нравственность

Элеонора Улизко
 Титов А.В. Диалог 1991

«И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу
мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением:
звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне.»
Иммануил  Кант

Вводные понятия
Нравственность – моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.  Синоним морали, иногда этики. Изучается этикой.
Коротко рассмотрим главное, что сказали о ней философы.
У Гегеля мыслящий дух, обладающий свободой воли возвышается над своей субъективностью и становится духом объективным. Проявляя объективизм, дух понимает, что имеет право:
- по отношению к внешним вещам – право собственности;
- по отношению к другой воле – право договора;
- право наказания по отношению к собственному отрицательному действию.
То есть дух сам себя оценивает морально, требуя реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле. В её совести начинает говорить долг.
Существуют три ступени проявления нравственной субстанции:
- в семье,
- гражданском обществе,
 - государстве.
Государство – высшее проявление объективного духа, Гегель называет его даже богом.
Научную основу марксистского учения о нравственности показал Плеханов Г.В. Надо не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого человека. И вывод: «Если человеческий характер создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека.»
Да, загнул! Где найти такие обстоятельства!? И ведь был у нас моральный кодекс строителя коммунизма в идеале совпадающий с этой мыслью.
Золотое правило нравственности гласит: «не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили». Это лежит в основе многих мировых религий и античной философии. На эту же тему категорический императив (т.е. безусловное повеление!) Канта: «поступай так,  чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Императив означает внутреннее разумное принуждение к нравственным поступкам (долг). Максима – это принцип, по которому субъект действует в отличие от закона – объективного принципа.
Кант говорит нам, что выбирая действия, человек должен  брать во внимание не только свои желания, но и общечеловеческие правила! Идеалист, ну что с него возьмёшь! Умер более двухсот лет назад, а в мире ничего не изменилось коренным образом. Разве что Калининград стал советским, а потом российским. Казни перестали быть публичными спектаклями. С другой стороны в нашу перестройку появились бои без правил, и расцвёл бандитизм вкупе с коррупцией.
А что говорит народ и древние религии? Отбросив в сторону политическую жизнь церквей и ее руководителей, оправдывающих любое убийство (войну, любую казнь), если им выгодно, получим известные заповеди христианства, первая из которых «не убий». Остальные защищают частную собственность и приятную жизнь. Не укради, не прелюбодействуй и т.п. кому ж понравится, если украдут твою собственность и переспят с твоей женой. Хотя в ветхом завете по правилам гостеприимства в приём путников входило предоставление крова, еды, жены, дочерей. Да и баядерки в храмах обслуживали путников.  В настоящее время для богатых бани и девочки по вызову.
То есть заповеди для широких масс народа, не для богатых и избранных властителей. Золотое правило нравственности тоже для народа. Он живёт по нему (старается) с древнейших времён. Эти общие правила человеческого общежития и оформились потом в 10 заповедей христианства, устав комсомола, кодекс строителей коммунизма.
А вот и пословицы с поговорками на эту тему.
- Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.
- Как аукнется, так и откликнется.
- Миром и горы сдвинем.
- Живи для людей, поживут и люди для тебя.
- Худо жить тому, кто не делает добра никому.
- Чего себе не хочешь, того и другому не желай.
- Кто на людей яму копает, тот сам в неё попадает.

1. Нравственность животного мира.
Зададим вопрос: есть ли нравственность в животном мире? 
С одной стороны у животных есть душа, как она есть во всей природе живой и не живой. Только у всех душ разная скорость  жизни и развития. Это моя точка зрения (см. единственную книгу).  Я не одинока, кто-то её тоже разделяет.
У животных есть разум. Они часто руководствуются инстинктами, но и приобретают опыт и учатся. Как и люди. Их можно дрессировать. Как и людей. Их можно научить не кусать людей и других животных, иначе будет больно. А не потому, что это аморально и стыдно. Но в чём-то они лучше человека. У них есть врожденный инстинкт не убивать особей своего вида. Они будут драться, но не до смерти. Исключение составляют среди птиц милейшие  и тишайшие голуби. Они могут заклевать своего собрата до смерти. Это мне сказал орнитолог. К сожалению, у человека такого инстинкта нет! Разумный, чертяка, соображает! Как бы он жил без войн, дуэлей, казней, инквизиции, даже тех же доносов, когда можно было без труда увеличить жилплощадь и повысить должность в сталинские времена. А сколько перегибов было в период раскулачивания и коллективизации, когда часто сажали и высылали лучшее трудовое крестьянство. И всегда были жестокие люди, легко склоняющиеся в грабежу, разбою, кражам.
Итак, животное своих не убьёт. Может помочь больному, раненому  или ослабевшему. Я специально не рассматриваю самый сильный материнский инстинкт, когда самка сделает всё, вплоть до невозможного, для своего детёныша. То есть животные могут совершать самые моральные с точки зрения человека поступки. Кажется собаки могут даже испытывать стыд, если огорчат хозяина. У кошек угрызения совести заметны реже.
Но я почему-то считаю, что у животных морали нет. К ним просто не прикладываются эти слова: аморальная кошка, безнравственная собака!
Нравственно или нет? Что взять за оценку? Заповеди слишком длинно. Лучше и проще принять золотое правило нравственности: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Однако, даже зная правило, сами мы не всегда так поступаем. Например, дать взаймы. Сам ты не прочь одолжить деньги, но вот давать кому-то. Незнакомому не дашь. Надо знать человека, доверять. И смотря какой суммой и на какое время ты готов пожертвовать. Совсем не простой вопрос. Лучше никому не давать, только детям, которых любишь, и которые норовят взять без отдачи. Короче, золотое правило кренится в сторону себя любимого: чтоб поменьше дать и побольше взять.

2. Нравственность людей
Нравственность знакомых нам людей мы всегда худо-бедно легко оцениваем. Чем лучше их знаем, тем вернее оцениваем. При нашей симпатии или антипатии оценка может стать субъективной, при спокойном отношении – более объективной. Одна любая оценка может быть только субъективной. Объективных оценок попросту не существует.  Всё зависит от того кто и что оценивает. Все очень относительно. Это уже перекликается с вопросом что есть истина? Можно считать, что один человек часто ошибается. Семья реже. Класс в школе ещё реже. Затем идёт работа (производство), город, область, государство.  Стоп! Остановимся с Гегелем. Он тоже меряет мораль государством. Не пользой отдельного человека, а пользой государства. Но и тут…Ошибку Гитлера и Германии забывать не будем!
Критерием оценки нравственности отдельного человека является для тебя приятность его общества. С ним легко иметь дело, найти общий язык, проводить общее время (свободное или рабочее), не бояться, что он тебя подведёт, подставит, обманет (разве что по мелочам) и тем более предаст. Я не рассматриваю воров, убийц, тусовочную элиту, политиков и крупных предпринимателей. Предательство здесь таковым не является. Это норма поведения.
- Нравственность мужчины (оценивает мужчина).
Главный камень преткновения – измена.  Мужчина часто даже и сейчас в эпоху эмансипации оценивает свои измены как «шалости» (Э. Карузо, например). Если он не собирается бросать женщину и детей, то измены нет, и говорить не о чём. А вот измена женщины уже недопустима! Это аморально, безнравственно. Даже если она сохраняет семью и дорожит ею. Иногда мужчина считает недопустимым даже кокетство. Нельзя игриво разговаривать, строить глазки, кокетничать.
