Сотрудничество БЛМЗ и ВИАМ

Галина Александровна Романова
Думала, стоит ли здесь публиковать главы из книги "Наш завод. Время. События. Люди", посвящённые техническим направлениям работы. Решила, что портал является сообществом увлечённых литературной деятельностью людей разных основных профессий. И кому-то будет обязательно интересно почитать о научно-технических работах и людях, которые этим занимаются. А я, как инженер, с удовольствием и знанием дела пишу и об этом. Новые художественные произведения тоже обязательно будут! Можно почитать и уже опубликованные рассказы и стихотворения. Жизнь и творчество интересны своим многообразием.
 
История Открытого акционерного общества «Балашихинский литейно-механический завод» неразрывно связана с историей Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» (ФГУП «ВИАМ», теперь Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» – ВИАМ). С самого начала образования – а 1932 год явился датой основания и завода, и института – сложился этот творческий союза науки и производства.

Являясь экспериментальной и внедренческой базой для целого ряда научно-исследовательских институтов все годы своего существования, завод особенно тесное сотрудничество всегда осуществлял с ВИАМ.
Специалисты отделов и производственных цехов БЛМЗ всегда знали, что по всем вопросам, на которые не нашлось ответа на самом заводе, надёжнее всего обратиться в ВИАМ. Там всегда наиболее полно владели и отечественной, и зарубежной информацией о свойствах и составах материалов, о передовых технологиях. И не только владели, но и, имея большой научно-технический потенциал, создавали отечественное материаловедение для авиационной отрасли. Там всегда работали настоящие, преданные своему делу профессионалы.
Но и с заводчанами сотрудников института связывала прочная, основанная на профессиональных интересах дружба. Вместе открывали карты опыта на новые материалы и сплавы, вместе стояли у плавильных печей и тиглей, анализировали результаты исследований, проводимых в лабораториях института и завода. Вместе радовались удачам и результатам совместной работы: выпуску новой продукции, освоению новых технологий, новым авторским свидетельствам и патентам, учёным степеням коллег, публикациям.

Направлений совместной работы ВИАМ и БЛМЗ было несколько.

             Литейные сплавы на основе алюминия, магния, титана

Одно из основных – разработка, промышленное опробование и внедрение в серийное производство новых высокопрочных и технологичных конструкционных литейных и деформируемых сплавов на основе алюминия, магния и титана. Это позволяло заводу осваивать новые фасонные отливки для различных отраслей, в том числе для авиакосмической. Давало возможность осуществлять выпуск авиационных изделий для постоянно развивающейся авиационной техники. Большое значение имели эти совместные работы и для оборонных целей.

Например, из алюминиевых литейных сплавов наряду со сплавами АЛ2, АЛ4, АЛ9 были разработаны и освоены в производстве такие сплавы, как ВАЛ5, ВАЛ10, АЛ19, АЛ34, обладающие лучшими технологическими свойствами и большими прочностными характеристиками.

Из целого ряда магниевых сплавов, идущих в производстве фасонного литья на БЛМЗ, необходимо отметить сплавы на магний-циркониевой основе, легированные редкими и редкоземельными элементами – МЛ12, МЛ15, МЛ19, которые наряду с высокими механическими свойствами обладают более высокой коррозионной стойкостью.

Большая помощь была оказана ВИАМ совместно с НИАТ по организации на БЛМЗ такого наукоёмкого передового производства, как изготовление титановых отливок. Это было и освоение вновь созданных российскими учёными сплавов ВТ5Л, ВТ6Л, ВТ20Л, ВТ21Л, и отработка технологических процессов получения форм и отливок.

Как не вспомнить здесь тех специалистов института, которые совместно с заводчанами осуществляли внедрение новых сплавов. В этом направлении совместные работы проводились под руководством квалифицированных ответственных специалистов ВИАМ: начальника литейной лаборатории Мориса Борисовича Альтмана, заместителя начальника лаборатории Александра Александровича Лебедева, руководителя отдела литейных сплавов Инны Юрьевны Мухиной, научного сотрудника Виктора Васильевича Степанова, руководителя группы (а затем – начальника лаборатории) Вячеслава Марковича Лебедева, начальника лаборатории Константина Константиновна Ясинского, ведущего научного сотрудника Виктора Георгиевича Анташова и многих других инженеров и научных работников.
 
