Палм-Спрингс - город в пустыне. Ч. 2

Алла Валько
         
                Музей искусств Палм–Спринг

В первый же день нашего пребывания в Палм-Спрингс мы решили посетить Музей искусств. Время близилось к закрытию музея, поэтому нам не удалось познакомиться со всей его колоссальной коллекцией. Тем не менее большое удовольствие мы получили, увидев картины и скульптуры современных американских авторов. Музей искусств является одним из самых известных среди многочисленных художественных галерей, музеев и культурных центров города с его совсем небольшим населением.

История первого музея, посвящённого природе пустыни Колорадо и  индейцам кауилья, живущим в этом регионе, восходит к 1938 году. Музей постоянно расширялся, отражая постоянно растущий интерес общества к естественным наукам, сохранению природы этой территории и жизни американских индейцев. Когда в 1952 году были открыты Музей истории  заповедника в пустыне под открытым небом и Ботанический сад, то все три музея получили общее название «Музей пустыни Палм-Спрингс». После завершения строительства Музея искусств часть заповедника была выделена в самостоятельный музей и получила название «Зоопарк и сады живой пустыни».

Постоянная коллекция музея насчитывает более 24 000 предметов. Половина из них  – это предметы изобразительного искусства, фотографии, фотоархив, искусство коренных американцев, искусство Мезоамерики и артефакты из других культур. Они представлены в Художественном музее и Музее инновационного искусства в отделе произведений местного и западного искусства и истории, а также в отделе естественных наук в Палм-Спрингс  и долине Коачелла. Исполнительское искусство представлено в театре Анненберга.
 
Коллекция естествознания делится на разделы геологии, биологии и археологии. Она включает керамику, инструменты, оружие, минералы, окаменелости, камни, гербарии, изваяния  земноводных, рептилий и птиц, шкуры животных и многое другое.
 
Обзор экспозиции музея мы начали со знакомства с искусством Кауилья, который создавал, в том числе, искусно сплетённые корзины с изображением свастики, древнего символа, используемого культурами Евразии, Северной и Южной Америки. Среди коренных американских племён символ свастики использовался в плетении корзин, текстиле, гончарном деле и других видах искусства. В иконографии племени навахо его считают священным символом, обозначающим изобилие, процветание, исцеление и удачу. В других культурах коренных американцев - это символ миграции или дружбы.
 
Многие считают, что нацистское движение осквернило этот символ, и в 1940 году несколько индейских племён подписали прокламацию о полном отказе от его использования. Корзины с символом свастики появились в музее раньше появления этого документа. Тем не менее, по понятным причинам я не могу представить эти шедевры во всём их великолепии.

Корзина Кауильи с символом свастики, изготовленная в первой четверти XX века, выполнена из сумаха, натурального и окрашенного джункуса на основе из оленьей травы. Cумах - это кустарники и небольшие деревья, в листьях которых много дубильных веществ - таннидов, которые иногда называют дубильной кислотой. Джункус - многолетнее травянистое растение. В дикой природе растет в Америке и Малой Азии.
 
Следует отметить, что настоящее имя скульптора и художника – Джеральд Кларк, однако он известен под именем Кауилья, которое совпадает с названием коренного индейского племени кауилья. Сначала это совпадение поставило меня в тупик. Племя кауилья проживает на юге штата  Калифорния на протяжении более 2000 лет, в настоящее время - в девяти резервациях. Большинство из них — потомки смешанных браков с другими индейскими племенами и с европейцами (американцами, мексиканцами и афроамериканцами). Кауилья жили на земле, используя местные растения. Они собирали плоды калифорнийской веерной пальмы и использовали пальмовые листья для плетения сандалий и различных изделий, включая корзины, а также в качестве кровельной соломы для жилищ.
 
Джеральду Кларку принадлежит также корзина, собранная из алюминиевых банок из-под пива и содовой. Сначала его композиция вызвала у меня недоумение, но потом я смирилась, осознав, что это всё же произведение искусства.

В первой половине XX века многие художники европейского происхождения создавали портреты отдельных людей и общин коренных американцев, выражая им своё сочувствие. Многие фотографии индейцев кауилья стали документами о состоянии коренных общин, в прошлом находившихся под угрозой американской экспансии и вынужденного переезда в резервации. В настоящее время кауилья являются процветающей общиной, в то время как долгое время коренные жители считались частью прошлого США.
 
