Барнаул. О правильных названиях

Алексей Николаевич Челомбитко
В разговорных, печатных, да и в ряде документальных источников в названиях многих барнаульских памятников архитектуры звучит слово купец, купеческий. Такие названия этим памятникам давали в советское время. И понятно, что любое крупное и красивое здание так и тянуло назвать купеческим. Где-то по незнанию истинного владельца, а где-то идеологически. Ну не могли же советские чиновники признать, что какой-нибудь двухэтажный городской особняк принадлежал угнетенному крестьянину?! Ну, конечно, это мог быть исключительно только толстопузый кровопийца-купец.
По современным меркам, с точки зрения обозначения торгового человека, наверное, многих из владельцев можно было бы называть купцами, но по тем временам словом купец называли совершенно конкретное сословие - лиц, уплативших гильдейский сбор, получивших Купеческое свидетельство, которое давало право на торговлю.
Со временем мнимые «купеческие» названия за домами укоренились, обросли историей, расползлись по многочисленным статьям и перепечаткам с них, надолго и тщательно скрыв истинную правду.
Сегодня давайте попробуем опровергнуть самые известные барнаульские заблуждения по этому вопросу и дать домам правдивые названия:
1) «Дом купцов Шадриных» (Красноармейский № 8). На 1912 год на этом месте стоял дом мещанина Иосифа Тимофеевича Казакова. В конце 1912 - начале 1913 года дом был продан крестьянам Шадриным вместе с местом площадью 22 на 19 саженей. Крестьяне Шадрины – вдова Анна Андреевна и дети Федор и Константин зажиточного крестьянина деревни Воробьёвой Чарышской волости Змеиногорского уезда - Александра Алексеевича Шадрина (умер после 1901). Александр Алексеевич торговал в своей деревне мануфактурными товарами, сколотив достаточное состояние, кое и перешло по наследству его жене и детям. Достойно принял эстафету отца сын Федор. Он и перевез семью в Барнаул. А к 1914 году построил на купленной у Казакова усадьбе новый, на зависть всем, красивый дом. Навечно вошедшие, благодаря дому, барнаульцы Шадрины, на самом деле прожили в городе менее 10 лет. Впрочем, все эти годы Федор Шадрин жил достаточно активной общественной жизнью - торговал подковами, гвоздями, проволокой, хмелем. До 1916 года состоял заведующим товарищества "Сибирский коммерсант". С 02.04.1915 года был избран на четырёхлетие в члены гласных городской Думы, а также членом финансовой комиссии. С 08.04.1915 года был утвержден на трёхлетие в Почётные Попечители 18-го городского училища. В мае 1920 года Шадрины эмигрировали в Шанхай, в 1923-1924 гг. Федор Шадрин с женой перебрались из Шанхая в США. В середине 1920 года дом Шадриных в Барнауле был национализирован по причине отсутствия хозяина. Итак, правильное название ресторана «Русский чай» - «ДОМ КРЕСТЬЯН ШАДРИНЫХ».

2) «Дом купца Зубова» (Красноармейский № 28/Интернациональная № 118). До революции этот дом стоял на другой улице по адресу Большая Олонская № 43, на углу с Соборным переулком, на Сенной площади. Жилой дом и контора Василия Ивановича Зубова с полукаменным флигелем (в конце 1911 года в флигеле Зубовым была открыта винно-бакалейная торговля). При доме в разное время функционировало множество различных заведений, в том числе и Страховое агентство "Якорь", страховым агентом которой числился хозяин дома В.И. Зубов.
Так кем же был этот «купец» Зубов? Зубов Василий Иванович - агент-комиссионер, мещанин из унтер-офицеров. Владелец складов, торговых заведений и конторы. Гласный Городской Думы (1907-1910). Жена - Юлия Ивановна (умерла от туберкулеза 11.03.1914). Купцом он никогда не был, отсюда и правильное название нынешнего филиала краеведческого музея – «ДОМ МЕЩАНИНА ЗУБОВА» или «ДОМ БЫВШЕГО УНТЕР-ОФИЦЕРА ЗУБОВА».

