О браках на Небесах

Свой Среди Своих Олег Кузьмин
О браках на Небесах

Эммануил Сведенборг (1688—1772) — шведский учёный-естествоиспытатель, христианский мистик, теософ, изобретатель. Занимался космологией, механикой, математикой, анатомией, физиологией, политикой, экономикой, металлургией, геологией, горным делом и химией. Автор трудов по обработке металлов. Считается родоначальником таких дисциплин, как минералогия и физиология мозга.

Однако известен он во всём мире не столько своей научной деятельностью, сколько своими описаниями духовного мира. В определённом возрасте у Сведенборга, по его утверждениям, открылась способность покидать своё тело и от трёх до десяти дней он мог путешествовать вне тела. Во время этих путешествий он исследовал небеса, ад и промежуточные слои духовного мира. Христианский мир не смог признать его ни католиком, ни протестантом, так его откровения в чём-то отличались от общепринятых взглядов. И тем не менее его труды заслуживают самого пристального внимания…

В 2004 году архив рукописей Эммануила Сведенборга, состоящий из 20 000 страниц, был внесён ЮНЕСКО в реестр Память мира. По заявлению ЮНЕСКО это одна из самых больших коллекций рукописей XVIII века и одна из редких коллекций новой эпохи, послужившая фундаментом для реформатской церкви. Также утверждается, что теософия Сведенборга нашла отголосок во всем мире и что для многих его рукописи стали реликвией…

Один из аспектов его откровений, который произвёл наибольшее впечатление на меня – это его представления о браке. Ниже я хочу привести несколько цитат из его книги «О небесах, о мире духов и об аде», касательно семьи и брака в духовном мире:

«Брак не небесах есть духовное соединение двух личностей в одну. Дух состоит из двух частей, из которых одна называется разумом, а другая волей; когда эти обе части действуют нераздельно, они тогда образуют один дух: муж на небесах действует как та часть, которая называется разумом, а жена – как та, которая называется волей… Из этого ясно, что супружеская любовь берет начало своё в соединении двух личностей в один дух, и в таком случае говорится об этих личностях не как о двух, но как об одной: вот почему двое супругов на небесах не называются двумя, а одним».

«Каждый человек, будь он женщина или мужчина, одарен разумом и волей, но все-таки в мужчине преобладает разум, а в женщине воля, а человек таков, каково преобладающее в нем начало. Но в супружествах на небесах нет никакого преобладания, потому что воля жены есть воля и мужа, а разум мужа есть разум и жены, ибо один любит желать и мыслить, как другой, т.е. взаимно и обратно; вследствие этого происходит и соединение их в одно целое. Это соединение есть действительное соединение, потому что воля жены входит в разум мужа, а разум мужа в волю жены, в особенности, когда они смотрят друг другу в лицо; ибо, на небесах есть взаимное общение мыслей и чувств, в особенности же между супругами, ибо они любят друг друга. Из этого можно видеть, в чем состоит это духовное соединение, которое образует супружество и производит на небесах супружескую любовь, а именно в том, что одна сторона хочет, чтобы все ей принадлежащее принадлежало и другой и обратно».

«Я слышал однажды ангела, описывавшего истинную супружескую любовь, с ее небесными наслаждениями, и говорившего, что это есть Божественное начало Господне на небесах, т.е. Божественное благо и Божественная истина, до того в двух особах соединенные, что образуют не два, но одно целое… Божественное начало изображается в двух супругах, живущих в истинно супружеской любви, и вследствие того в них изображаются и небеса, ибо все небеса суть Божественное благо и Божественная истина, от Господа исходящие; и всё что есть небесного, с блаженством и наслаждением, превосходящими всякую меру, принадлежит этой любви. Он дивился, что человек церкви ничего об этом не знает. Он говорил также о своем изумлении при той мысли, что внутри церкви, совершаются и допускаются прелюбодеяния, удовольствие от которых в духовном смысле и затем в духовном мире есть само по себе не что иное, как удовольствие любви ко злу в соединении со злом; удовольствие адское, потому что оно совершенно противоположно небесному».

«Находящиеся во лжи не живут в супружеской любви. У тех, что живут во зле и потому во лжи, внутренние, духу принадлежащие начала закрыты, и поэтому тут не может быть никакого начала супружеской любви; но ниже этих начал в человеке внешнем, от внутреннего отдельном, есть соединение зла и лжи, которое называется адским супружеством. Мне дано было видеть, каково супружество тех, что живут во лжи по злу, и которое называется адским; они разговаривают между собой и также в похоти соединяются, но внутренне они горят друг к другу смертельной ненавистью, которая так велика, что превосходит всякое описание».

