Альбом История госпиталя

Евгений Викторович Терентьев
В Болотнинском районном историко-краеведческом музее хранится рукописный альбом «История госпиталя». В верхней части обложки альбома красными крупными буквами сделана надпись «История госпиталя», в правом нижнем углу синим цветом сделана надпись: «Материал собирали учащиеся 8 «б» кл ср.шк.№ 21 1984/85 год».

Альбом зарегистрирован во вспомогательном фонде музея под № 394, прошит и скреплен печатью отдела культуры Исполнительного комитета Совета Болотнинского районного Совета депутатов, имеет в конце пояснение «В этом альбоме пронумеровано и прошнуровано 23 листа (двадцать три). Директор районного народного историко-краеведческого музея Н.Мишутин.

Из научного паспорта, составленного 19.04.1986 г. Зоновой, известно, что альбом поступил в музей в 1985 г. Даритель – школа № 21, 8 «б» класс. Собиратель – Мишутин Н.С. Материал – бумага (ватман), ручная работа Размеры 30х21 см. Место сбора – Болотное.

На странице 3 перечислены Герои Советского Союза: «Болотнинцы-Герои Советского Союза. Котов Г.К., Пупков М.А., Ллызин В.П., Миронов А.П., Сарыгин А.В., Бабахин К.И., Забобонов И.С., Цыбизов И.А., Борисов Н.Д.

На странице 4 альбома перечислены выпускники школы № 21, погибшие на фронтах Великой Отечественой войны: Плотникова Н.В., Пономарев М.В., Рыбальченко А.М., Пархунов В.А., Куршев С.Е., Шелестова А., Сорокопытов Н.А., Ракуецкий В., Захаров Н., Тарыкин В., Шаповалов Я., Кузнецов А.Я., Захаров В., Бордушов Н.А., Боровских В.И., Науменко М.П., Зяблицов Н.А.

На обороте страницы 4 приклеена фотография с подписью под ней: «Сотрудники эвако-госпиталя № 3621. Начальник госпиталя Вишнепольский Б.Д. Зам по полит. Части Сирик М.А. Врачи: С.И.Чарная, М.Р.Крупник, С.Л.Шинкаревский, Н.М.Щитова. В грозные дни войны 6.04.44 г.

В правой части страницы сделана надпись: «В годы Великой Отечественной войны дислоцировались госпитали

1351 ЭГ (эвакогоспиталь, прибывший из г. Харькова 10.41 – 9.3.42

1621 ЭГ 5.42 – 5.4.43

3622 ЭГ 20.09.41 – 2.42».

На странице 5 под надписью «Никто не забыт, ничто не забыто» приклеены фотография с изображением старого здания школы № 21 и две вырезки из газеты «Путь Ильича».

Текст первой вырезки:

«Никто не забыт, ничто не забыто. Восстанавливаем историю госпиталя. В стенах средней школы № 21 во время Великой Отечественной войны с октября 1941 года по апрель 1943 года находился военный госпиталь. Учащиеся нашей школы ведут поисковую работу по восстановлению истории госпиталя. Известно, что госпиталь был эвакуирован из Харькова. Эти данные мы получили из Ленинградского военного архива. Установлены фамилии некоторых сотрудников, работавших в госпитале. Ученики встречались с Марией Александровной Орешковой, которая работала в госпитале, а теперь она фельдшер узловой больницы. С помощью жителей найдена братская могила, где похоронены умершие от ран бойцы. Силами десятиклассников во главе с директором школы В.А.Бовт могила в прошлом году была приведена в порядок, поставлен временный обелиск. Но мы, к сожалению, не знаем, кто похоронен в братской могиле, не знаем фамилии врачей, обслуживающего персонала. В настоящее время послан запрос в Харьков, где находится архив госпиталя. Мы просим всех, кто что-либо знает о госпитале, помочь нам в восстановлении истории госпиталя. Г.Маргатская, организатор внеклассной работы школы № 21».

Текст второй вырезки:

«Операция «Ппоиск». Прошло 4 месяца в тех пор, когда на страницах газеты «Путь Ильича» появилась заметка с просьбой к жителям района помочь комсомольцам школы № 21 восстановить историю госпиталя. Сердечное спасибо выражаем тем людям, которые откликнулись на нашу просьбу. В комитет комсомола пришло письмо из деревни Витебск от Валентины Максимовны Горбач. В своем письме она рассказала, как колхоз шествовал над госпиталем. Откликнулась Воробкова с улицы Первомайской. Побывали наши ребята у Ирины Ивановны Даниловой, Марии Александровны Орешковой, Веры Гавриловны Купиной и у многих других людей, чьи судьбы в годы войны переплелись с жизнью госпиталя. Более 30 человек, имеющих какое-либо отношение к госпиталю, уже найдены. Многим посланы письма. Ребята встретились с Николаем Степановичем Мишутиным, который дал полезные советы в поисковой работе. Оформляется альбом, где собирается материал о нашей школе в годы войны. На этом работа не окончилась, мы продолжаем восстанавливать историю госпиталя, для того, чтобы: «умирая, не умрет герой, мужество останется в веках». Активную помощь в восстановлении истории госпиталя оказывает классный руководитель 8 «б» класса Зоя Степановна Лобах, комсомолки Ира Мельникова, Света Войтенко, Марина Шкробова, Лариса Купина, Лена Аболешкина, Ира Баянова. С.Маргатская, организатор внеклассной работы».

