Выдержки из Кор ана перевод Валерии Пороховой

Матур
Выдержки из Корана перевод  Валерии Пороховой.

Примечание автора Матур Проза.ру - прошу всегда помнить, что читая Коран, вы читаете ПРЯМУЮ РЕЧЬ от Аллаха, обращённую к Вам. Каждое слово в каждом айате - это есть слово от Аллаха, обращённое к Вам, переданное через Архангела Гавриила (Верховного ангела в Коране Джэбраил Фэрештэ)пророку Мухаммаду(Мохаммэт пигамбэр). И потому в Коране - ни одно слово, и ни одну букву, точку и запятую никто не имеет права изменять. Охраняют Коран Хафизы - охранители, изучившие Коран наизусть. Таких людей по всему миру очень много и потому в Дубае каждый год проводятся международные соревнования Хафизов под названием "Дубай премия", которая также способствует сохранению Корана в неизменном виде.

Сура 5. Трапеза
68  айат
Скажи: "О люди Книги!
Ничто (на сей земле) не станет вам опорой,
Пока вы твердо не последуете Торе, Евангелию
И тому, что вам ниспослано (сейчас) от вашего Владыки!"
Но что тебе нисходит свыше от Владыки,
У большинства из них лишь множит
Упрямое неверие и богохульство.
Но пусть сей нечестивый люд тебя не огорчает!
69.
Те, кто уверовал (в Коран),
И те, кто следует иудаизму,
И назореи, и сабеи, -
Всех, кто уверовал в Аллаха и Последний День
И (на земле) творит добро,
Ждет (щедрая) награда у Аллаха,
На них не ляжет страх,
Печаль не отягчит.
70.
Скрепили Мы Завет с сынами Исраиля
И к ним отправили посланников Своих.
Но всякий раз, когда посланник приходил
И приносил им то, чего их души не желали,
Они одних лжецами объявляли,
Других же убивали (без суда).
71.
И думали они, что никакой напасти им не будет,
И отвернули взор (от Бога),
И стали глухи (к повелениям Его).
И все ж Господь к ним обратился!
И снова многие из них
Остались слепы и глухи (к Его веленьям), -
Аллах же видит все, что делают они.

Сура 5. Трапеза
72.
Не веруют (и богохульствуют) такие, кто говорит:
"Бог есть Мессия, сын Марйам".
Но говорил Мессия:
"Сыны Исраиля! Аллаху поклоняйтесь,
И моему и вашему Владыке!"
И всякому, кто прочит сотоварищей Ему,
Он запретит Свой Рай,
И Ад ему убежищем предстанет;
И не найдут неверные помощников себе.
73.
Не веруют (и богохульствуют) такие, кто говорит:
"Аллах есть третий из троих", -
Тогда как нет иного божества,
Кроме Аллаха одного, (единого для всех).
И коль они не прекратят хулы речей,
Постигнет тех из них мучительная кара,
Кто не уверовал (в Него).
Сура 56. Падающее   
57.
Мы сотворили вас, -
Так что ж не веруете вы?
58.
Ужель не зрите вы, как ваше семя
Извержено (во чрево ваших жен)?
59.
Вы или Мы - творцы сего?
60.
Назначили Мы смерть для вас уделом равным,
И в этом - планов Нашей воли
Никто расстроить не способен,
62.
Поистине, известно вам о первой форме сотворенья, -
Так что ж об этом вам не поразмыслить?
63.
Вы видите посев семян (на пашне), -
64.
Так в вас иль в Нас
Лежит причина их произрастанья?
65.
Будь Наша воля,
Мы обратили б ваши жатвы
В сухой, ненужный порошок,
И вы б дивились, (говоря):
66.
Мы были все в долги вовлечены,
67.
К тому ж теперь мы лишены всего.
68.
И та вода, которую вы пьете, -
69.
Вы или Мы из туч ее низводим?
70.
Будь Наша воля,
Мы б сделали ее соленой (или горькой).
Так отчего ж вы Нам не скажете спасибо?
71.
И тот огонь, который жжете вы, -
72.
Вы или Мы взрастили дерево,
Которое его питает?
73.
Мы сделали его Напоминанием (о Нашей Воле),
А также для удобства тех,
Кто странствует (по свету).
74.
А потому восславь ты имя Бога твоего,
Всевышнего (Владыку мира)!
Сура 56. Падающее   
75.
Но нет! Клянусь закатом звезд,
76.
Этой поистине великой клятвой!
О, если бы вы только разумели,
77.
Что это - благородный Аль Кор'ан,
78.
Что тщательно хранится в Книге,
79.
К которой прикоснуться могут
Лишь те, кто (телом и душою) чист, -
80.
Послание от Властелина всех миров!
81.
Неужто это то,
Что вас так отвращает?
82.
И свою долю (в жизни этой)
Вы обратите лишь на то,
Что отречетесь от него?
83.
Тогда же отчего (бездействуете вы),
Когда душа лежащего на смертном одре
Уж подступает к самой горловине?
84.
Вы только (можете) смотреть,
85.
Мы ж для него в сей миг гораздо ближе,
Но не увидеть это вам.
86.
Так отчего ж,
Коль вы свободны от расчета (с Богом),
87.
Вам не вернуть ее назад,
Коль правду говорите вы?
Поистине, так будет!
Сие есть истина и несомненность.
96.
Так славь же имя Бога твоего,
Всевышнего (Властителя миров)!
Сура 82. Раскалывание
1.
Когда разрушился небесный свод,
2.
Когда рассыпались все звезды
3.
И когда слили свои воды все моря,
4.
Когда перевернулися могилы, -
5.
(Тогда) познала каждая душа,
Что было ею уготовано вперед,
А что пришлось оставить (в жизни ближней).
6.
О человек! Какой соблазн (в жизни этой)
Тебя от щедрого Владыки отвлекает -
7.
Того, Кто сотворил тебя, и выровнял, и соразмерил,
8.
И сотворил тебя в Ему угодном виде?
9.
Так нет!
Считаете вы ложью Судный День.
10.
А ведь над вами - Его стражи,
11.
Исполненные доброты и чести
И отмечающие все (деянья ваши), -
12.
Известно им все то, что вы вершите.
13.
Ведь будут праведники в благодати,
14.
А грешникам - гореть в Огне,
15.
Куда их в Судный День повергнут.
16.
И им не избежать его!
17.
Как объяснить тебе, что значит "Судный День"?
18.
И вновь,
Как объяснить тебе, что значит "Судный День"?
19.
В тот День
Не сможет ни одна душа
Помочь другой хотя б на йоту;
(Единственным) Владыкой Дня того
Аллах предстанет!


Сура 57. Железо
17.
Познайте все, что лишь Аллах
Способен жизнь вернуть земле,
Когда она поникла в смерти,
И Мы послали ясные знаменья вам,
Чтоб вы уразумели эту мудрость.
20.
Познайте все, что жизнь в этом мире -
Забава легкая да тщЕта,
Взаимная хвальба, да суетная слава,
Да умножение добра и отроков своих.
И в этой суете подобны вы дождю,
Что поросль взрастит на радость грешным, -
Со временем она увянет, пожелтеет на глазах,
Иссохнет и осыплется в незримость.
Но в будущем - суровой будет кара для неверных,
И будет всепрощенье и награда
Для праведных служителей Аллаха.
И жизнь ваша в мире сем -
Лишь себялюбцев сладостный обман,
Что будет временем рассеян.

