Сказка-задача

Альберт Афлитунов
Всё рушится не из-за внешних причин и врагов, а из-за внутренних причин и ближайших родственников и друзей.
Из Вавилонской Книги Мудрости

Жил-был на свете олигарх. У него было много денег, имущества, жён, любовниц, друзей, врагов. И было четверо детей: трое мальчиков и одна девочка. Все они были от разных матерей. Однажды олигарх призадумался о будущем и решил заранее распределить своё добро по завещанию.
Он собрал детей и произнёс такую речь:
- Знаю, что вы недолюбливаете друг друга. Я не собираюсь помирить вас и читать нотации. Нравственности нельзя научить. В природе она или есть, или её нет. Точно так же невозможно научить пониманию или сознательности. Природа человека изначально дефектна, греховна, если не сказать, что глубинно преступна. Тянет к запретному плоду, как притянуло наших предков. Найдётся тысяча оправданий, почему пришлось нарушить клятву, обет, обещание. Жадность, зависть, эгоизм, ложь, хитрость, обман, присвоение, хищение проявляются как запрограммированные приёмы с самого начала в самой животной сути, в выживаемости. Поэтому не собираюсь вмешиваться в вашу природу. Главные враги в вас самих. Умирают не от внешних факторов, а от внутреннего ослабления; если доживают до старости, до своей онкологии, то чаще всего умирают от усиления собственного иммунитета, внутренних друзей - собственных раковых клеток, поедающих всё подряд всё им сопротивляющееся. Династии и семьи деградируют, погибают от внутренней борьбы. Авеля убил не посторонний, а родной брат Каин. Иосифа приговорили родные братья. Главное поражение Македонского было не от завоёванных стран и людей, а от македонских соратников. Клеопатра проиграла решающее сражение Октавиану из-за собственной неуверенности и трусости. Внешние силы лишь пользуются видимой своей победой над уже ослабевшими загнившими структурами. Если внутри нарушены разумность, порядок, гармония, справедливость, если истина перестала быть главным критерием, гибель этой структуры предопределена. И могущество не в размерах, не в масштабах, не в присвоенных ресурсах, а в разуме, интеллекте, воле. Естественный отбор идёт не в сторону бесцельного самосовершенствования, а в сторону совершенствования внутренней природы для лучшей адаптации к меняющимся внешним условиям. Ненужное, излишнее отмирает, а нужное развивается и достигает чудесных возможностей. Я родился с умственными способностями к абстрактному мышлению, к математике и мечтал стать настоящим математиком. Я находил ошибки у признанных гениев математики и физики и сам переоткрыл некоторые закономерности заново, а затем сделал и свои оригинальные открытия. Но нужда окружающих родных и близких заставила заняться финансово-экономической и социально-правовой деятельностью и некоторыми видами информационно-интеллектуальной работы, что и принесло почти все имеющиеся блага и доходы. В детстве и юности, читая Платона и проникшись его постулатом, что даже гений, не борющийся за социальную справедливость, остаётся животным, я стал бороться за истину и справедливость. Это, конечно, потребовало уйму времени и сил. Всё же я по-прежнему разделяю мнение, высказанное  Давидом Гильбертом и  уточнённое мной, что физики – это неудавшиеся математики, философы -
неудавшиеся физики, писатели – неудавшиеся философы, гуманитарии – неудавшиеся писатели, политики – неудавшиеся гуманитарии, а все остальные – это врачи, учителя, артисты, спортсмены, люди физического труда, торговцы  и прочие грешники и бездельники. Разумеется, это не в смысле всеобщей оценки труда, а по вектору творческой близости к абсолюту, к небожителям…
Я хочу вернуться к занятиям простыми числами и подобно Гауссу в свободное время прибегать к таблице простых чисел, чтобы проверить очередную идею или закономерность. Чтобы облегчить свою жизнь и уменьшить нагрузку, распределяю между вами четверыми восемьдесят процентов всего имеющегося, чтобы вы стали полноценными собственниками своих равных частей ровно через целое число грядущих периодов.