На странице 6 приклеены фотография Сенаторова Ивана Григорьевича и его воспоминания:

«Воспоминание воина, лежавшего в госпитале. До войны я работал учителем. Когда началась война, я добровольцем ушел на фронт. Был тяжело ранен в руку. Потом меня отправили в тыл. Но по пути два вагона, в одном из которых находился и я, были задержаны на станции Болотная. Меня и других раненых поместили в эвакуационный госпиталь, находившийся в то время в здании школы № 21. Пролежал я в госпитале три с половиной месяца. После выздоровления просился на фронт, но меня не взяли – подвела рука. И я решил продолжить начатое дело – воспитывать новых защитников Родины. Учительствовал четыре года, после чего записался в артель инвалидов, где проработал около сорока лет. Но вскоре я заболел. Дали третью инвалидную группу. Сейчас я на пенсии. Сенаторов Иван Григорьевич».

На странице 7 приклеена фотография Блохиной Анны Васильевны. Вероятно, здесь же были приклеены и ее воспоминания, ныне утерянные.

В папке «Госпиталь в Болотном в годы ВОВ» имеются воспоминания Блохиной, напечатанные через копирку на машинке:

«Воспоминания о первом в городе Болотное НСО эвако-госпитале № 1351, прибывшем из города Харькова. В октябре месяце 1941 года эвакуировался из города Харькова и прибыл в гор.Болотное эвако-госпиталь № 1351. Я начала в гнем работать с 15 октября 1941 года. госпиталь поместили в школе № 21. Началась подготовка здания к приему раненых – мыли, скребли, приспосабливали классы под палаты, санпропускник и моечную.я работала в хозканцелярии, а она находилась в другом помещении на территории школы, там же был и пищеблок для раненых. И вот настал день, когда должны были привезти первых раненых. Весь аппарат встречал раненых и их начали подвозить на подводах. Мы были на крыльце и помогали им – кого вели под руки, кто шел сам (ранение в руки), а кого несли на носилках. Сразу же заносили поочередно в санпропускник, там мы переписывали их одежду, с описью складывали в вещмешки, другие заводили в моечную, раздевали, мыли и одевали во все чистое и разводили и разносили по палатам. Когда увидели первых раненых – почти все плакали и вглядывались в них надеясь найти родных. В Болотное попал один только болотнинец – Буторин Александр. Местное население помогало во всем. Школьники приходили, ставили концерты, писали письма, старались все облегчить участь раненых. Госпиталь был костный, т.е. в большинстве переломы костей. Начальник госпиталя врач-хирург Дедов, по словам самих харьковчан, был просто художником в своей специальности. Наши войска стали теснить врага, фронт отошел и в марте 1942 года госпиталь № 1351 реэвакуировался на Запад. Блохина Анна Васильевна пенсионер».

На странице 8 приклеены фотография Блохина Александра Афанасьевича и его воспоминания:

«Воспоминания ветерана Великой Отечественной войны. Призван на фронт в июле месяце 1941 г. Воевал на Калининском фронте. Был тяжело ранен в декабре 1941 года под гор.Можайском. лежал в госпиталях, потом нас привезли в гор.Ялуторовск Омской области, где мне делали операцию ноги. Я долго был неходячим. К нам приходили артисты, ставили концерты. Нам это нравилось, все это скрашивало наше бытие на больничной койке. Когда мне стало немного легче, я организовал маленький оркестр из гитары, балалайки, мандолины, сам я играл на баяне. Делали своими силами концерты. Так как я не ходил сам, меня ходячие ранено-больные садили на стул и несли по длинному коридору госпиталя, а я играл на баяне, чем заслуживал большое одобрение как раненых, так и всего мед.персонала. стали поступать в большом количестве раненые с фронта, мест не было и мед.комиссия при госпитале решила нас, непригодных к воинской службе, выписать из госпиталя и отправить по месту жительства. В середине 1942 года я прибыл в свой город Болотное, жил по ул.Льва Толстого. Узнал от жены, которая работала в Харьковском госпитале и который реэвакуировался на Запад, о прибытии нового госпиталя с ранеными из под Сталинграда, который тоже размещен в школе № 21. Помня по Ялуторовскому госпиталю, как нам музыка давала хорошее настроение и отдых, я решил по своему желанию пойти в госпиталь и играть на баяне, за что мне раненые и обслуживающий персонал были благодарны. Когда выбирали летчика-капитана т.Колбасовского в депутаты, я играл на выборах в клубе КОР. После выборов меня повезли на ул.Подгорную в дом Винокурова Константина (сейчас дом принадлежит Замковенко Александре) на маленький концерт после выборов, где я играл и аккомпонировал на баяне. Там присутствовали: наш депутат т.Колбасовский и артисты Симонов, Лебедева, Рина Зеленая, муж и жена Нерадовы, остальные за давностью лет позабыл. Очень культурный был отдых. Блохин Александр Афанасьевич, ветеран Великой Отечественной войны и ветеран труда».

