Кабы заяц не косил

Александров Владимир
 Если бы заяц не оглядывался, когда убегает, и не косил, его бы никогда никто не догнал и не подстрелил. В данном случае, (косит) глазом, а не то, что в песне, "Косят трын-траву". Заяц, как и лось траву не ест. обходится корой деревьев. Честно говоря, даже не пойму, что они находят в наших северных лесах средь болот и озер. Раньше, когда люди  работали на земле, пахали и сеяли, когда в каждом поле было и зерно и озимь, всем была еда, и людям и их скотине и несчастным беспризорным зверям, которым приходится добывать себе еду в поте морд своих. Например лось, у него вон какое пузо, сколько ему туда надо всего, да не сена какого-нибудь. А чего-то вкусного постного, но питательного. Неужели они только корой от осины и сыты бывают?.
  Так и заяц, маленький, а если попадет на дачный участок с молодыми яблоньками, так большой урон может нанести хозяевам. Моя соседка усиленно занимается садом, а забор затеян самый лучший, но никак его не закончат, а зайца я частенько вижу возле ее участка.
 Другое дело, медведь, тот любит всходы сельскохозяйственных культур по осени, да и весной не брезгает. Но он и при других стадиях развития злаков, большой охотник до них. Вплоть до жатвы может прийти и потоптать овсяный урожай.
 
    Раньше, когда я только родился и подрастал, когда существовал колхоз, в котором пахали и сеяли, дичи было полно в окрестностях,  но никто не боялся ни волков, ни кабанов, ни медведей. Все лето коров и овец пасли по лесам и полям.
Но потом, когда я уже давно жил в городе, колхозы распались, я вздумал построить в родной деревне себе дом. 
  Еще по снегу заготовили лес, подтащили на площадку, основали сруб, и когда пришла весна, снег сошел, понадобилась мне жердочка для шаблона.
  Взял топор, пошел через среднее поле по дороге в Славы. Знал по прежним временам, где растут тонкие стройные сосенки. Возле самого леса поле зеленело озимым овсом. Это, наверное, в последний раз колхоз отсеялся в тот год. Прошел я мимо кругленького болотца, ступил в лес и слышу справа на пригорке, сплошь заросшем мелким смешанным подлеском, что-то хрустнуло, похожее на упавшее подгнившее тонкое деревце.
- "Ага,- думаю,-это Петр Яковлевич заготавливает палочки для изгороди". Хочу крикнуть, поздороваться, а оттуда такой же хруст ломаной ветки донесся. Гляжу, а там бурый бок животного передвигается за частой сеткой растительности.
 Я соображаю, что это медведь, и останавливаюсь. Надо же делать ноги, - думаю я, оглядываюсь на стоящие по обеим сторонам дороги толстые сосны, думая, выискивая где можно за сук ухватиться, да подтянуться, чтобы на дерево взлезть, в случае атаки. Но ничего подходящего не вижу, все стволы голые, и потихоньку, шаг за шагом ускоряясь,  отваливаю назад в деревню. Бежать мне не пришлось, но ретировался я спешно и быстро. По полю пошел уже спокойнее,но оглядываясь вот и деревня, пошел к Петру Яковлевичу, с тревогой оповестил его, что вот, мол, медведь, а у вас тут коровы пасутся по деревне. Но он не проявил никакого беспокойства, заявив, что знает, видел его следы, да муравейники разоренные. Овсянник, он не тронет...
  Медведь не большой был, но я, все-таки все то лето не смел больше ходить не только по той дороге в лес, но и вообще за окраину поля не ступал.

 По наслышке я скажу, что медведь всеяден. Старики говорили, что если он заломает корову,(а был случай, нашли в Медвежьих головах останки от коровы Нюркиной, но это в войну,) он съедает только вымя и ливер, а остальное закапывает и ждет, пока запахнет.  Так это и правильно, например про рябчиков я недавно прочел, что их следует немножко подержать на свежем воздухе. В мясе должен начаться естественный процесс расщепления  белка.
 А медведь и ягоды всякие любит. Особенно чернику, бруснику, малину, что послаще, свалку полу-гнилых  яблок он не обойдет, непременно поест. 
 