Над корзиной Кауильи висит картина без названия американского художника Джеймса Суиннертона, написанная маслом на холсте. На ней изображён пустынный пейзаж с деревом на берегу залива. Родившийся в Юрике, штат Калифорния, Джеймс Суиннертон стал знаменитым художником, карикатуристом и журналистом. В возрасте 21 года, страдая от туберкулёза и алкоголизма и находясь на грани смерти, Суиннертон переехал в Палм-Спрингс, где выздоровел и дожил до 98 лет. Пейзажи художника отражают противоречие между засушливой пустыней и её экзотической красотой. Он регулярно гастролировал по Южной Калифорнии, Аризоне, Нью-Мексико, Юте, Колорадо и Неваде и создал множество рисунков, эскизов и крупных полотен.

Следующим художником, с творчеством которого мы познакомились, была Кара Ромеро, представитель народа чемеуэви. Она родилась в Калифорнии и является автором первого американского сериала о девушках: «Наоми», созданного четыре года назад. Её жизненное кредо, которому она неукоснительно следует:
- Если вы хотите уважения, любви и красоты, то нужно активно способствовать этому через искусство.

Кара Ромеро поддерживает тесную связь со своей родной землёй Чемеуэви и культурой большой калифорнийской пустыни Мохаве, где всё сущее люди считают даром Творца, женского божества, и где сила женского духа является  неотъемлемой частью их культуры. Ромеро глубоко предана творчеству, позволяющему ей решать социальные проблемы местных племён. В современном обществе она меняет взгляды выходцев из Европы на коренных американцев, особенно женщин.
 
Фотография Ромеро, представленная в музее, нам очень понравилась, поскольку она сочетает в себе изобразительное искусство и документальность. Модель Ромеро - Наоми Уайтхорс - одета в одежду коренного чумаша. Её юбка из оленьей шкуры, украшенная раковинами морских ушек, оливиновыми раковинами и ожерельями из семян кедровых орехов, которые покрывают её обнажённую грудь, а также головной убор с перьями были сделаны её матерью, художницей Лией Мата.
               
Творчество ещё одного мастера - американского киноактёра и скульптора Джорджа Монтгомери - представлено в музее бронзовой скульптурой  «Охотник», изображающей звезду вестернов Клинта Иствуда таким, каким его помнят зрители по фильму «Пригоршня долларов». Мы увидели актёра в пончо и шляпе игрока, курящим самокрутку, похожую на те, что курил «Человек без имени» в иронических фильмах. По иронии его собственной судьбы, сам Иствуд никогда не курил. Актёр вернулся к увлечению своей юности — скульптуре – уже на склоне лет. Начав работать в бронзе, он создал более 50 изваяний — портретов своих друзей и партнёров по фильмам.

Джордж Монтгомери, или икона Голливуда, как называли его современники, оставил, помимо скульптур, большое наследие: мебель ручной работы, коллекцию традиционных западных картин, произведения абстрактного искусства, модернистский дизайн. В его творчестве сливаются исторический и современный стили.

Фамилия ещё одного экспозиционера показалась нам забавной. Это был Ноа Пурифой – афроамериканский художник и скульптор, основатель Центра искусств «Башни Уоттс», о которых я писала в одном из своих очерков. Он также создатель Художественного музея пустыни на открытом воздухе. Большую часть своей жизни он жил и работал в Лос-Анджелесе и Джошуа-Три,  Калифорния.
 
Пурифой был первым афроамериканцем, поступившим в Художественный институт Шуинар на дневное отделение. Незадолго до своего сорокалетия он получил степень бакалавра иностранных дел. Более всего он известен сборкой скульптур, сделанных из обломков, собранных после уоттсских беспорядков в августе 1965 года. Это было движение за гражданские права в США, явившееся результатом многолетней борьбы афроамериканцев и их единомышленников против расовой дискриминации, лишения гражданских прав и расовой сегрегации. Движение началось в конце XIX века, однако самые большие законодательные успехи были достигнуты в середине 1960-х годов после нескольких лет прямых акций и массовых протестов.
 
Ноа Пурифой был влиятельной фигурой в движении чернокожих деятелей искусств Лос-Анджелеса. Представленный в музее рельеф сделан из предметов, которые он нашёл на свалке: деталей радиатора, полированных табличек и т. д.