На странице 9 приклеены фотография Чижовой Анны Никитичны и ее воспоминания:

«Воспоминания о госпитале Чижовой Анны Никитичны. Родилась я в 1925 году 16 июня. Закончила девять классов в школе № 2 города Болотное. Приобрела специальность медицинской сестры, но вскоре началась Великая Отечественная война, и я, чтобы внести какой-то вклад для скорейшего освобождения своей Родины от фашистских поработителей, пошла работать медицинской сестрой в эвакуированный из города Харькова госпиталь. Через Болотное проходило много санитарных поездов. Раненых доставляли в наш госпиталь, где мы старались сделать все возможное для их быстрого выздоровления. Но людей с тяжелыми ранениями, требующих более длительного лечения, отправляли дальше на восток. Мы обслуживали непосредственно Белорусский фронт. Отдыхали по 5-6 часов. Проработала я в госпитале, находившемся в Болотном, один месяц. Госпиталь перебросили на запад: пос.Сотницы, потом Рязань, Тула и так далее. После Победы над фашистской Германией, я возвратилась в город Болотное, где и проработала в районной больнице рентгент лаборантом с 1945 по 1983 год. Сейчас я на заслуженном отдыхе. Чижова Анна Никитична».

На странице 10 приклеены фотография Кабардиной Нины Емельяновны и ее воспоминания:

«Воспоминания работницы госпиталя Журавлевой-Кабардиной Нины Емельяновны. Хотя я и не была на фронте, и мне не удалось убить ни одного фашиста, но своим самоотверженным трудом, мы в грозные для нашей Родины дни войны, приближали день Победы как могли. Совсем девчонкой в 1943 году я окончила в городе Болотном трехмесячные курсы медицинских сестер. Эти курсы были кратковременными потому что нашим доблестным воинам нужны были срочно медицинские кадры для залечивания ран и быстрейшего выздоравливания и возвращения воинов в действующие армии. После окончания курсов медицинских сестер в руках с удостоверением медицинской сестры я направилась в военкомат города Болотное, чтобы направили меня на фронт. Военком посмотрел на меня, уж больно я была маленькая ростом и хрупкая, и отправил меня в эвакогоспиталь № 3621, который располагался в школе № 21. По мере продвижения наших фронтов на запад, продвигался в том же направлении и госпиталь, в котором я работала. В Болотном я провела всего два дежурства. 1 апреля 1943 года на дом прибежал связной и объявил срочно сбор в эвакогоспитале. Собрались все сотрудники. Начальник госпиталя военный врач Вишнепольский В.Д. и зам.по политической части Сирик М.Д. зачитали приказ об эвакуации. Короткий митинг и мы срочно стали грузить госпитальное имущество в эшелон и двинулись на Воронежский фронт. Но нас повернули на Москву. Доехали до поселка Сотницино Рязанской области. Дали нам помещение школы, где мы вновь стали разворачивать свой госпиталь под тем же номером 3621. Мы не только ухаживали и лечили раненых, у нас была своя художественная самодеятельность, хор, танцы, читали стихи. С нашими скромными концертами мы выступали перед ранеными. Бывало приду к своим раненым и обязательно спрошу: «Ну как, родненькие, ваше здоровье? Не болят ли ваши рано?» Так и прозвали меня «родненькая». «Вот придет скоро на дежурство родненькая, она перевяжет раны и легче будет». Приходилось и из ложечки кормит, и купать, и на заготовку дров ездили, топили печи, чтобы раненым было тепло. Сдавали свою кровь, почти каждая медицинская сестра была донором. В 1945 году пришла долгожданная Победа. Колько было радости и слез. Но это были слезы радости за нашу Победу над фашистскими захватчиками».

На странице 11 приклеена фотография Орешковой Марии Александровны. Вероятно, также имелись ее воспоминания.

