Триллиум камчатский

Альберт Деев
        - Я не рассказывал вам о триллиуме камчатском (Tr;llium camschatc;nse)? – спросил Заливайкин, - об актинидии Джиральди рассказал, а о триллиуме забыл. Да-а-а! – протянул он с грустинкой. – Годы идут, торопятся, как в песне поётся
                А годы летят, наши годы, как птицы, летят,
                И некогда нам оглянуться назад.
Напел он слова припева замечательной песни. Он погрустнел, и нам стало немного грустно – наши годы тоже катятся, летят, а что мы сделали полезного для людей? Юрка хоть что-то пытался донести до людей, изобретал, усовершенствовал, но его новшества нашли дорогу только к друзьям, знакомым. Вот и сейчас выращивает экзотические, неведомые для наших мест растения. Кто-то смотрит на него, как на дурачка, кто-то и интересом, иные с любопытством, что, мол, придумал чудак, выращивай растения, которые выращивают все, так нет, ему надо что-то необычное. Сколько места теряет на грядках со своими экспериментами! Выращивай опробованные культуры, продавай излишки, так нет-же! Новое, необычное ему подавай! Не думают закостенелые дачники о том, что эти, редкие пока растения давно уже выращивают на дачах наши земляки, и Юрий старается, чтоб не часто встречающиеся растения были такими-же обыденными, как, например, жимолость, облепиха…
            Ну, сейчас начнёт говорить о даче, вернее о редких растениях, которых ни у кого из соседей по даче, да что там соседей, ни у кого, пожалуй, в дачном кооперативе нет, а у него на даче растут и плодоносят. когда он рассказывает, так тает от удовольствия, а слова так и льются, и остановить его ничем нельзя, а он сыплет как горохом мудрёные названия, что язык всяк человек сломал бы, а ему – ничего, и сыплет и сыплет, разливается как колокольчик, а у нас головы пухнут от латыни да прочих научных терминов, но что интересно, прервать его духу не хватает, да и рассказывает он с таким увлечением, что и нас, людей далёких от дачных дел, увлекает, прямо завораживает .
 
          - Поехал я на Дальний Восток не только за актинидией и лимонником, нет никакого смысла ездить за тем, чтоб набрать ягод для того, чтобы потом семена достать и выкопать несколько саженцев, тогда как в приморье редких ценных растений побольше, чем где либо. Триллиум камчатский занесён в Красную книгу! – с гордостью заявил он. – Выкопал я несколько саженцев, молоденьких, ещё почти не заметных, да и семян набрал немного.
          - Так! – начал Пётр. – Растение занесено в Красную книгу, а ты его выкапывать!
          - Ты особо не налетай! Нашёлся защитник растений из Красной книги! – вспылил Юрий. – Семена можно выписать, но знаешь, сколько мошенников?! Пришлют какое фуфло, а ты только бабки выкидывай! Пробовал я через интернет выписывать – присылают часто не всхожие семена, или чёрт-те-чо! –разгорячился он.
          Минут через 15, когда немного остыл, и уже смог говорить спокойно, он выдал:
         Растения невысокие, всего-то от 20 до 50 см. Цветки диаметром 6 см, белые, с очень эффектными желтыми тычинками и темно-красным рыльцем. Цветет около 15 дней с начала до середины мая. Да вы сами видите, какие красивые и необычные цветки. Мы уже были у растения и наслаждались тонким ароматом и красотой куста. А листья-то какие! Какие насыщенные изумрудные оттенки, полюбуйтесь, полюбуйтесь!  Семена созревают в конце августа. Дает хороший самосев. Да вот посмотрите, какая красотища! – он подвёл нас к растению, облепленному трёхлепестковыми цветами. – Чувствуете тонкий аромат? – он наслаждался и ароматом, и видом своего триллиума.- а скажите мне, почему такое интересное название?
           - Ну-у! – протянул в раздумчивости Пётр. – Не знаю, может ты знаешь? – обратился он к Николаю.
           - Спроси что-нибудь полегче! –отозвался Николай.
           - Особенность триллиума – три листка в мутовке, три чашелистика, три цветочных лепестка, три гнезда в завязи, нашла отражение в названии. Слово «trillium» образовано от слова «trillix», в переводе означающего «тройной». Вдобавок он холодостоек и засухоустойчив.
           - Ну вот, теперь на латынь перешёл. – обречённо пробубнил Николай.
           - Да без латыни никак нельзя!
           - Ага! Свою грамотность и эрундицию показать надо, похвастаться. – с некоторой долей иронии произнёс Николай, особо нажав на слово эрудиция, которое произнёс нарочито неверно.
           - Растение, конечно, красиво, но съедобно-ли? – Пётр перешёл к практическому применению в кулинарии, так как хорошо помнил, что Юрий обещал дать продегустировать, и хорошо продегустировать, а если уж говорить конкретно, то и покушать редкостей, а иначе для чего тащить в такую Тмутаракань по разбитой дороге. Компенсация должна быть за экстремальную поездку.
            - Триллиум камчатский не только декоративное растение. Он еще и съедобен! Из его ягод, которые созревают в сентябре, можно приготовить джем, напоминающий по вкусу варенье из инжира и киви.
            - Вот с этого и надо было начинать! А то предисловие что-то затянулось! – проворчал Николай.
