Тайники моих любимых кинолент, часть 4

Марина Геннадиевна Куликова
Публикую без купюр..

Сериал Седьмая симфония, часть первая
Я очень давно ждала показа сериала «Седьмая симфония», зная,что фильм должен быть интересным,во всяком случае ,для меня. Все написанное мной,
 мое личное мнение, оно вполне может не совпадать с мнением большинства зрителей и читателей.

Не думаю,что сериал «Седьмая симфония» будет иметь громадный зрительский успех.
В фильме нет  шансона,нет обычных привычных приемов для привлечения бОльшего количества зрителей.
Удивителен,очень высок, актерский состав, иначе,как звездным ,его назвать нельзя
Основная фабула фильма бои около Ленинграда, затем блокада Ленинграда.

Я знакома со многими работами очень талантливого актера Алексея Гуськова.
Гуськов умеет  очень интересно, выражением лица,глаз, показать  все стороны, чувств  своих героев, высказанные  в реальности  ,открытым текстом словами,а и мысли ,чувства, завуалированные, скрытые от зрителей.
Фильм о любви,о порядочности, о достоинстве, о чести и честности в тяжелейших условиях блокады.

Список авторов, создателей сериала очень внушителен, режиссер Александр Котт, над сценарием фильма работали профессионалы с огромным опытом  сценаристов, Зоя Кудря,Георгий Кеосаян, Алексей Караулов, Александр Котт.
Актерский состав фильма огромен и очень , скажем, звучен.

Я очень люблю творческие, актерские работы Алексея Гуськова и Натальи Рогожкиной
Просмотрев несколько серий фильма»Седьмая симфония», могу сказать совершенно убежденно,что этот фильм»Седьмая симфония»  не очередной ,проходной фильм , которых великое множество,о войне,а очень серьезная и качественная кинематографическая работа и с точки зрения режиссуры,и по сценической канве фильма,не говоря об очень интересных актерских работах.

Седьмая симфония Шостаковича музыка особенная, бОльшая часть симфонии писалась в Ленинграде.Об этом говорил Дмитирий Дмитриевич на ленинградском радио в сентябре 1941 года. Но это исторический момент, а фильм все же художественный

Восхищена работой Натальи Рогожкиной.
 В моем представлении старая питерская, настоящая, скажем так, интеллигенция, начинающаяся ещё со старорежимных,царских времён, именно такая, как героиня Рогожкиной ,Надежда Бронникова.
Конечно потрясает «Голос блокадного Ленинграда» Ольги Берггольц, читающей в  стихи  очень пронзительно, со слегка грассирующем «Р» ,еще одна сторона многогранного таланта актрисы Виктории Толстогановой.

Часть вторая
Сериал «Седьмая симфония «назвать развлекательной, художественной лентой о войне, невозможно.

Нужно сказать , что фильм тяжелый для восприятия, но вполне жизнеутверждающий.
Когда  входишь во вкус просмотра, скажем так, и начинаешь переживать за героев фильма,а в этой кинематографической ленте»Седьмая симфония» без этих сопереживаний обойтись невозможно, настолько серьезны, глубоки , многогранны актерские работы  исполнителей ведущих ролей, понимаешь , какие испытания выпали на судьбы нескольких поколений.
Один из ключевых моментов фильма,  противостояние представителей совершенно разных слоев общества,   с одной стороны лейтенанта госбезопасности Серегина , с другой  музыканта и дирижёра оркестра Карла Ильича Элиасберга.

Герои актеров  Алексея Кравченко-Серегина, и Гуськова-Элиасберг, люди, скажем, разных миров, разного менталитета, национальностей, воспитания и образования, но накрепко объединенные огромной  силой одних исторических обстоятельств.
Лейтенант Серегин, простоват, далек от творчества, видимо, не совсем,  скажем, и хорошо образован. Ему очень сложно работать  с людьми творческими ,образованными, интеллигентными.В этом и есть непонимание, неприятие и противостояние ,которое сложилось между Серегиным и Элиасбергом.

Очень понравилась актерская работа Лидии Вележевой в образе парторга оркестра Екатерины Прудниковой,

У Елезаветы Боярской одна из сложнейших работ  в сериале «Седьмая симфония»

Елизавета Боярская играет женщину, родившую  и потерявшую новорожденного ребенка.

Образ духовно мужественной женщины, пережившей личную трагедию, но нашедшею  в себе силы жить дальше и любить ,быть необходимой чужому ребенку.

Должна сказать, что я не поклонница творчества Елизаветы Боярской , но эта актёрская работа в сериале «Седьмая симфония» актрисы  Боярской очень интересна.

Анна Андреевна Ахматова называла Седьмую симфонию Шостаковича «знаменитой ленинградской.»
Впервые  Седьмая симфония прозвучала в Куйбышеве.