На странице 12 приклеена фотография Ивановой Елены Акимовны, также отсутствуют воспоминания.

На странице 13 приклеены фотографии Воробковой Таисиии Федоровны и ее воспоминания:

«Работали не покладая рук. Я прочитала в газете «Путь Ильча» о том, что учащиеся школы № 21 ведут поисковую работу по восстановлению истории госпиталя, который в годы войны находился в их школе. Да, в годы войны действительно в здании их сегодняшней школы № 21 находился госпиталь. Эвакуированные жены командиров, у которых мужья были на фронте, при военкомате организовали женский совет. Главной задачей женского совета юыла помощь госпиталю по уходу за ранеными. В состав женсовета входили Валентина Стремоухова, Лидия Трубицина, я и жена генерала (фамилию не помню), но помню, что она жила по улице Горького на квартире Рыбаковых. Входили в наш совет еще женщины, но, к сожалению, фамилии их тоже не помню. Наши женщины не покладая рук, не жалея сил работали в госпитале. До сих пор помню, как мы принимали раненых. Кого на носилках, кого и под руки заводили, заносили в санпропускник (он был на первом этаже). Там мы их мыли, переодевали в чистое белье и провожали наверх в палаты. Каждый день наши женщины стирали белье, занимались починкой одежды, уборкой помещений и, конечно, дежурили около раненых. Работали там, пока не закрыли госпиталь. В госпитале я встретила раненого солдата из Болотного. Это был Иван Дементьев, который и сейчас живет в нашем городе. Т.Воробкова».

На страницы 16 приклеена фотография Кабардиной Нины Емельяновны с неизвестным военным.

На странице 17 прикреплено письмо Басалаевой Валентины Ивановны:

«Дорогие ребята! Прочитав вашу статью в путь Ильича «Рперация поиск» сообщаю, что в годы войны в вашей школе в госпитале 16-летней девочкой работала моя сестра Андаралова Нина Ивановна 1926 г рождения одновременно заканчивала роковские шестимесячные курсы медсестер, тогда как называлось. Уехала с этим госпиталем в гор.Казань. С госпиталя добровольно ушла на фронт попала в сибирскую добровольческую дивизию. Погибла в 1944 г. 18 февраля в свой день рождения, когда ей исполнилось только 18 лет. Разбомбили их медсанбад в Калининской обл. Новосоколинский р-он, дер. Усадище. С уважением бригадир междугородней телефонной станции Болотнинского рус Басалаева Валентина Ивановна».

На странице 18 прикреплено письмо Горбач Валентины Максимовны:

«Прочитала вашу просьбу о восстановлении госпиталя, пишу вам, что не много знаю мне приходилось несколько раз быть в госпитале. Наш колхоз имени Ленина деревня Степаниха (ее сейчас уже нет) и мы взяли шефство над госпиталем. Приезжали и привозили им, что могли и продукты, рукавицы, носки, конечно богатого не было. Некоторые раненые которые могли выходили к нам в коридор, а к тяжелораненым мы ходили по палатам. И к нам они приезжали и медначальник госпиталя Дедов, еще я вам посоветую в Болотном живет ветеран войны Горбач Василий Николаевич он лежал в этом госпитале адрес его я точно не знаю (магазин на алтайской улице не далеко) он вам может более что рассказать. Вот все что я знаю. Простите меня старушку, что плохо написала. Горбач Валентина Максимовна деревня Витебск».

На странице 20 приклеены воспоминания Андреевой Марии Алексеевны:

«Воспоминания Андреевой Марии Алексеевны. Когда началась Великая Отечественная война, в здание школы № 21 был эвакуирован госпиталь. Мы, учителя, решили помогать. После своего рабочего дня мы шли в госпиталь. Там мы читали раненым книги, ставили спектакли, выступали с концертами. И так продолжалось каждый день. Хотя мы очень уставали, но в госпиталь шли с радостью. Раненые всегда были рады нам. Андреева Мария Алексеевна».

На странице 21 надпись: «Поиск продолжается». В левой части страницы перечислены: Вишнепольский В.Д. – начальник госпиталя. Сирик М.А. – заместитель по полит части. Врачи: С.И.Чарная, М.Г.Крупник, С.Л.Шинкаревский, Н.М.Щитова. В правой части страницы перечислены: Афанасьева А.Г., Шмирина П.К. (школа №16), Шевченко И.Н., Дементьев И., Апостолитес С.П., Тихонова А.З. (школа№ 4) Ася Захаровна, Чернова М.К., Костырев, Дедов, Майтан Ольга, Батурин, Костенко Г.Н., Серженко Леонид, Булычева Мария (г.Ачинск), Кольчугина Раиса, Генц И.Устиновна Ирина.

Евгений Терентьев