Исторический анекдот 2

Брюс Штриттер
Это продолжение интригующей истории, рассказанной Александром Сильва в замечательном историческом памфлете "Исторический анекдот"
http://stihi.ru/2021/12/21/4804

С тех пор прошло лет двадцать безоглядно;
Шёл император как-то через зал,
Ему навстречу - честь отдал с докладом -
Князь Долгоруков, личный генерал.

Красив, как бог, в приталенном мундире -
В мундирах император ведал толк;
Решил: во славу матушки-России
Построю завтра Лейб-гвардейский полк!

Представив, как пройдут артиллеристы,
Как грянет гимн могучий русский хор,
Довольный, Николай остановился,
И обратил на князя острый взор.

- Илья Андреич, вольно! Право, милый,
Не на параде, бросьте вы дела:
Пойдёмте, братец, пить, всё так уныло...
- А что ж доклад?
- Потерпит до утра.

Представьте: самодержец, император?
А старший брат придумал соскочить!
Корона, трон... Ну что, мне это надо?
Но жаль людей... приходится мочить.

А жизнь-то, жизнь проносится так быстро!
Уж как достали царские дела:
Поляки, турки, Пушкин, декабристы,
И скоро, скоро Крымская война.

- Ну, что вы, государь: врага осилим!
Артиллеристам будет дан приказ,
Во славу Бога, трона и России
И туркам, и полякам - прямо в глаз!

- Хоть ты меня немного успокоил:
Ракеты, знать, и вправду хороши?
А может, вспомнишь что-нибудь такое,
Чтоб рассмешить царя от всей души?

- Извольте, только много пить не стану...
В артполк тогда свела меня судьба,
И вышел чин на роту капитанский,
И мы с друзьями пили до утра.

Ну, разошлись... Вокруг ни зги не видно!
Напился так, что стыдно вспоминать;
Брёл по Дворцовой. Вдруг меня окликнул
Какой-то чин, во тьме не разобрать.

Стал досаждать вопросами своими -
Ты, типа, пьян? Позоришь, мол, меня?
Ну чисто император на картине,
Вот только без регалий и коня.

Он мне твердит - ты честь пропил, скотина,
Скажи свой полк, и кто твой командир!
Я обложил его (мне стыдно и поныне),
И облевал его и свой мундир.

Не слышал свет ещё такого мата!
Затем он мне поведал, кто же он;
А я ему - ну, коли император,
Тогда я Бонапарт Наполеон!

Как император - императору: предвзято
Судить не должно, кто б ни перебрал;
Но, к слову, самодержец-император
С такой свиньёй беседовать б не стал.

Он был смущён, а может быть, расстроен,
Что на такую дрянь излил запал;
Сказал - пойди проспись, и будь спокоен:
Коль будешь трезв, то будешь генерал.

С тех пор я внял разумному совету,
Стал генералом, принят в царский двор...
- А встреча на Дворцовой?
- Нет ответа,
И кто ж он был, гадаю до сих пор.

Смеялся до упаду император:
- Так то был ты... Какая же свинья!
Так, говоришь, не знал такого мата?
А хочешь, повторю? Вот слушай: б...

Врагам России смысл её неведом,
В чём сила здесь, не взять мозгами в толк;
Царь с  генералом пили за победы,
А на плацу стоял во фрунт гвардейский полк.


Каждый анекдот, особенно исторический, обязательно имеет под собой реальную историю. По нашим данным, здесь главный герой - князь Илья Андреевич Долгоруков, генерал-адъютант от артиллерии. В 1825 - 1826, когда на трон был назначен Николай I, Долгоруков состоял младшим офицером Лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, затем его карьера резко пошла вверх: в 1833-м генерал-майор, затем начальник Михайловского артучилища (колыбель российского ракетного вооружения), далее генерал-лейтенант, генерал-адъютант.