Хроника трёх дней или честно об Аргентине

Сергей Горбатых
               
                ПРЕДИСЛОВИЕ
               
 Я несколько месяцев  усиленно работал над биографией Хуана Рамона Дуарте. Составил список книг, журналов, статей на эту тему и принялся их методично  добывать. Это было не совсем легко. Ведь некоторые  книги вышли маленькими тиражами десятки лет назад. Я посещал книжные развалы, магазины, где торгуют старыми журналами и т. д. Установил контакт с продавцами, и дело пошло. Параллельно принялся писать, но разумеется только после изучения и сравнения данных, опубликованных в различных источниках.
- А кто такой этот Хуан Рамон Дуарте? - спросят люди читающие эти строки.
 Хуан Рамон Дуарте был обыкновенным служащим мыловаренной фабрики в Буэнос-Айресе, который за несколько лет превратился в одного из самых влиятельных людей Аргентины. Почему так случилось? Всё очень просто:  ведь его родной сестрой была: Эва Дуарте, которая вышла замуж за Хуана Доминго Перона.
 Эву, защитницу всех аргентинских угнетённых и несчастных стали звать Эвитой, а её брат так и  остался Хуансито. Но так молодого человека звали только свои, для остальных же он был сеньор Хуан Рамон — личный секретарь президента Аргентины Перона.
  После биографического романа «Исабелита» я  уже обладал небольшим опытом в написании произведений подобного жанра, поэтому работалось  мне легко и с удовольствием. Однако после шести глав я устал и решил отложить на некоторое время рассказывать о Хуансито.
 Написал рассказы «Урядник Крюкин» и «Письмо» отцу» и хотел было вернуться к  роману «Хуансито».
  Но пока я был полностью погружен в это творчество, в Аргентину хлынула очередная волна иммигрантов из России, о чём я узнал совершенно случайно от  моих друзей. Я вошёл в Ютуб. Мама дорогая! Десятки различных блогеров, недавно приехавшие в Аргентину, рассказывали о Буэнос-Айресе и его жителях, давали советы как, где снять квартиру, оформить документы, найти работу, открыть своё дело  и т. д.
   Ими искажалось почти всё! Как человек, даже не знающий о том, что в Буэнос-Айресе  и его пригородах кроме испанского языка часть населения активно использует в своей речи люнфардо, не имеющий представления о социальных проблемах, может представлять себе окружающую действительность? Я принялся комментировать отдельных блогеров, стараясь объяснить им  их ошибки. Результат был для меня самый тягостный, ведь я втягивался в споры, в которых им  ничего не мог доказать. Блогеры, прожившие в столице несколько месяцев  оказывается знали об Аргентине, её истории, её людях, традициях и законах гораздо больше, чем я, который живёт в этой стране с 1998 года!
   У людей, которые смотрят эти блоги, создаётся совершенно искажённое представление об этой стране. Пусть то, что блогеры рассказывают и  показывают в своих видео  остаётся на их совести. Я решил больше не терять своего времени на бесполезные дискуссии с ними. Мой долг рассказать о  прекрасной Аргентине и её замечательных жителях так, как  вижу, чувствую  и понимаю их я.
 Я временно прекращаю работу над биографическим романом «Хуансито» и пишу произведение «Хроника  трёх дней или честно об Аргентине». Не знаю какого оно получится объёма, но по своему жанру это будет очерк с вкраплениями мемуаров.
 Я обещаю читателям, что «Хроника трёх дней или честно об Аргентине» будет абсолютно искренним рассказом о моей жизни в Аргентине.