25.
Мы посылали к вам посланников Своих,
Которые несли вам ясные знаменья
И вместе с ними Книгу откровений
И Весы (для замерения Добра и Зла),
Чтоб человек блюсти мог правосудье.
Мы низвели железо вам:
В нем - зло смертельное (в войне)
И благотворность (в мирной жизни).
И оно станет испытанием для вас,
Чтобы Аллах мог рассудить,
Кто втайне отдает все силы
Его (заветам) и посланникам Его, -
Аллах, поистине, всесилен и могуч!
 26.
И Мы, поистине, послали Нуха и (ханифа) Ибрахима   (Ной и Авраам в Евангелии)
И основали дар пророчества среди потомков их
И доступ к Книге (Наших откровений),
Но лишь немногие путь праведный избрали,
А остальные в грешников распутных превратились.
27.
И вслед за ними Мы других посланников послали,
За ними - Ису, сына Марйам,    (Иисус и дева Мария в Евангелии)
Которому Евангелие дали.
И души тех, которые пошли за ним,
Мы пропитали состраданием и милостью (к собратьям).
Но жизнь монашескую,
Что они измыслили себе,
Мы не предписывали им.
Они же делали сие в угоду Богу,
Хотя это была не та угода,
Какую надлежало им блюсти.
Мы тем из них, которые уверовали (в Бога),
Послали должную награду.
Но стали многие из них
(Господнему Закону) непослушны.

С5  а74
74.
Что ж им не обратиться к Богу,
Не испросить прощения Его?
Ведь всепрощающ Он и милосерд!
75.
Мессия, сын Марйам, не боле чем посланник, -
Ему предшествовали многие другие,
И праведницей мать его была.
Они питались пищей, (что для смертных), -
Смотри, как ясно разъясняем Мы
Свои знамения для них,
И посмотри, как все же далеки (от Истины) они!
76.
Скажи: "Как станете вы поклоняться наравне с Аллахом
Тому, кто немочен ни вред вам причинить, ни пользу?"
Аллах же слышит все и знает обо всем!

С5  а77
Не следуйте (мирским) страстям людей,
Которые (в грехах) блуждали прежде,
И многих в заблуждение ввели,
И сами же сошли с пути прямого".
78.
И прокляты устами и Дауда,           (Давида в Евангелии)
И Мессии Исы, сына Марйам,
Те из сынов Исраиля, которые неверными остались,
За то, что были непокорны и преступны,
79.
Что от дурного не могли сдержаться
И, сами совершая зло,
Другим его не запрещали.
Как мерзки были их деянья!

С5  а82
И ты увидишь, что из всех людей
Сильнее всех вражда к уверовавшим (в Бога)
Многобожников и иудеев.
И, несомненно, ты найдешь,
Что ближе всех в любви к уверовавшим те,
Кто говорит: "Мы - назореи".
И это потому, что среди них есть иереи и монахи,
Которые гордыни лишены
(И не возносятся перед другими).
83.
Когда же слушают они
То, что ниспослано пророку,
Ты видишь, как глаза их проливаются слезой, -
Ведь в этом видят Истину они.
И говорят они:
"Владыка наш! Уверовали мы,
Впиши нас в исповедники Свои!
С5  а90
О вы, кто верует!
Все, что пьянит (и травит) ум, азартные затеи,
И камни (жертвенников, алтарей и мест молений),
(И жребии) на стрелах -
Все это - мерзость, что измыслил Сатана.
Так воздержитесь же от этих искушений,
Чтоб обрести вам (счастье и) успех.
91.
И хочет Сатана азартом и вином
Вражду и ненависть средь вас посеять
И уклонить от поминания Аллаха и молитвы.
Ужель вы не сумеете сдержаться?
Сура 6  айят 59
Ключи Незримого - лишь (в веденье) Его,
И лишь Ему оно известно.
Известно Ему все на суше и на море,
И ни единый лист не упадет без ведома Его;
Ни одного зерна нет в темени земли,
Ни свежей, ни сухой былинки,
Что в Ясной Книге означена бы не была.
60.
Он - Тот, Кто забирает ваши души на ночь
И знает все, что вами сделано за день;
А на (восходе) дня Он воскресит вас снова,
(Отправив души вам назад),
Чтоб завершить назначенный вам срок.
Потом к Нему - и ваше возвращенье;
Тогда Он в истине представит вам
(Всю суть того), что вы свершили.
61.
Он - полновластный Господин над слугами Своими,
И Он хранителей Своих над вами шлет.
Когда к кому-нибудь из вас приходит смерть,
Посланцы Наши забирают его душу,
Не упуская ничего, (как то предписано Аллахом).
62.
Потом их всех к Аллаху возвратят,
К их истинному Господину.
О да! Он - Властелин суда и приговора,
И нет быстрей Его в расчете!

С6  а63
Скажи: "Кто вас от мрака суши и воды спасает,
Когда смиренно, в молчаливом страхе,
Вы обращаетесь к Нему:
"О Господи! Коль вызволишь отсюда нас,
Поистине, мы станем из числа благодарящих!"?"
64.
Скажи: "Господь спасает вас от этих и от прочих бед,
Потом же в равные Ему других богов вы придаете".
65.
Скажи: "Он - Тот, Кто мощен (в Своем гневе)
Обрушить бедствия (стихийные) на вас,
На ваши головы иль снизу, из-под ваших ног;
Облечь вас в смуту племенной вражды
И дать познать вам вкус насилия со стороны друг друга".
Смотри, как Мы по-разному толкуем им знаменья,
Потом же отвращаются они.
66.
И твой народ считает его ложью,
Тогда как он есть Истина сама.
Скажи: "За вас не поручитель я".
67.
И всякой вести (в этой Книге)
Определен свой срок,
И скоро вы узнаете об этом.

С6  а70
Покинь ты тех, кто на религию свою
Как на забаву и пустую тщЕту смотрит, -
Их искушения текущей жизни совратили.
Но, (уходя), ты этим возвести им то,
Что всякая душа себе погибель предваряет
Тем, что стяжала (на земле);
И нет ей ни заступника, ни покровителя, кроме Аллаха.
И что б она ни предложила (во искупление греха),
Там от нее никто не примет.
Таков удел всех тех, кто обречен на гибель
За то, что предварил себе (деяньями своими).
Им - жажду утолять кипящею струей,
И им - мучительная кара
За то, что не уверовали (в Бога).
6.91
Они оценки должной Господу не дали, говоря:
"Аллах ведь ничего для человека не послал".
Скажи: "Кто Книгу ниспослал,
С которою явился Муса   (в Евангелии Моисей)
Как со Светом и Руководством для людей?
Они же, (целостность ее нарушив),
Ее являют на пергаментных листах,
Показывая из нее одно и укрывая из нее другое.
А ведь по ней научены тому вы,
Чего ни вы, ни ваши праотцы не знали".
Скажи: "Аллах (ее вам ниспослал)!"
Потом оставь их забавляться в (грешном) пустословье.

6.94
И вы вернетесь к Нам лишенными всего -
Какими вас Мы изначально сотворили,
Оставив за своей спиной
Все то, чем вас Мы наделили.
И не увидим Мы заступников при вас,
Которых вы измыслили себе как сотоварищей (Аллаху).
Разорваны сейчас все узы между вами,
От вас исчезли те,
Которых вы измыслили своим воображеньем.
6.95
И, истинно, Аллах щепит
(для израстания побега)
И зернышко (любого злака),
И косточку (от плода финиковой пальмы).
Он извлекает жизнь из мертвой (плоти),
Из глубины живого вызывает смерть.
Таков Аллах!
И как же безрассудны вы,
(Что в стороне от Истины Его стоите)!
96.
Он рассекает (небо) утренней зарею
И для покоя назначает ночь,
А солнцу и луне - счет времени вести.
Сие - установление Того,
Кто мудр и могуч безмерно.
97.
Он - Тот, Кто звезды разместил (для ваших нужд),
Чтобы указывать вам путь,
Когда на сушу иль на море мрак (нисходит).
Так разъясняем Мы знамения Свои
Для тех, в ком знание живет.
98.
Он - Тот, Кто из одной души взрастил вас,
Вас изначально поместив во чреслах мужа,
Потом - в сохранном чреве у его жены.
Так разъясняем Мы знамения Свои
Для тех, кто обладает разуменьем.
99.
Он - Тот, Кто вам низводит воду с неба,
И ею Мы даем произрасти растениям всех видов,
И ею Мы растим побеги злаков,
Из них выращиваем зерна,
Усаживая (в колос плотным) рядом.
Из финиковой пальмы, завязей ее -
Гроздья плодов, свисающие низко;
Сады из виноградных лоз, маслин, гранатов,
Которые (во многом) так похожи -
И все же столь различны меж собой!
Когда на них появятся плоды,
Сладитесь тем, как наливаются они и зреют!
Поистине, в сем кроются знамения для тех,
Которые уверовали (в Бога).
100.
И все же ставят они джиннов в сотоварищи Аллаху,
Хотя Он Сам их сотворил,
И лживо прочат сыновей и дочерей Ему
Без всякого на то познанья.
СубхАнагу! (Хвала Ему!)
Превыше Он того, что Ему прочат!
101.
Создатель изначального (порядка) на небесах и на земле, -
Как может быть ребенок у Него,
Коль у Него не может быть супруги?
Он создал все, что суще (в мире),
И знает обо всем и вся!