- Нравственность мужчины (оценивает женщина).
Женщины тоже не любят измены. Но чаще они более рассудительны (им же ещё поднимать детей!) и поэтому они могут простить измену  мужа. Примут его раскаяние и постараются, чтобы подобный факт не повторялся. Следить будут и сцены устраивать будут.
Но кокетство и заигрывание они за измену не считают. Подумаешь, пошутили, подумаешь, поцеловались! Но в постель же не легли, значит не считается.
 - Нравственность ребёнка.
До подросткового возраста все дети нравственны.  Не слышала выражения «аморальный ребёнок». Он может быть невоспитанным, избалованным, грубым и т.д. В Японии до 5 лет детям позволяется всё. Зато дальше… Самые сдержанные, невозмутимые, преданные своей фирме сотрудники – это японцы.
 Считается, что основы морали закладываются в семье, что дети смотрят на родителей и родных. Да, семья – это школа жизни! Но есть ещё и школа, улица, телевидение, книги, кино, мобильные телефоны и интернет. И жизнь, в которую подрастая всё больше входит ребёнок. И воспитание он получает везде. Тут и наследственность, и темперамент. Склонность к пьянству и агрессии.
Родители часто не замечают дурные наклонности своих детей. А часто ничего не могут изменить. Тяжело было противостоять миру в перестройку. Школы стали не обязательны. Престижной для девочки считалась карьера валютной проститутки. Для мальчика – идти в бандиты. Многие одноклассники дочки бросили школу, отучившись 1, 2, 3, 5 лет. Самый умный гордился, что дошёл до 7 класса. Его с сестрой воспитывала бабушка. Многие и даже более благополучные дети давно сгинули в этой жизни.
Обычно для родителей их подросшие дети никогда не будут безнравственными. Уж больно родители пристрастны, слепы, доверчивы.
- Нравственность себя самого.
Познай самого себя, говорили древние. Как человек оценивает свою нравственность. Я думаю, положительно. Сама такая. Я воровала (правда, ягоды на колхозном участке, бумагу, авторучки и ватман на работе, на мне два убийства (полевой мышки – я была школьницей, мышь попалась случайно, и я считала что сберегаю от неё луг; вторая – змея. ) змею мы убили с братом тоже школьники 4-7 классов, не посмотрев, может это был уж. Дело в том, что двумя годами раньше нас с ним укусили змеи. Я долго лежала в больнице, а брату мама высосала кровь из ранки. Даже сейчас я испытываю угрызения совести. Но вот оно – доверие пропаганде. В школьные годы оно безоговорочно! Змей и вредителей полей надо уничтожать. С воровством так сложилось, что на моей работе красть было нечего кроме перечисленного. Иначе я бы наворовала, что могла и что воровали другие. Зато я воровала при социализме рабочее время.  Могла часами ничего не делать, но рабочий вид создавали все.  Дальше идут прелюбодеяния. Женатых любовников у меня было 4. Секс двух свободных людей я аморальным никогда не считала. Первый меня уговаривал лет 6. Когда я решила, что годы идут, пора заводить ребёнка, а у него хорошая наследственность, я согласилась. Глупость, конечно. Была всего одна встреча, т.к. он предохранялся.  Далее я рассуждала примерно так: если человек изменяет своей жене, значит в основном это его грех. Всё равно с кем-нибудь бы изменил. А в двух женатых я влюбилась.
Ну, ещё грех – наказание детей. В идеале их нельзя бить, на  них нельзя кричать. Бывало, я не сдерживалась. Каюсь. Боюсь, если повторить, опять бы не сдержалась. И конечно последнее – враньё! Этого было хоть отбавляй. Какой же идиот будет всем всегда говорить правду. Этому учатся со школы. Я училась хорошо, так что врать начала, я думаю, с 7-8 класса, да и то редко. Не было повода. Естественное стремление человека – это говорить правду. Что соврать начальнику на работе, я с сотрудниками придумывала вместе. Например, если у меня есть отгул и я хочу провести его на пляже залива, надо говорить, что у тебя номерок к зубному врачу и ты просишь дать тебе отгул. Причина считалась уважительной.
Врать, конечно, не очень приятно, особенно уже взрослому человеку. Поэтому чаще не врёшь, а просто рассказываешь не всё, утаивая неприятные моменты в отношении себя или в отношении другого человека. Чего его расстраивать. Может не узнает, или узнает от другого. Сплетничать лучше за глаза, что все и делают. А как же жить без перемывания косточек!
С такими собственными взглядами я себя считаю нравственной, моральной, а свои грехи мелкими и несущественными. Конечно, я достойна рая и мне не в чем каяться. Как и большей части человечества! Я не лучше других, но и не хуже.
Есть на земле удивительные люди: добрые, отзывчивые, альтруисты. Не от мира сего просто. У меня самой была такая подруга. Такие люди очень ранимы. Она умерла в 67 лет после смерти своей 93-летней матери. Они жили втроём с матерью и братом в 2-х комнатной квартире. Не вынесла пьянства и издевательств брата и угасла.
А ещё я знакома с настоящим убийцей. Он в пьяной компании убил своего собеседника. Говорил на суде, что ничего не помнил. Отсидел почему-то 6-7 лет и вышел. Я думала за убийство дают гораздо больше. Не сожалеет ни о чём и не скрывает, что убил.
- Нравственность родителей.
Мы всегда оправдываем своих родителей. Они всегда самые лучшие. И конечно, безупречны. В войну на Памире они потеряли первого ребёнка. Мать вернулась к своим родителям в Камышин (на Волге). Отец стал встречаться с другой женщиной, которая родила ему ребёнка. Он выплачивал алименты 18 лет. Я узнала об этом, когда мне было лет 14. После войны он вернулся к маме  и в 1946г. родилась я. через 3 года брат. Отец мучился чувством вины, особенно под конец жизни, подводя её итоги. Он оставил длинные заметки про свою жизнь и родных братьев и сестёр. Мама всегда признавала непростительную вину отца и чувствовала себя жертвой. Так они и прожили всю жизнь вместе. Никто никому не изменял.
А если кто-то из родителей или оба, не дай бог, выпивают? Подавляющему большинству детей это не нравится. Ну, ещё умеренная выпивка, когда пьяный родитель может дать деньги, купить что-либо, это туда сюда. Или подрастая, подростки сами начинают втягиваться в пьянство с родителями. Что совсем паршиво. Да, пьянство детям не нравится, но не любить, осуждать родителей они не могут. Он для них всегда лучший, самый добрый, родной и уж конечно, нравственность его безупречна. Они могут и не знать такого слова. Как часто брошенный ребёнок возвращается, пройдя детдом, к своим родителям и они начинают пить вместе. Ребёнок может уже работать, любить и содержать своего родителя. Да и какое образование можно получить в детдоме, чтобы рассчитывать на приличную работу!?
