Кокоро

Юрико Ватари
   Я когда-то читала, что Вселенная выражает себя через человека. В то время  мне очень хотелось найти внутри  людей кусочки  мира, которые, успев в них  застрять, начали бы свое самовыражение.  Ведь таким образом  и мне удалось бы  хоть что-то узнать о Вселенной, не так ли?
 
   Прошел не один год, прежде чем  я  прочла  о том, что в традициях Японии абсолютно все имеет свое кокоро: от самой малой песчинки, до музыкальной ноты. Японцы переводят слово кокоро,  пользуясь  разными эмоциональными оттенками. Мне больше всего понравилось  определение  - живое сердце (или основа души). Вы только представьте: в этом огромном, необъятном пространстве (чем и кем только не заполненном!) бьются бесчисленные сердца травинок, капель, слов, чувств, явлений… Это осознание потрясает… Масштаб потрясает!
 
   Сейчас я уже знаю, что Вселенная выражает себя через всё, что в ней есть. И, в том числе, через книги. Перечитывая вчера вечером «Трех сестер»  Антона Павловича Чехова, я вдруг остановилась на фразе:

   - О, я так мечтала о любви, мечтаю уже давно, дни и ночи, но душа моя как дорогой рояль, который заперт и ключ потерян.

Сколько же кокоро бьется в этом предложении и отдельно в каждом слове и в чувствах?.. Мне уже и не сосчитать количество  женщин, от которых я слышала нечто подобное,  пусть  другими словами. Но смысл сохранялся тот же…
 
   А потом вдруг мысль развернулась в сторону несметного богатстве каждого человека Земли. Только подумайте:  для нас  (и только для нас) написаны все лучшие книги  мира  и подарена (просто так!) изумительная музыка.  Мы с самого рождения обладаем всем этим наследием! Мы так богаты!

   А дальше я спрашиваю:  почему же мы стремимся не прожить, а пробежать свою жизнь, сбивая ритм кокоро, что приводит в итоге к её остановке? Зачем мы это делаем?

   Как вернуть время медленных книг и не суетной жизни?
 
   Может быть, если у нас получится хотя бы слегка притормозить,  освободятся дни и месяцы на глубокие, а не рефлексивные мысли, на иное взаимодействие с миром? И тогда женщины перестанут  мечтать о любви, потому что увидят как бесконечно много вокруг всего, что они могут начать любить прямо сейчас, прямо в эту минуту? А мужчины вспомнят о том, что недостойно  просто так выбрасывать во Вселенную протуберанцы личной агрессии?  Куда важнее  защищать мир жизни, порой, и от самих себя?
 
   А может быть, стоит поменять моду? Ведь мы же позволили себе ввести в обиход циничность, грубость, тарабарский язык… Может быть, нарциссы и абьюзеры исчезнут  сами собой, если их оставить  вне зоны моды на пошлость? Может быть, тогда станет  понятнее, что унижающий способ общения с людьми больше не востребован?  И, может быть, давно забытое слово «интеллигентность» стоит снова вернуть в обиход?
 
   Кокоро – это про ткань жизни, из которой Вселенная шьет сердца всем и каждому...