 Не могу без смеха вспоминать разговор с моим одноклассником Серегой, который рассказывал как он однажды сосчитал количество медведей, приходивших к их дому ночью. 
 -Здесь живут не менее пяти штук,- сказал он с видом большого знатока.
-А почему ты так уверен?-
 - "А потому, что сестра высыпала яблоки гнилые, за огородом а они пришли прошлой ночью. Я хотел выйти с ружьем, но не пошел...
- Слышал собака рвалась, а утром вышел, и насчитал пять куч помета ихнего."-
  Он так серьезно это говорил, что я даже не посмел ему возразить. А хотел сказать, что это один медведь был, но испугался твоего клацанья ружьем,  и так обильно опорожнил свой кишечник. 

  Ну, да пускай думает, что у нас край полон дичи, я-то знаю, что у нас совсем мало зверя сейчас, так как люди схлынули в города, не стали заниматься землей, а всем же нужны протеины, зерновые, овощи хорошие.
 Те же кабаны любят картошку и турнепс. А сейчас идешь по лесу, видишь ельник а под ним изрыт весь грунт. Это они корни выискивают.
  А про зайцев Леха Кириллов говорил, что их рысь поела. В прежние времена она была большой редкостью у нас. Как, впрочем, и  бобры. А сейчас их много развелось. .Все лесные канавы перегородили, даже на большой нашей реке хозяйничают. Но там пусть хоть немножко кусты ивы прореживают, а то же к воде стало не подойти.
 
 Когда я ходил класс в девятый, то мой приятель Олег Кавицин во время наших общих походов в школу, или обратно, хвастал, какой удачливый его отец на охоте, и как они с ним вдвоем ловко стреляют зайцев, куниц, белок, лис, и барсуков. Дорога в школу пролегала между рекой и лесом. За рекой тоже лес виднелся и мне казалось, что там за темно-зеленой стеной елей и сосен, на каждом дереве или под кустами можжевельника сидит какой-нибудь из наших тамошних зверей, которого следует подстрелить, сдать шкурку и получить солидные деньги. А уж про птицу и говорить не приходится. Ведь это же какое объедение- дичь! Что тетеревА, что глухарИ, а куропатки, вальдшнепы, утки гуси...
 Голодное было детство и охота мне казалась хорошей возможностью поживиться.

 Хвастовство Олега меня сильно заводило, и я выслушивал не без досады. У нас же было ружье, но мой отец не умел и не хотел охотиться, а тупо вкалывал в колхозе по наряду каждый день за трудодни . Как же хотелось мне его увлечь в лес в единственный его выходной, который бывал только в зимние месяцы. В прочее же время года, выходных в деревне не бывает вообще. Но вначале зимы, пока снег не велик, воскресенье и мне не в школу, так что, как бы хорошо пойти с ружьем, да пострелять, но у него находились дела дома по хозяйству. А ведь я к тому времени имел собаку Пальму, которая в лесу прилежно выискивала дичь, лаяла, дожидаясь моего подхода, но, как-то не особенно часто и рьяно.

 Более всего, мне хотелось застрелить лису, которая воровала наших кур. Как же я ненавидел рыжую негодяйку. Лисы да ястреба были самыми лютыми моими врагами, ибо приходилось стеречь цыплят и глупых наших куриц, которые по утрам, пока я еще спал, выползали из двора, шли за дорогу, а там их хватала лиса, кидала на плечо себе и только пух летел вслед за нею. Мать наша негодовала, отец плечами пожимал. Ведь это он вывез нас наш дом на этот проклятый край деревни, где если не лисы, так куриная слепота секла их поголовье.
 Я не верил, что из за того, что куры оклевывались этими "цветами зла" прямо в начале лета, потом оставались живы, возможно и слепли,  но переставали нестись. А мать утверждала, что это так, а теперь я и сам склоняюсь к тому, что виной был этот "ЛЮТИК ЕДКИЙ", про которого пишут, что даже человеку он может сильно навредить.
 А яички мы могли поесть только в тот период, когда после зимних холодов день делался длиннее, куры становились поактивнее, но на двор не выходили, а шастали под сенями, и там в залежах старого сена откладывали столь ценный продукт, и квохтали  после того, как снесутся. А вот когда становилось тепло, когда они могли удрать на волю, и там либо к лисе в пасть попадали, либо клевали эти цветы, растущее сразу за дорогой по обочинам канавы, с темно-зелеными круглыми, словно восковыми листьями и желтыми бутонами. Их было даже незаметно среди прочей болотной растительности, которую не ели ни коровы ни овцы, но вот курицы, почему-то именно их клевали.