 В больнице я познакомилась с женщиной, которую мать сдала в детский дом. Она была первым ребёнком и получила справку об окончании 7 классов после 9-ти лет обучения. Я спросила её о братьях и сестрах. Оказывается она поддерживает отношения с матерью и знает всё о своих братьях. Все они от разных отцов. Второй ребёнок за 9 лет учёбы окончил 4 класса, третий 1-2 класса, научился читать и писать. Четвёртый – только говорить. Остальные не говорили, писали и какали в штаны и попали в спец интернат. Такая вот деградация. Я бы таких женщин стерилизовала насильно. Это было при социализме в 1981-82г. В перестройку всё стало гораздо хуже. Я знала инженера, который потерял работу, до пенсии не дотянул и просто умер с голоду.
А вот если родители мошенники!? Мелкие жулики!? Как говорил К.Райкин: завсклад, товаровед, директор магазина – уважаемые люди! Думаю, там вся семья жила двойной моралью. Себя считала нравственными и моральными, а остальных дураками, лопухами, которые не смогли достичь подобных благ. Появилось понятие «блат» - возможность получить по знакомству товар или услугу. Наступало другое время.
Я умудрилась прожить жизнь без блата. И ничего не приобрести. Лопух неимоверный! Так и осталась жить в Рощино в квартире родителей, проработав более 40 лет в городе. У меня не было ни одного знакомого, который мог мне что-то достать. Наверное потому, что и я ничего не могла достать. Это ведь обмен: ты - мне, я - тебе. Стояла в очередях. Чтобы купить ж/д билеты приезжала за час-полтора утром до открытия кассы и в первый день продажи - за 45 дней до отправления. Та ещё эпопея!
- Нравственность семьи.
Думаю, что с точки зрения членов семьи всегда высокая. Даже, если кого-то посадили. Это ошибка! Или несчастное стечение обстоятельств. Они не хуже других. Просто другие не попались. Или дураки, что такие бедные…
Вот соседи могут рассуждать иначе: «Ворюги!» Мы вот не воруем, или воруем мало, или не попадаемся!
Бунты детей в такой семье редки и являются сюжетом для кино или пьесы. Обычно семья едина.
- Нравственность учителей.
Те же люди. Но моральная ответственность на них лежит более высокая. Вреда плохой учитель может принести больше, чем плохой инженер. Учительница начальных классов моей племянницы считалась в посёлке лучшей. Она даже стала единственной заслуженной учительницей. У неё была лучшая успеваемость. Потому что она была строгая (что вроде хорошо) и злая. К воспитательным средствам относились: линейкой по рукам и журналом по голове. Племянница её не любила. Сейчас дополнила, что ещё она била учеников головой о доску. Фу, просто садистка какая-то.
У меня была всего одна злая учительница по фортепиано, но со мной она всегда сдерживалась почему-то. Но я видела, как других она лупила журналом по рукам во время игры.
Повышают голос учителя часто. Но взрослея, ученики начинают оценивать учителей не добрый – злой, а по профессиональным качествам. Интересно ли учитель ведёт урок или просто пересказывает учебник, или ещё хуже заставляет тебя самого читать его, ничего не объясняя, ничем не дополняя. В старших классах начинаешь задумываться о том, что ты вынесешь из школы. И оценивать учителей.
Директором школы у нас был учитель математики. Он пришёл, сместив старую математичку, неплохую учительницу. На мой взгляд, он оказался сильным педагогом, явно не хуже а в геометрии так даже и лучше. Зато как человек он не терпел сильных соперников и от них постарался избавиться. Ушёл учитель физики, который был просто талантом. Ушла очень сильная учительница по биологии, проработав всего год. Остались слабые учителя и подхалимы, естественно. Наши родители писали письма туда-сюда, но тщетно. Из сильных учителей осталась только учительница английского языка.  Я много училась, но с языком проблем не было. Говорить я не стала из-за малого словарного запаса, но грамматика и произношение вывозили со школы. У исторички был сильный характер, она была хорошим человеком и нашей классной руководительницей, но история при социализме не была наукой, тем более интересной. Одни классы и классовая борьба.
Подводя итог. Меня нравственность учителей не волновала. Я её не замечала и не оценивала. В старших классах стала обращать внимание сильный (полезный для тебя) учитель, или нет. К выводу, что директор свинья, пришёл весь класс, потеряв двух прекрасных учителей. Убедились, что жизнь не так проста. А так, что ж. учителя простые люди со своими недостатками, достоинствами, интересами. Плохому они нас не учили. Говорили, что полагается. Не будем их судить пристрастно. Их  нравственность не обязана быть выше нашей только из-за того, что они нас учат. И не является таковой. Средняя нравственность интеллигентного образованного народа.
Кстати, о любви к учителям. Вроде все ко всем относились ровно. Отметки ставились справедливо. Некоторые девочки из класса ходили в гости к классной руководительнице, но не я. Я, правда, в 9-м классе влюбилась в учительницу фортепьяно в музыкальной школе, молодую симпатичную женщину. Смотрела на неё, и всё время - рот до ушей. Но это уже другая тема.
- Нравственность руководителя.
Тут и далее всегда вопрос: «А судьи кто?» Кто будет оценивать нравственность своего руководителя?
Сам руководитель за редким исключением оценивает свою нравственность положительно. Он может признавать за собой отдельные качества даже  и не очень приятные для окружающих. Может даже считать себя плохим руководителем (очень редко, если только постоянно заваливает план или его никто не слушает), но хорошим, приличным, порядочным и уж, конечно, моральным человеком.
Совсем другое дело подчинённые. Эти прямо скажут: скотина, грубиян, развратник, ворюга, дурак. Хотя дурак, а лучше идиот, может быть вполне нравственным. Говорить лучше себе, семье, но только не начальнику и не сослуживцам. А то не расхлебаешь последствий.
Хотя люди любят позлословить и посплетничать, тем не менее есть  и порядочные начальники. У меня, например, руководитель отдела был человеком высокоморальным и нравственным. В придачу был умным и держал отдел на плаву. Находил деньги, решал технические проблемы, набрал грамотных и нужных специалистов. Работа была его главным интересом. Казалось, такого человека все должны любить? Ан, нет! Безусловно, его ценили, а вот любовь… Думаю, любили не все, правда я почти никого и не спрашивала. Неудобно было.
Главным его критерием по отношению к сотрудникам была меркантильность: человек полезен для отдела или нет. Если сотрудник перестаёт приносить пользу, он от таких избавлялся. Ну, для работы это естественное отношение. Из всего отдела за последние 30 лет он привязан лишь к одной сотруднице, с которой прошли трудные годы перестройки.
Когда он только стал заведующим лабораторией в начале карьеры, он предложил мне стать штатным доносителем. Говорит, я молодой руководитель, назначен в вашу лабораторию, и мне надо знать, кто что думает и что говорит. Я так обалдела, видимо это отразилось на моём лице, что он сразу сказал, что ошибся и снимает предложение. Я думаю, подхалимы и фискалы сами находятся и есть в любом коллективе. Но судя по литературе, и вербовали их довольно часто, преимущественно КГБ. Когда я в 1966 году поступила на работу в отдел металлов в лабораторию механических испытаний, мне сразу сказали девочки-лаборантки, что у нас есть штатный доноситель – секретарь заведующего отделом. Предупредили – ничего такого при ней не говори. Ничего такого у нас и не говорилось, чай не академический институт, а отраслевой, но сплетни, ясно дело, руководству докладывались. Ирония судьбы: наша осведомительница была сильно глуховата, доходило до неё около 30% слышанного. Это была одинокая, дружелюбная и общительная женщина 40 лет. Меня предупредили: не вздумай с ней дружить и принимать подарки, потом не отвяжешься до конца жизни. Поэтому я шарахалась от неё, её открыточек и авторучек. Кто брал открыточку, получал следующий подарок дороже и существенней. Соответственно приходилось и самому дарить. Так что на все праздники наша секретарь отдела была просто завалена подарками. Такая у неё была насыщенная и близкая к начальству жизнь. Конечно, осведомители нашлись и без меня. И позже. Принимались новые люди, и некоторые просто караулили начальство у дверей.