Как писала Ахматова  Седьмая симфония » отражает  необъятную силу духа народа.»
Дмитрий Дмитриевич же сказал о своей работе,что Седьмая симфония,это «торжество человеческого в человеке»

9 августа 1942 в день, планируемого фашистами падения Ленинграда, Седьмая симфония  Шостаковича торжественно и мощно прозвучала над Ленинградом  в исполнении Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета  под управлением Карла Элиасберга и в дуэте с артиллерийской канонадой ,как сказал впоследствии Дмитрий Дмитриевич Шостакович,»пробуждая в человеке все человеческое.»

В середине тридцатых годов Шостакович начал писать музыку на основе испанских пассакалий,в дальнейшем  эта работа по каким то причинам была отложена.
Композитор вернулся к старым партитурам  испанских пассакалий только осенью 1941 года, ещё до своего отъезда в эвакуацию в Куйбышев, это было началом работы над знаменитой Седьмой симфонией.
Основная часть симфонии написана Шостаковичем в Ленинграде

Сериал «Седьмая симфония» не документальный фильм, не хроника, не чьи либо воспоминания,а исторический художественный фильм.В художественных фильмах всегда присутствуют вымышленные персонажи, возможно,  и искаженность некоторых исторических событий, но думаю, что основная фабула фильма на фоне блокадного Ленинграда соответствует названию фильма.

Седьмая симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича музыка особенная, чтобы, понять эту музыку многого не нужно, нужно просто хорошо, внимательно прослушать всю симфонию, вспомнить события 1942 года, вспомнить Ленинград..

Часть третья
Очень интересна сюжетная линия взаимоотношений  Анатолия Серегина(Кравченко ) и  Карла Элиасберга (Гуськов).

Они оба,  и Серегин и Элиасберг, люди совершенно разных миров, совершенно разного мировосприятия, с одинаковым милосердием относятся к людям ,к происходящим событиям, каждый, скажем, по своему, но в принципе, одинаково, по-человечески с большим чувством милосердия, видимо, у Серегина  это чувство не  совсем, скажем, осознанное, интуитивное, идущие от всей серегинской души .

В начале фильма, в первой серии, зритель видит совсем другого Серегина, жестокого и очень злобного.

Актер Алексей Кравченко очень интересно показывает,как его герой  лейтенант Серегин ,постепенно понимает с кем, имеет дело, и проникается  этим пониманием к Карлу Элиасбергу
Думаю, что при других обстоятельствах, возможно, при каких то детских отношениях ,эти два, очень разных человека ,Серегин и Элиасберг, но очень близких по духу , могли бы стать близкими  друзьями.

Очень постепенно , медленно, как бы из очень большой глубины довольно заскорузлой и израненной души Серегина ,рождается, просыпается не только милосердие к людям, но и   его чувство к Вере Преображенской, очень  настоящее,глубоко зрелое, такое чувство в жизни человека не бывает ни первым , ни последним, оно, это чувство , если и случается, то бывает, как правило, единственным.

Не очень любимая мной , разочаровавшая меня в нескольких своих работах,актриса Елизавета Боярская, очень удивила нестандартностью решения образа Веры Преображенской.

  Очень понравилась актерская работа Натальи Рогожкиной , в образе Надежды Бронниковой пианистки и супруги КарлаЭлиасберга .

Карл Элиасберг персонаж, как известно, не вымышленный, был музыкантом очень высокого уровня, очень большого таланта , но не уверена, что у него бы все так хорошо получилось с исполнением Седьмой симфонии Шостаковича в осажденном Ленинграде без поддержки,без особой , скажем, опоры со стороны жены Надежды Бронниковой .

В художественно историческом сериале ,»Седьмая симфония,» вместе с исторически узнаваемыми персонажами есть  и вымышленные персонажи,герои событий того времени.

  Блестящая ,актёрская работа актрисы Виктории Толстогановой в образе Ольги Берггольц очень  мягко и гармонично легла в основную сюжетную фабулу фильма ,»Седьмая симфония».

Даже внешне актриса Виктория Толстоганова очень  похожа на  поэтессу Ольгу Берггольц.

Старая петербургская интеллигенция,это, видимо, особая каста людей, людей особого благородства, особого достоинства, особых человеческих качеств, которые приобретенными ,воспитанными ,скорой всего ,быть не могут, они,эти качества, могут быть только врожденными.

Часть четвертая
Повторяю для некоторых критиков
«Я очень давно ждала показа сериала «Седьмая симфония», зная,что фильм должен быть интересным,во всяком случае ,для меня. Все написанное мной,
 мое личное мнение, оно вполне может не совпадать с мнением большинства зрителей и читателей.»

Несколько моих читателей  написали мне вопросы по моему тексту «Сериал Седьмая симфония».
Я выбрала самые для себя интересные вопросы.