102.
Таков Аллах, Владыка ваш!
Иных богов, кроме Него, не существует.
Творец всего, что суще (в мире).
Так поклоняйтесь же Ему!
Он, истинно, распорядитель всякой сути.
16.98
Когда читаешь ты Коран,
Проси защиты у Аллаха
От Сатаны, гонимого камнями.
99.
Поистине, нет власти у него
Над теми, кто уверовал (в Аллаха)
И на Него свои надежды возлагает.
100.
Он власть имеет лишь над теми,
Кто избирает покровителем его
И соучастников Аллаху прочит.

Сура 19. Марйам
16.
И (вам) Писание напоминает (историю) Марйам:
Она от своего семейства удалилась
В место, (лежащее) к востоку (от родного очага),
17.
Устроив пред собой от них завесу.
Мы к ней отправили Наш Дух,
И перед ней предстал он в виде настоящего мужчины.
18.
Она сказала:
"Я ищу спасенья от тебя
У Милосердного (Владыки).
И если ты Его страшишься,
(Ко мне не приближайся ни на шаг)".
19.
Он отвечал:
"Я - лишь от Бога твоего посланец,
Чтобы тебе (поведать о Господнем) даре
Благословенного младенца - сына".
20.
Как может быть младенец у меня, -
она сказала, -
Когда ко мне не прикасался ни один мужчина
И не была я (никогда) распутной?
21.
Ответил он:
"Господь твой так сказал:
"Легко Мне это (сделать).
Мы сделаем его знаменьем для людей,
И Нашей милостью (для всех благочестивых),
(И изъявлением Моим), - событию сему свершиться!"
22.
И понесла она его,
И сделалась беременна дитятей,
И удалилась с ним в далекие места.
23.
А муки (при рождении дитяти)
Ее к стволу (тенистой) пальмы привели,
И молвила она:
"О, лучше б умереть мне раньше -
Забытой и забвенной стать до этого всего!"
24.
И тут под ней раздался голос:
"Не скорби!
Господь твой под тобой провел ручей.
25.
И потряси ствол пальмы над собой -
Она к тебе уронит спелые и свежие плоды, -
26.
Ешь, пей и прохлади глаза.
Но если человека ты увидишь,
Скажи: "Я Милосердному дала обет поста,
И говорить сегодня я ни с кем не буду"".
27.
Она пришла к народу своему,
Неся младенца-сына на руках.
Они сказали:
"О Марйам! Ты сделала неслыханное дело.
28.
О сестра Харуна!
Ни твой отец порочным не был,
Ни твоя мать блудницей не была".
29.
Она им указала (на младенца,
Как бы ища ответа у него);
Они же (в изумлении) сказали:
"Как можем говорить мы с тем,
Кто все еще младенец в колыбели?"
30.
Но тут заговорил младенец:
"Поистине, я - раб Аллаха.
Он Откровение мне дал и утвердил пророком.
31.
И Он меня благословенным сделал
Везде, где мне бы ни пришлось бывать.
Он заповедал мне молитву и очистительную подать,
Пока живу я (на земле),
32.
А к матери моей
Мне благость (повелел) и послушанье,
Меня не сделал дерзким и лишенным благословения (Его).
33.
Мне - мир в тот день, когда я был рожден,
И в день, когда умру, и в День, когда воскресну к жизни".
34.
Таким был Иса, сын Марйам,
По слову Истины, касательно которой
Они в сомненье пребывают.



41.
И (вам) Писание напоминает о (пророке) Ибрахиме.
Поистине, он праведником был - пророком.
42.
Вот своему отцу сказал он:
"Мой отец, зачем ты поклоняешься тому,
Что (не способно) ни услышать, ни увидеть
И никакой услуги не способно оказать?
43.
О мой отец! Ко мне явилось знание того,
Что (до сих пор) тебя не осенило,
А потому за мной ты следуй -
Прямым путем я поведу тебя.
44.
О мой отец! Не поклоняйся Сатане -
Он Милосердному ослушник.
45.
О мой отец!
Боюсь я, что тебя постигнет кара от Милосердного (Аллаха)
И станешь ты собратом Сатаны".
46.
(Отец) сказал:
"Ужель, о Ибрахим, ты от моих богов отречься (хочешь)?
Если от этого себя ты не удержишь,
Тебя камнями непременно я побью.
Уйди же от меня (и поразмысли) некий срок".
47.
(Ему) ответил (Ибрахим):
"Да будет над тобою мир!
Я о прощении тебе
Буду молить Владыку моего, -
Ведь Он ко мне благопреклонен.
48.
Я отделюсь от вас и от того,
Что чтите вы, опричь Аллаха.
Я к Богу моему взову,
И, может быть, в призывах к Богу
Не буду я лишен Его благословенья".
49.
И вот когда от них он отделился
И от тех, кого они, опричь Аллаха, почитали,
Ему Исхака и Йакуба даровали Мы,
И каждого из них Мы сделали пророком.
50.
Мы одарили их от милости Своей
И речь их сделали (на многие века)
(Носителем) высокой Правды.
51.
И (вам) Писание напоминает и о Мусе.
Он был, поистине, особо избран (Нами).
Он был посланником и был пророком.
52.
Мы с правой стороны Горы к нему воззвали
И к Нам велели ближе подойти
Для совершенья (таинства) беседы (с Нами).
53.
От Нашей милости ему Мы даровали
Брата Харуна как пророка.