От БЛМЗ в разные годы активно сотрудничали с ВИАМ специалисты-литейщики: главные металлурги Борис Трофимович Крысин и Виктор Александрович Ермолаев, заместители главного металлурга Георгий Герасимович Китари-Оглу и Юрий Леонидович Скорняков, начальники цехов Степан Константинович Щеголихин, Алексей Николаевич Крысин, Юрий Иванович Калягин, Владимир Николаевич Репин, Владислав Николаевич Никитин (впоследствии на протяжении многих лет – главный инженер), Юрий Николаевич Некрасов, Борис Георгиевич Церковский. Особо прочные профессиональные контакты со специалистами института были установлены заводскими специалистами по литью Татьяной Петровной Шкроб (начальником бюро алюминиевого литья отдела главного металлурга), Василием Михайловичем Косяковым (начальником бюро магниевого литья), Галиной Витальевной Савчик (начальником технологического бюро цеха магниевого литья), Людмилой Степановной Финогеновой (технологом), Алексеем Владимировичем Фадеевым (заместителем начальника цеха титанового литья), Надеждой Ивановной Вологдиной и Людмилой Васильевной Кондаковой (начальниками отделения металловедения ЦЗЛ).

Приятной была встреча представителей БЛМЗ и ВИАМ и на Международной конференции и выставке «Магний – новые горизонты», проходившей в Санкт-Петербурге в 2007 году, где обе организации выступали с научно-техническими докладами перед ведущими специалистами мира в области получения и переработки магния. От ВИАМ делали доклады И.Ю. Мухина – по коррозионно-стойким литейным сплавам, Е.Ф. Волкова – по деформируемым магниевым сплавам. Научно-технический доклад главного металлурга БЛМЗ Ю.Л. Скорнякова был посвящён практическим аспектам изготовления фасонного магниевого литья. В дополнение к техническим докладам, звучавшим перед участниками международной конференции, в своём выступлении директор по связям с общественностью БЛМЗ Г.А. Романова поблагодарила ВИАМ как ведущий отраслевой институт за большую помощь производству по всем вопросам, связанным с выпуском фасонного литья на БЛМЗ.
 
                Формовочные и стержневые смеси

Другое направление совместной работы завода и ВИАМ – это постоянное усовершенствование составов и технологических процессов изготовления формовочных и стержневых смесей. Благодаря творческим усилиям специалистов были наряду с изготовлением стержней по горячей оснастке внедрены холоднотвердеющие смеси, обеспечивающие не только снижение трудоёмкости изготовления форм, но и повышающие качество отливок. Этими работами много лет руководил Борис Афанасьевич Арбузов со своими помощниками Натальей Михайловной Степановой, Александрой Алексеевной Колачёвой, Мариной Ивановной Антоновой, Надеждой Сергеевной Савиловой, Николаем Ивановичем Царевским.

На заводе была организована и успешно работала, сотрудничая с ВИАМ, лаборатория формовочных материалов. В разные периоды руководили лабораторией и вели большую научно-исследовательскую и внедренческую работу начальники лаборатории Фаина Вениаминовна Кнаховская, Валентина Львовная Капнинская, Елена Фёдоровна Омельченко, Нина Семёновна Антонова.

                Защита от коррозии
Большой объём работ проведён ВИАМ совместно с лабораторией защитных покрытий центральной заводской лаборатории отдела главного металлурга БЛМЗ в направлении повышения эффективной защиты изделий из магниевых и других сплавов от коррозии. Эти работы производились заводчанами совместно с лабораториями №№ 5 и 9, а также другими лабораториями института.

Необходимо вспомнить больших специалистов в этой области Маргариту Александровну Тимонову, Людмилу Николаевну Столярову. От завода в разные годы с ними сотрудничали начальники лаборатории защитных покрытий Михаил Израилевич Хаскович, Анджелика Владимировна Дубровина, Людмила Владимировна Карягина.