Да, начальство я никакое не любила, но заведующего отделом ценила и считала главным мужчиной своей жизни. Он дал мне работу после болезни, устроил в аспирантуру (в мои 40 лет). В перестройку я уволилась и пошла работать в ж/д кассу. Затем снова вернулась на старое место, и он меня взял после 8 лет перерыва. Когда он защитил докторскую, то и меня заставил уже на пенсии защитить кандидатскую диссертацию. Я получила моральное удовлетворение. Я ему была полезна, и он меня ценил.
Видимо это и будет основной вывод оценки руководителя. Какие бы ни были его нравственные качества (не рассматриваем уголовщину) оценивать его следует по полезности для возглавляемого коллектива. Если коллектив работает, живёт и развивается, его руководитель является нравственным и полезным человеком для общества. Несмотря на могущие быть мелкие недостатки характера и не очень благовидные поступки.
- Нравственность тех, кто нас судит и карает: полиции, судей, следователей, прокуроров, адвокатов и тюремщиков.
Частый ответ: все они продажные, а значит безнравственные!
Нормальному человеку лучше не иметь дела ни с кем из них.
Сами они, если продаются, то не придают этому факту большого значения: такие правила жизни на этом тёпленьком местечке и к морали отношения не имеют. Ну, нам повезло устроиться, а кому-то нет. Значит мы умные.
Работа на самом деле тяжёлая, нервная, грязная. Иметь дело с бандитами, ворами, мошенниками, пьяницами и с их жертвами – удовольствие не из приятных. Это тебе не первый концерт Чайковского слушать. И всю рабочую неделю! Нервы надо иметь стальные.
Хочу сказать про работников тюрем и колоний. На мой взгляд, их нельзя назвать нормальными людьми со здоровой психикой. Некоторые имеют садистские наклонности, как я писала выше про заслуженную учительницу начальных классов. Иметь власть над малышами и над бесправными заключёнными даром не проходит. Власть над кем-то вообще страшная вещь! Я вспоминаю китайскую сказку «Дракон» и одноимённую пьесу Шварца. Даже власть родителя над детьми и то не безопасна. По себе знаю.  Но их-то любишь!
- Нравственность депутатов Государственной Думы.
Вот уж о чьей нравственности я самого низкого мнения! И большинство народа должно давно (с перестройки) поумнеть и думать так же. Но, увы, это не факт. Доказательством для меня является оранжевая революция на Украине. Посмотрела в интернете ноябрь 2004 – январь 2005. Скоро будет 18 лет! Политическая подоплёка понятна. Скинуть пророссийского ставленника Януковича и поставить прозападного Ющенко. Финансировали как и нашу перестройку США и Англия. Богатенькие Украины оживились и полезли в борьбу за кусок пирога. А вот народ!!! Сколько можно давать себя дурачить красивыми словами о свободе, равенстве, богатой жизни!!! Я целый год слушала Горбачёва, но потом прозрела. Ельцин уже не мог меня обмануть: страну планомерно разваливали со всех сторон. Народу лгали, предавали, союз уничтожался без войны! Это была большая победа США и стран Европы. Много людей стало бомжами и умерло. Потери народа сопоставимы с коллективизацией и мировыми войнами.
Но одиозный пьяница Ельцин, так любимый моими друзьями либералами за то, что дал «свободу», (для себя я добавляю – не работать, не иметь жильё, не учить детей) ушёл и появился Путин, который попытался вытащить страну  из пропасти, что и сейчас делает, несмотря на противодействие и всяческие препятствия. Лукашенко молодец, тоже сохраняет свою страну!
Но для Украины всё это не послужило уроком, народ наступил вторично на те же грабли. Я была очень удивлена, когда прочла, что на демонстрации у них выходили не только выпущенные из тюрем уголовники (как в своё время в Таджикистане), реанимированные бандеровцы и ярые националисты, но и приличные образованные люди, которые верили звонким лозунгам и верили, что будут жить богаче и счастливее. Вот только избавятся от русских! Прям зомби какие-то! А ведь была и наша Октябрьская революция! Кто и когда стал жить лучше!? Народу положили немеренно. Но ведь он как трава. Чем больше косишь, тем лучше растёт (царский взгляд).
Итак, выбранные народом депутаты Думы. Возможно, есть среди них люди, которые у себя на местах в районах и посёлках делают что-то нужное и полезное для людей. Но депутаты в Москве! Единственное приняли поправки к конституции и то с большим трудом. Спорили и тянули как всегда.  Я согласна и с продлением срока президенту (мои друзья-либералы и демократы аж исплевались все), с отменой хранения валюты  в иностранных банках и обучения детей за границей. Боюсь, исполнение последних поправок они обошли. Награбят, наворуют – и в Швейцарию! Пусть деньги там работают. И это предательство народа властью продолжается со времён Ельцина по сей день. Депутаты, вернее  их семьи, ведь очень богаты. Вон пишут, что остроумный политический шут Жириновский оставил большое наследство. И остальные депутаты трудятся для собственного обогащения не покладая рук. Трудятся все, кто имеет доступ к денежной кормушке. И министры, и губернаторы. Сюда же можно присоединить и банкиров. Но те должны хотя бы отвечать или за свою отрасль или за свой город (область, район). Для них я могу оставить какой-то процент нравственных людей. А вот для депутатов Москвы и крупных городов – априори не более 1%.
Но сами-то депутаты о себе хорошего мнения и готовы после смерти прямо в рай.
- Нравственность бандитов.
Здесь мы рассмотрим людей, серьёзно нарушивших уголовный кодекс: воров, бандитов, убийц. И у них есть свои понятия о нравственности. Есть же выражение «вор в законе».свой воровской закон они соблюдают по мере возможности. А то начнётся беспредел между своими. Те же извечные правила человеческого общежития, но в применении к бандитам. Не убий без приказа, а только тех, кого скажут. Не кради у своего пахана и не трогай общак. Не трогай жену, любовницу пахана. Уважай и слушайся пахана и его старших. Не крысятничай и не доноси на своих.
И живут как-то люди с такой моралью! И выживают некоторые, хотя смертность у шестёрок большая.
С другой стороны старые большевики, делавшие революцию, а после этого передравшиеся друг с другом за деньги и за власть, а некоторые за красивую жизнь как пауки в банке, закладывали друг друга почём зря. У Сталина все в чём-то признавались. На мой взгляд, воры в законе смыкаются с политиками и правителями (те же деньги – власть!). А рядовые бандиты – блаженные недоумки по жизни. Подставляться под пули за чужого дядю только, чтобы не думать и всех удовольствий: выпить-закусить-переспать.