  Олег любил прихвастнуть, и по утрам, после выходного, вкрадчиво, не для пересказа, доверительно выкладывал по утрам, как удачно они с отцом вчера поохотились, или сколько уже они заготовили зверя. У него было уже личное ружьишко, и он кое-что соображал в этом ремесле.
 С нашей одностволкой 16 калибра,  отец мне позволял сходить иногда в лес, что начинался прямо за огородом, даже,  к тому времени у меня был добыт рябчик, и вот однажды Олег меня позвал на зайцев.
 
Их собака Гайка брала помимо пушного зверя, птицы, еще и зайца. Но у них тогда был и специальный гончий кобель Карай. 

 Стояла затяжная осень. Пошли мы затемно с утра на их стороне реки в нижнее поле. Там обширные перелески, помимо хвойного бора много и чернолесья, и кустарников вокруг голых участков пахотной земли.   Едва угадывались тропы, когда мы оказались на одной из  опушек. Вот собака в удалении кого-то зацепила, погнала с характерным повизгиванием во время бега. У меня захватило дух, мысли такие, будто бы это большая удача, что прямо сразу собака погнала зайца.
 
- "Но откуда его теперь ждать? А если он на меня вылетит, и я стрельну, да попаду, как нам потом его делить?" 

Олег в пол-голоса прокомментировал с затаенной радостью: "Кого-то подняла, нам надо встать так, чтобы нас было не видно, а мы бы видели пространство перед собой подальше". А я оглядываюсь, кругом завалы бурелом, малинник по грудь, где тут встать, здесь хоть мамонт мимо пойдет, его не заметишь, а заяц же мелкий...
  Собачий лай стал от нас удаляться в сторону Перемилово. Я же вообще не имел понятия, как она может выгнать зайца на охотника. Звук ее голоса уходил в сторону соседних Семериц, а может быть и на Пропасть. А это пять км.! Но мой наставник начал мне втолковывать:
 -
  "Заяц бежит по кругу, и вернется туда, откуда его подняли. Он же косой, и когда бежит, оглядывается. Ну и незаметно заворачивает по кругу". Мне так удивительно было но и сомнение осталось. К тому же при такой слабой видимости, как можно было увидать бегущего зайца, даже если он он понесется где-то рядом.
-"Не дурак же от по полю бежать, он пойдет хотя бы по опушке, а там за деревьями, попробуй попади в него".

 Думаю:- "Если заяц вернется на место где его подняли, так надо же нам туда и идти, где примерно послышалось начало гона собаки".
  Но Олег шел вперед, вывел на приличную чистую опушку. Мысли мои о разделе убитого зайца, если вдруг..., навели меня на догадку, что у него отпала охота добывать косого совместными усилиями.
 Долго не светало, а в темноте бесполезно было и ждать возвращения собаки. Так что скоро мы пошли в обратный путь.
К тому же  и  лая стало не слышно, потом снова несколько раз доносился, потом опять его не стало, а Олег с сожалением добавил к своим наставлениям:
= Возможно, сделал скидку, и собака потеряла его след."
- А это как?-
= Он бежит бежит, потом как прыгнет в сторону, и ищи продолжение следа, а если нет пороши, да погода, как сегодня, то может и совсем потерять. Долго не светало, скоро намокли коленки от высокой сырой травы, и интерес к охоте охладел. Собака не приходила, а мы выбрались на дорогу и вернулись в деревню.

 При всей моей юношеской страсти к охоте, жизнь моя прошла без этого увлекательного занятия, а моя мать говаривала:"Не надо убивать, не доброе это ремесло, грех".