Старшему сыну, поскольку природа его прямолинейна, я завещаю бизнес с линейно растущим доходом. Среднему сыну, поскольку его природа тяготеет к сложному производству, завещаю производство, которое успешно продолжалось вот уже четыре периода и растёт как натуральный логарифм. Младшему сыну, зная его математические способности, я завещаю интеллектуальную собственность, стоимость которого растёт как сумма гармонических чисел.  Дочери завещаю недвижимость в цене, которая сравняется через целое число периодов со средним арифметическим цен завещанного каждому из сыновей. Тому из вас, кто решит эту задачу в течение этого дня, вычислив точный день, когда по расчётам все ваши доли окажутся равными, будет бонус, равный двадцатой доле всех благ. Тому, кто решит сегодня первым с точностью до года, - сороковая часть всех благ.
- Конечно, папа, вы знаете, что у нашего младшего математические способности. Он решит и заберёт бонус себе, - недовольно пробурчал старший сын.
- А я вот возьму и раньше него решу эту задачу! Сейчас есть интернет и помощь друзей, - заявила дочка.
- А давайте! Кто кого? У меня тоже полно математически одарённых друзей, - сказал средний сын.
- Это, конечно, не очень честно, но я принимаю ваши условия. Пусть все открыто пользуются всеми источниками и прибегают к помощи друзей. Но одна подсказка уже готова. Папа, ты же говорил, что производству исполнилось двадцать лет. Значит, период равен пяти годам. Наши доли должны уравняться через целое число периодов, то есть, через один из периодов в пять, десять, пятнадцать, двадцать, двадцать пять и т.п. лет. Вот и близко решение с точностью до года. Ура! Я почти решил! Осталось только  вычислить и выбрать число периодов. Ясно, что это число – либо 2, либо 3, либо 4, либо 5. Я первый вычислю! Сороковая часть моя! – радостно и гордо завершил своё выступление младший сын.
- Я же говорил! Это сговор какой-то, - недовольно заметил старший сын.
- Никакой это не сговор. Просто соображать нужно и быть внимательным, - возразил младший сын.
- У вас, у всех, есть ресурсы и открытый доступ к информации. Будем считать, что сегодня день начала второго периода, полагая для простоты, что закономерности имеют историю всего в один период, равный, как вы поняли, пяти годам. Для уточнения начальных условий добавлю, что сейчас капитал, принимаемый за единицу и передаваемый  среднему сыну, составляет один миллиард евро. Почему у других детей другие суммы, догадаетесь, проделав расчёты и решив задачу. Не думаю, что вы слишком не в равных условиях. Дерзайте. Жду вас в восемь вечера с решениями, - завершил дискуссию отец.
- А если мы решим одновременно и правильно, то как распределится бонус? – не унималась дочка.
- Тогда, естественно, придётся разделить соответственно и бонус, - ответил олигарх.
Дочка бросилась звонить знакомым с математической одарённостью. Записала формулы для логарифма, частной суммы гармонических чисел, для линейной функции, для исчисления дней за грядущие пять, десять, пятнадцать, двадцать, двадцать пять и т.п. лет.
Дети приступили к выполнению задания. А олигарх пошёл в спальню, лёг на кровать, задремал…
Во сне две женщины в удивительных одеяниях склонились над фантастически красивым, богато украшенным драгоценными камнями фолиантом с листами из золотых тонких пластинок. В книге излагалась теория чисел, но многие формулы, теоремы и доказательства были для землян неизвестны и недоступны. К женщинам подошёл юноша, попросил оставить олигарха одного с раскрытой книгой. Олигарх не сразу понял, что пред ним Амон-Ра. Только рассмотрев на синей коже юноши одежду с божественными атрибутами, он удивился, поскольку полагал, что Богу больше бы пристало проявляться в виде Солнца, Закона, Программы или хотя бы Дедушки. А тут прямо фотомодель! Вдруг дошло, что Амон-Ра читает его мысли и телепатически отвечает. Олигарху стало как-то не по себе. Он застеснялся, покраснел, стал что-то бормотать и уткнулся в книгу. Тут дошло, что две женщины были богинями: Маат и Изидой (Асету). Как же это сразу не дошло? Ведь всё было очевидно. Амон-Ра тоже бесследно и незаметно исчез. И тут вдруг откуда ни возьмись появились белый барашек (агнчик) и синий котёнок. Стали листать книгу, читать и даже что-то вписывать в пустые страницы. Олигарх обнаружил, что его не замечают и не видят. Пытался подавать знаки, проявить себя как-то. Но ничего не получалось. «Видимо, я в царстве мёртвых. Поэтому меня невозможно обнаружить», - решил олигарх. Но сам-то он всё видел и слышал! Как это может быть? И тут котёнок стал задавать вопросы агнцу, спрашивать о каких-то ноулиджонах – квантах Божественного Разума, об абстрактном взаимодействии, информационном дальнодействии и связи с натуральными и простыми числами, счётными конечными множествами. Олигарх понял, что Амон-Ра не доволен излишней любознательностью котёнка. Тема оказалась запретной для неразвитых цивилизаций. Внезапно вспыхнул яркий свет. Нежная скрипичная музыка стала заполнять всё пространство. Запели высокие ангельские голоса.
