесное вооружение – благодать Святого Духа. Блаженный Феофилакт писал о Крещении Сына Божия и последующих трех искушениях в пустыне: «Сим Господь учит нас, что после крещения особенно надобно ожидать искушений». Крещение – это вызов дьяволу и начало духовной борьбы, ибо крещеный стремится исполнить обеты, данные Богу, а дьявол – ненавидит Бога и Его святую Церковь и жаждет погубить всех христиан, поэтому и сказано в Священном Писании: «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3:12). Вся наша жизнь после крещения – это духовная борьба с темными силами Ада – дьяволом и его аггелами – демонами, с нашими страстями, клокочущими в сердце, как в действующем вулкане. Жизнь христианина на земле – это духовная борьба, время испытаний и самоопределения – кому отдать сердце свое – Богу или дьяволу, жесток и изощрен в коварстве наш адский враг – сатана,, но наше знамя – Честный Крест, а наш Небесный Вождь – Сам Христос, всемогущий Победитель смерти, дьявола и Ада, и если мы с Ним и благодать Святого Духа осеняет нас, то нет ничего невозможного для нас и возможной становится победа над силами тьмы, таящимися в наших сердцах, подобно тому, как змеи гнездятся в мрачных ущельях. Преподобный Макарий Оптинский учи, что в начале духовного пути Господь посещает нас благодатью, а потом – ввергает нас в огонь испытаний и искушений, чтобы мы укрепились в вере, искоренили страсти и научились надеяться не на себя, а на Бога Вседержителя – обрели смирение и мудрость, рассудительность и духовную опытность: «При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатью Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огонь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и сластолюбивое наше устроение совершенно испепелить огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие».
                В Священном Писании сказано: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.4:1–2). По толкованию преподобного Ефрема Сирина в этих таинственных стихах Библии ясно возвещается Божественность Святого Духа, совечного и равночестного Отцу и Сыну, ибо Дух Господень имеет власть возводить Сына Божиего в пустыню, а Иисус из Назарета идет в пустыню совершенно добровольно, ведь Он – абсолютно свободная Личность, у трех Ипостасей единого Бога – одна воля, а человеческая воля Христа Богочеловека  пребывает в симфонии и синергии – в согласии с Его Божественной волей. Святитель Григорий Богослов полагал, что в приведенных выше стихах Евангелия, открывается тайна неразрывной связи Ипостасей единой и нераздельной Святой Троицы – Сына и Святого Духа: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его в пустыню; Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует». Христос исполнен Святого Духа и все Его даров, Он – истинный Мессия и Спаситель мира, Его миссия – тайна искупления рода человеческого тройственным служением – пророческим, первосвященническим и царским, в Нем полнота благодати и свободы, ибо где Дух Господень – там и свобода. По слову Блаженного Иеронима: «Несомненно, что Христос был возведен Духом Святым, ибо далее следуют слова: для искушения от диавола. Христос отводится не против Своего желания или увлекается не как пленник, но добровольно». После Крещения Христос начинает Свое мессианское служение и исходит в пустыню, чтобы дело искупления наших грехов и спасения нашего началось с духовной победы над дьяволом – Божественный Искупитель пришел в наш мир сокрушить царство тьмы и преодолеть все дьявольские искушения, ибо если ветхий Адам в Эдемском саду не устоял в верности Богу и пал, то Христос, уединившийся в пустыне, как Новый Адам восторжествовал над духом зла и лжи, остался непоколебим для всех соблазнов, Он – крепость святости неприступная и столп праведности несокрушимый. На западном побережье Мертвого моря есть Иудейская пустыня, где находили себе убежище аскеты и отшельники, там нет барханов, но есть горы, обожженные солнцем скалы и редкие кустарники. На картине великого русского художника Ивана Крамского «Христос в пустыне» изображен Сын Человеческий, одиноко сидящий на камне, глубоко задумавшийся и уединенно молящийся, а вокруг Него распростерся безжизненный пейзаж – голые скалы и бескрайнее небо. Почему после Крещения в водах Иордана Христос ушел в Иудейскую пустыню и она стала местом Его искушения? Апостол Петр говорил, что вся земная жизнь Иисуса Христа – это нравственный образец и непогрешимый пример для нас, «дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:21). Пустыня – это царство тишины и пристанище монахов, уходящих от мирской суеты, чтобы всецело посвятить себя Богу, это – место уединения, поста и молитвы, но вместе с тем, пустыня – это место одиночества и невидимой духовной брани – борьбы добра со злом, разворачивающейся в сокровенных глубинах человеческого сердца. По толкованию священника Олега Стеняева, пустыня – это место одиночества, а дьявол внушает нам мысль, что мы одни – затеряны в страшном мире и Бог далек от нас, но христиане – члены святой Церкви, соединяющей всех верующих людей и Ангелов, а всеблагой Господь нас одних в борьбе с силами зла, ведь Он Сам говорил о Себе: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (Ин.14:18), «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Блаженный Феофилакт говорил, что Христос Богочеловек «отводится именно в пустыню, чтобы показать нам, что дьявол искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и без помощи других. Поэтому нам не должно оставаться без совета и полагаться только на себя».