             - Вот такие широкоовальные буровато-зелёные коробочки будут… - и показал фото.
             - Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт! - пошутил Пётр.
             - Ага! – поддержал Юрий. – Не орешки, а коробочки!
             - Какая разница – коробочки-ягодки, орешки-ягодки. – философски произнёс Пётр.
             - Если приготовить джем из плодов, то не отличишь от варенья из инжира или киви!- решил повторить он для непонятливых.
             - Неплохие орешки! – заметил Николай. – У тебя есть попробовать?
             - Пока нет. – отозвался Заливайкин.
             - Жаль! – разочарованно произнёс Николай. – Мы то думали уже заняться дегустацией!
             - Раскатил губу! – усмехнулся Заливайкин. – Года три-четыре погодить надо!
              - Так как ты узнал про вкус? – поинтересовался Николай.
              - Я ведь на Дальнем Востоке был, по тайге ходил, вот и набрал немного, а джем сварганить – не проблема!
              - Когда будем дегустировать джем? – перешёл к сладкому применению триллиума теперь уже Пётр, так как сгорал от нетерпения попробовать новый, ни разу не пробованный джем, а уж если Юрка сказал, что джем – вкуснятина, то можно верить, он не обманет.
              - Сейчас угощу, сейчас! Баночка завалялась где-то. Привёз с Дальнего Востока! – многообещающе по-обещал мичуринец. – А от отводков и раньше, думаю, будут. Тогда накормлю до отвала.
              - Ловим на слове! – промолвил Николай.
               - Сам позову на дачу! – отреагировал садовод и добавил – Смотрите, какая красота! -  он ещё раз показал на куст высотой около полуметра, любуясь кустом. – И никакого ухода! Но на зиму закрывать надо – может замёрзнуть, зимостойкость не очень, до 28° мороз выдерживает, а дальше…Так что, хошь-не-хошь, а укрывать надо!
               - М-да! – глубокомысленно изрёк Пётр. – Хлопотливо!
               - Но зато вкусно! – появился у него оппонент в лице Николая.
               - Ни попробую – ни в жизнь не поверю! – категорично выдохнул Пётр, решив подразнить интродуктанта.
               - Так пойдём в домик, там и попробуете. –просто предложил садовод, любитель редкостей.
               - Ни буду утомлять вас ботаникой. Скажу лишь: Семена высевают в августе в маленькие емкости с влажной продезинфицированной смесью из торфа и сфагнума (1:1) и выдерживают при комнатной температуре 2 месяца (почва должна быть влажной). В конце октября емкости закапывают в тенистом уголке сада – за зиму они должны пройти стратификацию с периодами промораживания и оттаивания. Всходы появляются весной. Все лето они должны расти в том же контейнере, где и появились. На постоянное место их можно будет высадить осенью. При выращивании из семян триллиум зацветает на 3–5 год. Это я сказал для того, чтобы вы знали, что сказать, когда вас будут спрашивать, показать, так сказать, эрудицию. А вы ведь обязательно раззвоните, какую вкуснятинку ели.
                Друзья замахали было руками, что нет, мол, мы не болтливые, но Юрий не дал им оправдываться:
                - Если б не надо было рекламировать редкие растения, я не рассказывал бы о них, а просто угощал бы вас. Это хорошо, что вы расскажите другим о новинках-культурах. Вам это не интересно! – в словах дачника-экспериментатора слышалась горечь. – Хочу, чтоб это и другие пока редкие у нас растения прочно укоренились на наших дачах, как, например, прижились на участках жимолость синеплодная, облепиха, физалис, и другие, ещё десяток лет считавшиеся экзотами, а ныне выращиваемые в каждой, или почти в каждой даче.
                - Триллиум — прекрасное растение для теневого сада. Но не терпит одиночества. Триллиумы хорошо сажать группами. Пика декоративности посадки триллиумов достигают не сразу, а с годами, по мере разрастания корневищ. Зато и пересадок не требуют долгие годы. – начал разъяснять биологию растения Юрий.
                - Ишь ты! – изумился Пётр. – Растение-то любит, чтоб по соседству родичи были, а то и поболтать не с кем!
                - Именно! – подхватил Юрий. – Растения очень общительны, просто мы не слышим их голосов.
                - Во даёт! – восхитился Николай. – По-твоему, может, растения и думать умеют?
                - Конечно! Но не только по-моему, а многие учёные ботаники авторитетно так заявляют! – огорошил своих друзей-товарищей Юрий. – Ну, мы отвлеклись от основной темы разговора – о интереснейшем растении триллиуме камчатском. Плод — широкоовальная буровато-зелёная коробочка, съедобен. Растение требует при выращивании постоянно влажных, но очень лёгких песчаных, хорошо дренированных грунтов.
                - Самое интересное в этом растении – плод, остальное можно было не говорить! – заявил Николай.
                - Во всяком случае нам, тёмным в этой области людям, - подытожил Пётр – для нас красота растений – не дело первой важности, нам подавай гастрономические особенности. Остальное нам до фени. Вот ты говорил о цветках, они какие-то акти…, ну, одним словом, на пустой желудок не выговоришь.
               - Ладно, давайте приступайте к дегустации.
                - Мммм! Вкуснятина! – восхитился обычно недовольный Николай.
                Вскоре друзья ехали домой, вспоминали не добрым словом дорожников, заодно попало и чиновникам.