Взлетели лепестки роз и других диковинных цветов, у которых не было земных аналогов.
На сей раз Амон-Ра появился в образе крылатой кобры в сопровождении богинь. Он подхватил агнца и котёнка и усадил их в тиару на своей голове. Затем подошла богиня Изида и пересадила агнца на стульчик на своей короне. Агнец на стульчике превратился в маленького мальчика в синей одежде. Котёнка взяла богиня Маат и тоже положила в кусты своей короны. Олигарх не смог расшифровать смысл этих действий. «Видимо, у богов так принято. Творят, что хотят», - подумал олигарх и застыл, вспомнив про прозрачность своих мыслей для присутствующих. Богиня Маат повернулась к олигарху и заметила, что младшего сына надо обучать математике и затем подарить ей в качестве жертвоприношения…
Олигарх проснулся разбитый с мигренью. Страшно болела правая половина головы. Спазмы сжимали свинцом. Изображения распадались на отдельные точки. Слышался непрерывный звон в ушах. Чудился какой-то травяной запах. Стошнило…
Постучался и зашёл младший сын.
- Папа, я заснул. И мне приснился сон. Я увидел решение задачи. Его подсказала мне тётя в принцессной одежде. Она сказала, что является богиней Истины и Математики. Сказала, что если я буду заниматься успешно математикой, она заберёт меня к себе в ученики, как забрала индуса Рамануджана, - рассказал свой сон мальчик отцу.
- Бывают разные сны. Не бери в голову. Запиши решение на листке. Вечером обсудим. У меня сейчас болит голова, - в мучительной гримасе закрыл слезящиеся глаза олигарх…
Через какое-то время в дверь постучала дочка и вошла вся возбуждённая:
- Папа, ты не поверишь: я задремала, и мне приснилось, что во сне я вижу сон, в котором опять вижу сон, и так почти до бесконечности. Я пыталась остановить эту матрёшечную  вложенность снов друг в друга и внезапно уткнулась в книгу, очень красивую, с золотым теснением. В этой книге умещались все фундаментальные знания вселенной. Я стала читать про натуральные числа. Сначала казалось, что всё понятно, но через некоторое время я запуталась. Материал так усложнился, что я перестала понимать. Потом мне какой-то небесный голос предложил для избрания в рай или продолжения земной жизни в довольстве и счастье либо вычислить 60-е совершенное число, либо решить твою задачу до миллионной доли после запятой. Я выбрала второе и счастливую земную жизнь. В рай ещё успею – решила я.  Правда, для решения с предложенной точностью потребовалось много времени, да и само это решение оказалось некорректным. Подходящей является точность до одной сотой. Поэтому, проснувшись, я легко решила твою задачу. Вот. Я записала своё решение.
- Мы же договорились. Вечером. В восемь. Сейчас у меня страшная мигрень. Извини, мне трудно говорить, - слабым голосом проговорил отец, рассматривая лист с решением, - у тебя вычисления недостаточно точны. Надо хотя бы до тысячных после запятой, а у тебя обрываются на сотых. Ты понимаешь, что означает тысячная доля от одного миллиарда евро? А если это десять миллиардов евро? Кстати, напиши предположительную оценку общей суммы распределяемого капитала.
- Папа, мы так не договаривались. Я, конечно, рассчитаю и до стотысячных. Но оценивать капитал – это уже новая задача, - возразила дочка, вставая и собираясь уйти.
- Ну ладно. Бог с тобой, - ответил отец и закрыл глаза…
Вечером при разборе полученных результатов оказалось, что с точностью до одной сотой решили задачу дочка и младший сын. Они и разделили бонус между собой поровну…
Что потом случилось с олигархом и его детьми, будет изложено в продолжении этой сказки. А вы, читатель, сможете решить эту задачу с точностью до одной сотой?