                Вся духовная жизнь христианина – духовная борьба со страстями и «брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12),  а так как Христос – Единый Безгрешный и в Нем нет никакой тьмы, то Он боролся в пустыне не со страстями, ведь сердце Его было чисто, оно – чистейшее алмазное зеркало, отражающее свет солнца, Он боролся с самим властителем всех духов тьмы – с дьяволом. Сказано, что Христос – «достославный Отшельник» и величайший из Монахов, пришел в пустыню «для искушения от диавола» –  для того, чтобы одержать победу над величайшим из Ангелов, который возгордился и вознамерился превзойти Творца своего, увлек за собой треть Небесных Сил и восстал на Бога, а затем – был низвергнут с небес пал как молния, затаил ненависть к Бога и из зависти к блаженству первых людей, искусил их нарушить заповедь Божью и стал причиной их грехопадения – вселенской катастрофы. В Евангелии от Марка сказано, что Христос находился в пустыне не один, а «со зверями «(Мк.1:13), звери признали в Нем своего истинного Владыку, ведь на Нем не было печати греха и они ощущали Его царственное величие и святость, в Нем явился наш идеал – то каким Бог задумал человека. Находясь в пустыне – среди скал и камней, Христос проводил все время в строгом посте и непрестанно молитве – дни сменялись ночью, пронизывающей холодом, а ночи – днями, обжигающими зноем, над Ним восходили то солнце, то сверкающие звезды – так прошло сорок дней и сорок ночей. Христос пришел не нарушить закон Моисеев, а исполнить совершенным образом, Он – величайший Молитвенник, учивший, что род бесовский изгоняется постом и молитвой и молящийся за весь мир. Сорокадневный пост был известен и во времена Ветхого Завета – пророк, законодатель и боговидец Моисей постился сорок дней перед тем, как получить Скрижаль Завета с десятью заповедями, постился и ветхозаветный пророк Илия. По замечанию Блаженного Феофилакта, «Христос постится столько времени, сколько Моисей и Илия: а если бы – больше, то воплощение Его показалось бы призрачным». В Библии число сорок – это число поста и испытания, молитвы и покаяния: сорок лет странствовали древние евреи в пустыне, сорок дней Моисей молился о своем народе, сорок дней постились жители Ниневии и обрели прощение Божие, сорок дней пророк Иезекииль нес наказание за неправды дома Иудина, сорок дней – длительность Великого Поста. Сорок дней Христос был погружен в молитву – никто не мог прервать Его разговор с Небесным Отцом, но человеческое естество Его нуждалось в пище и Он взалкал. Святитель Василий Великий тонко подметил что, будучи всемогущим Богом, Христос уничижил Себя до наших немощей: «По высоте Божества, Он был бы неприступен противнику, если б чрез алкание не снизошел до человеческой немощи». Видя, что Сын Божий взалкал, дьявол решил коварно воспользоваться физической немощью Христа и отыскать «ахиллесову пяту» у Мессии – искусить Его тремя искушениями – искусить Его как Пророка, Первосвященника и Царя, дабы извратить мессианское служение Сына Бога Живого и попрать святость Единого Безгрешного.