                Порошковые фрикционные материалы

Только благодаря многолетней совместной работе ВИАМ и БЛМЗ было освоено серийное производство изделий из порошковых фрикционных материалов. Эти изделия применяются в тормозных устройствах самолётов, работающих в крайне тяжёлых условиях циклических температурных и механических воздействий. Для обеспечения надёжной работы тормозов в современных скоростных машинах требуются фрикционные материалы, сочетающие в себе комплекс разнообразных свойств, позволяющих достичь желаемых результатов: высокого коэффициента трения, не изменяющегося заметно в широком диапазоне температур; высокой теплопроводности; достаточной прочности; высокой износоустойчивости; хорошей коррозионной стойкости.

Именно порошковая металлургия позволила изготавливать подобные материалы. Большой вклад в дело разработки, совершенствования порошковых спечённых фрикционных материалов, относящихся к группе наиболее сложных видов продукции промышленности порошковых материалов, внесло одно из подразделений ВИАМ, а именно, лаборатория № 14. Многие годы она возглавлялась кандидатом технических наук Владимиром Петровичем Мигуновым и являлась ведущей в авиационной отрасли в данном направлении материаловедения. Специалистами лаборатории проведено много опытно-научных и внедренческих работ по созданию, совершенствованию фрикционных материалов, повышению их эксплуатационных свойств, унификации исходных компонентов. Здесь можно отметить таких высококвалифицированных ведущих инженеров лаборатории, как Ирина Петровна Аксёнова, Галина Тадеушевна Озембловская.

ВИАМ являлся пионером в разработке, а БЛМЗ – в производстве порошковых фрикционных спечённых материалов для тормозных устройств самолётов. Именно на БЛМЗ в 1959 году, впервые в стране, был создан специализированный цех металлокерамики для выпуска такой продукции. Это была по истине трудная и сложная работа – быть первопроходцами в новом деле. Но рядом всегда были специалисты лаборатории № 14 ВИАМ, оказывавшие заводу своевременную и необходимую помощь, дающие нужные консультации, практические советы по внедрению и освоению технологии изготовления новых материалов, её уточнению, по подбору необходимых исходных компонентов и по другим проблемам.

Только в таком тесном сотрудничестве специалистов завода и института можно было освоить производство порошковых спечённых материалов, так необходимых для авиастроения нашей страны. В этой совместной работе отличались и заводские специалисты, осваивавшие новые технологии и ставшие равноправными с институтскими специалистами профессионалами. Это Лидия Петровна Лебедева (начальник лаборатории), Зоя Николаевна Киселёва (технолог цеха), Борис Трофимович Крысин (главный металлург), а позднее – и Татьяна Васильевна Асеева (технолог, начальник лаборатории), Юрий Леонидович Скорняков (главный металлург), Александр Юрьевич Романов (начальник ЦЗЛ), Галина Александровна Романова (начальник технологического бюро отдела главного металлурга).

                Разработка научно-технической документации

Особо важное направление деятельности сотрудников ВИАМ наряду с творческой работой по вышеуказанным направлениям – это разработка научно-технической документации: ОСТ (отраслевых стандартов), РТМ (руководящих технических материалов), ПИ (производственных инструкций), ТУ (технических условий на материалы), а также оформление заявок и патентов на новые материалы и процессы.
Как правило, проекты указанных документов присылались для отзыва на завод. Довольно часто на основе предложений и замечаний производственников нормативно-техническая документация корректировалась, что находило отражение в окончательных редакциях документов. В основу многих документов были положены результаты совместных работ, проведённых в условиях производственных цехов БЛМЗ и других предприятий отрасли. Так было разработано более 100 документов, среди них отраслевые стандарты: ОСТ 1 90021-92 «Отливки фасонные из алюминиевых сплавов. Технические требования», ОСТ 1 90001-97 «Отливки фасонные из магниевых сплавов. Общие технические требования», ОСТ 1 90060-92 «Отливки фасонные из титановых сплавов. Технические требования».