Тут аморальны и безнравственны все.
Богатые могут обратиться к церкви, покаяться деньгами и верить, что попадут в рай. Ну-ну!
Дебилы шестёрки не думают ни о чём.
- Нравственность армии.
В армии люди убивают также как и у бандитов. Но грехом это никто не считает. Грех берёт на себя командование, отдавшее приказ, и церковь, благословившая убийство. Мародёрство, грабежи и изнасилования, часто сопровождающие войну, уже на совести солдат. Специально этим заниматься им не приказывают. Хотя при плохом снабжении может отдаваться приказ раздобыть еду. Тут уж аморальные поступки целиком на их совести. Верю, что есть солдаты, не совершающие безнравственных поступков, процент определить затрудняюсь. Смотря какая война. Если она затягивается, солдат озлобляется. В Отечественную войну мой дядя врач, дошедший до Берлина, вернулся домой с добрым десятком часов и колечек. Моей маме подарил штук 5. Сам ли грабил или солдаты принесли, я не спрашивала почему-то. А больше и не принёс ничего. Ковры, мебель, везло высокое начальство, у которых были вагоны. Это мне рассказала подруга, бабушка которой обставила квартиру в Москве мебелью из Германии. Отечественная война была для нас освободительной.
Сейчас идёт затянувшаяся, похоже надолго, война на Украине. Мы воюем, чтобы обезопасить свои границы от НАТО, войска которого готова разместить Украина. Ещё говорят, что защищаем русских жителей. На месте русских жителей я бы давно сбежала, если бы не было работы и враждебное окружение. Видно, русские на что-то надеялись. Как в перестройку сбежали мои родственники из Таджикистана, потеряв работу и бросив дачу и пятикомнатную квартиру. У них никто не стал ничего покупать: сами уйдёте. Выпустили уголовников из тюрьмы и организовали травлю и хулиганства на транспорте и в домах. Соседи и сотрудники участия, правда, не принимали. Но вот правительству Союза, а потом России не было никакого дела до русскоязычного населения республик Средней Азии и Прибалтики.
А для США защита населения просто дежурный предлог для развязывания войны. Сколько при этом населения гибнет и бежит в Европу, лучше не вспоминать. Европа стонет и терпит. Думаете, Америку волнует население Африканских стран? Я не верю.
Но для Украины война является освободительной и у них есть повод не любить нас. Тем более их болванят почти 18 лет! Там давно никто из украинцев не рассуждает здраво.
Руководство армии, отдающее приказы, моралью не заморачивается. Они правы  и справедливы.
Я читала про русских солдат, которые перед уходом из освобождённого города его  грабят. На мой взгляд, это провокация украинцев. Нашим делать это нет никакого смысла. А украинцам прямой резон озлобить собственное население и послать это враньё западу, чтобы получить с них больше оружия, денег, возмущения. В чём все преуспели в длительной политической войне со времён перестройки, так это в провокациях! Никто не отставал. Наша самая большая Ельцинская провокация это: заговор ГКЧП и штурм Белого дома. Я сочувствовала заговорщикам, хотя в целом не любила социализм, но они выглядели просто нерешительными недоумками. Всё ждали какой-то команды и ничего не делали. Ну, а Белый дом – это спектакль! С баррикадами, горячей едой, горячим участием наших свободомыслящих,  рассчитанный на Запад.  Так же как до этого Ельцин вёл войну с Горбачёвым и привилегиями. И кто победил, кто разбогател? Горбачёв продался очень дёшево: почитал лекции за доллары, получил премию мира, покрасовался с Раисой в столицах и всё. Олигархом стала семья Ельцина. Вот уж наворовались всласть!
Человеческая жизнь никакой партией, никаким правительством в расчёт никогда не принималась.
В армии как в любой человеческой организации, чем выше должность, чем больше возможностей её использовать и воровать, тем ниже опускается планка морали. В своей единственной книге я писала, что по своим человеческим качествам олигархи и миллиардеры сближаются с бомжами, люмпен пролетариатом и опустившимися уголовными элементами. Всё это человеческое отребье в лохмотьях или бриллиантах. В целом отсутствует мораль, человеческие привязанности, преступления для них просто способ жизни и выживания. К ним относится кроме армейской ещё и политическая элита и церковная всех стран. При всём моём неуважении к нашей попсе, я её так низко не опускаю. Даже если многие бездарны и прыгают под фанеру, и песни их заурядны, народ сам покупает билеты на их концерты. Имеет полное право их любить и восхищаться. И в церковь народ насильно не гонят. Сам идёт, денежки несёт. На них восстанавливаются храмы и строятся новые. Работают и живут церковные службы. Высокое церковное начальство – совсем другая статья. Они смыкаются с армией и правительством.

- Нравственность верховных правителей (президентов, королей, султанов).

 Ну, вот мы и добрались до самого верха. В человеческом понимании нравственность здесь давно отсутствует. Их ещё можно оценивать по их семейной жизни, но и тут картина мрачная. Что может быть хуже детоубийства, братоубийства, заточении жены в монастырь. А уж политическая жизнь: войны, походы, строительства, религиозные распри, где народ мёр как мухи с наступлением зимы. Цари на это не обращали внимания. И будь ты социалист, демократ, консерватор, даже коммунист – это не имеет особого значения. Их царская роль вести государство к процветанию.
Вот исходя из этого я и хочу предложить оценку наших правителей, в том числе и нравственную.
Когда я училась в школе все цари у нас считались плохими как представители плохого порочного строя самодержавия. Однако и тогда мы гордились, что живём в такой большой стране, которую  создали, (захватили и завоевали) русские героические солдаты. Границы государства постоянно менялись, то уменьшались, то увеличивались. И какой правитель  оказывался лучше? Тот который увеличил территорию, а не тот, который проиграл войну и уменьшил границы государства. Еще тот, при котором народ жил спокойнее и сытнее. Последнее учитывалось редко: народ всегда жил тяжело. То есть мы ценим тех, кто оставил нам после себя большое сильное государство. А вся эта словесная чепуха с идеологией, с идеями, идеалами, философией, религией не более чем мишура, прикрывающая истинные цели.
После великой Октябрьской революции Россия вышла из первой мировой войны и отдала всё, что можно и что нельзя. Этот позорный Брестский мир, когда страна потеряла Польшу, Финляндию, Прибалтику, Западную Украину, Карельский перешеек… Ленин отдавал всё в обмен на собственную власть. Подлое, грязное и  безнравственное дело. Он вёл себя как позднее Ельцин. Последний царь Николай второй тоже оказался государственно безнравственен, но по другой причине. Он не боролся за своё государство, отказался от власти, заодно загубил семью и принял мученическую смерть. А вот Сталин, которого так не любят наши сегодняшние демократы, поющие под дудку Америки, для меня является нравственным правителем, несмотря на приписываемую ему жестокость и репрессии. Ленин был не менее жесток. И Пётр первый и Иван Грозный. Тем не менее, для меня Пётр первый и Иван Грозный - нравственные государи, а Ленин нет. То есть вы поняли: главное польза государства и патриотизм. На народ, повторюсь в сотый раз, всегда было всем (царям и правящим классам) плевать. И тем же декабристам. Они думали только о себе, смотрели на Европу и хотели ограничить власть царя, введя парламент или что-то в этом роде.