                С тех самых пор как в день Крещения Господня Небесный Отец и Святой Дух возвестили о том, что Христос – истинный Сын Божий, и пророк Иоанн Креститель нарек Его Агнцем Божиим, берущим на Себя грехи мира, а затем Иисус удалился в пустыню, дьявол пристально следил за Спасителем, но не мог подойти к Нему пока тот непрестанно молился Небесному Отцу, а как только Христос взалкал, сатана – этот изощренный стратег в дьявольском искусстве искушений и непревзойденный ловец, губитель и истязатель душ человеческих, вознамерился искусить Мессию: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3). Святитель Иоанн Златоуст высказал мысль, что дьявол не в силах был проникнуть в тайну Боговоплощения, он – дух отрицанья и сомненья, и не мог быть точно уверен, что Иисус – это действительный Мессия и Богочеловек. Святые отцы Церкви находили в словах дьявола отрицание Богочеловечества Христа и непризнание Его как Мессии и Спасителя мира, дьявол – клеветник и отец лжи, его уста – источник всех ересей и лжеучений, он – мусагет и гений-вдохновитель всех ересиархов, не верующих, что две различные природы – Божественная и человеческая –  соединись  одном Божественном Лице Иисуса Христа – втором Лице Святой Троицы. Обращение дьявола ко Христу свидетельствует о том, что он знает, что Мессия и Божественный Искупитель – не обычный праведник и пророк, а воплотившийся Бог Слово и истинный Сын Божий, но видя как Христос испытывает голод по человеческому естеству Своему дьявол не мог примирить это с тем, что Иисус – всемогущий Господь. Существует святоотеческое толкование, гласящее, что дьявол понимал, что Христос – Сын Бога Живого и Мессия, он приступает к Нему и предлагает обратить камни в хлеба, коварно не упоминая, что Иисус голоден, но обращая внимание на то, что Бог всемогущ – для Него все возможно, в том числе и обратить камни в хлеба. В момент Крещения Господня и Богоявления Бог Отец возвестил с небес – «Сей есть Сын Мой возлюбленный», это благовестие не укрылось от дьявола, но контраст между Божественным величием Сына Божиего и Его уничижением – истощением Христа от голода в пустыне изумил сатану, он решил, что нашел уязвимое место у Спасителя – Его немощную плоть, и обратился к Мессии со словами: «если Ты Сын Божий…». В самой форме обращения дьявола ко Христу в пустыне, святые отцы Церкви видели навет клеветника: Христос есть истинный Богочеловек и Спаситель мира, в Нем соединилось два естества – Божественной и человеческое, дьявол не пытается состязаться с Его предвечным Божеством, но с дней Адамова паденья гордо чувствуя себя властелином над людьми и убежден, что Христос как человек не сможет устоять пред искушением, как Адам не устоял в Эдеме. Дьявол указывает Христу на то, что все люди немощны и смертны, он как бы говорит Спасителю: Если Ты истинный Сын Божий, пришедший в мир спасти человечество и научить людей вечным истинам, то прежде накорми их – яви Свое Божественной всемогущество и обрати камни в хлеба и все народы земли пойдут за Тобой, ибо им нужна не Божественная Истина, а сытость. Как Ты можешь спасти смертных людей, если Ты Сам стал смертным человеком и страдаешь? Взгляни на Себя – Ты есть всемогущий Бог, но вочеловечившись Ты уничижил Себя до немощного человека и Сам можешь умереть от голода, а потому, если Ты Сын Божий и истинный Богочеловек, то скажи, чтобы камни сделались хлебами и пусть всемогущее и всесильное Божество Твое исполнит желания бренной и немощной плоти Твоей. Велико и изощренно коварство дьявола – искуситель, словно благожелательно заботясь об утолении голода Христа Спасителя, предлагает Сыну Божиему не томиться и страдать, а утолить голод чудодейственным образом употребить Свою Божественную силу, чтобы насытиться – совершить чудо и претворить камни в хлеба. Коварным советом своим, дьявол хочет попрать мессианское достоинство Христа и извратить Его высшее пророческое служение – сделать так, чтобы Божество исполняло все желания немощной плоти, ввергнуть Самого Христа Освободителя в грех угождения плоти, о котором будет писать апостол Павел: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал.5:13). Христос есть истинный Мессия и Сын Божий, имеющий троякое достоинство и служение, Он – Величайший Пророк, Небесный Архиерей и Вечный Царь, а три искушения дьявола и направлены на то, чтобы сбить Христа с истинного пути исполнения воли Бога Вседержителя и извратить Его мессианское служение. Как воплотившийся Бог Слово и Величайший Пророк, Христос пришел в мир возвестить истинную иерархию ценностей – искать не земных благ, а Царство Небесное и правду его, ибо дух наш должен жить Богом, душа – духом, а тело – душой. Но с дня грехопадения Адама иерархия ценностей перевернулась – дух человека возжелал свободы и независимости от Бога и впал в плен душевности, душа – стала рабой плотских страстей, а наше тело стало бренно, немощно и смертно, оно не может жить без пищи. По