ВОПРОС. Как я отношусь к кадрам публичного секса в театре.
Я к этим кадрам никак не отношусь.
Знаю ,что когда-то где, то такая история  приключилась в реальности, имен героев этой истории я не знаю, но знаю ,что и тогда мнение  свидетелей этой истории разделились.
История, любая, не терпит и не имеет сослагательного наклонения, случилось именно так, как случилось.
Можно искать оправдания содеянному, можно найти объяснение случившемуся, можно возмущаться ,сердиться и негодовать, …от этого ничего не изменится.. случилось… и давно..
Но ,если такое действо и произошло и авторы сценаристы  включили эту историю в канву сюжетной линии фильма» Седьмая симфония», значит авторы сценаристы,а их несколько, имели к этому серьезные основания.

ВОПРОС.Была ли необходимость вводить в фильм  .экранный образ поэтессы Ольги Берггольц в исполнении актрисы Виктории Толстогановой

Усиленно пыталась вспомнить в какой из  работ  Толстогановой меня разочаровало  ее актерское мастерство, не получилось, разочарований не помню, но помню истинные множества  удовольствий от ее работ.
Виктория Толстоганова ,если и не имеет абсолютного портретного сходства , очень похожа на поэтессу Ольгу Берггольц, и внешне ,и визуально, и как то особенно духовно , если всмотреться в выражение  лица , глаз актрисы  в режиме экранного HD.
Я никогда не была знакома с Ольгой Берггольц, видела и слышала ее только в кадрах  документальных  кинохроник,но и этих моментов хватает, чтобы сделать определение о портретном, визуальном и , скажем, некоем, духовном сходстве поэтессы и актрисы.

Не ВОПРОС, ЦИТАТА »Считаю надругатльством конкретно над Шостаковичем.
Какое отношение к нему,гению, имеет какая-то шлюха в чулках крупным планом и \\\\\\\\\\\\\\\\от убогого любовника?»

Цитата исправлена мной, Мариной Куликовой,думаю , что несколько слов имеют не  совсем,скажем,литературный характер.

В сериале речь идёт не обо всем творчестве композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича,а только о жизненной ,скажем, реализации проекта, Шостаковича Седьмой симфонии в блокадном ,погибающем,но не погибшем ,мужественно устоявшем, выстоявшем Ленинграде.
Возможно, громкое, публичное ,очень впечатляющее исполнении Седьмой симфонии  Большим  симфоническим оркестром под управлением Карла Элиасберга  , сыграло определенное значение и предало ленинградцем сил, терпения, мужества, стало ещё одним решающим шагом к сопротивлению и возможности дожить до снятия блокады.

Но не у всех ленинградцев хватило физических и духовных сил к сопротивлению..

У  Лидия Клейман, актриса Янина Студилина ,этих духовных сил явно не хватило.

Кстати, очень интересная актерская работа Янина Стулилиной в образе героини сериала Лидии Клейман.
Думаю,нужно  более подробно сказать и о роли Елизаветы Боярской в образе Веры Преображенской
Если в первых сериях фильма мне просто понравилось актерское мастерство Боярской,то в заключительных сериях я была восхищена мастерством актрисы,ее актерским решением очень непростой  женской роли сериала «Седьмая симфония»

ВОПРОС. По поводу»сытых лиц актеров»
Мне сытые, здоровые лица современных актеров ничуть не мешают просмотру актерского мастерства, сюжетных линий в исторических, литературных произведениях ни театральных ,ни кинематографических.

» Сытые» лица актеров при этом великолепное актерское исполнение не мешали следить  за сюжетной канвой художественного  фильма, исторических событий почти столетней давности .

Очень много сцен фильма, мягко говоря, тяжёлого, нелицеприятного свойства, и подлоги, и стукачество, и предательство и другие низменные поступки людей,но такова жизнь.

Рядом с высокими поступками души  человека ,благородством, милосердием, любовью и обычного человеческого  достоинства, всегда были и чувства низменные, жадность, стяжательство, алчность, воровство, укрывательство.

И те и другие поступки любого человека обычно обусловлены определенными обстоятельствами,и человек стоит перед выбором ,как именно он может и должен поступить.. такова жизнь..

Сюжетная линия сериала «Седьмая симфония», как и любая жизнь, очень  не предсказуема и интересна своей непредсказуемостью.

Стихи Ольги Берггольц звучащие в  финале каждой серии в великолепном исполнении актрисы Виктории Толстогановой с красивым берггольевским грассирующим «р» трогательны, трагичны и очень изысканны.

Жизнь , как оказывается штука нелегкая, а выжить в блокадном Ленинграде на границе двух миров, жизни и смерти, и остаться при этом достойным человеком, дело было во множество крат раз трудым ..

ЛЕНИНГРАДЦЫ..вечная память вам.