При Сталине, хотя вся революция прикрывалась фразами о справедливости, свободе и счастье трудящихся,  пострадало огромное большинство народа, не только его политические противники. В революцию вылезло много швали и доносчиков (как в перестройку 90-х), коллективизация уничтожила много крепких крестьян. В моей семье от раскулачивания сбежали в город родители мамы, и отсидел в тюрьме несколько месяцев отец папы.  Фактическую пользу извлекли только евреи, которые могли теперь уезжать из местечек и жить в крупных городах. У них всегда была сильна взаимовыручка, поэтому их так много до сих пор в науке, искусстве, медицине и других чистых интеллигентных профессиях. В перестройку многие уехали в Израиль (проснулась тяга к исторической родине?!), Германию, США. Сейчас бегут из-за воны на Украине. Понятие патриотизм для очень многих из них не существует. Но для меня нравственность правителей измеряется их патриотизмом. Они должны так управлять страной, чтобы не уменьшались её границы, и не ухудшался уровень жизни населения. Чтобы происходило развитие страны, её культуры.
Поэтому все наши цари, (кроме Николая второго, профукавшего империю, Ленина,  Горбачёва и Ельцина), первые секретари КПСС и Путин являются нравственными правителями.  Подходить к ним с моральными мерками, пригодными для оценки простого народа, не имеет смысла. Кто-то был очень жесток (Иван Грозный, Пётр первый, Сталин, кто-то был «тишайшим» - Алексей Михайлович), но все они по роду службы посылали людей на смерть или убивали сами, нарушая тем самым главную заповедь. У всех правителей руки в крови. Они как могут защищают своё государство. Путин защищает моё государство. Я не разбираюсь в политике, этом грязном занятии, и считаю, что ему лучше знать, что делать. Но уверена, что осуждающая нас Европа  и США лицемерят и мечтают развалить теперь уже Россию, как они проделали в 90-е годы с СССР. Вот уж когда нам морочили голову!!! Обман, подкуп и предательство наших правителей Горбачёва и Ельцина. Всё прошло как по маслу у наших недругов.  И сейчас они вовсю вооружают Украину.   
Мой вывод:
Правитель государства считается нравственным, если он патриот своего государства и делает его сильнее, могущественнее, независимее, богаче. Не уменьшает его границы, а еще лучше увеличивает.
Как себя при этом будут чувствовать разные слои населения, для правителя значения не имеет. «Всё для блага народа» - традиционный фальшивый правительственный слоган.
Казалось бы по этим критериям Гитлер – высоконравственный правитель!?  Он был патриотом своей страны, но всё остальное население земли считал ниже своего государства и потому подлежащим уничтожению. Особенно Африканский континент, Азию и как показала история Восточную Европу, то есть нас. Да он бы и весь мир покорил, была бы сила. И интересная ирония судьбы – какой народ он ненавидел больше всего? Правильно, евреев! Этот напыщенный, самолюбивый, «богоизбранный» еще во времена Ветхого Завета народ! Смешно, но моя подруга с математических курсов милейшая еврейка Аллочка, хотя по отцу она украинка, и сейчас в пору нашей старости присылает мне по телефону заметки о лучших и талантливых евреях. Я с молодости смотрела только на страну человека, представителем культуры которой он является. Гёте и Гейне для меня оба были только немцами, а что Гейне еврей, я узнала  позже. А тут пару недель назад Аллочка познакомила меня с тем, что Имре Кальман и Легар, оказывается, оба евреи! Вторая её тема – это страдания евреев. Ни один народ так не страдал и не мучился! Ну, мучения в своей истории найдёт любой народ. Одна Африка чего стоит с её работорговлей. Для меня самое ужасное произошло в Камбодже, где тогдашний правитель решил, что страна не может прокормить 3 млн населения и 1 млн попросту убил мотыгами. (Патроны надо было экономить!) Идеи у него были коммунистические при этом Маркса и Энгельса.
Приведу цитату из книги «Гуманная пуля» умнейшего человека, патриота Захара Оскотского, знакомством с которым я горжусь. Кстати, еврея.
«Попробуем отвлечься от Европы с Америкой, где обитает злополучное еврейское племя, и взглянуть хотя бы на Индонезию и Малайзию, где евреев нет, и где их роль с успехом играют китайцы.
Насколько можно судить по разным публикациям, которые встречались на эту тему, складывалось так: гонимая с родины безземельем и нуждою китайская БЕДНОТА издавна переселялась в эти страны. Землю однако ей не удавалось получить и здесь. Я не встретил упоминаний , специально ли запрещалось китайцам «крестьянствовать», как российским евреям по царскому закону, но важен , в конечном счёте, сам факт: не получая землю китайцы неизбежно вытеснялись в торговлю и ремёсла.
Дальнейшее очевидно. По мере накопления капиталов китайцы становились предпринимателями. Они уже могли давать своим детям образование. Более того, образование, квалификация были первыми условиями выживания. Разумеется сюда следует добавить естественную (хотя бы и подсознательную) психологическую отмобилизованность представителей притесняемого меньшинства, их повышенную вследствие этого активность.
У нас в прессе приводились примерно такие данные: китайцы в Индонезии, составляя около двух процентов населения, контролируют две трети всей торговли и финансов. О китайском «засилье» среди юристов, издателей и т.д. нечего и говорить.»
Среди олигархов и мировых финансовых воротил евреи составляют не менее 90%. Они давно притесняются на исторической арене и успели выбиться в люди. Живя при социализме я заметила, что среди музыкантов, артистов, математиков, учёных (кандидатов наук и докторов) почти отсутствуют русские. Чем приятнее и выше общество, тем больше евреев. Это любезные, образованные люди, вежливые, начитанные, интеллигентные. Взаимовыручка у них в основном среди своих (мне говорили, что в их тесное общество не пробиться не евреям). Но были случаи и мне помогали евреи.
Мой первый зав. лаб. был евреем, но в войну женился на русской, а у них национальность считается по матери.  Родня отвергла его, выгнала из Москвы, и он переехал в Ленинград. Умнейший был человек. Но я что-то отвлеклась.
Как притесняемый народ евреи радостно рванули в революцию. А потом и в перестройку. Диссиденты, оппозиция, либералы, свергатели царей и президентов в основном евреи. И сейчас, если они считают, что им плохо, они сваливают за границу.
Неплохо знать несколько иностранных языков, чтобы был выбор, где жить, с лёгкостью воспринимать многие культуры и быть человеком мира! Страна и национальность не имеет значения. Может к этому всё и идёт в настоящее время. Вон как перемешиваются из-за войн народы. США выгнало из Африки в Европу много эмигрантов. Сейчас мы гоним украинцев. Зная лживость Украинской пропаганды, думаю, что уезжают не самые пострадавшие, а самые ловкие, которые хотят попасть в Европу.
Презрение ко всем народам кроме собственного сыграло с Гитлером злую шутку. Нельзя ненавидеть весь мир. Несмотря на его патриотизм, любовь к стране, а может и к населению (к его светлому будущему), никто и никогда не назовёт его нравственным правителем. Разве что возникающие кое-где как метастазы партии неофашистов.