изощренному коварству своему, дьявол искушает Христа уступить бренной плоти Своей и явить чудо – обратить камни в хлеба, лукавый дух хочет, чтобы немощь плоти  стала руководительницей всемогущества Божиего и Христос признал верховенство земных благ над небесными благами – стал исповедником извращенной иерархии ценностей мира, лежащего во зле. Но видя лукавство дьявола и исповедуя истинную иерархию ценностей, Христос отразил первое искушение словами из ветхозаветной книги Второзаконие: «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Как Величайший Пророк и воплотившееся Божественное Слово, Христос возвестил, что для  поддержания жизни не так нужна материальная пища, как хлеб духовный – Слово Божие, ибо источник жизни – это дуновение уст Божиих, а значит, чтобы жить человек должен не угождать плоти, но служить Богу. Высшее назначение человека – жить Богом. Сорок дней в пустыне Христос пребывал в молитве, беседуя с Небесным Отцом, Он оставил все заботы и попечения житейские, показывая нам как надлежит молиться, Он явил образец торжества духа над плотью и всецелого доверия Богу – если бы нужно было, чтобы совершилось чудо, то Сам Небесный Отец чудесно напитал бы Христа, как напитал Он во времена Моисеевы израильтян в пустыне небесной манною. Дьявол искушал Христа употребить Его Божественные силы не на спасение людей, а на служение Своим телесным нуждам, встать на путь угождения плоти и тем самым отречься от Своего мессианского призвания уподобиться Исаву, продавшему первородство за чечевичную похлебку. На страницах Евангелия описывается как Христос будет творить чудеса, но Он будет это делать только тогда, когда того потребуют высшие и  духовные цели.  По замечанию Блаженного Иеронима, Христос «одержал победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением», Он победил дьявола не только как истинный Бог, но и как истинный человек.
                Если первое искушение – это искушение плоти, то второе – искушение чудом и попытка сыграть на честолюбии – дьявол в одно мгновение перенес Христа на вершину Иерусалимского храма и предложил броситься на глазах у всех вниз, чтобы Ангелы подхватили Его в полете и засвидетельствовали Его Божественное величие и мессианское достоинство: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4:5–6).По свидетельству Иосифа Флавия, Иерусалимский храм был величественным сооружением, его высоты нельзя было смотреть на землю без головокружения. Дьявол хотел, чтобы Христос кинулся вниз с этой огромной высоты и Ангелы подхватили Его – все в Иерусалиме увидели бы это чудо и признали бы в Иисусе великого Чудотворца и Мессию, покорились бы Ему в священном страхе и трепете. По разъяснению священника Олега Стеняева: «Многие преткнулись на искушении чрева, но немало преткнулось и на искушении чудесами. Сейчас все гоняются за чудесами. Все ищут чуда, жаждут чуда, стремятся к нему. Чудо для многих важнее и добродетели, и самой веры. Как только кто услышит о чудесной иконе, плачущей или мироточащей, так к ней и бегут. Некоторые водят хороводы вокруг чудесных деревьев, прикладываются и целуют их, привязывают к ним ленточки и т. д. Сумасшедшие! Они не понимают, что чудо дается для маловерующих, для сомневающихся, а не для уверовавших христиан». Апостол Павел предостерегал христиан, что дар чудотворства не спасает душу, ибо высшая добродетель – это любовь, а чудеса, совершенные без любви не имеют никакой ценности в очах Божиих: «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» (1Кор.13:2). Христос не возжелал покорить мир Божественным всемогуществом и каскадом чудес, ибо Он не хотел лишать людей свободы и искал их свободной веры и любви, ведь нашему Небесному Отцу нужны любящие сыны, а не трепещущие в страхе и трепете рабы. Вера – это великое и священное таинство, свершающееся между Богом и человеком, это – свободный акт нашего духа и сердца, верность Богу и доверием Ему, нельзя заставить верить, верить во Христа Спасителя – значит возлюбить Его всем сердцем, волей и разумом, не требовать доказательств и не искать знамений и чудес, научиться видеть подлинное чудо – в Самой Божественной Личности Иисуса Христа, в Его святой Церкви, Евангелии и таинствах. На страницах Ветхого Завета говорится, что существуют лжепророки, они творят ложные чудеса и знамения, побуждают людей поклоняться иным богам – дьяволу и демонам, а в апокалиптической перспективе – Антихристу, и всемогущий Господь попускает им делать это, чтобы всей вселенной было видно любят ли Его искушаемые лжепророками люди от всей души и от всего сердца своего: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13:1-3). Апостол Павел предостерегал, что главное для христианина – верность Богу и Слову Божиему, а потому – даже если бы Ангел сошел с неба и стал бы творить чудеса и проповедовать противное Евангелию, то и Ангелу да будет анафема. Христос сказал ученикам Своим, что перед Его вторым пришествием