«Также нет истинной супружеской любви между одним мужем и несколькими женами, ибо это уничтожает духовное супружеское начало, состоящее в том, что из двух духов образуется один и, следовательно, уничтожает внутреннее соединение блага и истины, от которого исходит самая сущность этой любви. Брак с несколькими женами подобен разуму, разделенному на несколько волей, и человеку, принадлежащему не к одной, а к многим церквям, ибо в этом случае вера его раздроблена до того, что ее вовсе нет. Ангелы говорят, что брать несколько жен совершенно противно Божественному порядку, что они знают это по многим причинам и, между прочим, из того, что при первой мысли о многоженстве они лишаются внутреннего блаженства и небесного счастья… Далее они говорят, что человек с трудом это понимает, потому что мало людей, живущих в настоящей супружеской любви, а не живущие в ней ничего совершенно не знают о внутреннем наслаждении, которое присуще этой любви. Они знают только о похотливом удовольствии, которое после кратковременного сожительства обращается в неудовольствие; тогда как наслаждение истинно супружеской любви не только здесь, на земле, продолжается до старости, но даже и после смерти переходит в наслаждение небесное и тогда исполняется внутренним наслаждением, которое вовеки совершенствуется».

«Любовь к господству одного супруга над другим совершенно уничтожает супружескую любовь и ее небесное наслаждение, ибо, как было уже сказано, супружеская любовь и ее наслаждение состоят в том, чтоб воля одного была волей и другого и обратно. Любовь к господству уничтожает такое состояние супружеской любви, ибо кто господствует, тот хочет, чтобы одна только его воля была волей другого, а чтоб воля другого для него не существовала; вследствие чего между такими супругами нет ничего взаимного и никакого общения любви с ее удовольствиями. Любовь к господству совершенно тушит это блаженство, а с ним и все, что есть небесного и духовного в супружеской любви, до того, что такие люди вовсе не знают о существовании этого небесного и духовного в супружестве начала».

«У иных людей бывает какое-то подобие супружеской любви, которое, впрочем, не есть супружеская любовь... Эта любовь только принимает вид супружеской по разным причинам, например, когда супруги желают пользоваться взаимной услугой, спокойствием, отдохновением или бездействием, уходом в болезни и старости или попечением о любимых детях. У иных это принуждение от страха другой половины, или ради доброй славы, или из опасения болезней; других приводит к тому похотливость. Супружеская любовь различается также между супругами; у одного ее может быть более или менее, у другого мало или вовсе не быть; и вследствие этого различия одного могут ожидать небеса, а другого ад».

«Подлинная супружеская любовь пребывает в самых внутренних небесах. Вот почему супруги, живущие в супружеской любви, наслаждаются небесными удовольствиями, которые для них подобны невинным играм маленьких детей; они находят удовольствие во всем, ибо небеса наитствуют радостью на всякую мелочь их жизни. Поэтому также супружеская любовь на небесах представляется в прекраснейших образах. Мне было сказано, что вся красота на небесах зависит от супружеской любви: чувства и мысли, происходящие от этой любви, изображаются алмазными атмосферами с блеском карбункулов и яхонтов, и притом с чувством наслаждения. Словом, небеса изображаются в супружеской любви…»

«Прелюбодеяния противны супружеской любви и ангелы считают их скверными, ибо как в супружестве ангелы видят сочетание истины и блага, то есть небеса, так в прелюбодеянии они видят супружество зла и лжи, то есть ад. Вот почему, как только они слышат слово "прелюбодеяние", они отворачиваются. Вот почему также, когда человек совершает прелюбодеяние из удовольствия, небеса закрываются для него. Я мог убедиться, что удовольствие, царствующее в аду, есть удовольствие прелюбодеяния и что удовольствие в прелюбодеянии состоит также в удовольствии разрушать соединение истины и блага - соединение, образующее небеса. Из этого следует, что удовольствие прелюбодеяния есть адское, совершенно противоположное удовольствию супружескому, которое есть небесное».

Для себя я сделал несколько простых выводов из прочитанного, с которыми полностью согласен:

- Супруги, единые в истинной супружеской любви, на небесах предстают как единое целое (И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть)

- Самая красивая любовь на небесах – это супружеская любовь

- Истинная супружеская любовь не подразумевает господства одного над другим (это не патриархат и не матриархат, а скорее единство с центром на общей цели)

- Истинная супружеская любовь — это не социальная модель (общая квартира, общие дети, что подумают, кто стакан воды в старости подаст), а соединение любви, блага и истины

- Истинная супружеская любовь подразумевает одного мужа и одну жену, которые развивают свои супружеские отношения вечно

- Истинная супружеская любовь – это прямой путь на небеса, тогда как прелюбодеяние прямой путь в ад.