 Сура 20. Та Ха
 9.
Дошла ли до тебя история о Мусе?
10.
Вот он огонь увидел
И сказал семейству своему:
"Останьтесь (здесь).
Я чувствую присутствие огня.
Быть может, от него я принесу вам головешку
Иль у огня того путь верный отыщу".
11.
Когда ж к огню он подошел,
Ему раздался глас: "О Муса!
12.
Поистине, Я - твой Господь.
Сними же обувь ты с себя, -
Ведь ты - в святой долине Тува.
13.
И Я избрал тебя, -
Так слушай же, что Я тебе вменяю.
14.
Поистине, Я есть Аллах,
Кроме Меня, иного божества не существует,
Служи лишь Мне
И, поминая лишь Меня, твори молитву.
15.
Уж близится, поистине, тот Час,
Хотя держать его сокрытым (Я намерен),
Чтоб возымела всякая душа
По мере своего усердия (в делах Господних).
16.
И пусть от этого тебя не отвратит
Тот, кто не верует в него,
А следует страстям своим (порочным),
Чтобы тебе, о Муса, не погибнуть.
17.
Что это у тебя в правой руке, о Муса?"
18.
Это - мой посох, - он сказал. -
Я опираюсь на него и кроме этого
Я им листву (с ветвей) сбиваю для моих овец.
В нем - польза мне и для других работ.
19.
(Господь) сказал:
"(На землю) брось его, о Муса!"
20.
И бросил он его (на землю),
И тут - в змею он обратился,
Что вся в движение пришла.
21.
(Господь) сказал: "Возьми ее, не бойся!
Мы придадим ей прежний вид.
22.
Теперь прижми ты руку свою к боку,
И она выйдет, белизной сверкая,
Без всякого вреда тебе
И как еще одно знаменье.
23.
Чтоб показать тебе (хотя бы два)
Из Наших величайших Знаков.
24.
(Теперь же) следуй к Фараону, -
Ведь преступил он все пределы".
25.
О мой Господь! - ответил (Муса). -
Расширь мне грудь
26.
И облегчи мою задачу,
27.
От уз язык мой разреши,
28.
Чтоб речь мою они могли понять.
29.
Поставь помощника мне из моей семьи:
30.
Харуна, брата моего,
31.
И укрепи им мощь мою.
32.
Сделай участником его в моем предназначенье,
33.
Чтоб неустанно славить нам Тебя
34.
И неустанно призывать (в своих молитвах), -
35.
Ведь Ты - над нами зоркий страж.
36.
(Аллах ему) ответил:
"Муса! Даровано тебе просимое тобой, -
37.
Ведь, истинно, и в прежний раз
Тебе Мы милость оказали,
38.
Когда внушили повеленье матери твоей:
39.
(Младенца) брось в ковчег и по морю пусти.
А море выбросит его на берег,
И вытащит его враг Мой и враг его.
Я на тебя простер Мою любовь,
Чтоб на очах Моих тебя они взрастили.
40.
И (вспомни,) как пришла твоя сестра
И так сказала:
"Не указать ли вам,
Кто может выходить и вырастить (младенца)?"
Так Мы вернули к матери тебя,
Чтобы утешилась она и про печаль забыла.
Потом ты (в гневе) душу погубил,
И Мы спасли тебя от всех тревог и наказанья,
И Мы подвергли многим испытаниям тебя.
И ты провел года средь обитателей Мадйана,
Потом по предписанию (от Нас)
Пришел сюда (к народу своему), о Муса!
41.
Себе (на службу) Я тебя готовил.
42.
Иди же ты и брат твой
Со знаменьями Моими (к людям),
И в поминании Меня
(Усердие пусть ваше) не слабеет.
43.
Ступайте оба к Фараону -
Ведь все пределы преступил он, -
44.
Но речь с ним кроткую ведите:
Быть может, увещание он примет
И убоится (гнева Бога)".
45.
Они сказали:
"Наш Господь!
Боимся мы, он с нами будет дерзок
Иль поспешит нам сделать зло".
46.
(Господь) сказал:
"Не бойтесь, с вами Я, -
Поистине, Я слушаю и вижу.
47.
А потому идите и скажите:
"Посланники мы Бога твоего.
Отправь сынов Исраиля ты с нами
И им страданий не чини.
Пришли к тебе мы со знамением от Бога твоего,
И мир тому, кто Руководство (Его) примет.
48.
Уже открыто нам,
Что будет наказание для тех,
Кто (его) ложью наречет и отвернется"".
49.
(Тут) (Фараон) сказал:
"Кто вам Господь, о Муса?"
50.
Муса ответил:
"Господь наш - Тот, Кто каждой (сотворенной) твари
Придал породу, форму, а потом
(Для пребывания) назначил Руководство".
51.
А как же (дело будет обстоять)
Со (множеством) ушедших поколений,
(К которым это Руководство не пришло)? -
Спросил (их Фараон).
52.
Про это знает мой Господь, - ответил Муса, -
(И значится об этом) в Его Книге.
Не ошибается Господь мой (никогда)
И (ничего) не забывает.


Сура 20. Та Ха


 57.
И сказал:
"Не для того ли ты пришел, о Муса,
Чтоб колдовством своим
Изгнать нас со своей земли?
58.
Но ведь и мы представить тебе можем
Подобное же колдовство.
Назначь для нас и для себя
Условленное время встречи -
Ни мы, ни ты его не переменим -
На месте, (где мы будем) равные (возможности иметь)".
59.
(Муса) сказал:
"День Украшения для вас - условленное время встречи,
И пусть все люди соберутся к позднему утру".
60.
И удалился Фараон,
И приготовил свои козни,
И (поутру) явился (с ними).
61.
Муса сказал им: "Горе вам!
Не измышляйте лжи против Аллаха,
Иначе карой поразит Он вас.
Ведь гибнут замыслы всех тех,
Кто ложь возводит (на Аллаха)".
62.
Они обговорили свое дело,
Оставив в тайне обсуждение свое.
63.
И молвили:
"Они, конечно, оба - маги,
И колдовством своим они хотят
С вашей земли изгнать вас, -
Тем самым на погибель обрекая
Все лучшее в укладе вашей жизни.
64.
Объедините замыслы свои,
Сомкнитесь (плотным) рядом, -
Сегодня будет счастлив тот,
Кто верх одержит (в этом споре)".
65.
(И далее) сказали:
"О Муса, бросишь первым ты
Иль будем мы бросать сначала?"
66.
Сказал он:
"Нет! Вы первыми бросайте".
И вот веревки их и жезлы -
Как то почудилось ему -
Под силою их чар пришли в движенье.
67.
И страх вдруг душу Мусы охватил.
68.
Сказали Мы: "Не бойся, (Муса)!
Ведь, истинно, ты выше их.
69.
Брось то, что держит твоя правая рука, -
Он вмиг пожрет все то,
Что чарами они произвели;
Ведь все, что создали они, -
Простая хитрость чародея,
Но чародею счастья не найти,
Куда бы он ни отправлялся".
70.
И были ниц повергнуты
(В поклоне перед Мусой) чародеи
И сказали: "Мы в Бога Мусы и Харуна
Уверовали (всей душой)".
71.
И молвил Фараон:
"В него уверовали раньше,
Чем я согласие свое на это дал?
Должно быть, он - у вас глава
И научил вас колдовским (уловкам).
Я накрест руки вам и ноги отсеку,
Распну на пальмовых стволах,
И вы узнаете тогда,
Чья кара - (Бога Мусы иль моя) -
Страшней и продолжительнее будет".
72.
Они ответили:
"Тебя мы не поставим выше
Знамений ясных, что пришли (к нам через них), -
Выше Того, Кто сотворил нас.
Решай же все, что ты решаешь, -
Ведь простирается решение твое
На (краткое мгновенье) этой жизни.
73.
Уверовали в Господа мы нашего,
Чтоб Он простил нам наши прегрешенья
И колдовство, к которому ты нас принудил.
Аллах ведь лучше (воздаянием) и вечностью (награды)".
74.
Ведь тот,
Кто перед Господом своим в грехах предстанет, -
Ад - для того,
В котором он ни умирает, ни живет.
75.
А тот, кто верным перед Ним предстанет,
Имея за собой деяния благие, -
Тем - высшая ступень (даров Господних):
76.
Сады, реками омовенны,
Где пребывать навечно им, -
Такой награда будет тем,
Кто (перед Господом) очищенным (предстанет).