Арийцы – избранная раса! Евреи – богоизбранный народ! Кое-кто в это верит и сейчас. Кстати Иисус после своего воскресенья разослал 12 апостолов проповедовать в 12 коленах Израиля, который уже не был единым целым государством. Остальные народы ни Иисус, ни Бог Ветхого Завета в расчёт не брали.
Государство Израиль возникло после второй мировой войны. Я там была два раза и очень уважаю евреев за всё, что они там сделали. В первый мой приезд они даже убирали улицы (в СССР был анекдот: еврей – дворник!) и работали на полях в кибуцах как в Сталинских колхозах. И это оказалось не химерой. Кибуцы процветали. Во второй приезд 4 года назад дворников среди евреев не было, а на полях работали палестинцы.  А нашу автономную еврейскую область со столицей в Биробиджане евреи знать не желали.
И последнее про правителей. Даниил Андреев в своей книге «Роза мира» ввёл такое понятие как эгрегор. Это нематериальная духовная составляющая, которая объединяет в себе мысли, чувства, высказывания людей на определённую тему. У Андреева они фундаментальные и масштабные. Например, эгрегор христианства, эгрегор мусульманства, эгрегор царской России. Впоследствии (в конце 20 века) Тихомиров их измельчил вплоть до эгрегора предприятия и даже семьи. Мы сами их питаем и поддерживаем. Когда эгрегор государства умирает, государство разваливается. Так вот. Правители государств поддерживаются своими эгрегорами. Недаром российские цари считались помазанниками божьими. И наши первые секретари КПСС и президенты тоже помазанники божии в том смысле, что находятся под защитой эгрегора государства. Хоть я и атеист, но что-то есть в защите небес, в избранности, предназначенности, судьбе. Но на эту тему я даже не буду пытаться рассуждать. Больно зыбкая и топкая тут почва. Простой народ живёт проще. И пытается добиться того, что хочет и что может. На бога надейся, а сам не плошай!

- Нравственность служителей церкви.
Сразу отделим церковную верхушку от рядовых служителей церкви. Верхушку, особенно глав церквей надо оценивать как правителей государств, обладающих властью и деньгами. Наши митрополиты всегда благословляли солдат, идущих на войну и снимали с них все грехи. А войны в том или ином масштабе велись всегда. Посылая их в бой, церковь по человеческим меркам как и правители совершала смертный грех. Значит к ней я применяю те же мерки, что и к президентам, султанам и т.п. Если она обладала патриотизмом и пеклась о пользе для государства, можно считать её нравственной и моральной.
Ну, нет в высоких сферах порядочных людей! По масштабу убийств олигархи, бандиты, банкиры, заправилы мировой экономики отстают от правителей и церкви. Хотя заправилы мировой экономики, чьими ставленниками являются и президенты, кому подчиняется церковь, являются не меньшими человеческими отребьями, хотя и в красивой упаковке. Войны развязываются по их заказу. Ничего личного. Только экономическая выгода! Кстати евреев там подавляющее большинство. Захар Оскотский писал, почему так сложилось. Но у любого народа есть шанс этого добиться, относясь лучше к людям своей национальности. Ну, опередили евреи на 3000 лет, так ещё не вечер!
Священной является только та война, когда ты защищаешь свою территорию. Но, наверное, можно и не защищать!? Я никогда не боролась за свои права, такой никчёмный характер: тюха! Помню, когда умер отец, который сажал картошку, поправлял забор и командовал нашим огородным участком в 12 соток, соседи быстро просекли, что защищать землю некому (сын был подростком), стали переносить заборы и потихоньку стали оттяпывать землю со всех сторон. Но 6 соток осталось. Когда мы присоединили Крым, я сказала детям. Это как с нашим участком. Если сосед ослаб и не может защитить свою землю, более сильный её отберёт. Украина ослабла и увязла в междуусобных дрязгах. А Крым всегда был нашим: Россия его завоевала и сейчас вернула по справедливости. Украина его получила на халяву от Хрущёва. Ельцин мог взять его обратно, когда разваливал Союз в Минске, но Крым его не волновал. Умолчу о его личных интересах и интересах его семьи. Тут все получили, что хотели. Но вернусь к нашему покусанному наполовину участку. Когда началась приватизация и переход к рынку, землю стали продавать, наш участок и ещё 6 прилежащих достались какому-то богатенькому Буратино. Так что те, кто цапнули у нас куски участка тоже потеряли всё.
Но на месте государства я бы не стала отдавать свою территорию. Весь наш народ победил в Великой Отечественной войне.  Увы, украинцы сейчас тоже защищают свою территорию.
Ужасна гражданская война, это самое плохое, что может быть в стране.
Но самыми мерзкими с моей точки зрения являются крестовые походы, инспирированные церковью. Кто-то додумался устроить даже крестовый поход  детей! Они безгрешные, и все святыни будут наши!
Теперь о рядовых служителях церкви. В годы социализма многие из них являлись сотрудниками КГБ, занимаясь слежкой и доносительством. Но это было и на предприятиях и в партийных организациях и вообще в жизни. Подхалимаж и донос – две основные движущие силы, помогающие продвижению по служебной лестнице. Дело житейское. Уже в школе учат говорить то, что нужно. С ябедничеством сложнее. Начиная с 5-6 класса мы уже не выдавали своих.
Верят ли служители церкви в то, о чём говорят? Думаю, в большинстве верят. Отправили бы они своих детей на войну? Тут думаю, что  постарались бы не отправить. Исключение – вторая мировая. Патриотов, желавших защищать свою землю, было очень много.
Некоторые учителя, парторги, комсорги, которые должны были говорить то, что от них требовала коммунистическая пропаганда, тоже притворялись.
Поэтому рядовые служители церкви на мой взгляд менее нравственные и моральные чем основной мирный народ. А вот с военными их сопоставить можно. Ирония судьбы здесь в том, что церковники прикрываются заповедями, основную из которых регулярно нарушают!

- Нравственность государств.
Государство – это правитель, народ, занимаемая территория.
Гегель считает государство высшим проявлением объективного духа и называет его даже богом. Как я понимаю, для него государство  важнее других более мелких человеческих объединений. Как в нашей песне: «раньше думай о родине, а потом о себе».  Гитлер ценил Гегеля, был большим патриотом и если бы не лопнул от ненависти и пренебрежения к другим народам, мог бы на  какое-то время и победить.
А вот вопрос о нравственности государства для меня достаточно сложный  и запутанный. Все государства граничат друг с другом и состоят из людей. Какие соседи нужны государству? Правильно! Слабые, бедные, глупые, увязшие в собственных дрязгах, полные продажных чиновников и безропотного населения. Чтобы им можно было пользоваться с выгодой для  себя. А если совсем ослабнет, то можно и оттяпать кусок территории. Путём маленькой победоносной войны. Поводы история изобретала разные. Ну, подумаешь, убийство одного старого человека в Сараево! А привело к череде ужасных событий! Одинаковые по силе государства живут рядом и не задираются. Страны Прибалтики и Финляндия не воюют друг с другом. Да и многие другие страны в Европе.