3) Гостиница «Лалетин» (Мало-Тобольской № 34). Как пишут везде - барнаульского мещанина и предпринимателя, владельца кожевенного завода Дмитрия Ильича Лалетина. Тут, вроде бы, все верно – и мещанин, и торговец. Да вот незадача. Зовут его на самом деле - Ильей Дмитриевичем. И ведь во многих изданиях правильно пишут название его фирмы - торговый дом «И.Д. Лалетина наследники», а потом снова в тексте Дмитрий Ильич.
"ИЛЬЯ ДМИТРИЕВИЧ ЛАЛЕТИН" (05.10.1853 года, Барнаул — 20.02.1914, Барнаул) - слободской мещанин. Родившись в семье горного инженера, Илья и свою деятельность связал с этим занятием. Служил при сереброплавильном заводе. Затем занялся собственным делом. Владелец кожевенно-железной лавки на Базаре (на 1910), кожевенного завода под Большим Гляденом, который был основан в 1893 году. Завод выпускал обувную юфть и сыромять. В 1920 году был национализирован. После смерти Ильи Дмитриевича его сыновьями Василием, Николаем и Иваном был учрежден Торговый дом "И.Д. Лалетина наследники".

4) «Дом купца Астафьева» (Анатолия № 102). «Дом писателя» с 1988 по 2011 годы. В советское время перенесён с улицы Чехова. До революции имел адрес улица 2-я Луговая № 14 и состоял из двухэтажного деревянного дома, флигеля и надворных построек с местом земли по улице в 10 саженей 1 аршин и вглубь двора в 22 сажени. В данном случае я ничего править не буду. Был Астафьев купцом. Был. К 1898 году на пару с братом выбирали свидетельство 2-й гильдии. Но кое-что уточнить надо. Братья Астафьевы: штабс-капитан запаса армии Иван Яковлевич и потомственный почетный гражданин Владимир Яковлевич, совместно с подпоручиком запаса армии Иваном Иннокентьевичем Петуховым и корнетом запаса армии Николаем Иннокентьевичем Пастуховым к 1898 году основали торгово-промышленное товарищество "Братья Астафьевы и Ко". Товарищество владело канатно-прядильным (в деревне Лебяжье) и маслобойным заводами. Производили канаты и снасти для пароходства. Однако бизнес, как и купечество длился не долго. Уже в октябре 1904 года по претензии Ивана Федоровича Ворсина судебным приставом производилась публичная продажа имения штабс-капитана Ивана Яковлевича Астафьева по 2-й Луговой улице в Барнауле. Так что купец Астафьев в большей мере "ШТАБС-КАПИТАН ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ АСТАФЬЕВ", чем купец.

5) «Небоскреб», «Доходный дом купца Аверина» (Гоголевская № 76). По этому зданию ошибок гораздо меньше. Очень редко Аверина с Алейниковым называют купцами. Но встречается. До 1914 года на месте этого дома стояло жилье мещанки Черемновой. В мае 1914 года с просьбой об устройстве на этой усадьбе мукомольной мельницы в городскую управу обращался Я.Д. Абатуров. Однако, в итоге, в 1915 году Авериным здесь был построен этот самый "небоскреб". Аверин и Алейников - петербургские предприниматели, основатели торгового дома "Дормидонта Яковлевича Алейникова и Николая Дмитриевича Аверина и Ко», основные подрядчики строительства Алтайской железной дороги, владельцы, открытого в 1915 году в Барнауле, механического и чугунолитейного завода и кирпичного завода (бывшего Бодуновой). Купцами Алейников и Аверин не были, да и в Барнауле не проживали (только Аверин на время строительства Алтайской железной дороги). Их фирма брала подряды по всей России. В Барнауле дела завода Аверина и Алейникова представлял управляющий заводом, инженер-механик Шергин. Что касается самих предпринимателей, то Д.Я. Алейников, родившийся в старообрядческой семье в восточной Латвии, прошел путь от простого землекопа до столичного миллионера. На 1916 год он проживал в Петрограде по улице Жуковского 59. В Петрограде находилась и его строительная контора. Аверин же до революции имел звание – техник путей сообщения. В общем - не купцы. «ДОХОДНЫЙ ДОМ ТЕХНИКА АВЕРИНА».