77.
Внушением Мы Мусе (повелели):
"Выйди со слугами Моими ночью
И проложи им сушей путь чрез море.
Погони (Фараона) не страшись
И (ничего) не бойся".
78.
И Фараон погнался им вослед с войсками,
Но в море их покрыло то,
Чему (было повелено) покрыть их, -
79.
Ведь Фараон народ свой сбил с пути,
Их не повел прямой стезею.
80.
Сыны Исраиля!
Мы вас спасли от вашего врага,
И с вами Свой Завет скрепили
На правой стороне Горы,
И низвели вам манну и перепелов -
81.
Вкушайте от (Господних) благ,
Которые Мы вам даруем,
Но не излишествуйте в этом,
Чтобы не пал на вас Мой гнев, -
Ведь на кого падет Мой гнев,
Того постигнет гибель.
82.
Но Я, поистине, прощающ
К тому, кто, каясь, обращается ко Мне,
И верует, творит благое,
И следует прямой стезей.
83.
(Когда на Гору Муса прибыл,
Аллах сказал):
"Что поспешил ты так
Уйти от твоего народа?"
84.
Ответил (Муса):
"Они там по пятам за мной идут.
Я поспешил к Тебе, Господь мой,
Чтобы Тебе угодным быть".
85.
(Господь) сказал:
"В отшествие твое
Мы испытали твой народ,
И СамирИ их сбил с пути".
86.
Вернулся Муса к своему народу
Разгневанный и огорченный
И так сказал: "О мой народ!
Не дал ли вам Господь в Завете
Прекраснейшие обещанья?
Иль эти обещания в Завете
Уж очень далеки (по сроку
От исполнения на ваш век жизни)?
Иль пожелали вы, чтоб вас постиг
Гнев вашего Владыки,
И потому нарушили обещанное мне?"
87.
Они ответили: "Своею властью
Тебе обещанного мы не нарушали,
Но нам было повелено нести
Груз украшений (целого народа),
И бросили мы этот груз в огонь,
И то же сделал Самири".
88.
И вывел он им (из огня) тело тельца,
Что (был из золота отлит) и издавал мычанье.
"Это - ваш бог и Мусы Бог, - (они) сказали, -
Но (в поисках другого бога на Горе)
Он (и про вас, и про него) забыл".

------------------------------------------

92.
(И вот вернулся Муса и) сказал:
"Харун! Что удержать могло тебя,
Когда увидел ты, что они сбились,
93.
Последовать за мной?
Ужель ослушался приказа моего?"
94.
(Харун) ответил:
"О сын матери моей!
Ты не хватай за бороду меня и голову
(не трогай).
Я побоялся, что потом ты скажешь:
"Среди сынов Исраиля ты вызвал разделенье
И не исполнил слова моего"".
95.
(Тут Муса) обратился (к Самири):
"(Теперь скажи), как дело обстоит с тобой?"
96.
Ответил (тот):
"Я видел то, чего не видели они.
Я от следов посланника (успел) схватить горсть пыли
И бросил ее (в глотку этого тельца), -
Так искушен я был своею собственной душой".
97.
(И Муса) молвил:
"Уходи! Отныне твоя (кара) в этой жизни -
Что будешь ты (все время) говорить:
"Ко мне не прикасайтесь: (я - ваш искуситель)!"
А что обещано тебе (для вечной жизни),
В назначенный свершится срок.
Взгляни на бога твоего,
Которому ты поклонялся, -
Его сожжем мы и развеем в море прахом.
98.
Единственный наш Бог - Аллах;
Кроме Него, иного божества не существует,
Он Своим знанием объемлет все и вся".


Сура 2. Корова
47.
Сыны Исраиля! Вы вспомните ту милость,
Которой вас Я одарил,
И то, что Я возвысил вас над прочим людом.
49.
И (вспомните), когда
Мы вас избавили от Фараона и его людей,
Которые мучительным страданьям
Так долго подвергали вас -
Лишали жизни ваших сыновей,
В живых лишь женщин оставляя.
Сие было для вас великим испытанием от Бога.
50.
И (вспомните), когда, спасая вас,
Мы море рассекли
И на глазах у вас Мы потопили род Фараона и его людей.
51.
И (вспомните), когда
Назначили Мы Мусе срок из сорока ночей.
Вы же в отсутствие его
Тельца для почитанья взяли,
Творя таким деяньем тяжкий грех.
52.
Тогда же Мы простили вас,
И вы могли стать благодарны.
53.
И (вспомните), когда
Мы дали Мусе Различение и Книгу,
И вы могли пойти по праведной стезе.
58.
И (вспомните), когда Мы вам сказали:
"Войдите в этот город,
Питайтесь всем, что там, себе в усладу;
Но во вратах его смиренно поклонитесь
И скажите: (Прощения) прошу у Бога",
И Мы простим вам ваши прегрешенья
И увеличим долю тем, кто делает добро".
59.
Но заменили нечестивые другим
Указанное (Нами) Слово,
И низвели на них Мы казнь с неба
За то, что были вероломны.
60.
И (вспомните), как Муса
Просил питья для своего народа;
И Мы сказали:
"Ты о скалу ударь своею палкой!"
И выбились из сей скалы
Двенадцать (чистых) родников;
И каждое колено знало место, где им пить, -
Ешьте и пейте из даров Господних
И (на земле) нечестие не сейте.



83.
И (вспомните), когда
Сынам Исраиля поставили в Завет Мы:
Не поклоняться никому, кроме Аллаха,
Благодеять к родителям и близким по крови,
К сиротам и к таким, которые в нужде,
По-доброму с людьми вести беседу,
Выстаивать молитву (по часам)
И править очистительную пОдать.
Тогда ж отворотились вы, кроме немногих,
И вспять пошли (от Нашего Завета).
84.
И (вспомните), когда
Мы вам поставили в Завет:
Чтоб вы не проливали крови (ваших братьев),
Не изгоняли из своих жилищ друг друга,
И вы скрепили сей (Завет)
И сами этому свидетелями были.
85.
И вслед за этим вы же сами
Друг друга стали убивать,
Других же изгонять из собственных жилищ,
Враждой и притеснением потворствуя друг другу.
И если же они как пленные к вам возвращались,
За них давали выкуп вы,
Хотя нельзя вам было изгонять их (по Завету).
Ужель вы верите в одни слова сей Книги
И отвергаете другие?
Но как воздастся тем из вас,
Которые так (скверно) поступают?
Их ждет бесчестие в ближайшей жизни,
А в День Воскресения (на Суд) - жестокая расплата, -
Ведь в небрежении Аллах не остается
К поступкам вашим и делам.
86.
Они - все те,
Кто покупает (краткие) земные (страсти)
Ценой (блаженной вечности) второго бытия.
Им наказания не облегчат
И помощи им не окажут.



87.
Мы дали Мусе Книгу (Откровений),
И вслед за ним посланников Мы слали;
Мы дали Исе, сыну Марйам, знаменья ясные
И Дух Святой для укрепления его.
Но всякий раз - не вы ли,
Когда являлся к вам посланник,
(Неся) вам то, что ваши души не желали,
Преисполнялися гордыни -
Одних лжецами объявляя,
Насильственно мертвя других?
88.
И говорят они:
"Печать легла на наше сердце,
(Храня в нем то, что послано лишь нам)".
Но нет! За их нечестие
Легло на них проклятие Аллаха.
Как мало веруют они!



 90.
Ничтожна плата за продажу своих душ -
Из злобной зависти - в обмен на то,
Чтоб не уверовать в Послание Господне,
Которое по милости Своей
Он посылает тем из Своих слуг,
Кого сочтет Своей угодой, -
И гнев за гневом на себя они влекут,
И унизительною будет кара для неверных.
91.
Когда им говорят:
"Уверуйте же в то, что ниспослал Аллах",
Они ответствуют:
"Мы веруем лишь в то, что нам послали",
Не признавая ничего, что послано затем,
Хотя сие есть Истина,
Что подтверждает то (Писание), что с ними.
Скажи: "Что же в былые времена
Лишали жизни вы посланников Господних,
Коль, истинно, вы праведными были?"
92.
К вам Муса с ясными знаменьями пришел,
Вы все же сделали себе тельца для почитанья,
Упорствуя в неверии своем.
93.
И (вспомните),
Когда скрепили с вами Мы Завет
И подняли над вами Гору (Аттур) (и сказали):
"Держитесь твердо вверенному вам
И следуйте послушно (этому Закону)".
Они ответили: "Мы слышим,
Но мы не повинуемся (ему)".
От своего неверия излили они в сердце
Порочную привязанность тельцу.
Ты им скажи: "Ведь полны скверны
Все повеленья вашей веры,
Коль эта вера в вас еще жива".