явится множество лжехристов и лжепророков, которые будут приуготовлять путь Антихристу и многих прельстят знамениями и чудесами: «И многие лжепророки восстанут, и прельстят многих… Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там»,  – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф.24:11, 23-25); «Отвечая им, Иисус начал говорить: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» (Мк.13:5-6); «Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их» (Лк.21:8). В Апокалипсисе рассказывается, что Антихрист и  лжепророк будут вторит великие знамени и чудеса, они будут обольщать мир. Апостол Павел ясно понимал, что люди ищущие чудес, а не Самого Бога и вечного Богообщения, могут прельститься ложными чудеса и знамения и предостерегал, что пришествие Антихриста будет сопровождаться  «всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2Фес.;2:9–11).  Христос ценил свободу людей и никогда не использовал чудеса с целью обольстить их, ибо искал любви и веры сердец человеческих, а не восторгов изумленной толпы, но чудеса и знамения лжепророка, по своей грандиозности нареченные великими, будут рассчитаны именно на обольщение, и все то, кто не имеют в себе Духа Божиего, и помышляют более о земном, чем о горнем, прельстятся лжечудесами.
                Иерусалимский храм был святым местом и центром религиозной жизни для евреев, престолом Господним на земле. Дьявол перенес Христа на вершину Иерусалимского храма, обращаясь к Его первосвященническому служению, искушая Его как Небесного Архиерея пришедшего на землю, предрекая, что люди не станут слушать Его – сочтут за лжепророка и лже-Мессию и обрекут Его на смерть, соблазняя Его явить Свое Божественное всемогуществу миру и призвать Ангелов, служащих одному Богу. Блаженный Иероним проницательно замечает, что дьявол есть отец лжи, он избирательно цитирует Псалтырь как еретики, которые берут из Священного Писания то, что нужно им для соблазнения душ человеческих, но умалчивают о том, что противоречит их заблуждениям и осуждает их ересь: «Несомненно, если бы он подлинно знал, что это написано о Спасителе, то должен был бы присоединить и то, что далее говорится в том же псалме и против него: На аспида и василиска наступишь без вреда; попирать будешь льва и дракона. О помощи Ангелов дьявол говорит Ему как бы немощному, а о своем уничижении, как хитрец, он умалчивает». Священник Олег Стеняев посняет, что «дьявол – первый религиозный диссидент, раскольник и сектант. Он использует Слово Божие в своих собственных целях и всегда выхватывает библейский текст из контекста. В пустыне он цитирует Священное Писание с единственной целью – соблазнить Христа Иисуса. Но как он может соблазнить Святым Словом Само воплощенное Слово (Логос)?! Господь Иисус Христос отвечает на его искушения словами Писания, и дьявол и здесь терпит полное поражение». Искушение состояло в том, что дьявол стремился склонить Иисуса Христа обратить Свою чудодейственную Божественную силу в средство не для достижения высших целей – искупления грехов рода человеческого и спасения мира, а в орудие гордыни и тщеславия – явится пред изумленным и трепещущим народом на колеснице Херувимов и Серафимов – посреди сонма Ангелов, как их Царь, и тем самым покорить весь видимый мир. Но Христос показал, что в Его сердце нет места гордости и тщеславию, оно – бездна любви и смирения, Он отразил искушение духа зла и тьмы словами из Библии: «Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7) В Библии выражение «искушать Бога» означает с недоверием относиться к Творцу – подвергать сомнению Его премудрость, всемогущество и благость. Когда во времена Моисея сыны Израилевы восклицали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?», то, как  объясняет псалмопевец, они искушали Бога в сердце своем – они «искушали Бога и оскорбляли Святого Израилева» (Пс.77:41). Когда законники, книжники и фарисеи приступали к Христу Богочеловека, «искушая Его, просили показать им знамение с неба» (Мф.16:1), то они искушали Мессию. По неизреченной любви и великой премудрости от вечности на Совете Святой Троицы был избран план спасения мира через искупительную жертву Иисуса Христа – Агнца Божиего, в предвидении того, что Адам не устоит в верности Богу, согрешит и ввергнет весь земной мир во власть дьявола, смерти и тления. Дьявол искушал Христа в пустыне избрать не путь любви, смирения и жертвы, а путь чуда, власти и могущества – не смиренно покориться Своей человеческой волей святой воле Отца Небесного – единой воле единосущной и нераздельной Святой Троицы, а гордо и дерзновенно покорить всемогущество Божие Своей человеческой воле – поставить человеческую волю выше Божественной Правды – впасть в грех гордыни, но Христос остался неодолим, ибо если Бог избрал для спасения мира путь страданий и смерти Сына Божиего, то это –  единственный путь спасения, угодный Богу и согласный с неоспоримой правдой Всевышнего.