Нет ни одного специалиста-металлурга завода, кто не был бы знаком с научно-технической литературой, авторами которой являются учёные и специалисты ВИАМ. Среди более чем 50 тыс. единиц хранения в заводской научно-технической библиотеке особым спросом специалистов БЛМЗ во все времена пользовались следующие книги: М.Б. Альтман, А.А. Лебедев, М.В. Чухров «Плавка и литьё лёгких сплавов», 1969; В.В. Крымов и др. «Высокопрочный сплав МЛ-12 / Сборник статей ВИАМ», 1961; А.А. Лебедев «Магниевые сплавы, применяемые в СССР», 1963; И.Ю. Мухина «Исследование металлических систем на основе магния и разработка принципов легирования с целью создания коррозионно-стойких сплавов», 1973; И.Ф. Колобнев, В.В. Крымов, А.В. Мельников «Справочник литейщика. Цветное литьё из лёгких сплавов», 1974; Н.И. Тихонова. «Новые магниевые сплавы. Прогрессивные методы литья», 1966; «Справочник «Авиационные материалы» под ред. А.Т. Туманова, 1973; М.А. Тихонова «Коррозия и защита магниевых сплавов», 1964; Б.В. Шпагин, «Свариваемость и технология сварки магниевых сплавов», 1961.

Последние пятнадцать лет в производстве практически использовалось то, что было разработано и внедрено ранее. Эти разработки пригодились, чтобы выжить. В настоящее время, когда возобновляются работы по развитию отечественного авиастроения и других отраслей, встаёт необходимость продолжить сотрудничество БЛМЗ и ВИАМ по современным проблемам материаловедения, по созданию и внедрению технологий, соответствующих мировому уровню.

                Отдельные примеры совместных работ

В технических архивах завода и института хранится множество отчётов о проведённых совместных работах. Вспомним только некоторые из работ.

Это совместная работа завода и института по отливке деталей из сплава МЛ5 с повышенным содержанием бериллия. Цель данной работы заключалась в том, чтобы выяснить, позволит ли введение добавки бериллия в сплав МЛ5 снизить при заливке фасонных отливок в земляные формы содержание в формовочной смеси токсичной фтористой присадки. Работа была выполнена на крупном и мелком литье с заливкой партий по серийной и опытной технологии. Проведён необходимый объём исследований, результаты проанализированы, и сделаны соответствующие выводы. В заключении отмечалось, что проведённая работа даёт возможность рекомендовать широкое опробование в производственных условиях добавок бериллия в сплав МЛ5.
Это работа по внедрению фтористого флюса ФЛ1 при плавке и разливке магниевого сплава МЛ5. Эта работа была обусловлена необходимостью, возникшей при производстве ответственных изделий, в которых при механической обработке у заказчика выявилась флюсовая коррозия. При этом никакие защитные покрытия не предотвращали её. Анализ проблемы, намеченный план работы, проведённые коррозионные исследования на хлористые флюсовые включения позволили повысить коррозионную стойкость в 2-3 раза.

Это работа, связанная с производством литых деталей из сплава МЛ20-1. Работа была вызвана необходимостью решить задачу по снижению веса приборов, входящих в авиационные изделия, за счёт замены деталей из алюминиевых сплавов АЛ2 и АЛ9 на детали из сплава МЛ20-1. На производство и поставку отливок из нового сплава были составлены технические условия, в которых оговаривались метод литья, режим термической обработки, виды и объёмы контроля. Был проведён намеченный объём работ и оценена достигнутая техническая эффективность. В результате был подписан акт внедрения нового высокопрочного коррозионностойкого сплава. Впервые в условиях завода была изготовлена партия отливок из сплава МЛ20-1 для деталей приборов.

Были и многочисленные работы по всем другим направлениям сотрудничества БЛМЗ и ВИАМ, и их результаты внедрялись в производство.

                Экспонаты для музея
В 2014 году на имя генерального директора ОАО «БЛМЗ» Сергея Владимировича Иванова поступило письмо, подписанное генеральным директором ФГУП «ВИАМ», академиком РАН Евгением Николаевичем Кабловым, письмо о создании в институте научно-технического музея. В письме была просьба оказать содействие в формировании экспозиции музея, в освещении совместных работ. БЛМЗ, конечно, выполнил просьбу. Для музея был передан в безвозмездном порядке натурный образец тормозного колеса для самолёта СУ-17 с сопроводительной информацией, в том числе об используемых в нём материалах ВИАМ, а кроме того – альбом, посвящённый многолетнему продуктивному сотрудничеству двух ровесников – ВИАМ и БЛМЗ.