                ЧЕТВЕРГ
 
                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

  Ноябрь 2022 года. Четверг. Жарко. Очень жарко для этого весеннего месяца. Дождей уже не было почти пять месяцев. Мне необходимо ехать в Федеральную столицу Буэнос Айрес. Хотя  согласно городской конституции, принятой в 1996 году она является   Автономным Городом. Да! Да! Официальное название аргентинской столицы звучит так: Автономный Город Буэнос-Айрес. Многие местные остряки замечают, что в Аргентине нет столицы, а есть Автономный город Буэнос-Айрес. На всех официальных бланках, сайтах Буэнос Айрес фигурирует под этим, для меня несколько странным, наименованием. Но миллионы людей продолжают употреблять прежнюю формулировку: Федеральная столица Буэнос -Айрес.
 Выезжаю на автомобиле поздно: в начале десятого. Солнечные лучи уже довольно ощутимо сжигают всё вокруг.
 Живём мы с супругой в городке Алехандро Корн, который находится в третьем, самом дальнем, пригородном кольце. Расстояние до Феде… Простите, до Автономного города Буэнос-Айрес 45 километров. Это если по самой короткой дороге и почти 60 километров если выбрать более длинный маршрут.
- Так это вообще ничего! Сорок минут и ты в столице! - скажут мне водители, которые не живут в Аргентине.
- Как бы не так! - отвечаю я им. - Один час сорок минут или два часа! Если повезёт, конечно!
 Быстрее и удобнее ехать в столицу на электричке. Один час! Но также с оговоркой: если повезёт!
 Движение по  провинциальной дороге номер двести десять, она ещё именуется проспектом имени Ипполита Иригожена,  было так себе. Как в обычное утро буднего дня. Тяжёлые грузовики, почему-то, как всегда, тащились по левой скоростной полосе, а легковые автомобили  мучились в правой. Водители грузовиков считают себя королями дороги и им глубоко наплевать на многие правила дорожного движения.
- Прав тот, кто больше! Если я управляю многотонной махиной, а ты за рулём пластмассовой коробки на колёсах, то и держись меня подальше! - оправдывают они свои действия.
 Я смирился с «королями дороги» и давно их уже не проклинаю, стараясь ехать быстрее по правой полосе. Но она, к сожалению, разбита гораздо больше, чем левая. Существует риск,  не заметить яму, въехать в неё, а потом иметь «счастье» ремонтировать автомобиль.
 Утверждения многих блогеров о том, что в Аргентине приличные дороги не соответствует действительности.
- Приличные если сравнивать с какими странами? - задаю я  им вопрос.
 Через тридцать пять минут я подъехал к Ротонде Бурсако. Ротондой в Аргентине называют место, где автомобильное движение осуществляется по кругу. Здесь уже около года идут работы по строительству подземного туннеля для того, чтобы упорядочить в этом месте движение транспортных потоков.
 Как всегда здесь жуткий хаос.  Ведь всем глубоко плевать на цвет светофора, а единственный регулировщик, из числа муниципальных служащий, в истерике дует в свой свисток, но ему подчиняются только самые дисциплинированные водители.
 Минут пятнадцать мне понадобилось, чтобы вырваться из этого хаоса. Я выезжаю на провинциальную дорогу номер четыре или Камино де Синтура, которая в этом месте именуется и как проспект Монтеверде.
 Да, совершенно забыл. Официальное название «Ротонда Бурсако» как-то не приживается. Все её именуют «Ротондой  де лос пинос». Ведь здесь расположен самый большой в этих местах отель для любовный свиданий «Лос пинос» ( Сосны ). Почему сосны? Где эти сосны? Я, лично, не знаю. Знаю, что отель очень дешёвый и пользуется дурной славой.
  Теперь я еду по дороге с ужасным асфальтовым покрытием. Автомобиль кидает из стороны в сторону, как лодку во время сильного шторма. Вокруг меня чад, копоть, рёв сотен мощных моторов грузовиков. Движение здесь очень напряжённое. Надо смотреть в четыре глаза ( у меня их только два), чтобы не быть раздавленным каким-нибудь железным монстром, водитель которого одной рукой крутит руль, в другой  держит тыковку, посасывая  из трубочки( бомбижи)  мате.
 Еще сорок минут и, наконец , я въезжаю, на так называемое Камино Негро ( Чёрная дорога). Лет пятнадцать назад здесь действительно была «чёрная дорога», но а сейчас это прекрасная  автомобильная трасса,  с замечательным покрытием, без светофоров. Сначала максимальная скорость ограничивается 60 километрами в час, а затем 80 километрами.