Государства гордятся своими завоеваниями и своей историей. Помню лозунг политического комика Жириновского, восклицавшего: «Россия от Северного Ледовитого до Индийского океана!» И это в период, когда страна усилиями Ельцина с «друзьями» катилась в пропасть. Французы любят Наполеона, отхватившего большой военный выигрыш и быстро его просадившего. Русские любят Петра первого, которому почему-то захотелось иметь болотистый берег Балтийского моря больше, чем Чёрное море. Столицу назвали в его честь. Многие немцы любят Гитлера, завоевавшего большую часть Европы и подавившегося Советским Союзом. То есть население разных стран, являясь в большинстве нравственными и моральными людьми в своей обыденной жизни, имеет совершенно аморальные оценки по отношению к своим правителям и полководцам. Я сама горжусь, что у моей страны такая большая территория, по которой я так любила путешествовать при социализме.
А вот Ивана Грозного в России почему-то не любят и вспоминают реже, чем Петра. Хотя жестокими были оба. И по отношению к народу, и в семье.
 Получается, что и нравственность государства мы должны оценивать как своих правителей и как верхушку церковной элиты. Хоть бы не продали, не до конца разграбили, не отдали другим странам нашу родную страну!!! А мы будем их считать высокоморальными. Я уважаю Путина за то, что он уже 20 лет после Ельцина пытается вытащить и возродить страну. И добивается успехов. Несмотря на мощное противодействие как извне, так и изнутри от наших демократов типа моей Аллочки.
Кроме войн территория страны могла увеличиваться из-за географических экспедиций морских или сухопутных. Они проходили по разному. Вспомним печальное покорение Колумбом Америки, в результате которого коренное население индейцы оказались заперты в резервациях. И возникла новая страна США. А колонизация Африки, где пышным цветом расцвело рабство! И везде строились христианские храмы или  молельные дома.
И у нас плавали Дежнев и Беринг, перевалил через Уральские горы казак Ермак и присоединил Сибирь. Но таких ужасов как в Америке и Африке не было. Понятно, что потеснили слегка местное население, но оставили всем своих шаманов.  Может потому, что больно климат там суровый, а может народ подобрался добрее, чем испанцы и европейцы. Не буду разбираться в дебрях истории.

А всего-то народ хочет жить спокойно, сытно и интересно в своём родном государстве. Ну и мир посмотреть тоже многих тянет, особенно в  молодости. Какой строй, какое правительство даже знать простому человеку не обязательно. Должна быть стабильность. При таких условиях жизни и строй я бы не меняла. И царя не меняла, и президента. И отменила бы войны, ведущие к дестабилизации.
Это вывод старого человека. Мне 76 лет.
Когда 25 лет назад я писала свою единственную книжку (тонкую, не пугайтесь), то рассуждая о судьбах и людей и государств, я говорила о борьбе эгрегоров. В старом дряхлеющем теле эгрегора зарождается новый молодой,  он растёт и пожирает родителя. Происходит революция и перемешивание всех классов общества. Прекращается застой в истории и её развитие идёт быстрее. Как всегда не устаёшь удивляться иронии судьбы, её юмору. Подготавливает революцию самый умный, богатый и продвинутый класс и он же первый от неё страдает. После  1917 года  Россия лишилась большей части своих образованных специалистов (кого посадили, кто удрал) и Сталину пришлось срочно готовить новых с помощью рабфаков. Мои родители стали первой советской интеллигенцией, удрав от раскулачивания. Дед мамы был кузнецом в деревне, а дед отца крестьянином-середняком.
Кто-то же устраивает эти исторические встряски! По Даниилу Андрееву – эгрегор; по льву Гумилёву  появляющиеся в определённые периоды пассионарии, которые и ускоряют развитие. Ну а для церкви всё в руках божьих. Он и трясёт мир. За наши грехи. А они всегда есть! Даже младенец рождается с первородным грехом, совершённым непослушными Адамом и Евой. А какие красноречивые книги пророков в Ветхом завете! Особенно меня восхищает книга пророка Иезекииля.
Голый факт: никто не проживёт без встрясок! Я вот жила себе спокойно и вдруг – перестройка!

Окончательный вывод. Не дорос исторически наш народ до высокой нравственности и морали. Если я как средний типичный обыватель горжусь своей большой страной, зная что завоевана она потом и кровью солдат, расширявших её территорию, войнами Ивана Грозного, Петра первого, Екатерины второй (война с Наполеоном и Гитлером не считается, напали на нашу территорию!), значит я оправдываю войны и убийства. Также дети промышленника Демидова, зная, что их дед начинал зарабатывать капитал разбоем, отец утопил рабочих в подвалах заводов, гордились своими ловкими предками и пользовались нажитыми капиталами.
А к правителям, верхушке церкви, военной верхушке правила морали вообще не применимы. И к государствам также. США сначала разбомбит африканское государство, ввергнет народ в голод и болезни, а потом шлёт гуманитарную помощь! Тьфу!

А среди простых людей нравственных и высокоморальных очень много. И не переводятся ведь окончательно, что радует!

И напоследок, для полноты картины.
- Нравственность науки.

Пустопорожнее понятие на мой взгляд.  Складывается из: 1. нравственности людей, трудящихся в науке, 2. Нравственности целей и задач данной науки; 3. Нравственности людей, применяющих полученные результаты.
1. Нравственность людей рассматривалась выше. В науке как и в любой отрасли много циников, карьеристов, подхалимов, но их аморальность не затрагивает науку.
2. Нравственность научных целей и задач вопрос интересный. Хотя оружие постоянно изобреталось и совершенствовалось  на протяжении всей истории человечества. Я давно смотрела пьесу Дюрреманта «Физики», в которой стоял вопрос о моральной ответственности учёных, работавших у Гитлера над атомной бомбой. Должны они были все уехать? Считали свою задачу аморальной? Кто-то уехал в Америку, кто-то остался в Германии. Но в результате первыми оказались американцы, сделали  бомбу и убили сотни тысяч мирных жителей. Верно, они считали, что воюют против зла, а тут все средства хороши. Вот это «триумф науки»! Сейчас  дискутировался и не считался невозможным вопрос об искусственном создании в лаборатории вируса ковида. Зная об отношении государств и мирового экономического правительства к народу, такой заказ для науки кажется вполне вероятным. Людей на планете слишком много! Могли ли учёные отказаться от выполнения такого заказа? Как-то их заставляли работать. А кому-то было интересно!?
3. Нравственность людей, применяющих научные результаты. Простой люд может отдыхать. При создании атомной бомбы решения применялись на самом высоком правительственном уровне. Тотальная слежка через  телефоны – тот же уровень. А вот вопросы клонирования людей я слышала даже обсуждались в мире. Зомбирование и оболванивание средствами информации решает правительство каждого государства.
Так что, какие сложились отношения между людьми – такая и наука.  Даже не вспомнить случая, чтобы творец уничтожил результаты науки, назвав их безнравственными. Важные глобальные открытия применяются государствами и правительствами, а их представителей нельзя назвать нравственными. Но у них есть здравый смысл: давно запретили испытания ядерного и водородного оружия. Открытия в генетике широко используются для увеличения урожайности с\х продуктов и скота.
К тому же народ любит, если его правитель  - патриот государства!