94.
Скажи: "Коль вам одним, и никому другому,
Назначена последняя обитель у Аллаха,
То пожелайте для себя (скорейшей) смерти,
Если (в своих словах) правдивы вы".
95.
Но никогда они не пожелают смерти
(Из страха пред расплатой за грехи),
Что уготовили им собственные руки.
Аллах, поистине, прекрасно различает нечестивых.
96.
И ты, поистине, увидишь,
Что их жадность к жизни
Сильнее, чем у всех людей,
И даже (больше), чем у тех,
Кто прочит соучастников (Аллаху).
И всяк из них желает,
Чтоб жизнь в тысячу годов ему была дана,
Но даже дар столь долгой жизни
Его от кары не избавит, -
Аллах ведь видит, что творят они.


102.
(Прельстили их и) повели их за собой шайтаны,
Измыслившие (ложь) о царстве Сулеймана, -
Но нечестивым не был Сулейман,
А нечестивыми шайтаны были,
Которые людей учили колдовству
И тем вещам, что в Вавилоне
Были ниспосланы двум ангелам: Харуту и Маруту.
И оба никого не обучали, не сказав:
"Мы - искушение для вас,
А потому остерегайтесь стать неверным".
И научились те от них,
Как разлучить с женою мужа, -
Но никому зла причинить они бы не могли,
Коль не было б на то Господнего согласья, -
И научились лишь тому,
Что им во вред пошло, а не на пользу,
И знали то, что приобретшему сие
В блаженстве Рая никакой нет доли.
Но как ничтожна плата та,
Что за продажу своих душ они взымели!
О, если б они только знали!


 111.
И говорят они: "В Господень Рай войдет
Лишь иудей иль христианин".
Но таковы лишь их (несбыточные) страсти.
Скажи: "Коль вы в своих словах правдивы,
Представьте доказательства свои".
112.
О да! Кто искренне к Аллаху лик свой обратил,
Кто делает добро (на промысле Господнем),
Найдет у Господа (достойную) награду,
На них не ляжет страх, печаль не отягчит.
113.
И иудеи говорят: "У христиан основы нет".
И христиане говорят: "Основы иудеи не имеют",
Хотя читают ту же Книгу.
Подобно этим же словам звучат и речи тех,
Которые (пока) не разумеют.
В День Воскресения, поистине, Аллах
Меж ними разрешит все споры.

120.
Тобой не будут никогда довольны
Ни иудеи и ни христиане,
Пока ты не последуешь их вере.
Скажи: "Путь праведный, поистине, лишь тот,
Что нам Аллахом был указан".
Но если ты пойдешь дорогой их страстей,
Уже постигнув истинное знанье,
Не будет от Аллаха ни друга, ни помощника тебе.
121.
Те, для которых Мы послали Книгу,
Читают ее чтением достойным, -
Они есть те, кто верует в нее.
Но те, кто отвергает истину, что в ней,
Урон тяжелый понесут.
122.
Сыны Исраиля! Вы вспомните ту милость,
Которой вас Я одарил,
И то, что Я возвысил вас над прочим людом.
123.
И бойтесь Дня, в который ни одна душа
Участь другой не облегчит ни на йоту,
Заступничества за нее (Господь) не примет,
И возмещения (в оплату за грехи)
Он не возьмет,
И ни одной (из грешных душ)
Оказана не будет помощь.
124.
И (вспомните), как Ибрахим
СловЕсами Господней воли был испытан;
И завершил Он то, что было в них.
Господь сказал:
"Я сделаю тебя имамом для народов".
Он вопросил:
"И из моих потомков тоже?"
(Господь) ответил:
"Завет Мой злочестивых не объемлет".
125.
И (вспомните): назначили Мы этот Дом
Для собирания людей въедино
И безопасным местом (для людей), -
Возьмите место Ибрахима для себя молельней.
Поставили в Завет Мы Ибрахиму и его сыну Исмаилу
Очистить этот Дом (от скверны)
Для совершающих обход,
Для предающихся (благочестивым думам),
Для преклонившихся (в молитве пред Аллахом),
Простертых ниц пред именем Его.
126.
И (вспомните), как Ибрахим сказал:
"Господь мой! Сделай безопасным этот город!
И надели его людей плодами - лишь тех из них,
Которые в Аллаха и Последний День уверовали (всей душой)".
(Господь) сказал: "А тем, кто не уверовал,
Я насладиться дам лишь на недолгий срок, - Потом
Я их повергну в огненную муку,
И скверным будет это назначенье!"
127.
И (вспомните), как Ибрахим и Исмаил
Воздвигли Дому этому основу
(И к Господу в молитве обратились):
"О наш Господь! Прими (сие) от нас.
Ведь Ты, поистине, все слышишь и все знаешь!
128.
Господь наш! Сделай нас покорными Тебе,
И подчини потомков наших Своей воле,
И укажи обряды и места для поклонений,
К нам милостиво лик Свой обрати, -
Ведь обращающ Ты и милосерд!
129.
О наш Господь!
Яви Ты им посланника из них самих,
Кто им прочтет Твои айаты,
Писанию и мудрости обучит,
Очистит души их от скверны, -
Поистине, всесилен Ты и мудрости исполнен!"
130.
Кто верой Ибрахима может пренебречь,
Помимо тех, чьи души одолела скверна?
Его Мы в ближней жизни предпочли,
А в будущей - средь праведных (удел ему назначен).
131.
И (вспомните), когда сказал ему Господь:
"Предайся Моей Воле".
"Я Господу миров себя вверяю!" - был ответ.
132.
И Ибрахим своим сынам в Завет поставил,
Что также сделал и Йакуб:
"О сыновья мои! Аллах вам выбрал веру,
И не умрите вы никак иначе,
Как всей душой Ему предавшись -
(Став мусульманами и телом, и душой)".
133.
И вы свидетелями были,
Когда Йакубу смерть предстала.
Тогда он сыновьям сказал:
"Что будете вы чтить, когда умру я?"
Они ответили: "Мы Богу твоему,
Богу отцов твоих -
Ханифа Ибрахима, Исмаила и Исхака -
Единому Владыке будем поклоняться
И предадимся лишь Ему".


135.
И говорят они: "Вы будьте иудеи иль христиане,
Тогда пойдете праведной стезей".
Скажи им: "Нет!
(Последуем) мы вере Ибрахима - верного (ханифа),
Кто (Господу) других богов не призывал".
136.
Скажите вы:
"Мы веруем в Аллаха,
И в Откровение, ниспосланное нам,
И Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку и Йакубу,
И всем двенадцати исраильским коленам;
И в то, что Мусе (Бог) послал,
И в то, что даровал Он Исе
И что другим пророкам снизошло, -
Меж ними мы не делаем различий,
И лишь Ему мы всей душой предались".