 Всё прекрасно! Даже горячие солнечные лучи! «Градусов тридцать, наверное уже?» - думаю я.
 До моста Ла Нория через  Риачуэло - речку со зловонной жидкостью, которая разделяет провинцию и столицу остаются сущие пустяки.
 И вдруг впереди, километрах в двух, вверх взвивается плотный столб ядовито-чёрного дыма.
 У меня ёкает сердце. «Дорогу перекрыли! Вот влип! А может быть это в стороне от дороги жгут автомобильные покрышки? А может быть пожар на складе? Вон сколько их здесь по обеим  сторонам дороги!» - стараюсь  успокоить я себя.
 Автомобили, идущие впереди  притормаживают, а затем и вовсе останавливаются. Столб дыма становится всё выше и чернее. Сзади слышится визг полицейских сирен.
  Становится уже ясно, что я влип. Теперь меня мучает только один вопрос: сколько мне придётся стоять в этой пробке. Час, два или до самой ночи?
 Дороги в Аргентине перекрывают всем кому не лень. Отключили в домах электричество или воду, жители выходят и перекрывают близлежащую автомагистраль. Как правило они быстро находят автомобильные покрышки и поджигают их, а сами сидят рядом и пьют мате. Приезжает полиция и пытается уговорить устроителей пикетов освободить хотя бы одну полосу дороги для движения. В это время весь транспорт стоит. Водители автомобилей, пассажиры автобусов проклинают «пикетерос», но вступить с ними в рукопашную опасаются. Ведь  эти нарушители закона находятся под защитой полиции.
 Почему они перекрывают дороги, а не подъезды к предприятиям электроэнергии и водоснабжения  для меня  до сих пор остаётся загадкой.
 Но более тяжёлая ситуация  сложилась с так называемыми социальными организациями, которые в Аргентине творят безобразия. В 2001-2005 в стране возникли народные движения « Классическое и Боевое Течение», «Несгибаемые районы», «Движение Эвита». Перонисткому правительству быстро удалось взять их деятельность под полный контроль и заставить действовать в свою пользу. Лидерам и активистам  этих движений  выделяются колоссальные бюджетные средства для ведения работы среди самых бедных слоёв населения и поддержки политики правительства.  Когда требуется, они  выводят на улицы городов десятки тысяч человек и парализуют нормальную жизнедеятельность страны.
  Организации «Рабочий полюс», «Единство пикетчиков», «Движение бездомных» официально считаются оппозиционными. Но это только официально. Часто появляется информация, что их «курируют» местные спецслужбы: Сервисио де Интелихенсия.
 Кроме этих мощных социальных организаций существует большой спектр групп левацкого и националистического толка. Кто финансирует их? Увы, информации на эту тему в открытых источниках не найти.
 Стоим… Слева и справа жуткое нагромождение домов из полого кирпича, какие-то склады, автомастерские…. Поехали… Колонна продвигается метров пять и останавливается. Жарко. Я поднимаю стёкла и включаю кондиционер. Неожиданно вспоминаю  парня с которым я работал два года. Он был шофёром грузовичка, на котором развозились сигареты и продукты питания для киосков столичного микроцентра.
 Звали его Леонардо. Жгучий брюнет лет тридцати с солидным брюшком. Он был женат и обожал рассказывать о родителях супруги, с которыми каждый день происходили какие-нибудь истории. На обед Леонардо покупал килограмм говяжьих отварных языков  и килограмм белого свежего хлеба, а затем с невероятным аппетитом съедал всё это минут за пятнадцать, запивая кока-колой. Раньше он работал на стройке. Ушёл оттуда, потому что было очень тяжело. Для того, чтобы выжить Леонардо записался в две партии  и  «Движение Эвита» и стал принимать в их деятельности самое активное участие.
- У коммунистов за манифестации и пикеты денег не платили. Давали муку, сахар, макароны, масло... У перонистов платили за всё. Зарплата была почасовая.  В «Движении Эвита»  было лучше всего. Платили за всё, еду давали. Во время перекрытия дорог  обязательно каждому вручали баночку пива с чорипаном. ( Бутерброд с жаренной на углях колбаской), - часто рассказывал мне Леонардо.
- Так чего ты бросил? Халява такая! - однажды поинтересовался я.
- Серхио, так ведь это нерегулярно, а жена с дочерью кушать хотят каждый день. Одежду надо покупать тоже. Постоянная работа нужна. Приходиться теперь вот руль крутить.

