Гроза над эскадрой адмирала Сенявина

Михаил Ханджей
Миниатюра из моей студенческой "Записной книжки"

Командиру  корабля «Св.Пётр», участнику  эскадры Фёдора Ушакова в Средиземном море Сенявину, было поручено отправиться на Корфу и принять под своё начальство все сухопутные и морские силы Ионической республики, ожидавшей помощи от русских. 22 сентября 1805 года эскадра двинулась из Балтийского моря в Портсмут на соединение с эскадрой пдмирала Нельсона, разбившего французский флот при Трафальгаре. Благополучно избегнув столкновения с уцелевшими от этого сражения французскими кораблями (эскадр Рошфора), Сенявин вышел в Средиземное море и 30 января 1806 года достиг Корфу. Утвердивщись оа острове, Сенявин занял Бока-ди-Каттаро, где его восторженно встретили черногорцы, и заставил австрийское правительство отпустить русские суда, задержанные им по указанию Наполеона в Триесте.


Но в те дни, когда русский флот подчинил себе всё на Средиземном море, захватив гнгнмонтю в свои руки, армия потерпела в борьбе с Наполеоном под Аустерлицем и Фридландом поражение, которое привело к Тильзитскому миру. По условиям этого мира Далмация и Бока-ди-Ктрро были переданы французам. Эскадра Сенявина распылилась. Гибралтар и Дарданеллы оказались закупоренными Англией и Турцией. Сам Сенявин успел, к счастью флота, пройти в Атлантический океан, но разразившийся шторм зставил его войти вЛиссабонскую гавань, а остальные корабли были отправлены в Тулон, Венецию и Триест.

Англия, не принявшая посредничества в переговорах России с Францией, обнаружила после Тельзитского мира неприязненное отношение к России. Сенявину, несомненно, пришлось бы столкнуться с английским флотом, который вряд ли бы согласился пропустить  его в Балтийское море. По отношению к новым союзникам – французам – он держал себя независимо, не считаясь с условиями Тильзита. Заключив в Лиссабоне с английским адмиралом Коттоном договор, Сенявин передал свою эскадру англичаннам на хранение. Адмирал эскадры и экипаж получил право свободного возвращения в Россию, и русский флаг не был спущен, пока адмирал не покинул корабля. И вот за этот договор Сенявин впал в немилость у Александра I и получил назначение... главного командира Ревельского порта...

Александр I вообще не любил флот и судил о нём, по собственному признанию, как «слепой о красках». Удивительно ли после этого его
равнодушие к таким выдающимся людям, как Ушаков и Сенявин? Талантливейший русский флотоводец – Ушаков уже был в отставке с 1806 года и жил в деревенской глуши, не пожелав принять должность командира гребного флота в Петербурге. И Сенявин ушёл бы в отставку, но возникшая война 1812 года заставила его, как патриота родины, остаться на флоте в должности главного командира Ревельского порта.