137.
Но если, как и вы, они уверуют (в Аллаха),
Они, поистине, пойдут прямой стезею.
А коль они отворотятся,
Они войдут в раскол (единой веры).
Аллах убережет тебя от них, -
Ведь Он всеслышащ и всезнающ!
138.
Таков сибхгат Аллаха.
А есть ли что-нибудь дороже этого сибхгата!
И лишь Ему мы предаемся!
139.
Скажи:
"Ужель затеете вы с нами споры об Аллахе,
Коль Он - и наш Господь, и ваш?
Нам - за свои дела ответ держать,
А вам - нести ответ за ваши.
И в поклонении Ему - мы искренность блюдем".
140.
Или вы скажете, что Ибрахим и Исмаил,
Исхак, Йакуб или (сынов Исраиля) колена
Держались веры Моисея иль Христа?"
Скажи: "Кто знает больше: вы иль Аллах?"
И есть ли нечестивее таких,
Кто у себя сокрыл свидетельство Господне?
Ведь в небрежении Господь не остается
К поступкам вашим и делам.
141.
То был народ, (в небытие) ушедший,
Кой возымеет то, что приобрел;
А вы получите, что должно вам,
И с вас не спросят за грехи, которые они чинили.
255.
Аллах! Нет божества, кроме Него,
Живущего и самосущего извечно!
Не склоняет Его ни сон, ни дремота,
Всем в небесах и на земле владеет Он Один.
Кто может перед Ним вступиться без изволения Его (на то)?
Он знает все, что предварило их (приход)
И что последует за их (уходом).
А им из знания Его назначено постичь
Лишь (малость) ту, что Он дозволит.
Престол Его (Державия) простерся
Над небесами и землей, -
Сохранность их Ему не в тягость.
В Своем могуществе, поистине, велик Он
И (в высшей степени) возвышен.
258.
Ужель не видел ты того,
Кто с Ибрахимом в спор вступил о Боге
За то, что царством одарил его Аллах?
И Ибрахим сказал:
"Поистине, Господь мой - Тот,
Кто жизнь и смерть дарует".
Но тот сказал: "Дарую я и жизнь, и смерть".
Ответил Ибрахим:
"Поистине, Господь повелевает Солнцу
Восходить с востока -
Ты с запада вели ему взойти".
Так был в смущение повергнут тот,
Кто пренебрег Господней верой.
Аллах не направляет тех, кто нечестив.
 259.
Иль (странник) тот, кто близ селенья проходил,
Разрушенного до единой кровли.
И он сказал: "Как может оживить его Господь,
Когда оно уже застыло в смерти?"
И странника поверг Господь во смерть на сотню лет,
Затем Он оживил его и вопросил:
"Как долго здесь ты находился?"
Ответил тот: "Быть может, день иль часть его".
Но Бог сказал: "О нет!
Сто долгих лет ты пробыл здесь.
Теперь взгляни на свою пищу и питье -
Их порча не коснулась вовсе.
Теперь на своего осла взгляни -
(Лишь кости от него остались).
Тебя Мы сделали знаменьем для людей.
И далее - смотри на кости:
Совокуплю Я их и в плоть одену!"
Когда сие ему предстало ясно,
Сказал он: "Знаю я теперь,
Что всемогущ Аллах над всем!"

 
Сура 19. Марйам
67.
Разве запамятовал человек, что в давние [времена] Мы создали его из ничего? (пер. Османова)
68.
Поистине, в знак (Слова) Бога твоего
Мы соберем и их, и дьяволов (на Суд),
Потом вокруг Огня поставим на колени.
69.
Потом из каждой группы извлечем
Мы тех,
Кто был особо непокорен
(СловЕсам) Милосердного (Аллаха).
70.
Ведь, истинно, Нам лучше знать таких,
Кому больше других гореть там надлежит.
71.
Нет ни единого средь вас,
Кто миновал бы этот Огнь.
В деснице Бога твоего
Сие - указ, задуманный к свершенью.
72.
Потом Мы вызволим оттуда тех,
Кто был благочестив,
А нечестивых там оставим на коленях.

Сура 93. Утро
6.
Неужто не нашел тебя Он сиротой?
Не дал приюта (и заботы)?
7.
Блуждал (в неведении) ты,
Но разве не направил Он тебя по праведной стезе?
8.
В лишениях тебя увидев,
Он разве не обогатил тебя?
9.
А потому ты сироту не притесняй,
10.
Просящего, (не выслушав), не отгоняй
11.
И возвещай всему и вся о мудрости Аллаха!

Сура 97. Могущество
1.
Мы повелели снизойти Корану в ночь Аль Кадра.
2.
Как изъяснить тебе, что значит "ночь Аль Кадра"?
3.
Дороже тысячи (бесплодных) месяцев она!
4.
В ночь эту ангелы и Дух (Святой)
Нисходят с неба с Божьего соизволенья,
Чтобы вершить все повеления Его.
5.
И в эту ночь до появления зари
Мир воцаряется (на всей земле)!

Сура 99. Землетрясение
1.
Когда в конвульсиях земля забьется
2.
И на поверхность бремя тяжкое свое извергнет
3.
И возгласит (в отчаянии) человек:
"Что происходит с ней?" -
4.
В тот День
Свое известие она объявит,
5.
Как было ей открыто Господом ее.
6.
И двинутся
В тот День
Раздельными толпами люди,
И им предстанет все содеянное ими на земле.
7.
И тот, кто сотворил добро величиной с пылинку,
Узрит его!
8.
Узрит и тот, кто зло величиной с пылинку совершил.

Сура 101. Поражающее
1.
День бичевания -
2.
Каков он - День (Господнего) Бича?
3.
Что объяснит тебе,
Каков он - День Бича?
4.
В тот День
Рассеются, подобно мотылькам, все люди,
5.
Подобно паутинкам легкой шерсти,
Повиснут горы.
6.
И для того, чьи добрые деянья перевесят,
7.
Жизнь уготована в прекрасном Рае,
Где он найдет блаженство и покой.
8.
Но тот, кто легковесен был в земных деяньях,
9.
Найдет убежище себе во Рву бездонном.
10.
Как объяснить тебе, каков он, этот Ров?
11.
Слепящим пламенем горит он!

 Сура 102. Охота К Умножению
1.
Страсть к накоплению добра
Вас отвлекает от деяний должных
2.
До самой гробовой доски.
3.
Но нет, познаете вы скоро!
4.
И вновь, познаете вы скоро!
5.
Но нет же! Если бы вы знали знаньем достоверным,
6.
Узрели бы вы пламя Ада.
7.
Поистине, вы оком достоверным Увидите его!
8.
Поистине,
В тот День
Сполна с вас спросят за греховные услады,
(Что вы вкусили на земле).

Сура 103. Предвечернее Время
1.
В знак времени (как Моего знаменья), -
2.
Уверь, что человек всегда убыток терпит,
3.
Помимо тех, кто верует,
Деянья добрые творит,
Заповедает истину средь братьев
И к терпеливой стойкости зовет.

Сура 104. Хулитель
1.
Будь проклят клеветник и тот,
Кто за спиной злословит,
2.
Тот, кто копит добро
И в закрома его кладет,
3.
Надеясь, что богатства эти
Навечно жизнь ему продлят!
4.
Поистине, низвергнут будет он в аль хутамУ.
5.
Как объяснить тебе,
Что значит "аль хутамА"?
6.
Пылающий Огонь,
Возжженный гневом Божьим,
7.
Что захватил сердца и души (скверных)
8.
И погребальным сводом стал для них
9.
На вытянутых до небес шестах.

Сура 107. Подаяние
1.
Видал ли ты того,
Кто отвергает Воздаянье?
2.
Таков лишь тот, кто отгоняет сироту,
3.
Откажет в пище он тому, кто голодает.
4.
И горе верующим тем,
5.
Кто небрежет в своих молитвах,
6.
Кто свою веру ставит напоказ,
7.
А ближнему откажет в самом малом.

Сура 109. Неверные
1.
Скажи: "О те, кто отвергает веру!
2.
Молюсь я не тому,
Кому несете вы свои молитвы.
3.
И вы молебны свои шлете не Тому,
Кому молюся я.
4.
И я не стану поклоняться тем,
Кого вы выбрали себе для поклоненья,
5.
И вы не станете молитвы совершать Тому,
Кому молюся я.
6.
Несите же ответ за вашу веру,
А за мою отвечу я пред Ним".