  Трогаемся.  Продвигаемся ещё метров десять. Останавливаемся
  Вспоминаю разговор с одним  продавцом столичного киоска. Он - совсем молодой парень- год назад бежал из Венесуэлы в Аргентину в поисках лучшей жизни.
- Скоро здесь будет также, как у меня на родине, - пожаловался он. - В Венесуэле точно также начиналось. Высокая инфляция, предприятия разорялись. Народу вместо работы стали давать продуктовые пайки.
 «Всё может быть, - подумал я, - ведь недаром местные остряки уже давно  с грустным сарказмом называют  Аргентину «Аргенсуэлой». Инфляция в стране официально достигла уже 88 процентов, а за три года деятельности нынешнего правительства  составила 315 процентов. Я, лично,  думаю, что на самом деле больше. Печатный станок производит сотни тонн денег, которые каждый день обесцениваются. Правительство не в состоянии создавать рабочие места. На следующий год в стране будут проводиться президентские выборы, поэтому оно ежемесячно увеличивает пенсии, пособия для тех, кто находится в тяжёлой экономической ситуации, а это около 50 процентов населения Аргентины. Для сохранения своей власти правительство сознательно пустило экономику страны под откос. Повсюду носятся слухи о возможных массовых грабежах супермеркадо ( супермаркетов), которые начнутся под Рождество.