Самое большое впечатление на нас произвели нетрадиционные скульптуры Гизелы Колон, художницы-канадки, живущей в Лос-Анджелесе. Свои акриловые скульптуры Колон называет мутирующими объектами, а направление своего творчества — органическим минимализмом, поскольку она отказалась от сложных форм. Акрил — это общее название полимеров на основе акриловой и метакриловой кислот. Этот материал близок по своей структуре к оргстеклу.

Настенные объекты Гизелы необычны и поразили наше воображение. Нам казалось, что они светятся изнутри и переливаются мягким светом, как будто в них происходит постепенный переход от одного цвета к другому. Однако внутри скульптуры никакого источника света не было. Некоторые её скульптуры казались твёрдыми, а их внутренние части - жидкими. Технологию художница держит в секрете, а цены на её работы варьируются от 10 до 55 тысяч евро. Она широко известна как скульптор и постоянно принимает участие в международных выставках.
 
Среди представленных ею работ в центре демонстрационного зала установлены высокие параболические монолиты из иридия и чёрного золота. Я не переставала удивляться, постоянно сталкиваясь с новыми для меня понятиями, например «чёрное золото». Пришлось, как всегда в подобных ситуациях, обратиться  к Википедии. Я узнала, что  уральские учёные из Института физики металлов РАН разработали технологию, благодаря которой можно получить чёрное, пурпурное, зелёное, голубое и фиолетовое золото. Выполняя очередной госзаказ для космической отрасли по созданию на основе золота и других металлов сверхпрочных сплавов для спутников, учёные обнаружили интересную особенность: при определённых условиях, поверхность золота приобретает чёрный цвет.
 
Причина этого явления заключается в том, что в классический жёлтый металл добавляют кобальт и хром с последующим окислением поверхности при высокой температуре. При этом соотношение ингредиентов таково: 75% чистого золота, 10% хрома и 15% кобальта. Сложная технология производства чёрного золота держится в тайне. После окисления изделие покрывается слоем чёрного родия, рутения или аморфного углерода. Окраска изделия может варьироваться в зависимости от интенсивности покрытия – от слегка серой до глубоко чёрной. Недавно открытая в США лазерная технология позволяет придать поверхности металлов особенно глубокий черный цвет.

На стенах зала вывешены изделия Гизелы 2018-19 годов, поверхность которых переливается всеми цветами радуги и названия которых не могли не привести нас в изумление: ультра сфероид, супер эллипсоид, гипер эллипсоид, жидкая трапеция, мета трапеция, перекошенный квадрат, удлинённый прямоугольник, мега прямоугольник, сплюснутый эллипсоид и другие, не менее экзотические. Все они выполнены из выдувного акрила.

Нам захотелось узнать, что собой представляет театр Анненберг. Естественно, у нас не было времени, чтобы посетить его спектакли или шоу. Но мы узнали, что он знакомит зрителей с известными исполнителями в области музыки, танца и театра со всего мира. Один из них поделился своими впечатлениями: «Изогнутые стены. Арочные потолки. Идеальная акустика. Театр Анненберга, спроектированный мастером модернизма Стюартом Уильямсом, представляет собой чудо середины века, а также является самой интимной и ультрасовременной сценической площадкой в пустыне».
 
Меня заинтриговало определение «интимной», и я решила узнать, что интимного может быть в театре. В Facebook помещена афиша спектаклей и представлений этого театра. Среди прочего там идёт спектакль «Мужчина и его простата» с Ричардом Кайндом в главной роли. Там же помещено резюме об этом спектакле: «Основываясь на реальном жизненном опыте, человек открывает своё внутреннее «я» более чем одним способом. Близкая к трагедии ситуация мастерски трансформируется в комедию одного актёра, прекрасно сыгранную Ричардом Кайндом во время его весёлого визита в больницу при подготовке к операции, которую он не хочет делать». Ну, что ж! Театр освещает все стороны жизни и проблемы человека.

На этом закончился первый день нашего пребывания в Палм-Спрингс и нашего знакомства с музеем искусств, который принёс нам много новых и интересных впечатлений.

В коллаже:
Верхний ряд - Джеймс Суиннертон - "Пустынный пейзаж",
              Кауилья - "Корзина" и подставка,
              Кара Ромеро - "Наоми",
              Гизела Колон - акриловые скульптуры.

Нижний ряд -  Ноа Пурифой - скульптура из найденных предметов,
              Кауилья - фрагмент корзины из сплющенных консервных банок,
              Джордж Монтгомери - "Охотник",
              Гизела Колон - акриловые скульптуры.

 Продолжение следует.