Сура 112. Очищение (Веры)
1.
Скажи: "Он - Аллах - Един;
2.
Извечен Аллах один,
Ему чужды любые нужды,
Мы же нуждаемся лишь в Нем.
3.
Он не рождает и Сам не рожден,
4.
Неподражаем Он и не сравним (ни с чем,
Что наше виденье объять способно
Или земное знанье может охватить)".
Сура 7. Преграды
10.
Мы на земле вас (Волею Своею) утвердили
И вам доставили потребное для жизни -
А вы так мало благодарны!
11.
Мы сотворили вас и вам придали форму.
Потом Мы ангелам сказали:
"Адаму (низко) поклонитесь!"
И те склонились перед ним,
Кроме (надменного) Иблиса,
Кто отказался быть средь тех,
Которые (пред Господом своим смиренно) отдали поклон.
12.
(Господь) сказал:
"Что же тебе мешало поклониться,
Когда Я повелел тебе?"
И (тот) сказал:
"Его я лучше. Ведь из огня меня Ты сотворил,
Его же - из (ничтожной) глины".
13.
(Господь) сказал:
"Низвергнись же отсюда!
Тебе не подобает величаться здесь.
Иди же вон! Отныне средь презренных ты!"
14.
(Иблис) сказал:
"Дай мне отсрочку, (мой Владыка),
До Дня, когда воскрешены все будут".
15.
Пусть будет так! - сказал (Господь). -
Ты - средь таких, кому дана отсрочка.
16.
(Иблис) сказал:
"За то, что свел меня Ты с правого пути,
Я на Твоем пути засады буду ставить
Всем тем, (кто устремляется к Тебе).
17.
И я обрушу (искушения) на них
И спереди, и со спины, по праву и по леву руку,
И Ты потом у большинства из них
Признательности не отыщешь".
18.
(Господь) сказал:
"Уйди отсюда порицаемым и жалким!
А если кто из них последует тебе,
Я всеми вами Ад наполню!
Сура 5. Трапеза
12.
Аллах, поистине, вступил
В Завет с сынами Исраиля.
Из них воздвигли Мы правителей числом двенадцать;
Аллах сказал им:
"С вами Я! (Но только) если будете вы совершать молитву,
И править очистительную подать,
И веровать в посланников Моих,
Их чтить и помогать им,
Давать прекрасный займ Аллаху.
И Я очищу вас от ваших прегрешений,
В Сады введу, реками омовенны, -
Кто ж после этого останется неверным,
Тот сбился с верного пути".
 13.
И вот за то, что свой завет нарушили они,
Мы предали проклятью их и их сердца ожесточили.
Они слова (Писаний) искажают,
Их с места одного переставляя на другое место,
И забывают часть того, чему учили их.
И непрестанно ты встречаться будешь
С изменой их иль новою уловкой,
За исключением немногих.
Ты им прости и не взыщи, -
Поистине, Аллах благоволит лишь к тем, кто (к людям) добр.
14.
Завет Мы взяли также с тех,
Кто говорит: "Мы - христиане".
Но и они забыли часть того,
Чему до этого учили их.
За то Мы возбудили в них
Вражду и ненависть друг к другу
До Дня их Воскресения (на Суд).
Тогда укажет им Господь,
Чем на земле они грешили.
18.
И иудеи говорят, и христиане:
"Мы - Божии сыны, возлюбленные Им".
Скажи: "Что ж Он наказывает вас
За ваши прегрешенья?"
О нет! Всего лишь люди вы
Из (множества) таких, кого Он создал.
Аллах наказывает вас или прощает
(По мудрости) желанья Своего.
Аллах владеет небесами и землей
И тем, что между ними суще, -
К Нему лежит конечный путь!
19.
О люди Книги!
От Нас пришел посланник к вам,
Чтоб разъяснить вам (Истину Господню),
После столь долгого отсутствия пророков,
Чтоб не сказали вы: не приходили к нам
Ни вестник доброго, ни увещатель (от дурного).
Теперь пришел к вам благовестник
И увещатель (против злого).
Аллах, поистине, над всякой вещью мощен! 

Сура 6. Скот
3.
И Он - Аллах и на земле, и в небесах.
Ему известно, что таите вы,
И что являете открыто,
И что вы предваряете себе (деяньями своими).
4.
Какое бы знамение Аллаха
Из всех Его знамений к ним ни приходило,
Они лишь отвращались от него.
5.
И (ныне) истину за ложь они сочли,
Когда она предстала перед ними;
Но скоро к ним прибудет весть о верности того,
Над чем они (так долго) насмехались.
 8.
И говорят они:
"Что ж ангел с неба не сведен к нему?!"
Но если б ангела свели Мы,
Решилось бы их дело сразу,
И после этого им не было б отсрочки.
9.
А если б сделали Мы ангела
(Причастным к этим спорам),
То Мы б его послали в виде человека
И тем для них бы затемнили (суть) вопроса,
Который они сами затемняют.
10.
И несомненно, до тебя посланников насмешкам подвергали.
Но их насмешников постигло то,
Над чем они так (откровенно) насмехались.
11.
Скажи: "Пройдите по земле и посмотрите,
Каков конец был тех,
Которые сочли (посланников) лжецами!"
12.
Скажи: "Кому принадлежит
Все то, что на земле и в небе?"
Скажи: "Аллаху!
И милосердие вменил Он Сам Себе.
Он соберет вас всех в День
Воскресения (на Суд),
О коем никакого нет сомненья,
И не уверуют в него лишь те,
Кто свою душу погубил (навеки).

Сура 21. Пророки
11.
Какое множество (преступных) поселений
Мы сокрушили за нечестие и зло,
Поставив на их место новые народы!
12.
И все же всякий раз,
Почувствовав всю мощь грядущей кары,
Они бросались в бегство от нее.
13.
Не убегайте! Возвращайтесь к тем (дарам),
Что были в изобилии даны вам;
(Вернитесь) к вашим очагам,
Чтоб вас могли призвать к ответу.
14.
Они сказали:
"Горе нам! Поистине, мы были нечестивы".
15.
И их стенания не прекращались,
Пока Мы их не обращали
В пожатую иссушенную (ниву), -
Недвижными (в своей кончине).
16.
Не для забавы сотворили Мы
И (высь) небес, и (твердь) земли,
И все, что суще между ними.
17.
Если б желали Мы найти Себе забаву,
Мы бы нашли ее в таком,
Что ближе нам (по духу)
(А не в вещественном творенье,
Что так упорно небрежет
Той Истиной, что Мы ему даруем, -
Если б действительно задумали Мы это.
18.
О да! Мы Истиной пронизываем Ложь, -
Она дробит ее на части,
И вот - мгновенно исчезает та.


30.
Ужель неверные не видят,
Что небо и земля единой массой были,
Которую Мы рассекли на части,
И извели из животворной влаги всяко живое существо?
Неужто не уверуют они?
31.
Мы на земле установили
Прочно стоящие (твердыни гор),
Чтобы она не колебалась с ними,
И проложили в них проходы для дорог,
Чтоб, (осознав эти знаменья), они пошли прямым путем.
32.
Мы небеса раскинули (для них) охранным сводом,
И все же отвращаются они
От тех знамений, (что являет им творение Господне).
33.
Он - Тот, Кто создал Ночь и День
И Солнце и Луну -
И всем им начертал свой путь по небосводу.
34.
И до тебя Мы никого не делали бессмертным;
И если ты умрешь, ужель они бессмертны будут?
35.
И каждая душа вкушает смерть.
Мы испытаем вас,
И благоденствием, и злом вас искушая.
Потом вы возвратитесь к Нам.
36.
Когда неверные тебя, (о, Мухаммад!), встречают,
Они с насмешкой говорят:
"Не этот ли (берется) поминать
Ваших богов (недобрым словом)?",
Тогда как сами отвергают
Упоминание о Милосердном.
37.
Природе человека свойственна поспешность,
Но скоро Я знамения Мои вам покажу,
(А потому) Меня не торопите.
38.
И говорят они:
"Когда же это обещание (свершится),
Если ты правду говоришь?"
39.
О, если б знали те, кто не уверовал
(в Аллаха), тот момент,
Когда они не смогут отвратить Огня
Ни (спереди), от лиц своих, ни (сзади), от спины!
(Огонь поглотит их), и помощи не отыскать им.
40.
О да! Он к ним придет внезапно,
(Своей нежданностью) в растерянность (повергнет),
И им не отвратить его,
Не получить отсрочки!
41.
И до тебя посланники насмешкам подвергались,
Но их насмешников постигло то,
Над чем они (открыто и упорно) насмехались.