  Вновь движемся.  Проезжаем десять метров, останавливаемся и тут же вновь трогаемся. «Движемся! - ликую я, - лучше так, чем тупо стоять».
 
 Массовые грабежи супермеркадо — это события, которые иногда происходят в Аргентине и, как правило, накануне Рождества и Нового года.
- Мы тоже люди и хотим отметить праздники за столом всей семьёй! Наши дети имеют право на конфеты и рождественский кулич, а мы, взрослые, на пару бутылочек сидра! Но правительство забыло о нас. Ему не интересно,  что будет стоять на наших столах. Раз так, то мы возьмём сами! - такие наглые заявления от лидеров различных социальных движений начинают поступать уже в конце ноября.
 Владельцы супермеркадо вынуждены выдавать беднейшим жителям страны рождественские подарки, чтобы избежать социального конфликта и грабежа  своих магазинов.

 Автомобили, впереди едут уже «веселее». Столб чёрного чадящего дыма приближается. В салоне  воняет  жжёной резиной.
 И через несколько минут я вижу жарко пылающие автомобильные покрышки всех марок и размеров. Толстые  непричёсанные тётки с неумытыми лицами в грязных жилетах, которые имели когда-то жёлтый цвет, пьют мате, передавая тыковку по кругу и  равнодушно глазея на огонь. Несколько беззубых небритых мужиков  лопатами поправляют покрышки очевидно для того, чтобы копотнее  горело. На всех надеты жёлтые нестираные кепки с двумя словами, выведенными белой краской «POLO OBRERO» (Рабочий полюс). Трое молодых людей катят по дороге к огню огромную покрышку. Десяток юных девушек с минимальным количеством одежды, татуированные от лба до самых пяток сидят на горячем асфальте, сосредоточенно рассматривая что-то в своих телефонах. У некоторых из них на головах такие же кепки.
 Я быстро считаю пикетерос. Их  всего около тридцати человек. Полицейские ушли подальше от горящих покрышек, чтобы не дышать копотью, и занимаются своим делами. Кто-то пьёт мате, кто-то курит. Офицеры, изображая на своих лицах ответственность  и усердие, не отрывают от своих ушей телефоны. Очевидно, что  консультируются со своим начальством.
  Автомобили, идущие впереди, начинают медленно съезжать по узкой дороге с Камино  Негро на улицу. В этот момент я считаю  полицейских. У меня выходит пятнадцать человек. Может быть, конечно, их на самом деле и больше, но какая в данной ситуации разница?
 Я  тоже съезжаю   с Камино Негро и следую за автомобилями, которые едут впереди. Сначала колонна движется по улице, затем поворачивает направо, затем налево. Минут через десять мы оказываемся под мостом , а ещё через пять начинаем на него подниматься. «Какие добрые пикетерос! - с жутким раздражением думаю я, - перекрыли Камино Негро так, чтобы водители, сделав «круг почёта», вновь смогли на неё вернуться! Какая предусмотрительность!»
  Поднявшись на Камино Негро , я нажимаю педаль газа. Три полосы движения, скорость 80 километров в час.
 А вот и мост Ла Нория! Проезжаю по нему, оставляю позади Риачуэло,  и оказываюсь в Автономном городе Буэнос-Айрес.
  Делаю километра полтора по прекрасной дороге Хенераль Пас и сворачиваю направо.
 Еду по проспекту Коронель Рока. От злости сводит скулы, ведь потеряно почти полтора часа!
 В первые две недели каждого месяца все эти пикетерос, как совсем юные, так и пожилые, образуют бесконечные очереди в государственные банки, для получения пенсий, каких-то пособий и т. д. Это их официальный доход. О неофициальном я уже говорил раньше.
 С предпринимателей, рабочих и служащих правительство «дерёт три шкуры», обложив их непомерными налогами. «Ну совсем нет справедливости!» - в отчаянии думаю я, совершенно забыв, что проезжаю  мимо школы, где  должен был снизить скорость до 30 километров в  час.
 « Заработал фото штраф! - почему-то равнодушно думаю я. - Да и хрен с ним!»
 Штрафы за различные нарушения правил дорожного движения должны выбивать чиновники той административно-территориальной единицы, на которой они были совершены.
 На мне очень давно висит один столичный за стоянку в неположенном месте. А может быть уже и больше? Не знаю! Не хочу заходить на специальный сайт, чтобы не портить себе настроение.
 Штрафы в Аргентине привязаны к стоимости самой дорогой марки бензина  с октановым числом 98.  Каждое нарушение предусматривает  определённое количество литров. Увеличивается цена бензина, автоматически возрастает и штраф. Это гениальное изобретение правительства! В чём, в чём, а  в способах честного отъёма  денег у населения оно преуспевает!
 Два года назад я менял закончившую свой срок действия водительскую лицензию в муниципалитете Сан Висенте, на территории которого проживаю. Основным  условием для обмена, кроме медицинской комиссии, является ОТСУТСТВИЕ  всех муниципальных долгов: налога на автомобильные номера, оплаты за уборку мусора и уличное освещение,  неоплаченных штрафов, за нарушения правил дорожного движения на всей территории данного муниципального образования.
  Впереди поднимается дым. Но это был хороший дым: сизого цвета со вкусом мяса. Вдоль проспекта стоит больше десятка огромных париж (барбекю). На решётках доходят до нужной кондиции распластанные тушки цыплят, большие куски мяса и говяжьей требухи.
 В этом бойком месте сизый дым вздымается вверх 24 часа сутки. Ведь мимо проезжают тысячи легковых автомобилей и грузовиков, водители которых охотно пользуются услугами этой дорожной забегаловки.
 Через десять минут я наконец-то прибываю в конечную точку моего маршрута: в транспортное предприятие Крус дель Сур. Мне необходимо отправить посылку ( коробку среднего размера) в курортный город Барилоче, который расположен в Андах на юге страны, в провинции Рио Негро.
 Становлюсь в небольшую очередь. Впереди два человека. Видно сразу, что они экспедиторы каких-то предприятий и приехали сюда, чтобы отправить  продукцию в Барилоче. Перед каждым -тележка с ящиками и коробками.
- Опаздываю! - озабоченно говорит парень, стриженный наголо, лет тридцати. Мне в час надо быть в Сан Мартине. Не успею! Приеду, а там на фабрике обед. Придётся ждать! Сюда с трудом доехали…
- Почему? Что случилось? - сочувственно интересуется мужик лет сорока в тяжёлых ботинках на толстой подошве и потёртых джинсах.
- В районе Конгресса все улицы были перекрыты феминистками. Протестовали против чего-то. Их бы энергию да в нужное направление запустить, а не портить людям жизнь! - объясняет парень, вытирая  ладонью мокрый от пота лоб.
- Вместо того чтобы замуж выйти и семью иметь, да жить как все, они хренью занимаются. То за аборты, выступают, то против домашнего насилия, то за какие-то законы. Вот времена! - мужик в ботинках на толстой подошве от злости сжимает губы.
 Я отдаю посылку, получаю копию накладной и сажусь автомобиль.
 Теперь надо подумать, какой выбрать маршрут, чтобы быстрее  попасть домой.