                Христос Богочеловек есть истинный Мессия, Он – совершенный Бог и совершенный человек, в Нем воплотился высочайший Божий замысел о человеке, Он – Царь, Первосвященник и Пророк, и если в двух первых искушениях дьявол испытывал Сына Человеческого как Пророка и Первосвященника, то в третьем искушении всеми царствами мира сего и их славой лукавый дух тьмы испытывает Его как Царя: «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:8–9). Возведя Христа на высокую гору, дьявол искушает Сына Божиего как всемирного Царя и Мессию и показывает удивительное зрелище – все царства вселенной с их славой, все земли и моря, сверкающие звезды и галактики – власть на всем видимым миром и над всеми народами земли  сатана предлагает Мессии в обмен на то, чтобы Он поклонился князю мира сего. В третьем искушении – искушении властью над миром, с необычайной силой и глубиной раскрывается тайна Люцифера и его инфернальная психология – будучи величайшим Ангелом, он возжелал вознестись выше всех звезд, превзойти Бога и воссесть на престоле Святой Троицы – стать самым могущественным, великим и ужасным властителем вселенной. По толкованию Блаженного Феофилакта, предлагая Иисусу Христу власть над всеми царствами мира и их славу, дьявол по гордыне своей признает весь мир своей собственность, но на самом деле, он узурпировал власть над земным миром, когда искусил Адама и Еву – царя и царицу материальной вселенной, и через лукавство стал князем мира сего. В безумной гордыне лукавый князь мира сего считал себя властителем вселенной и предлагал Христу взять в Свои руки власть над миром – мировое господство:  Возьми все царства мира и их славу, стать величайшим и самым могущественным Властителем земли и Тебе не придется всходить на Голгофу и умирать на Кресте, Ты установишь справедливый миропорядок, утешишь страждущих, освободишь угнетенных и осушишь рек слез, но взамен – пади ниц и поклонись дьяволу. С высшим духовным благородством и смиренной покорностью воле Бога Вседержителя – Отца Небесного – с готовность принять крестные муки и смерть ради нашего спасения, Христос изобличает лукавство и гордыню Люцифера,  забывшего, что Бог – Творец и Властитель вселенной, и поклонение принадлежит одному Богу: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф.4:10). Христос есть истинный Царь, но Царство Его не от мира сего, Он воцаряется не на престолах земных через мирскую славу и власть, в сердцах человеческих через веру, надежду и любовь, Он – истинный Мессия и Спаситель мира, приносящий Себя в жертву за всех нас. Когда Христос сказал Люциферу – «отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи», то дьявол был побежден и козни его развеялись как мираж в пустыне, лукавый князь мира сего бежал от лица Господа, как тьма ночи бежит от света восходящего солнца. Впоследствии сатана еще не раз будет искушатьХриста Богочеловека, но не лично, а через народ иудейский, покушающийся сделать Его царем своим (Ин.6:15), через ближайших учеников Христа – апостолов, не до конца понимающих Его мессианское служение, через крик врагов Его – распинателей, ругающихся над царским достоинством Мессии и кричащих – «сойди с Креста», но никогда сатана не одержит победы на Христом и сам будет побежден Его искупительной жертвой и воскресением из мертвых. В святом Евангелии сказано, что когда дьявол бежал от лица Господня, то «Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11), ибо Он –  Царь Ангелов и воплощенный Господь, а вместе с тем, это благовестие о том, что все прошедшие через искушения с честью и устоявшие в верности Богу будут прославлены в Царстве Небесном. Вся жизнь христианина с момента крещения до часа смерти – это духовная брань, весь окружающий нас мир – пустыня греха и соблазнов, юдоль сомнений и разочарований, боли и отчаяния, но если мы будет верны Богу и будем идти по стопам Христа, то мы выйдем победителями из духовной брани, найдя опору в Боге: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена» (Пс.22:4–5).